Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:26, курсовая работа
Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для
учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в
исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма
упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа
культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама
жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить
тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного
развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении
социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.
Введение _____________________________
Феномен культуры
Виды, формы, содержание и функции культуры
Движущие силы культуры
II.Феномен цивилизации
2.1. цивилизация как социокультурное образование
2.2. философия А. Тойнби
III.Культура и цивилизация
Заключение __________________________
Ссылки _____________
Список литературы __________________
образом, понятие ценности тесно связано с понятием культуры.
Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от
одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной
нелепостью, если бы каждое следующее поколение начисто отметало достижения
предыдущего. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что
принадлежит будущему, от того, что отошло в прошлое.
ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.
Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием
самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные
виды деятельности, как и представленный (предметный) вид культуры. Но
примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и
отдельному человеку.
Виды культуры по отношению к природе,
В применении к природе выделяют культуру земледелия, садово-парковую
культуру, специальное выращивание отдельных растений, а также само растение
(зерновые культуры, особые сорта фруктов и овощей и т.д.), рекультивацию
ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной
Среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью.
Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства.
Ведь она существует не только как его продуктивная способность, но и как
воздействие на природную среду. В основном подобное воздействие губительно
для природы, и этот факт в последние десятилетия был осознан как
экологическая проблема, которая
угрожает существованию самой
Виды культурной деятельности в обществе.
Материальное производство как посредник между обществом и природой
включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К
ней относится прежде всего труд. Еще К.Маркс различал живой и
овеществленный труд. Культура живого труда - это культура непосредственно
производительной деятельности и культура управления производством,
строительством, транспортом и т.д. Здесь возможно и более дробное деление:
культура руководителя, культура или мастерство строителя, культура вождения
автомобиля и т.д. Очевидно, в конечном итоге мы придем к совокупности
знаний, умений, навыков отдельного человека, которой и определяется его
культура и отношение к труду.
Понятие "культура" употребляют при характеристике исторических эпох
(средневековая культура) или памятников (археологическая культура), при
характеристике обществ и регионов (европейская культура), при
характеристике народностей (славянская культура).
Это понятие применяют и по отношению к отдельным сферам деятельности и
жизни (художественная культура, культура быта, досуга, физическая
культура), а также по отношению к видам искусства (музыкальная культура,
театральная культура, культура зодчества). Уровень или степень развития
общества, представленные в каких-либо достижениях, также характеризуют
понятием "культура".
Понятие ''культуры" по отношению к отдельному человеку.
Культура
отдельного человека не
видообразований культуры. И все же: ни отношение к природе , ни отношение к
труду или к каким-то общественным обязанностям - ничто так не характеризует
культуру, как отношение человека к человеку и самому себе. Но именно этому
отношению мы привыкли придавать очень мало значения. Между тем, если
согласиться, что источник культуры - в самом человеке, то пренебрежение
человеком и человеческими отношения-г ми в обществе в конечном итоге
скажется и на состояние его культуры.
Понятие "культура" применяют буквально к каждой человеческой
способности - телесной или духовной (психической). Существуют,
к примеру, давние традиции отношения к телу человека, как к храму. Еще
древние понимали, что оно
является самым совершенным
Поклонением гармонии человеческого тела пронизано искусство античности и
Возрождения. Считалось, что если дух - это истинное сокровище, то оно
должно иметь достойную оправу в виде развитого и одухотворенного тела.
Культуру телесности видели в том, насколько она способствует духовному
выражению.
Существовала и другая традиция отношения к телу, родившаяся в
средневековье. Тело, которое рассматривалось как временное пристанище,
сравнивалось с темницей духа. В данной традиции абсолютное предпочтение
отдавалось духу, а прихоти тела - причем далеко не все - следовало
удовлетворять лишь в самой незначительной степени. Ровно настолько,
насколько это необходимо для поддержания духовной жизни.
Сегодняшние взгляды на человеческое тело существенно изменились. Это
выражается прежде всего в том, что в представлении о самом себе человек не
связывает тело с психикой. Тело рассматривается в основном как организм,
ведущий вполне самостоятельное существование. В соответствии с этим
изменились и представления о культуре тела. Чаще всего она ограничена
областью физических упражнений и достижений в спорте. Выработана и система
целенаправленных упражнений для развития мускулатуры или своеобразного
"строительства тела" (культуризм). Это отвечает взглядам людей эпохи
индустриализации, где предпочтение отдается силе и технике.
Общая культура человека все же предполагает единство и гармонию его
тела и души (психики). Гора мышц не уравновесит песчинку интеллекта.
Поэтому древние мудрецы большое значение придавали культуре психики
человека. Вспомним Цицерона: культура духа есть философия. И деятели
Просвещения основное внимание уделяли образованности, просвещенности
человека, т.е. культуре разума.
