Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:21, контрольная работа
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.
Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой к богатству.
Введение
1. Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм как основное содержание эпохи. Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре
1.1 Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения
1.2 Гуманизм как основное содержание эпохи
1.3 Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре
2. Особенности итальянского Возрождения, его периодизация и
основные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Боккаччо; религиозная картина мира и образ человека в живописи
2.1 Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты у Петрарки. Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе
2.2 Периодизация эпохи Возрождения и основные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Боккаччо; религиозная картина мира и образ человека в живописи Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты у Петрарки
2.3 Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Социально-исторические
предпосылки формирования
1.1 Социально-исторические
предпосылки формирования
1.2 Гуманизм как основное содержание эпохи
1.3 Переосмысление
принципов Античности и
2. Особенности итальянского Возрождения, его периодизация и
основные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Боккаччо; религиозная картина мира и образ человека в живописи
2.1 Боттичелли,
Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело;
идеал женской красоты у
2.2 Периодизация эпохи Возрождения и основные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Боккаччо; религиозная картина мира и образ человека в живописи Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты у Петрарки
2.3 Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Эпоха Возрождения - очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе.
На этой ранней стадии развития буржуазная идеология была идеологией прогрессивной и отражала интересы не только самой буржуазии, но и всех других классов и сословий, находившихся в подчинении изживающей себя феодальной структуры отношений.
Эпоха Возрождения - это период разгула Инквизиции, раскола католической церкви, жестоких войн и народных восстаний, происходивших на фоне формирования буржуазного индивидуализма.
Культура Ренессанса зародилась во второй половине XIV в. И продолжала развиваться на протяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.
Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой к богатству. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая "честное обогащение", радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.
Термин «Возрождение» (Ренессанс) появился в XVI веке. Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура.
В развитии культуры Возрождения различают несколько этапов:
1. Проторенессанс (конец XIII-первая половина XIV века);
2. Раннее Возрождение (XV век);
3. Высокое Возрождение (конец XV - первые три десятилетия XVI в.);
4. Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века).
Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом.
Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира. Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.
1. Социально-исторические
1.1 Социально-исторические
Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения явилось становление буржуазного индивидуализма. В эту эпоху «с полной силой заявляет о себе субъективное начало, человек становится духовным индивидом и познает себя таковым». Ренессанс приносит с собой новый тип личности. Это уверенный в себе, предприимчивый, энергичный, полный планов и надежд, не лишенный эгоизма и даже подчас хищничества, самостоятельно и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, волевой человек, не терпящий никаких преград и умеющий любую из них преодолевать. Его занимают исключительно земные проблемы. Люди эпохи Возрождения легки на подъем, инициативны, готовы в любую минуту рисковать ради дела, это - кипучие натуры, которые и вокруг себя создают поле высокой духовной и деловой напряженности, постоянно учащают пульс жизни. Такая личность требует для себя права свободно мыслить и устраивать жизнь сообразно своим потребностям. У нее появились досуг, создаваемый обеспеченностью, свобода, а вместе с ними вкус к комфорту, земным благам. Ренессансный человек красив сам и любит окружать себя красивыми вещами. Планка эстетических ценностей резко поднялась верх. И в то же время это личность весьма противоречивая: она окружена массой врагов, завистников, конкурентов, она постоянно интригует, лавирует, хитрит, она вся в напряженной борьбе - против конкурентов, политических партий и др. В этой борьбе человек предельно целеустремлен и далеко не безгрешен.
Для достижения своих целей он не гнушается никакими средствами - в ход идут подкуп, коварство, вероломство.
В культуре эпохи Возрождения можно обнаружить сочетание самых различных традиций, специфические модификации аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философий. Традиции античной и средневековой мысли получили в эпоху Возрождения уже иной смысл. Если в средневековой культуре центральная проблема соотношения мира и Бога, природы и божественного начала решалась в плане противопоставления природы Богу, тленного земного мира нетленной небесной субстанции, то культура Возрождения создала новую, пантеистическую картину мира, отождествив при этом Бога и Человека. Следовательно, пантеизм - специфическая черта натурфилософии Возрождения, т.е. здесь речь идет не о простом отождествлении Бога и природы, а о коренном пересмотре философского содержания этих понятий. Бог в философии Возрождения - не Бог схоластического богословия, он не творит мир из ничего, а сливается с законом естественной необходимости. В то же время природа из творения Бога превращается в обожествленное, наделенное необходимыми силами первоначало вещей. Это наиболее последовательно проявилось в пантеизме Джордано Бруно.
