Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:51, реферат
Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства — материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).
1. Культура и ее роль в становлении человечества:
а) понятие материальной и духовной культуры; факторы, от которых зависит развитие культуры; способы передачи культуры от поколения к поколению людей;
б) наука как феномен культуры;
в) альтернатива двух культур в науке.
2. Структура науки и ее функции.
3. Взаимосвязь и взаимообусловленность науки и культуры.
4. Характеристика современной и постмодернистской науки.
такс, тест, который после первого семинара:
2.1. Наука – это высшая форма человеческих знаний и
в) важнейший элемент духовной культуры.
2.2. Укажите положение, которое верно отражает соотношение науки и культуры
в) Наука – раздел культуры
2.3. Естественнонаучные знания от гуманитарных отличаются по признаку
а) Эмпирической проверяемости;
2.4. Наука – это
в) Способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности
2.5. Укажите положение, которое верно отражает соотношение между естественнонаучной и гуманитарной культурой:
б) Естественнонаучная и гуманитарная культуры дополняют друг друга, создавая целостную картину восприятия мира;
2.6. Признаки научных знаний:
а) проверяемость;
но тут ещё что-то,я хз
2.7. Эксперимент как метод естествознания был развит в
в) XVIII веке в Европе;
Одним из наиболее древних и значительных факторов развития культурных процессов длительное время была религия, определим ее как религиозный фактор. Именно религиозные верования предопределили формирование большей части профессиональных видов искусства – архитектуры и градостроительства. Однако отношение общества к религии постоянно менялось. Соответственно менялось и влияние религии на культуру. Из фактора, поначалу определяющего формирование инновационных процессов в архитектуре и градостроительном искусстве, религия впоследствии превращается в явление, способствующее сохранению художественных традиций.
Внутренние факторы культурных процессов включают в себя также внутреннюю культурную динамику. Культура есть система, исходным принципом которой является саморазвитие. Движущей силой внутреннего саморазвития культуры является способность человека или сообщества к изменению своего состояния в целях его совершенствования – повышения эффективности, адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Принцип саморазвития или самоорганизации предполагает чередование состояний стабильности (равновесия или гармонии) и нестабильности (неравновесных состояний) в динамике культурной системы. При этом неравновесные состояния отрицают гармонию системы, но в то же время являются постоянным стимулом к изменению и содержат модели будущей гармонии. Переход от одного состояния к другому осуществляется не линейно (в каком-либо одном направлении), а по разным путям одновременно, и лишь будущее показывает, какой из путей эффективен и предпочтителен. Нелинейность в развитии культуры носит стихийный характер и обусловлена игрой многочисленных случайностей, связанных с проявлением свободы воли отдельных личностей – творцов культуры.
Итак, развитие
культурного процесса зависит от
внутреннего состояния
______________________________
Наука – одна
из доминант культуры, ее элемент, без
науки культура не может успешно
осуществлять свои базовые социальные
функции. Наука представляет собой
систему развивающегося знания и
в результате этого отличается от
других явлений культуры, прежде всего
тем, что ее содержанием является
объективная истина. То есть содержание
научного знания не зависит от намерений,
настроений человека и человечества.
В научном знании анализируются
и раскрываются законы, свойства объективного
мира, его связи и отношения. Поэтому
развитие науки безгранично и
бесконечно, поскольку безграничен
и бесконечен окружающий мир.
Но, чтобы возникла наука, общество должно
достичь не только определенного уровня
социально-экономического развития, порождающего
потребность в научных знаниях, но и сформулировать
культуру определенного качества, культуру,
в недрах которой возможно зарождение
и развитие научного мышления, научного
подхода к действительности, которая создает
условия или, по крайней мере открывает
известный простор для познавательной
деятельности.
Следовательно, она – основное средство
рациональной деятельности. Опираясь
на научные знания, человек получает возможность
овладевать природными и общественными
силами. Такие «указания» наука дает, прежде
всего, благодаря анализу законов, существенных
связей и отношений действительности.
Но люди развивают науку не только для
решений практических задач, но и для раскрытия
тайн, загадок природы.
Наука анализируется на многих, в том числе
и на мировоззренческих уровнях. Эта тенденция
все более усиливается, и большая часть
крупнейших мировых ученых подчеркивают
необходимость динамики морального созревания
человечества до научных открытий, ведения
широкой просветительской деятельности
в этом направлении и в целом поднятия
образовательного уровня народов мира.