Предметный и личностный виды культуры.
Среди недостатков в
внешнему, предметному виду. Но видимый нами мир культуры - это одна из ее
частей. Как по одежде лишь встречают человека, но провожают его уже по уму,
так и предметный мир или вид культуры - это только встреча с ней. Видеть
предметы - данной способностью обладают все более или менее развитые живые
существа. Человека отличает умное видение, или умовидение. Ученый в формуле
видит закон природы. Верующий человек во всем видит Бога. Смешной и наивной
кажется нам сегодня вера средневекового человека в леших, ведьм, русалок,
но он-то видел их, и потому для него они были реальны. А средневековому
человеку, возможно, показалась смешной наша способность при чтении видеть
героев, которые никогда и не существовали на свете. Видеть можно одно, а
понимать при этом совсем другое. Мы видим, например, что именно Солнце
вращается вокруг Земли, но понимаем, что в действительности Земля вращается
вокруг него.
Из этого
не следует, конечно, что
никакого значения. Английский писатель О.Уайльд считал, что лишь
поверхностный человек не судит по внешности. Для умного человека внешность
чего бы то ни было говорит о многом. Но то, о чем она говорит, скрывается
все же за внешностью. Русский философ В.С. Соловьев писал когда-то:
Милый друг, иль ты не знаешь,
Что все видимое нами
Только отблеск, только тени
От незримого очами... (4*)
Предметный вид культуры - ее видимость. Разумеется, культура не может
существовать без этой видимости, но она и не сводима к ней, как не сводима
психика человека к его телу. Культура имеет еще и личностный вид, который
запечатлен в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального,
эстетического, нравственного развития ее создателя, об отношениях между
людьми, о характере эпохи. Но чтобы увидеть личностное выражение культуры,
нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно
настолько, насколько сам является личностью. В такой же мере мы и привносим
в культуру что-то от себя, т.е. служим ее источником.
Виды культуры и формы
Все содержание культуры оформлено или организовано определенным
способом. Собственно организованность - основной принцип культуры. И
организована она подобно тому, как организован сам человек, поскольку
культура - способ деятельного существования человека. А способ
существования не может принципиально отличаться от того, кто существует. В
философии способ существования, или организации, называется формой.
Следовательно, как человек есть единство внешнего и внутреннего, так и
культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного
видов.
Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу
материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют
законы природного, материального мира.
Совокупность материальных ценностей принято называть материальной
культурой.
Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу
духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы
и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и
окружающем его мире.
Совокупность
духовных ценностей принято
Разумеется, выделение в культуре материальной и духовной форм
существования носит условный характер. Отделить материальное от духовного,
строго говоря, можно только в воображении. Попробуйте сделать это,
например, в отношении какого-нибудь произведения искусства. Где, скажем,
материальная сторона в музыкальном произведении, а где - духовная? Собаке-
ищейке бесполезно показывать портреты преступника или его жертвы, поскольку
в них нет ничего материального, что она могла бы принять за "след". А
идеальную сторону портретов она воспринимать не способна. На это способен
только человек. Для духовного существа все в мире пронизано духом.
Некоторые авторы вообще склонны применять понятие "культура" только к
духовной жизни общества. (5*)
Но пренебрежение материальной, или внешней, стороной культуры - отнюдь
не признак культуры.
Таким
признаком является единство
и гармония внешнего и
материального и духовного.
Содержание культуры.
Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть
культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он
и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры
становится все содержание человеческой деятельности. О том, что находится
вне сферы деятельности - практической или теоретической, ничего
определенного мы не можем сказать. Включать в содержание культуры то, что
не охвачено деятельностью, нет никаких оснований. Границы деятельности -
это и есть то, что можно назвать и миром, и культурой. В.М. Межуев, один из
теоретиков культуры в нашей стране, так и считает: "Весь мир в целом есть
для философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с
человеком'' (6*). Но культура - все же способ организации деятельности, а
не только сама деятельность. Это значит, что она представляет собой и
способ выражения человека, или, как мы говорили выше, культура - явление
человека. Это значит, что человек хоть и находится в единстве в нею, но все
же не растворен в ней среди массы предметов. В.М. Межуев писал:
"Действительным содержанием
культуры оказывается
как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений,
потребностей, способностей, форм общения и т.д." (6*) (Там же. С. 78.).
Примем данный взгляд на содержание культуры за основу. Но при этом добавим,
что действительным содержанием культуры является не сам человек, а его
представление о самом себе.
Функции культуры,
Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для
сохранения развития своего собственного содержания, т.е. человека.
Предназначение культуры, ее "обязанность" или роль, которую она играет в
человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради
человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается