Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:26, курсовая работа
Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для
учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в
исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма
упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа
культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама
жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить
тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного
развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении
социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.
Введение _____________________________
Феномен культуры
Виды, формы, содержание и функции культуры
Движущие силы культуры
II.Феномен цивилизации
2.1. цивилизация как социокультурное образование
2.2. философия А. Тойнби
III.Культура и цивилизация
Заключение __________________________
Ссылки _____________
Список литературы __________________
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Содержание:
План__________________________
Введение _____________________________
II.Феномен цивилизации
2.1. цивилизация как
2.2. философия А. Тойнби
III.Культура и цивилизация
Заключение __________________________
Ссылки _____________
Список литературы __________________
Введение
Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для
учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в
исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма
упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа
культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама
жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить
тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного
развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении
социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.
Много
связанных с культурой
проблем имеют международный
глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре, которые несли с
собой различные тиранические режимы от Гитлера до Пиночета. Остро стоят
проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. В то же время все
большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание
различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и
традиционных культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.
Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие
практические основания. Все это стимулировало разработку философских
проблем культуры и привело к значительному прогрессу в этой области знания,
вплоть до создании особой науки о культуре -культурологии. Иначе говоря,
при изучении истории и прогнозировании будущего социальная философия уже не
может обходиться без учета культурной составляющей общественно-
исторического процесса. А это открывает широкое поле для разнообразных
исследований культуры.
Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и
этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающая
различные формы сознания - искусство, мораль, религию и т.д. Каждая из
конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете
своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением
остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы
результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография интересуется
проявлениями культуры того или иного народа во всем ее конкретном
многообразии и целостности. Для истории искусства культура - это прежде
всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что "образ
культуры" в различных науках выглядит по-разному. Западные исследователи
культуры насчитывают в мировой литературе от 150 до250 определений
культуры. Это объясняется не только специфическими интересами конкретных
наук, но и разнообразием мировоззренческих позиций и даже разных подходов в
рамках одного мировоззрения,
с которых рассматривается
начинается область философии.
Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических
проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский
взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от
всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как
таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет
в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое
значение, и являются предметом философского анализа культуры.
Наряду с проблемой культуры не менее актуальной является тема
"цивилизации".
Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой
обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст
однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов:
так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и
различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной
противоположности.
Цель этой работы - выяснить, что скрывается под понятиями "культура" и
"цивилизация", определить их сходство и различие.
ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.
Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание)
издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком
широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного,
искусственного в
смысл слишком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении.
Само это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в
современной научной литературе встречается более 250 определений и
культуры. Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон
проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их
следующим образом. (1*)[1]
1. Описательные
определения, восходящие в
основоположника культурной антропологии Э.Тейлора. Суть таких
определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев,
верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя
книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и
природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию,
которые складывались веками.
2. Исторические
определения, подчеркивающие
и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов
развития человечества. К ним примыкают и генетические определения,
утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В
нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от
поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность,
взгляды, верования.
3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм.
Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные
ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.
5. Психологические определения, исходящие из решения человеком
определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое
приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и
складывается из всех результатов такого приспособления.
6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение,
которому человек научился, а не получил в качестве биологического
наследства.
7. Структурные определения, выделяющие значимость моментов
организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему
определенных признаков, различным образом связанных между собой.
Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг
основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром
(моделью) культуры.
8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих
от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или
подражаний.
9. Символические определения: культура - это организация различных
феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в
употреблении символов или зависящая от этого.
Легко заметить, что каждая из перечисленных групп определений
схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный
общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, культура
является результатом поведения людей и деятельности общества, она
исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема,
основана на символах, "суперорганична", т.е. не включает биологических
компонентов человека и передается отличными от биологической
наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или
отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам
достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду,
когда речь заходит о культурах майя или ацтеков. Древнего Египта или
Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.
ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ.
Культура - это материальные и духовные ценности. Под ценностью
имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной
реальности, высвечивающее
его положительное или
человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют
особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще "лучами
культуры". Нас вдохновляют тишина, закатная заря, одиночество в лунной ночи
или пронизанная солнечным светом листва. Все это воспринимается и
переживается как нечто высокое и торжественное. Иначе говоря, реальные
факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и
оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или,
напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевозможные удовольствия и
неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как-то:
хорошее, приятное, прекрасное, нежное, изящное, благородное,
величественное, возвышенное, сокровенное, священное и т.п. Мы, например,
испытываем удовольствие при "виде полезного для нас предмета, мы называем
его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета,
лишенного непосредственной полезности, мы называем его прекрасным". (2*)
Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью
благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к
ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности
наших вкусов. Ведь не даром же говорят: "Он мне мил не потому, что хорош, а
хорош, потому, что мил". Таким образом, можно сказать, что ценность -это
субъективно-объективная реальность. Вот почему утверждая, что вкусах не
спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на
приоритет и объективность именно своего вкуса. "Приятным каждый называет
то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему только
нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он
усматривает объективную ценность" (3*).Нечего и говорить о том, насколько
значимы оценочные суждения для разумной ориентации человека в жизни.
Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или
созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное
бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней функцию и поэтому
имеет общественную ценность, например стол - это не просто доска,
опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или
работают. Ценности бывают не только материальные, но и духовные:
произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и
т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и
духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как
ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия
общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его
взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно
оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей,
интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта
оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной,
субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и
ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким