Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 14:16, курсовая работа
В работе сделана попытка проследить процесс развития термина «культура» со времени его появления до настоящего времени. Культура тесно связана с цивилизацией, она имеет некоторые сходные с ней черты и в то же время это разные категории . По времени термин «цивилизация» возник гораздо позднее термина «культура», поэтому исследователям еще предстоит исследовать соотношение понятий культура и цивилизация.
Введение________________________________________________________2
Глава1. Процесс развития понятия «культура»________________________4
1.1. Понятие культуры____________________________________________4
1.2. Происхождение термина «культура». Просветительские концепции культуры. _______________________________________________________7
1.3. Развитие понятия «культура» в Х1Х-ХХ вв.______________________12
1.4. Основные научные подходы к понятию культуры, выработанные в процессе ее исторического развития________________________________13
Глава 2. Культура и цивилизация___________________________________21
2.1. Понятие цивилизации__________________________________________21
2.2. Соотношение культуры и цивилизации__________________________25
Заключение______________________________________________________28
Список литературы________________________________________________30
В конце 17 в. в Италии была предпринята первая попытка сформулировать историческую теорию познания, применительно к культурному развитию человеческого общества. Итальянский гуманист Дж. Вико в трактате «Основания новой науки об общей природе наций» эволюцию культуры представил по аналогии с теорией возрастов. Он выделил детство, юность и зрелость культуры. В век детства – «божественный век» человек начинает осозновать себя как существо животное, затем в период юности- «век героев» приходит к мысли о своем героическом предназначении и, наконец в зрелости - « человеческом веке» утверждается в естественной природе своего происхождения.
Дж. Вико считал, что период расцвета культуры приходился на «век героев», когда утверждались аристократические республики, зарождалась поэзия и этика. Поэтическому языку Вико придавал особое значение, так как посредством него создавались героические характеры, выполнявшие роль общекультурных ценностей эпохи. Таким образом Дж. Вико впервые обратил внимание на естественных причинах возникновения языка. Вико принадлежит идея о целостности культуры, как органическом единстве государственной, нравственной и художественной деятельности людей.
Переход к демократии в культурологической концепции Вико означает упадок культуры. Век заката культуры оказывается наиболее благоприятным для удобной жизни отдельного человека. Оставшееся без попечения целое гибнет. Этот процесс сопровождается утверждением рассудочности, развитием философии и прозы.
В эпоху Просвещения был совершен третий после Возрождения и Реформации духовный переворот, окончательно покончивший со средневековой системой ценностей. Этот процесс был интернациональным движением, вместе с тем на переднем плане его находились французские просветители.
Французские просветители - Вольтер, Тюрго, Кондорсе сущность культурного развития понимали как развитие человеческого разума, противопоставляя «культурность», « цивилизованность» нации «дикости» и «варварству» первобытных народов. Провозгласив разум единственным мерилом человека, французские просветители на первое место поставили искусство, этику и науку как наиболее могучие инструменты социального преобразования.
Среди первого поколения французских просветителей особенно выделяют Ф.Вольтера и Ш.Монтескье. Вольтер определяющей стороной культуры считал духовную сферу, признавал ценность каждой культуры. Огромное значение Вольтер придавал воспитанию. Он был убежден в неизбежности скорого установления « царства разума», в котором будет устранено социальное зло и высокая духовная культура могут в течение довольно непродолжительного времени утвердиться у всех народов мира.
Особую роль не только по французском Просвещении, но и вообще в культуре своей эпохи сыграл Ж.Ж.Руссо. Руссо одним из первых выразил протест против идеалов эпохи Просвещения, заявив, что рядом с прогрессом культуры идет падение нравственности. Кризису современного общества Руссо противопоставлял идеал « естественного человека», живущего в гармонии с собой и миром. Руссо полагал, что кризис личности может быть преодолен посредством сведения культуры к устойчивым традиционным формам.
Свой вклад в разработку теории культуры внесли немецкие просветители. Отталкиваясь от идеалов античности, они пришли к осознанию истоков и границ европейской культуры. Понимание культуры, которое впоследствии составит основу европейской культурологической традиции было сформулировано Гердером. Он называл культуру миром человеческих изобретений, рождающихся в результате борьбы человека с противостоящей ему природой. « Мы видим, что во всем творит лишь одно начало – человеческий разум… Везде виден замысел, видны намерения человеческого рассудка, который не перестает думать, хотя и достигает разной степени продуманности своих планов… А потому одна цепь культуры соединяет своей кривой и все время отклоняющейся в сторону линией… все нации»7.
Свой вклад в разработку теории культуры внесли немецкие просветители. Для них было характерно перенесение проблем общественно-культурной практики в теоретическую плоскость и акцентирование внимания на необходимости перестройки сознания посредством эстетического и этического воспитания и образования. Беря за основу идеалы античности, они постепенно пришли к осознанию истоков европейской культуры.
Впервые попытку проанализировать тип античной культуры предпринял И.И. Винкельман. В физическом типе совершенного человека античности, прекрасного и поклоняющегося красоте он нашел основной принцип, связывающий античную культуру в единое целое.
Г.Э. Лессинг в споре с Винкельманом очертил границы европейской духовности. Он выявил отдельно ценности античной и европейской культуры.
Особая роль в немецком просвещении в развитии теории культуры принадлежит И.Г. Гердеру. Он сформулировал такое понятие культуры, которое составит основу европейской культурологической традиции. Гердер называл культуру миром человеческих изобретений, рождающихся в результате борьбы человека с противостоящей ему природой. В числе естественных факторов развития культуры Гердер выделил природную среду обитания людей и многообразие животного мира. Они оказывают влияние на характер воображения людей и проявляют себя в эстетике.
Гердер сформулировал закон прогресса в истории культуры, суть которого состоит в том, что культуры обладают способностью развиваться из самих себя.
Родоначальник немецкой классической философии И.Кант выдвинул на первый план фундаментальную идею: культура как человеческое изобретение. Человеку, считал Кант, от природы достался только разум, чтобы он « все произвел из себя» по своим законам. Так человек создал защитное искусственное надприродное тело - культуру. Посредством нее он отныне только и вступает в отношения с предметами своих естественных потребностей. Кант не отождествлял, как Гердер, законы разума с законами природы. Движущей силой развития культуры он считал желание, возникающее в момент, когда предмет потребности начинает удаляться от человека.
1.3. Развитие понятия культуры в Х1Х – ХХ в.
Х1Х и особенно ХХ век в области понятия культуры характеризуется тем, что мир рассматривается как атрибут культуры, а не объективное явление. Человек замыкается в пространстве собственных символических форм, мир культуры становится независимым от объективной действительности. В то же время в этот период понятие категории культуры получает дальнейшее развитие . Она получила свое дальнейшее развитие в этнологических концепциях культурологии, марксистской концепции культуры, концепциях интуитивного направления.
Марксизм говорит о культуре, как о непрерывно совершающемся процессе человеческой деятельности. Культура не может быть понята исключительно из самой себя, ее можно понять только в связи с обществом и применительно к отдельным ступеням его развития. В марксизме устанавливается тесная связь культуры с производством материальных благ, как определяющим видом человеческого труда.
Важнейшую роль в становлении культуры сыграл процесс отделения умственного труда от физического. Само разделение было обусловлено конкретно-исторической необходимостью, связанной с накоплением знаний людьми о внешнем мире и усложнением их социальной практики. Таким образом человечество вступило в классовое общество с принципом распределения культурных ценностей, ставшим проявлением неравенства между людьми.
Марксизм утверждает, что определенной исторической форме материального производства соответствует свой вид духовной практики. Однако духовное производство имеет относительную самостоятельность, которая проявляется в несовпадении темпов развития материальной и духовной сфер деятельности – двух сторон целостной единой культуры.
В классовом обществе культура неизбежно носит классовый характер, поэтому, считают марксисты, к ее анализу необходим и классовый подход. Наряду с классовыми ценностями марксизм признает и общечеловеческие. В классовом обществе они вырабатываются прогрессивными представителями общества и передаются от поколения к поколению, становясь культурным достоянием народа.
Наряду с марксисткой теорий культуры, которая утверждает, что культура, изменяясь вместе в обществом, совершает процесс прогрессивного восходящего развития существуют и концепции, отрицающие исторический прогресс в области культуры. К таким концепциям относятся элитарные теории культуры, теологические, теории культурного отставания, теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций.
В ХХ в. наряду с позитивно-социологическими направлениями в культурологии развивалось и интуитивно-иррациональное. У истоков его стояли немецкие мыслители И.Г.Гаман, И.Ф.Гете, Ф.Ницше. Эти философы пытались понять жизнь из нее самой, опираясь на интеллекта.
Фридрих Ницше – немецкий мыслитель выразил трагедию современной ему культуры, о которой он говорил как о движущейся в «какой-то пытке напряжения» и направляющейся к катастрофе. Источниками западноевропейской культуры он считал – античность и христианство. Современная культура отрицается Ницше как абсурдное измышление, как средство подавления и порабощение человека. В его представлении основой жизни выступает воля, которая раскрывает себя в образно-чувственном восприятии действительности. Ницше выделяет две стихии в человеке. Которые культура пытается примирить. Отсюда вытекают и два типа культуры – гармонизирующая или «аполлонийская» и эмоционально-чувственная, или «дионисийская».
Апполлонийская опирается на слово, посредством которого упорядочивает мир, схематически его упрощая. Дионисийская культура опирается на волевое, эмоциональное «схватывание действительности» и развивает в человеке трагическое мироощущение, раскрывающее его индивидуальность. Человек, ориентированный на создание творческих ценностей, отвергнувший власть всяческих авторитетов, свободный от предустановленной морали становится абсолютно свободной сверхличностью. Он сознательно берет на себя ответственность за все свои поступки, сознательно изолируется от толпы. Он стремится развивать в себе способность к самоопределению. Развитие культуры понимается как восхождение человечества по ступеням самоопределения. Культура движется по кругу «вечного возвращения», воспроизводит снова и снова однажды найденные формы жизни и способы приспособления к ней. И лишь немногие способны прорвать этот круг благодаря умению растворяться в жизни, не противостоять ей, закрываясь мертвым панцирем культуры.
Назначение высшей породы «людей –господ»- творить будущее. Они, как никто, обнаруживают способность принимать жизнь такой какая она есть, не переделывать ее, а наоборот, приспосабливаться к ней.
1.4. Основные научные подходы к понятию культуры, выработанные в процессе ее исторического развития
Считается, что первое научное определение культуры дано английским ученым Э.Б. Тайлором. Он считал, что « культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»8.
Э. Б. Тайлор, основоположник культурной антропологии и эволюционной школы в истории, рассматривал культуру как процесс поступательного совершенствования орудийных форм деятельности, видов искусства, верований, культов. Он попытался соединить традиции XVII и Х1Х вв. в понимании культуры, эвдемонизм с эволюционизмом. Тайлор писал: « С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека… Можно признать, что обязанность человека в мире состоит в том, что он должен стремится к знанию, насколько может, и поступать настолько хорошо, насколько умеет»9 .
С момента первой попытки научного определения культуры и до сегодняшнего дня ученые выдвинули немало критериев культуры на базе которых стремились создать стройную универсальную теорию культуры. Среди них выделяются такие как деятельность, творчество, традиция, коммуникация, информация, смысл, ценности, идеалы, символы, верования. Е.М. Скворцова обращает внимание на то, что наличие неисчерпаемого количества « подобных категорий оставляет проблему принципиально неразрешимой»10 .
Основные подходы к понятию смысла слова «культура» обусловлены с одной стороны динамической составляющей – творческим потенциалом людей, а с другой – статистической составляющей, выражающейся в человеческой потребности хранить традиции и тем самым как бы приостанавливать время11.
Деятельностный (динамический) подход в понимании сущности культуры основывается на разграничении сферы природы и области культуры. Под природой понимается то, что развивается без вмешательства человека и может быть расти самостоятельно. Культура же, напротив является совокупностью того, что человек возделывает преднамеренно, ориентируясь на определенный идеал и ценности. Культурное пространство таким образом образует некую искусственную среду обитания людей, которая создается ими на базе межличностного и группового общения.