Культура и ее роль в становлении человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства — материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).

Содержание работы

1. Культура и ее роль в становлении человечества:
а) понятие материальной и духовной культуры; факторы, от которых зависит развитие культуры; способы передачи культуры от поколения к поколению людей;
б) наука как феномен культуры;
в) альтернатива двух культур в науке.
2. Структура науки и ее функции.
3. Взаимосвязь и взаимообусловленность науки и культуры.
4. Характеристика современной и постмодернистской науки.
такс, тест, который после первого семинара:
2.1. Наука – это высшая форма человеческих знаний и
в) важнейший элемент духовной культуры.
2.2. Укажите положение, которое верно отражает соотношение науки и культуры
в) Наука – раздел культуры
2.3. Естественнонаучные знания от гуманитарных отличаются по признаку
а) Эмпирической проверяемости;
2.4. Наука – это
в) Способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности
2.5. Укажите положение, которое верно отражает соотношение между естественнонаучной и гуманитарной культурой:
б) Естественнонаучная и гуманитарная культуры дополняют друг друга, создавая целостную картину восприятия мира;
2.6. Признаки научных знаний:
а) проверяемость;
но тут ещё что-то,я хз
2.7. Эксперимент как метод естествознания был развит в
в) XVIII веке в Европе;

Файлы: 1 файл

ксе с1.docx

— 50.81 Кб (Скачать файл)

1.5. Научная картина мира

В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель, или картину мира. В истории  человечества было создано и существовало довольно большое количество самых  разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако самое широкое и полное представление о мире дает научная  картина мира, которая включает в  себя важнейшие достижения науки, создающие  определенное понимание мира и места  человека в нем. В нее не входят частные знания о различных свойствах  конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная  картина мира не является совокупностью  всех знаний человека об объективном  мире, она представляет собой целостную  систему представлений об общих  свойствах, сферах, уровнях и закономерностях  реальной действительности.

По своей  сути научная картина мира — это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Будучи целостной  системой представлений об общих  свойствах и закономерностях  объективного мира, научная картина  мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных  частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая  и т.п.). Картины мира отдельных  наук, в свою очередь, включают в  себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы  понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов  объективного мира, существующие в  каждой отдельной науке.

Основой современной  научной картины мира являются фундаментальные  знания, полученные, прежде всего, в  области физики. Однако в последние  десятилетия прошлого века все больше утверждалось мнение, что в современной  научной картине мира лидирующее положение занимает биология. Это  выражается в усилении влияния, которое  оказывает биологическое знание на содержание научной картины мира. Идеи биологии постепенно приобретают  универсальный характер и становятся фундаментальными принципами других наук. В частности, в современной науке  такой универсальной идеей является идея развития, проникновение которой в космологию, физику, химию, антропологию, социологию и т.д. привело к существенному изменению взглядов человека на мир.

Понятие научной  картины мира — одно из основополагающих в естествознании. На протяжении своей  истории оно прошло несколько  этапов развития и, соответственно, формирования научных картин мира по мере доминирования  какой-либо отдельной науки или  отрасли наук, опирающейся на новую  теоретическую, методологическую и  аксиологическую систему взглядов, принятых в качестве основания для решения научных задач. Подобная система научных взглядов и установок, разделяемая преобладающим большинством ученых, называется научной парадигмой.

Применительно к науке термин «парадигма» в  самом общем понимании означает совокупность идей, теорий, методов, концепций  и образцов решения различных  научных проблем. Можно сказать, что парадигма отвечает на несколько  важнейших вопросов: «Что изучать?», «Как изучать?», «Какими методами?». В науковедении принято рассматривать парадигмы в двух аспектах: эпистемологическом (теоретико-познавательном) и социальном. В эпистемологическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном отношении парадигма определяет целостность и границы научного сообщества, разделяющего ее (парадигмы) основные положения.

На уровне парадигмы формируются основные нормы отграничения научного знания от ненаучного. В период господства в науке какой-либо парадигмы происходит относительно спокойное развитие науки, но с течением времени оно сменяется формированием новой парадигмы, которая утверждается посредством научной революции, т.е. переходом на новую систему научных ценностей и миропонимания. Смена парадигмы приводит к смене стандартов научности. Философское понятие парадигмы является продуктивным при описании базовых теоретико-методологических основ научного изучения мира и часто используется в практике современной науки и разработке новых концепций в естествознании.

 

Функции научного знания

Рассматривать структуру знания сложно без упоминания функций научного знания. Одной из важнейших функций является –  мировоззренческая. Ее изменение и становление происходило непрерывно и продолжается сейчас. Долгое время мировоззренческая функция сдерживалась религиозными догматами. Не освободилась окончательно она и по сей день, что очень огорчительно.

Технологическая функция науки, не составляет представление  о мире, как это делает мировоззренческая, а позволяет преобразовывать  окружающий мир под потребности  человека. Технологическая функция  научного знания активно стала развиваться  в период становления индустриального  общества. Изначально технологии были призваны бороться с природой, поскольку  казалось, что она враждебна к  человеку. Но затем эта борьба оказалась  нерациональной, поскольку человек  еще не настолько понял все  природные взаимосвязи, чтобы их эффективно изменять. От изменения  природы наука перешла к следующему этапу – взаимодействию с природой. Однако до настоящего времени человечество не может полностью отказаться от техногенного подхода. Это же в свою очередь усугубляет экологические  проблемы.

К функциям научного знания относится рационализация человеческого  поведения. Благодаря научным знаниям  человек получает необходимые ресурсы, чтобы оптимизировать свою деятельность в различных сферах жизни. Это  крайне необходимо, поскольку научно-технический  прогресс продолжает увеличивать количество знаний, которые требуют более  эффективного восприятия.

 

 

Функции науки  выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в  освоении окружающего мира с конструктивной целью. Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.

Функции науки  выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.

Познавательная  функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать  научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций,  новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли.  В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи  и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная  функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.

Культурные  функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, методы и форму обучения.  Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание (науки о природе) и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

Естествознание  исследует все, что относится  к природе. Оно отражает логику природы. Структура естественнонаучных учений и знаний сложна и разнообразна. В нее входят знания о веществе, взаимодействии веществ, химических элементах,  живой материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются фундаментальные естественнонаучные направления.

Обществознание  изучает общественные явления, системы, их структуры, процессы и состояния. Эти науки дают знания о различных  общественных связях и отношениях между  людьми. Научные знания об обществе объединяют три направления: социологическое, экономическое и государственно-правовое.

Отдельным направлением являются знания о человеке и его  сознании.

 

 

 

 

Вопрос 3

 

 

Семинарское занятие № 2.

 

Тема: Наука и ученые.

 

Вопросы для  обсуждения:

  1. Модели развития науки.
  2. Методы науки (на примере естествознания), их классификация.
  3. Наука и научное творчество.
  4. Этика науки (нравственные основы научной деятельности) и личность ученого.
  5. Формы научных коммуникаций.

 

 

Вопрос 1.

 

Важнейшей характеристикой  знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п..

Развитие  знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т. п., от незнания к знанию, от неглубокого неполного к более глубокому и совершенному знанию и т. д.

В истории  науки существует два крайних  подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого  развития.

Кумулятивизм (от лат. cumula — увеличение, скопление) считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции.

Сторонники  кумулятивизма представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов. Так, Г. Спенсер мыслил механизм развития знания по аналогии с биологическим механизмом наследования благоприобретенных признаков: истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию.

Антикумулятивизм полагает, что будто в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История-науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

Анализируя  многообразие течений философии  науки можно выделить две различные  стратегии:

1) интернализм;

2) экстернализм.

Экстернализм - направление в философии и историографии науки, представители которого исходят из убеждения, что основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление, темпы ее развития, но и содержание научного знания, являются социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал, а не сами по себе новые эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания. С точки зрения экстерналистов, в научном познании познавательный интерес не имеет самодовлеющего значения (познания ради умножения и совершенствования знания в соответствии с неким универсальным истинным методом). Он, в конечном счете, всегда «замкнут» на определенный практический интерес, на необходимость решения, в формах наличной социальности, множества постоянно возникающих в ходе практической деятельности инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных проблем. Экстерналисты (социологические и культурологические подходы) - утверждают, что развитие науки детерминировано внешними факторами - обществом, культурой, языком, внутренней психической активностью. Наиболее мощная попытка реализации экстерналистской программы в историографии науки была предпринята в 30-е годы 20 в. (Гессен, Бертол), в в 70-е годы в рамках философии и социологии науки (Кун, Фейрабенд, Полани, Косарева, Гачев). Истоки экстернализма уходят в новое время, когда произошло сближение теоретизирования с экспериментом (Галилей, Гилберт), когда научное познание стало ставиться в непосредственную связь с ростом материального могущества. Знание сила - (Ф. Бэкон). Развитие методологии, социологии и истории науки во 2-й половине 20 в. привело к крушению представления о всеобщности и объективности научного метода (Фейрабенд, Кун, Степин). В работах ученых показана парадигмальность, историчность, социологичность, конструктивность, как самого процесса научного познания, так и всех его результатов. К слабым сторонам экстернализма можно отнести опасность недооценки его представителями относительной самостоятельности и независимости науки по отношению к социальной инфраструктуре, скатывания на позиции абсолютного релятивизма и субъективизма (Фейрабенд). Интернализм (от лат. внутренний) - направление в философии и историографии науки, представители которого считают, что главную движущую силу развития науки составляют имманентно присущие ей внутренние цели, средства и закономерности, что научное знание может и должно быть рассматриваемо как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развитости социума и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и т.д.) и только от предшествующего состояния научного знания и его интенции к саморазвитию.

Информация о работе Культура и ее роль в становлении человечества