Возрождение положило начало новому этапу в истории мировой культуры. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Достаточно напомнить о гениальных научных догадках Леонардо да Винчи, об основании Фрэнсисом Бэконом опытного метода исследования, об астрономических теориях Коперника, о первых успехах математики, о географических открытиях Колумба и Магеллана.
1.2 Гуманизм как основное
Гуманизм - ценностная основа культуры возрождения.
Особое значение имело Возрождение для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве.
Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность.
Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Однако это вовсе не значит, что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития. Чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила антифеодальная, гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе. Итальянский гуманизм проникнут пафосом великого в человеке и страстью к классическим формам.
Итак, гуманизм и Ренессанс являются «двумя сторонами единого явления». Следует понимать под Ренессансом возрождение нового духа, который пользовался гуманитарными знаниями как инструментом. При этом гуманизм есть своеобразная миссия очеловечивания посредством гуманистической литературы, совершенствование, обновление человеческой природы. Однако в период позднего Возрождения многие его нормы изменились, обнаружились черты кризиса. В Западной Европе это сказалось в возникновении академизма и маньеризма в изобразительном искусстве, в наступлении религиозности и мистицизма на светскую и гуманистическую культуру. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека это проявилось в творчестве крупнейших его представителей - Шекспира, Микеланджело.
1.3 Переосмысление принципов
В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Обращение к античности стало следствием глубинных процессов в позднесредниковой культуре, когда наметился тупик в развитии схоластики. Антропоцентризм и прославление прекрасного, гармонически развитого человека были особенно близки европейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма.
Практическое, житейское мировосприятие древних было более притягательным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древние - греческий и латинский языки.
Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изучать греческий язык, а на латинском языке - классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки - были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Один из первых исследователей культуры Италии в эпоху Возрождения Якоб Буркхардт отмечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли коллекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов. Большая часть текстов античных авторов, которыми располагает современная наука, была выявлена именно гуманистами. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение и распространение книгопечатания.
Важно отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но подлинно учителями, помогавшими открыть самого себя, «это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности».
Гуманисты проявляли большой интерес и к античной философии - натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается Платоновская академия. Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ. Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна.
Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения формировалась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. У многих гуманистов критическим было отношение к церкви и профессиональным служителям католической церкви. Отрицание церкви еще не означало отрицание религии. Ренессанс не был безрелигиозной культурой. Многие деятели Ренессанса были людьми верующими, и даже духовными лицами католической церкви.
Считается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневековой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творческое развитие человека.
С чем связана в культуре итальянского Возрождения четкая ориентация на человека? Не последнюю роль в процессе самоутверждения человека сыграли социально-экономические факторы, в частности развитие простого товарно-денежного хозяйства. Во многом причиной независимости человека, его нарождавшегося свободомыслия явилась городская культура. Хорошо известно, что средневековые города были средоточием мастеров своего дела - людей, покинувших крестьянское хозяйство и полностью полагающих прожить, добывая себе хлеб своим ремеслом. Естественно, что представление о независимом человеке могло сформироваться только среди подобных людей.
Города Италии славились разнообразными ремеслами. Так, Флоренция была известна своим суконным производством. Конторы Барди, Перуцци обосновались во многих торговавших с Флоренцией городах. Процветали во Флоренции и многие другие виды ремесленного мастерства. Ранний расцвет итальянских городов связан, однако, не только с развитием той или иной отрасли производства, но в большей мере с активным участием итальянских городов в транзитной торговле. Соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов выступило, кстати, одной из причин печально знаменитой раздробленности средневековой Италии.
Однако, вся средневековая культура с ее многолетней историей, прочными традициями не могла исчезнуть бесследно. Она оказывала влияние на культуру Возрождения, даже когда это не осознавалось. Ренессанс не был полностью светской культурой. Это эпоха переходная, в которой были сложнейшие переплетения, взаимодействия старого и нового, богатство и разнообразие культурных элементов.