Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для
учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в
исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма
упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа
культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама
жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить
тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного
развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении
социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

Содержание работы

Введение _____________________________
Феномен культуры
Виды, формы, содержание и функции культуры
Движущие силы культуры
II.Феномен цивилизации
2.1. цивилизация как социокультурное образование
2.2. философия А. Тойнби
III.Культура и цивилизация
Заключение __________________________
Ссылки _____________
Список литературы __________________

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.docx

— 74.65 Кб (Скачать файл)

 

                           КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

 

 

Содержание:

План_____________________________

 

Введение _____________________________

    1. Феномен культуры
    1. Виды, формы, содержание и функции культуры
    1. Движущие силы культуры

II.Феномен цивилизации

2.1. цивилизация как социокультурное  образование

2.2. философия А. Тойнби

III.Культура и цивилизация

Заключение __________________________

Ссылки _____________

Список литературы __________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Тема культуры - до  относительно  недавнего   времени  была  новой  для

учебной литературы по философии.  И  это  не  случайно.  В  прошлом  даже  в

исследовательских  работах  понятие  культуры  нередко  трактовалось  весьма

упрощенно, что отражало  положение  и  общий  уровень  философского  анализа

культуры в стране. Необходимость  изменения такого подхода продиктовала  сама

жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и  должным  образом  оценить

тот факт, что проблематика культуры самим  объективным  ходом  общественного

развития все больше стала  выдвигаться на  передний  план  при  осуществлении

социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

      Много   связанных  с  культурой   проблем  имеют  международный   и  даже

глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре, которые  несли  с

собой различные тиранические режимы от  Гитлера  до  Пиночета.  Остро  стоят

проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. В то же время все

большее  значение  приобретают   взаимодействие,   диалог,   взаимопонимание

различных культур, в том  числе отношения  современной  западной  культуры  и

традиционных культур  развивающихся стран Азии,  Африки,  Латинской  Америки.

Таким  образом,  интерес  к  вопросам   теории   культуры   имеет   глубокие

практические  основания.  Все  это  стимулировало   разработку   философских

проблем культуры и привело  к значительному прогрессу в  этой области  знания,

вплоть до создании особой науки о  культуре  -культурологии.  Иначе  говоря,

при изучении истории и  прогнозировании будущего социальная философия уже  не

может   обходиться   без   учета   культурной   составляющей    общественно-

исторического процесса. А  это  открывает  широкое  поле  для  разнообразных

исследований культуры.

      Явления  культуры  изучает  множество   конкретных  наук:  археология  и

этнография,  история  и  социология,  не  говоря  уже  о  науках,  изучающая

различные формы сознания - искусство,  мораль,  религию  и  т.д.  Каждая  из

конкретных наук создает  определенное представление о культуре  как  предмете

своего исследования.  Так,  для  археологии  культура  связана  с  изучением

остатков дошедших до нашего времени  предметов,  в  которых  материализованы

результаты  деятельности  людей  прошлых   эпох.   Этнография   интересуется

проявлениями  культуры  того  или  иного  народа  во  всем   ее   конкретном

многообразии и целостности. Для истории  искусства  культура  -  это  прежде

всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так  что  "образ

культуры" в различных  науках  выглядит  по-разному.  Западные  исследователи

культуры  насчитывают  в  мировой  литературе  от  150   до250   определений

культуры. Это объясняется  не  только  специфическими  интересами  конкретных

наук, но и разнообразием  мировоззренческих позиций и  даже разных подходов  в

рамках одного мировоззрения, с которых рассматривается культура.  Здесь  уже

начинается область философии.

      Культура  интересует  философию  не  в  своих  частных,   эмпирических

проявлениях, а как феномен  общественной  жизни  в  целом.  Этот  философский

взгляд на культуру важен  потому, что именно философия может,  отвлекаясь  от

всевозможных деталей,  поставить  вопрос  о  том,  что  такое  культура  как

таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую  роль  она  играет

в развитии человека и общества. Общие  проблемы,  имеющие  мировоззренческое

значение, и являются предметом  философского анализа культуры.

      Наряду  с  проблемой  культуры  не  менее  актуальной  является   тема

"цивилизации".

      Вокруг  смысла слов "культура" и  "цивилизация"  ведутся  споры,  порой

обретая острый характер, и  редко  кто  путает  эти  слова,  когда  контекст

однозначный, хотя порой  вполне правомерно  употребление  их  как  синонимов:

так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только  сходство,  но  и

различие,   в   некоторых   аспектах   доходящее    даже    до    враждебной

противоположности.

      Цель этой  работы - выяснить, что скрывается  под понятиями "культура" и

"цивилизация", определить  их сходство и различие.

 

                              ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

 

      Термин "культура" (от  лат.  cultura  -  возделывание,  обрабатывание)

издавна применяется для  обозначения того, что  сделано  человеком.  В  таком

широком  смысле  данный  термин  употребляется  как  синоним  общественного,

искусственного в противоположность  природному,  естественному.  Однако  этот

смысл слишком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении.

      Само  это   уточнение  -  достаточно  сложное   мероприятие.   Ведь   в

современной  научной  литературе  встречается  более   250   определений   и

культуры.   Специалисты   по   теории   культуры   А.Крёбер   и    К.Клакхон

проанализировали  свыше  ста  основных  определений   и   сгруппировали   их

следующим образом. (1*)[1]

       1. Описательные  определения, восходящие в своей   основе  к  концепции

основоположника     культурной     антропологии   Э.Тейлора.   Суть    таких

определений:  культура  -  это  сумма  всех  видов  деятельности,   обычаев,

верований; она как сокровищница всего  созданного  людьми  включает  в  себя

книги,  картины  и  т.п.,  знание  путей  приспособления  к  социальному   и

природному  окружению,  язык,  обычаи,  систему  этикета,  этику,   религию,

которые складывались веками.

       2. Исторические  определения, подчеркивающие роль  социального наследия

и  традиций,  доставшихся  современной  эпохе  от  предшествовавших   этапов

развития  человечества.  К  ним  примыкают   и   генетические   определения,

утверждающие, что культура является результатом  исторического  развития.  В

нее входит все то, что  искусственно, что люди произвели  и что передается  от

поколения к поколению - орудия, символы,  организации,  общая  деятельность,

взгляды, верования.

      3. Нормативные   определения,  акцентирующие   значение  принятых  норм.

Культура - это образ жизни  индивида, определяемый социальным окружением.

      4. Ценностные  определения: культура - это  материальные  и  социальные

ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

      5.  Психологические   определения,  исходящие  из   решения   человеком

определенных проблем  на психологическом уровне. Здесь  культура  есть  особое

приспособление людей  к природному окружению и экономическим  потребностям  и

складывается из всех результатов  такого приспособления.

      6. Определения  на базе теорий  обучения:  культура  -  это  поведение,

которому  человек  научился,  а  не  получил   в   качестве   биологического

наследства.

        7.   Структурные   определения,   выделяющие   значимость   моментов

организации или моделирования. Здесь  культура  представляет  собой  систему

определенных  признаков,   различным   образом    связанных   между   собой.

Материальные и нематериальные  культурные  признаки,  организованные  вокруг

основных  потребностей,  образуют  социальные  институты,  являющиеся  ядром

(моделью) культуры.

       8. Идеологические  определения: культура - это поток  идей, переходящих

от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с  помощью слов  или

подражаний.

       9. Символические  определения: культура -  это   организация  различных

феноменов (материальных предметов,  действий,  идей,  чувств),  состоящая  в

употреблении символов или  зависящая от этого.

      Легко   заметить,  что  каждая  из  перечисленных   групп   определений

схватывает какие-то важные черты  культуры.  Однако  в  целом,  как  сложный

общественный феномен  она ускользает от определения. Действительно,  культура

является  результатом  поведения  людей   и   деятельности   общества,   она

исторична,  включает  идеи,  модели  и  ценности,  избирательна,   изучаема,

основана на  символах,  "суперорганична",  т.е.  не  включает  биологических

компонентов   человека   и    передается    отличными    от    биологической

наследственности   механизмами,   она   эмоционально   воспринимается    или

отбрасывается индивидами. И  все  же  этот  перечень  свойств  не  дает  нам

достаточно полного понимания  тех сложных явлений, которые  имеются  в  виду,

когда речь заходит  о  культурах  майя  или  ацтеков.  Древнего  Египта  или

Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.

 

                               ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ.

 

            Культура - это материальные и  духовные ценности.  Под  ценностью

имеется в виду определение  того или иного объекта материальной или  духовной

реальности, высвечивающее  его положительное или отрицательное  значение  для

человека и человечества. Лишь для человека и общества  вещи,  явления  имеют

особый смысл, освященный обычаями, религией,  искусством  и  вообще  "лучами

культуры". Нас вдохновляют  тишина, закатная заря, одиночество  в лунной  ночи

или  пронизанная  солнечным  светом  листва.  Все   это   воспринимается   и

переживается как нечто  высокое  и  торжественное.  Иначе  говоря,  реальные

факты, события, свойства не только  воспринимаются,  познаются  нами,  но  и

оцениваются,  вызывая  в  нас  чувство  участия,  восхищения,   любви   или,

напротив, чувство ненависти  или презрения. Эти всевозможные  удовольствия  и

неудовольствия как раз  и  составляют  то,  что  именуется  вкусом,  как-то:

хорошее,    приятное,    прекрасное,    нежное,    изящное,     благородное,

величественное, возвышенное, сокровенное, священное  и  т.п.  Мы,  например,

испытываем удовольствие при "виде полезного для нас  предмета,  мы  называем

его хорошим; когда  же  нам  доставляет  удовольствие  созерцание  предмета,

лишенного непосредственной полезности, мы называем его прекрасным". (2*)

      Та или  иная  вещь  обладает  в  наших   глазах  определенной  ценностью

благодаря не только своим  объективным свойствам, но  и  нашему  отношению  к

ней, которое интегрирует  в себе и восприятие  этих  свойств,  и  особенности

наших вкусов. Ведь не даром  же говорят: "Он мне мил не потому, что хорош,  а

хорош, потому, что мил". Таким образом, можно  сказать,  что  ценность  -это

субъективно-объективная  реальность. Вот  почему  утверждая,  что  вкусах  не

спорят, реально о них  всю  свою  жизнь  люди  спорят,  отстаивая  право  на

приоритет и объективность  именно своего  вкуса.  "Приятным  каждый  называет

то, что  доставляет  ему  наслаждение,  прекрасным  -  то,  что  ему  только

нравится, хорошим - то, что  он  ценит,  одобряет,  то  есть  то,  в  чем  он

усматривает объективную  ценность" (3*).Нечего и говорить  о  том,  насколько

значимы оценочные суждения для разумной ориентации человека в  жизни.

      Каждая  вещь, вовлеченная в оборот  общественной  и  личной  жизни  или

созданная человеком, имеет  кроме  своего  физического  еще  и  общественное

бытие: она выполняет исторически  закрепленную  за  ней  функцию  и  поэтому

имеет  общественную  ценность,  например  стол  -  это  не   просто   доска,

опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя  за  которой,  люди  питаются  или

работают.  Ценности  бывают  не  только   материальные,   но   и   духовные:

произведения искусства, достижения науки, философии, нормы  нравственности  и

т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность  бытия  материальной  и

духовной культуры. Если  что-то  материальное  или  духовное  выступает  как

ценность,  то  это  значит,  что  оно  так  или  иначе  включено  в  условия

общественной  жизни  личности,  выполняет   определенную   функцию   в   его

взаимоотношении с природой и социальной  действительностью.  Люди  постоянно

оценивают все, с чем они  имеют дело,  с  точки  зрения  своих  потребностей,

интересов. Наше отношение  к миру всегда  носит  оценочный  характер.  И  эта

оценка  может  быть  объективной,  правильной,  прогрессивной  или   ложной,

субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении  научное  познание  мира  и

ценностное  отношение  к  нему  находятся  в  неразрывном  единстве.   Таким

Информация о работе Культура и цивилизация