В совокупности это создает благоприятную
ноосферу, которая и становится в свою
очередь питательной средой для развития
гуманистической науки. Иначе говоря,
социальные корни возникновения и развития
научных знаний следует искать в материальной
практике общественного человека. Но,
чтобы из этих корней возникло растение
и дало плод, нужна благоприятная обстановка,
а она зависит от наличия соответствующей
культуры.
Таким образом, наука рождается в недрах
определенной культуры и с помощью культурных
норм. Научное знание создается людьми
определенной культуры, возникает и развивается
на соответствующей культурной основе.
Наука – чрезвычайно объемный организм.
Он подразделяется на три большие группы:
естественные, общественные и технические.
Отрасли науки различают по своим предметам
и методам. Не по мере развития социума
и культуры наука все больше принимает
интегративный вид. Наиболее активно сейчас
развиваются «смежные» междисциплинарные
отрасли науки: кибернетика, генная инженерия,
биотехнология, радиогеология и др.
___________________________
Впервые идея о различии естественно-научного и гуманитарного знания была выдвинута в конце XIX в. немецким философом В. Дильтеем и философами Баденской школы неокантианства В. Вин-дельбандом и Г. Риккертом. Предложенные ими термины «науки о природе» и «науки о духе» достаточно быстро стали общепринятыми, а сама идея прочно утвердилась в философии. Наконец, в 60— 70-е гг. XX в. английский историк и писатель Ч. Сноу сформулировал идею альтернативы двух культур: естественно-научной и гуманитарной. Он заявил, что духовный мир интеллигенции все отчетливее раскалывается на два лагеря, в одном из них — художественная интеллигенция, в другом — ученые. По его мнению, можно сделать вывод о существовании двух культур, находящихся в постоянном конфликте друг с другом, причем взаимопонимание между представителями этих культур в силу их абсолютной чуждости невозможно.
Обстоятельное
и глубокое изучение вопроса о
соотношении естественно-
Ориентируясь на деятельностную, созидательную сущность культуры, можно утверждать, что принципиальной особенностью естественно-научной культуры является то, что она «открывает» естественный мир, природу, которая представляет собой самодостаточную систему, функционирующую в соответствии со своими собственными законами. Естественно-научная культура именно поэтому акцентирует свое внимание на изучении и исследовании природных процессов и законов, ими управляющих. Она стремится к тому, чтобы как можно точнее прочитать бесконечную «книгу природы», овладеть ее силами, познать ее как объективную реальность, существующую независимо от человека.
В то же время история человеческой культуры свидетельствует и о том, что любая духовная деятельность людей протекает не только в форме естественно-научного познания, но и в форме философии, религии, искусства, социальных и гуманитарных наук. Все эти виды деятельности и составляют содержание гуманитарной культуры. Основным предметом гуманитарной культуры, таким образом, является внутренний мир человека, его личностные качества, человеческие взаимоотношения и т.д. Иными словами, важнейшей ее особенностью оказывается то, что главной проблемой для человека оказывается его собственное бытие, смысл, нормы и назначение этого бытия.
Все сказанное выше дает основание утверждать, что между естественно-научным и гуманитарным знанием существуют немалые различия. Эти различия обусловлены не только разными целями, предметами и объектами данных направлений познавательной деятельности, но и двумя основными способами процесса мышления, имеющими физиологическую природу. Сегодня достоверно известно, что мозг человека функционально асимметричен: правое его полушарие связано с образным интуитивным типом мышления, а левое — с логическим. Преобладание того или иного типа мышления определяет склонность человека к рациональному или художественному типу восприятия мира.
Рациональное знание служит основой естественно-научной культуры, поскольку ориентировано на разделение, сравнение, измерение и распределение по категориям знаний и информации об окружающем мире. Оно наиболее приспособлено для формализации, накопления и трансляции постоянно увеличивающегося количества знаний. В совокупности различных фактов, событий и проявлений окружающего мира оно вскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное, придает им системный характер путем логического осмысления. В силу перечисленных особенностей для естественно-научного знания свойственны стремление к истине, выработка специального языка для максимально точного и однозначного выражения полученного знания.
