Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:26, курсовая работа
Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для
учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в
исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма
упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа
культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама
жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить
тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного
развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении
социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.
Введение _____________________________
Феномен культуры
Виды, формы, содержание и функции культуры
Движущие силы культуры
II.Феномен цивилизации
2.1. цивилизация как социокультурное образование
2.2. философия А. Тойнби
III.Культура и цивилизация
Заключение __________________________
Ссылки _____________
Список литературы __________________
друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то наверно, лучшим
образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а
девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы. Вспомним в
этой связи слова М. И .Глинки: "Народ создает музыку, а мы, композиторы,
только аранжируем ее".
ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.
На ранних
ступенях общественного
общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой
общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях
социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись:
социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения
общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного
общества было, по выражению Маркса, "вплетено" в материальную деятельность
людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен
от него.
Также особенностью первобытной социальности был ее "естественный"
характер. Родо-племенные, а также внутри и межобщинные отношения
"естественно" возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в
суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад
этих отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно
глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества,
означавшим становление цивилизации.
Анализируя
переход от первобытности к
цивилизации, Ф. Энгельс
ее основные характеристики: общественное разделение труда и в особенности
отделение города от деревни, умственного труда от физического,
возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол
общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как следствие этого
-появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в
формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного
производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации,
которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ
содержит также перспективу и более разностороннего подхода к цивилизации
как явлению глобальному, всемирно-историческому.
Понятие цивилизации долгое время оставалось на периферии интересов
марксистов. Связанная с ним проблематика не становилась предметом
исследования, так как считалось, что для характеристики этапов
общественного развития вполне достаточно категории общественно-
экономической формации. Понятие же цивилизации настораживало своей
неопределенностью и многозначностью; в него часто вкладывается самое
различное содержание.
Термин "цивилизация" происходит от латинского стИз (гражданский,
государственный, политический). В литературе этот термин отождествляется с
понятием "культура" (человек культурный и цивилизованный - характеристики
однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное,
вещное "тело" общества в противоположность культуре как началу духовному ;
является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на
смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт),
предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. Получила распространение
интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного
состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По
О.Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культуры, ее старения.
Современные представления о цивилизации рассматриваются мыслителями
как нечто Единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с
идеей целостности, единство мира. Категория цивилизации охватывает природу
и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты
деятельности человечества по созданию "второй природы", внедрение элементов
ноосферного характера в наличное бытие современного человечества.
Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому
употребляется на различных уровнях абстракции:
1) в общефилософском смысле - как социальная форма движения материи;
2) как общая социально-философская характеристика всемирно-
исторического процесса и качественно-определенных стадий его развития;
3) как культурно-исторический тип, характеризующий регионально-
традиционные особенности развития общества;
4) как обозначение цивилизованных обществ, сохраняющих в течение
длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки,
этруски).
Итак, главная мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к
многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных,
региональных стадий к общепланетарному уровню.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК
Конечно, все характеристики цивилизации не случайны, отражают
некоторые реальные стороны и особенности исторического процесса, но, как
правило, их оценивают и интерпретируют односторонне, что дает основание для
критического отношения к предлагаемым многочисленным толкованиям и
концепциям цивилизации.
Вместе с тем сама жизнь показала необходимость использования понятия
цивилизации, выявления его реального научно-философского содержания.
Некоторые итоги проделанной в этом направлении современными учеными работы
можно было бы кратко выразить следующим образом.
Цивилизация
включает в себя
историческую природу (в девственной природе существование цивилизации
невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру
и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а
также совокупность общественных отношений как форм социальной организации
культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное
членение общества придает цивилизации социальную определенность,
историческую конкретность. Но цивилизация - понятие более глобальное, чем
общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из
первобытного состояния, - это различия внутри цивилизации. Поэтому,
например, понятие "буржуазная цивилизация" означает цивилизацию,
развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в
себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в
развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное
измерение и общечеловеческое значение. Противоречия антагомистического
общества в его кризисами, конфликтами, борьбой классов, а также
противоречия двух социальных систем имеют свой предел - они не должны
разрушать цивилизацию, механизмов ее жизнедеятельности.
Такой подход позволяет более определенно уяснить и природу многих
глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом.
Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления,
хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное
природопользование породили глубоко противоречивую экологическую ситуацию,
ставшей одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или
хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов
мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и
приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и
энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего
населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель -сохранить
цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюда также следует, что
принципиальные различия двух мировых социальных систем не отменяют понятий
человеческой цивилизации, современной цивилизации, которую необходимо
общими усилиями всех народов уберечь от ядерного уничтожения.
Таким образом, цивилизация представляет собой социокулътурное
образование. Если понятие "культура" характеризует человека, определяет
меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то
понятие "цивилизация" характеризует социальное бытие самой культуры.
Антагонистические общественные
отношения накладывают
цивилизации, порождают глубокие противоречия в развитии культуры.
УЧЕНИЕ О ЦИВИЛИЗАЦИИ АРНОЛЬДА ТОЙНБИ.
Большое внимание проблеме цивилизации уделил А. Тойнби. Цивилизации А.
Тойнби рассматривает в качестве "кирпичиков", из которых строится здание
истории человечества. У А. Тойнби история человеческого общества
описывается не прямой линией прогресса, а предстает в виде ряда
цивилизаций, каждая из которых возникают, развивается, а затем деградирует
и погибает.
Под цивилизацией
он понимает устойчивую
прежде всего духовными традициями, а также географическими рамками.
Духовные традиции - это прежде всего религиозные традиции, преобладающие в
данном обществе. Всемирная история предстает как совокупность цивилизаций:
шумерская, вавилонская, минойская, эллинская и ортодоксальная христианская,
индусская, исламская и т.д. Согласно классификации автора, в истории
человечества существовало около трех десятков локальных ( т.е. не выходящих
за определенные пределы) цивилизаций. Теоретическое построение А.Тойнби
базируется на двух гипотезах.
1. Не существует единого процесса развития человеческой истории,
эволюционируют лишь конкретные локальные цивилизации.
2. Жесткой
взаимосвязи между
связаны между собой лишь компоненты самой цивилизации.
Свой анализ развития общества А.Тойнби строит, основываясь на идее
цикличности развития. Цикл обозначает последовательный переход от стадии
генезиса, как периода зарождения цивилизации к стадии роста, сменяющейся
надломом и затем
локальной цивилизации наполнены у А.Тойнби конкретным содержанием. Так,
фаза роста есть период поступательного развития цивилизации. Надлом
характеризует пространственно-временной интервал, в границах которого
начинается упадок цивилизации. Венчает цикл дезинтеграционная фаза - период
разложения цивилизация, завершающийся ее гибелью.
В главном труде А.Тойнби, двенадцатитомном "Исследовании истории",
каждой из четырех фаз цикла посвящена специальная часть. Последовательный
переход от одной стадии эволюции цивилизации локального типа к другой
представляет собой процесс функционирования последней.
В качестве основной характеристики дезинтеграционной стадии Арнольд
Джозеф Тойнби рассматривал раскол общества на три группы: господствующее
меньшинство, внутренний пролетариат и внешний пролетариат. При этом
деятельность каждой из названных групп осуществляется благодаря содействию
конкретных организационных структур. Для господствующего меньшинства в
таком качестве выступает "универсальное государство", понимаемое вполне
традиционно. Внутренний пролетариат создает на этом этапе эволюции
цивилизации "универсальную религию и церковь"(это важнейшая социальная
структура в теории А. Тойнби), а внешний - "варварские военные банды".
Стадия дезинтеграции характеризуется не только общественным расколом,
но и более глубинным "расколом души" представителей данной цивилизации. В
общественной жизни при этом существует четыре возможный способа
спасения от "невыносимой действительности". Первый характеризуется
стремлением вернуть прошлое, сторонники второго пути стремятся к революции.
Третий путь ориентирует на "уход" от действительности (в частности,
средствами буддизма). Каждое из выделенных направлений является лишь
частичным решением проблемы разрушительного действия дезинтеграции. Спасти
человечество, вступившее в дезинтеграционную фазу, может лишь
"универсальная религия и церковь".
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся