Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:51, реферат
Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства — материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).
1. Культура и ее роль в становлении человечества:
а) понятие материальной и духовной культуры; факторы, от которых зависит развитие культуры; способы передачи культуры от поколения к поколению людей;
б) наука как феномен культуры;
в) альтернатива двух культур в науке.
2. Структура науки и ее функции.
3. Взаимосвязь и взаимообусловленность науки и культуры.
4. Характеристика современной и постмодернистской науки.
такс, тест, который после первого семинара:
2.1. Наука – это высшая форма человеческих знаний и
в) важнейший элемент духовной культуры.
2.2. Укажите положение, которое верно отражает соотношение науки и культуры
в) Наука – раздел культуры
2.3. Естественнонаучные знания от гуманитарных отличаются по признаку
а) Эмпирической проверяемости;
2.4. Наука – это
в) Способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности
2.5. Укажите положение, которое верно отражает соотношение между естественнонаучной и гуманитарной культурой:
б) Естественнонаучная и гуманитарная культуры дополняют друг друга, создавая целостную картину восприятия мира;
2.6. Признаки научных знаний:
а) проверяемость;
но тут ещё что-то,я хз
2.7. Эксперимент как метод естествознания был развит в
в) XVIII веке в Европе;
1.5. Научная картина мира
В процессе познания
окружающего мира результаты познания
отражаются и закрепляются в сознании
человека в виде знаний, умений, навыков,
типов поведения и общения. Совокупность
результатов познавательной деятельности
человека образует определенную модель,
или картину мира. В истории
человечества было создано и существовало
довольно большое количество самых
разнообразных картин мира, каждая
из которых отличалась своим видением
мира и специфическим его
По своей сути научная картина мира — это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.
Будучи целостной
системой представлений об общих
свойствах и закономерностях
объективного мира, научная картина
мира существует как сложная структура,
включающая в себя в качестве составных
частей общенаучную картину мира
и картины мира отдельных наук
(физическая, биологическая, геологическая
и т.п.). Картины мира отдельных
наук, в свою очередь, включают в
себя соответствующие многочисленные
концепции — определенные способы
понимания и трактовки каких-
Основой современной
научной картины мира являются фундаментальные
знания, полученные, прежде всего, в
области физики. Однако в последние
десятилетия прошлого века все больше
утверждалось мнение, что в современной
научной картине мира лидирующее
положение занимает биология. Это
выражается в усилении влияния, которое
оказывает биологическое знание
на содержание научной картины мира.
Идеи биологии постепенно приобретают
универсальный характер и становятся
фундаментальными принципами других наук.
В частности, в современной науке
такой универсальной идеей
Понятие научной картины мира — одно из основополагающих в естествознании. На протяжении своей истории оно прошло несколько этапов развития и, соответственно, формирования научных картин мира по мере доминирования какой-либо отдельной науки или отрасли наук, опирающейся на новую теоретическую, методологическую и аксиологическую систему взглядов, принятых в качестве основания для решения научных задач. Подобная система научных взглядов и установок, разделяемая преобладающим большинством ученых, называется научной парадигмой.
Применительно к науке термин «парадигма» в самом общем понимании означает совокупность идей, теорий, методов, концепций и образцов решения различных научных проблем. Можно сказать, что парадигма отвечает на несколько важнейших вопросов: «Что изучать?», «Как изучать?», «Какими методами?». В науковедении принято рассматривать парадигмы в двух аспектах: эпистемологическом (теоретико-познавательном) и социальном. В эпистемологическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном отношении парадигма определяет целостность и границы научного сообщества, разделяющего ее (парадигмы) основные положения.
На уровне парадигмы формируются основные нормы отграничения научного знания от ненаучного. В период господства в науке какой-либо парадигмы происходит относительно спокойное развитие науки, но с течением времени оно сменяется формированием новой парадигмы, которая утверждается посредством научной революции, т.е. переходом на новую систему научных ценностей и миропонимания. Смена парадигмы приводит к смене стандартов научности. Философское понятие парадигмы является продуктивным при описании базовых теоретико-методологических основ научного изучения мира и часто используется в практике современной науки и разработке новых концепций в естествознании.
Функции научного знания
Рассматривать структуру знания сложно без упоминания функций научного знания. Одной из важнейших функций является – мировоззренческая. Ее изменение и становление происходило непрерывно и продолжается сейчас. Долгое время мировоззренческая функция сдерживалась религиозными догматами. Не освободилась окончательно она и по сей день, что очень огорчительно.