Интуитивное
мышление, напротив, выступает основой
для гуманитарного знания, поскольку
оно отличается индивидуальным характером
и поэтому не может быть подвержено
строгой классификации или
Таким образом, естественно-научная и гуманитарная культуры обособлены не случайно, их различия велики. Вместе с тем данное разделение не исключает их исходной взаимозависимости, которая не носит характера несовместимых противоположностей, а выступает скорее как взаимодополняемость. Острота и актуальность проблемы взаимодействия двух культур состоит в том, что они оказались слишком дистанцированными друг от друга. Одна из них исследует природу «саму по себе», а другая — человека и общество «самих по себе». При этом взаимодействие человека и природы каждая из культур рассматривает либо только в познавательном, либо только в «покорительном» плане, в то время как обращение к бытию человека требует углубления единства не только естественно-научной и гуманитарной культур, но и единства всей человеческой культуры в целом. Однако решение этой проблемы упирается в парадокс, заключающийся в том, что законы природы для всех людей и везде одинаковы, но различны и до враждебности несовместимы мировоззрения, нормы и идеалы отношения к себе, к другим людям и окружающему миру.
Констатация
факта существования
В последние годы под влиянием достижений научно-технического прогресса и такого нового общенаучного метода исследований, как системный подход, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла. Гуманитарии поняли важность и необходимость использования в своих знаниях не только технических и информационных средств естествознания и точных наук, но и эффективных научных методов исследования, которые первоначально возникли в рамках естествознания. Например, экспериментальный метод исследования из естественных наук проникает в гуманитарные (социологию, психологию). В свою очередь, естествоиспытатели все чаще обращаются к опыту гуманитарного познания. Таким образом, можно говорить о гуманитаризации естествознания и сциентизации гуманитарного знания, активно происходящих в наши дни и стирающих границы между двумя культурами.
Вопрос 2
Структура научного знания
Под термином
«наука» обычно понимается особая сфера
деятельности людей, главной целью
которой является выработка и
теоретическая систематизация объективных
знаний обо всех сторонах и областях
действительности. При таком понимании
сущности науки она представляет
собой систему, многообразные элементы
которой связаны между собой
общими мировоззренческими и методологическими
основаниями. Элементами системы «наука»
выступают различные
Структура научного знания
По ориентации на практическое применение науки объединяются в две большие группы: фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные науки — это система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности, не имеющая выраженной практической направленности.
Эти науки создают теории, объясняющие основы бытия людей; фундаментальные знания этих теорий определяют особенности представления человека о мире и самом себе, т.е. являются основанием для научной картины мира. Как правило, фундаментальные исследования проводятся в силу не внешних (социальных) потребностей, а внутренних (имманентных) стимулов. Поэтому для фундаментальных наук характерна аксиологическая (ценностная) нейтральность. Открытия и достижения фундаментальных наук являются определяющими в формировании естественно-научной картины мира, изменения парадигмы научного мышления. В фундаментальных науках вырабатываются базовые модели познания, выявляются понятия, принципы и законы, составляющие основание прикладных наук. К фундаментальным наукам относятся математика, естественные науки (астрономия, физика, химия, биология, антропология и др.), социальные науки (история, экономика, социология, философия и др.), гуманитарные науки (филология, психология, культурология и т.д.).
Прикладные науки рассматриваются как система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию.
Опираясь на результаты фундаментальных исследований, они ориентируются на решение конкретных проблем, связанных с интересами людей. Прикладные науки амбивалентны, т.е. в зависимости от сферы приложения они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на человека, таким образом, они ценностно ориентированы. К прикладным наукам относятся технические дисциплины, агрономия, медицина, педагогика и др.
Структура научного знания
Также наука должна быть рассмотрена в содержательном аспекте, с точки зрения предметного единства. Поскольку окружающий нас мир может быть разделен на три сферы — природу, общество и человека, науки также делятся на т р и группы: 1) естествознание (наука о природе), 2) обществознание (наука о видах и формах общественной жизни) и 3) гуманитарное знание, изучающее человека как мыслящее существо. Каждая из них, в свою очередь, представляет сложный комплекс множества взаимодействующих между собой самостоятельных наук.
Так, в естествознание, предметом которого является природа как единое целое, входят физика, химия, биология, науки о Земле, астрономия, космология и т.д., в обществознание — экономические науки, право, социология, политические науки. Среди гуманитарных наук необходимо выделить психологию, логику, культурологию, языкознание, искусствоведение и др. Особое место в нашей схеме занимает математика, которая вопреки широко распространенному заблуждению не является частью естествознания. Это междисциплинарная наука, которая используется как естественными, так общественными и гуманитарными науками. Очень часто математику называют универсальным языком науки, цементом, скрепляющим ее здание. Особое место математики определяется предметом ее исследования. Математика — наука о количественных отношениях действительности (все остальные науки имеют своим предметом какую-либо качественную сторону действительности), она имеет более общий, абстрактный характер, чем все остальные науки, ей все равно, что считать.
Информация о работе Культура и ее роль в становлении человечества