Технологическая
функция науки, не составляет представление
о мире, как это делает мировоззренческая,
а позволяет преобразовывать
окружающий мир под потребности
человека. Технологическая функция
научного знания активно стала развиваться
в период становления индустриального
общества. Изначально технологии были
призваны бороться с природой, поскольку
казалось, что она враждебна к
человеку. Но затем эта борьба оказалась
нерациональной, поскольку человек
еще не настолько понял все
природные взаимосвязи, чтобы их
эффективно изменять. От изменения
природы наука перешла к
К функциям научного знания относится рационализация человеческого поведения. Благодаря научным знаниям человек получает необходимые ресурсы, чтобы оптимизировать свою деятельность в различных сферах жизни. Это крайне необходимо, поскольку научно-технический прогресс продолжает увеличивать количество знаний, которые требуют более эффективного восприятия.
Функции науки выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в освоении окружающего мира с конструктивной целью. Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.
Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.
Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.
Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.
Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.
Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.
Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.
Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание (науки о природе) и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).
Естествознание исследует все, что относится к природе. Оно отражает логику природы. Структура естественнонаучных учений и знаний сложна и разнообразна. В нее входят знания о веществе, взаимодействии веществ, химических элементах, живой материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются фундаментальные естественнонаучные направления.
Обществознание
изучает общественные явления, системы,
их структуры, процессы и состояния.
Эти науки дают знания о различных
общественных связях и отношениях между
людьми. Научные знания об обществе
объединяют три направления: социологическое,
экономическое и
Отдельным направлением являются знания о человеке и его сознании.
Вопрос 3
Семинарское занятие № 2.
Тема: Наука и ученые.
Вопросы для обсуждения:
Вопрос 1.
Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п..
Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т. п., от незнания к знанию, от неглубокого неполного к более глубокому и совершенному знанию и т. д.
В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития.
Кумулятивизм (от лат. cumula — увеличение, скопление) считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции.
Сторонники кумулятивизма представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов. Так, Г. Спенсер мыслил механизм развития знания по аналогии с биологическим механизмом наследования благоприобретенных признаков: истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию.
Антикумулятивизм полагает, что будто в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История-науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.
Анализируя многообразие течений философии науки можно выделить две различные стратегии:
1) интернализм;
2) экстернализм.
Экстернализм - направление в философии и историографии науки, представители которого исходят из убеждения, что основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление, темпы ее развития, но и содержание научного знания, являются социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал, а не сами по себе новые эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания. С точки зрения экстерналистов, в научном познании познавательный интерес не имеет самодовлеющего значения (познания ради умножения и совершенствования знания в соответствии с неким универсальным истинным методом). Он, в конечном счете, всегда «замкнут» на определенный практический интерес, на необходимость решения, в формах наличной социальности, множества постоянно возникающих в ходе практической деятельности инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных проблем. Экстерналисты (социологические и культурологические подходы) - утверждают, что развитие науки детерминировано внешними факторами - обществом, культурой, языком, внутренней психической активностью. Наиболее мощная попытка реализации экстерналистской программы в историографии науки была предпринята в 30-е годы 20 в. (Гессен, Бертол), в в 70-е годы в рамках философии и социологии науки (Кун, Фейрабенд, Полани, Косарева, Гачев). Истоки экстернализма уходят в новое время, когда произошло сближение теоретизирования с экспериментом (Галилей, Гилберт), когда научное познание стало ставиться в непосредственную связь с ростом материального могущества. Знание сила - (Ф. Бэкон). Развитие методологии, социологии и истории науки во 2-й половине 20 в. привело к крушению представления о всеобщности и объективности научного метода (Фейрабенд, Кун, Степин). В работах ученых показана парадигмальность, историчность, социологичность, конструктивность, как самого процесса научного познания, так и всех его результатов. К слабым сторонам экстернализма можно отнести опасность недооценки его представителями относительной самостоятельности и независимости науки по отношению к социальной инфраструктуре, скатывания на позиции абсолютного релятивизма и субъективизма (Фейрабенд). Интернализм (от лат. внутренний) - направление в философии и историографии науки, представители которого считают, что главную движущую силу развития науки составляют имманентно присущие ей внутренние цели, средства и закономерности, что научное знание может и должно быть рассматриваемо как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развитости социума и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и т.д.) и только от предшествующего состояния научного знания и его интенции к саморазвитию.
Информация о работе Культура и ее роль в становлении человечества