Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:21, контрольная работа
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.
Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой к богатству.
Введение
1. Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм как основное содержание эпохи. Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре
1.1 Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения
1.2 Гуманизм как основное содержание эпохи
1.3 Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре
2. Особенности итальянского Возрождения, его периодизация и
основные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Боккаччо; религиозная картина мира и образ человека в живописи
2.1 Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты у Петрарки. Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе
2.2 Периодизация эпохи Возрождения и основные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Боккаччо; религиозная картина мира и образ человека в живописи Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты у Петрарки
2.3 Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе
Заключение
Список использованных источников
Французский исследователь творчества Леонардо пишет: «Все свидетельствует нам, что он любил нравиться, что он хотел соблазнять, что он искал вокруг себя ту обстановку сладостного опьянения от доверия и согласия, которая служит художнику утонченной наградой за его труды... Этот столь живой и обаятельный ум любит изумлять. Он одевается не как все: он носит бороду и длинные волосы, которые делают его похожим на античного мудреца... Это человек, живущий на свой манер, ни перед кем не отчитываясь; этим он часто шокирует... Духовная позиция Леонардо, определенная свежесть чувства, оставляющая неискаженной способность удивляться, есть как раз то, что порождало Ницше. Возможно, в свою жизнь Леонардо вложил столько же таланта, сколько в свои произведения. Он сознательно поставил себя несколько в стороне от человечества, которое в грубом состоянии внушало ему ужас, как он довольно часто писал». 1
Так как Леонардо да Винчи был не только художником, но еще и изобретателем он прибегал к «зеркальному письму». В первый раз этот способ был применен к картинам художника. И если приложить зеркало в определенную часть картины можно увидеть Бога Великого и Ужасного.
О картине «Тайная Вечеря» писал Лука Пачоли: «Образ Спасителя исполнен со страстью и вдохновенно. И невозможно представить себе апостолов более внимательными, когда они услышали страшную правду Его слов: «Один из вас предаст меня». Их позы и жесты показывают, с каким искренним удивлением, полным горя, они разговаривают. Так прекрасно, своею искусной рукой, изобразил это наш Леонардо». Священный сюжет и углубленный психологизм обнаруживают у Леонардо самый настоящий возрожденческий неоплатонизм, поскольку действие на картине пронизано некоей возвышенной идеей, вопреки теме предательства. Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства.
Наиболее яркий образ человека можно увидеть в картине «Мона Лиза» - совершенный образец проникновения в тайны человеческой души и тончайшей светотеневой моделировки образа. Образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства. Многие специалисты видят тайну, некую загадку в этой картине, так слишком уж загадочно улыбается «Мона Лиза». Но всему есть логичное объяснение. Да Винчи нанял клоунов и певцов, что бы они развлекали богатую горожанку, поэтому у нее такая загадочная улыбка. Хотя это всего лишь одна из многих версий. Ни один художник не смог бы выразить лицевые тонкости человеческих характеров с такой поразительной точностью, как это сделал да Винчи.
Первой документированной работой Рафаэля Санти был запрестольный образ для церкви Сан-Агостино в Чита-ди-Кастелло, городке, расположенном между Урбино и Перуджей. Этот образ, посвященный святому Николаю Толентинскому.
На протяжение еще нескольких лет он выполняет заказы от церквей. А среди больших картин с религиозным содержанием числится только одна - запрестольный образ «Мадонна под балдахином» для церкви Святого Духа во Флоренции. Однако небольшие картины на религиозные темы Рафаэль писал и по заказу флорентийских клиентов, так же, как и парные портреты, например, богатого ткача Аньоло Дони и его жены Маддалены. Рафаэль успевал не только поражать заказчиков изысканностью своего искусства, но и завязывать новые знакомства с местными художниками. В 1514 году Рафаэля приглашают в качестве архитектора на реконструкцию самого большого в мире христианского храма Святого Петра, который начали перестраивать при Юлии II. Он успел за короткий период спроектировать несколько других построек, сумев при этом зарекомендовать себя с самой лучшей стороны, и получил признание не только как первый художник, но и как первый архитектор Рима. К сожалению, большинство архитектурных сооружений Рафаэля были впоследствии снесены или перестроены, поэтому сейчас мы не имеем возможности составить представление о его достижениях в этой сфере искусства. В портретах Рафаэль создал идеальный образ человека Возрождения, с правильными пропорциями чертами лица так, как учился анатомически правильному изображению человеческого тела («Мадонна Конестабиле», «Сикстинская Мадонна» и др.).
Микеланджело - один из величайших художников всех времен, чей непревзойденный гений определил свою эпоху, воплотившись в живописи, скульптуре, архитектуре и поэзии. У Микеланджило множество картин, фресок на религиозную тему, но самые известные находятся в Сикстинской капелле. Этот монументальный шедевр уникален в истории искусства. Практически в одиночку и всего за 4 года Микеланджело спланировал и выполнил роспись. Центральный свод включает 9 больших композиций, изображающих историю Сотворения мира, Грехопадение, Всемирный потоп, Страшный суд. Гений Микеланджело - в его абсолютном понимании человеческого тела и пропорций его воспроизведения.
Философия Возрождения поставила человека в центр мироздания, сделав его «мерилом всех вещей». Микеланджело воплотил гуманистические представления об идеале эпохи - совершенной человеческой личности - в своем искусстве. Главным источником вдохновения всегда оставалось античная скульптура. Разнообразие движений и жестов в его работах свидетельствует, что Микеланджело прекрасно изучил, как функционирует человеческое тело. Это подтверждает созданным им скульптуры «Давид», «Вакх», «Умирающий раб» и др.
Во второй половине XVI в. в Италии нарастал упадок экономики и торгов ли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. В нём укреплялись антиренессансные антиклассические тенденции, воплотившиеся в маньеризме. Маньеризм почти не затронул Венецию, которая во второй половине XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства. В русле высокой гуманистической ренессансной традиции в новых исторических условиях в Венеции развивалось обогащённое новыми формами творчество великих мастеров позднего Возрождения - Палладио, Веронезе, Тинторетто, Джорджоне, Тициан.
2.3 Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе
Город каналов и гондол, отделенным морем от остальной Италии, Возрождение пришло позже. Но уже во второй половине 15 века Венеция явила миру великих Джорджоне, Тициана, Веронезе. Венецианских художников от большинства современников отличали большая чувственность и меньший интеллектуализм в трактовке сюжетов, а выдающемуся мастеру портрета Тициану не было равных в передаче цвета и фактуры. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист («Венера и Адонис», «Портрет Карла V в кресле», «Женщина перед зеркалом» и др.).
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Первое значительное произведение Палладио - так называемая Базилика в Виченце: в этой постройке формируется одна из основных особенностей творческого метода Палладио - он создает новую систему пропорций ордеров, используя ордер не как простую декорацию фасада, а как главный организующий принцип конструкции, из-за чего она становится ясной, кажется просто и ясно организованной, гармоничной.
Так же архитектор создает новый тип городского дворца - паллацо.
Наиболее значительная часть наследия Палладио - многочисленные спроектированные им виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. Виллы были приспособлены для ведения сельского хозяйства и отвечали потребностям аристократии области Венето, вкладывавшей капиталы в земельные угодья. В виллах Палладио особенно замечательно проявилось его умение искусно сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека. Палладио прославился также трактатом «Четыре книги об архитектуре», где описал осуществленные и неосуществленные замыслы, изложил систему ордеров и реконструкции памятников античного зодчества.
Палладио оказал огромное влияние на развитие европейского зодчества, вызвав к жизни течение в классицизме 17-18 вв.
Веронезе первое время работал на терраферме, создавая ряд фресок и масляных композиций. Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо. Уже в этих работах проявилась праздничность, жизнерадостность, столь характерная для творчества Веронезе. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте.
Сложившаяся к середине 1550-х годов художественная манера Паоло Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, артистически - изощренный рисунок и пластичность формы сочетаются в картинах художника с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных сочетаниях чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном.
Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 1561, и др.). Собственно, в творчестве зрелого Веронезе фрески виллы Барбаро, построенной Палладио на терраферме, неподалеку от Тревизо занимают достаточно важное место. Отличающаяся изяществом небольшая вилла-дворец красиво вписана в окружающий сельский пейзаж и обрамлена цветущим садом. Ее архитектурному образу соответствуют полные легкого движения и звонкой красочности фрески Веронезе. В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы - плафон «Олимп» и другие - с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например, изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома. Веронезе писал также станковые многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий, приемов («Брак в Кане»; «Поклонение волхвов; «Пир в доме Левия»), монументальные по композиции алтарные образы («Обручение святой Екатерины). Смелое введение Веронезе в свои произведения жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной для обвинения художника инквизицией в излишне светской трактовке религиозных тем. Во многих масштабных произведениях Веронезе переносил события священной истории в обстановку современной Венеции: «Пир у Симона Фарисея, «Пир в доме Левия» и др.
Немногочисленным интимным портретам Веронезе свойственна мягкая, иногда с оттенком жанровости лиричность («Граф де Порто с сыном Адриано»). В поздних работах Веронезе, отмеченных чертами кризиса ренессансного мировоззрения, появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии («Похищение Европы»; «Оплакивание Христа»). Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера - «Триумф Венеции», плафон зала Большого Совета Дворца дожей. Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными и праздными венецианцами. В этой работе художника обозначились черты парадности, сложные иллюзионистические приемы, декоративная пышность, предвосхищавшая искусство барокко 17 столетия. Творчество Паоло Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения.
После 1530 г. на смену классически простому ренессансному стилю пришел вычурный маньеризм. Маньеризм в своём наиболее общем выражении обозначает антиклассическое течение, сложившееся в Италии около 1520 г. и развивавшееся вплоть до 1590 г. Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил.
Мир предстаёт неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Образы полны тревоги, беспокойства, напряжённости, художник удаляется от натуры, стремится её превзойти, следуя в своём творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определённых приёмов.
Сравнивая развитие скульптуры и живописи Ренессанса, можно сказать, что они идут параллельно: от изображения фигур на плоскости к передаче движения тела и чувства пространства. Не было расхождения в путях архитектуры, живописи и скульптуры.
Последовательное обучение разным профессиям было не исключением, а скорее, правилом. Целостный подход к искусству - характерная черта Возрождения. Художественное освоение действительности шло в прочном союзе архитектурных, скульптурных, живописных и литературных форм. Именно поэтому искусство Возрождения представляет собой стилевое единство.
Закатом эпохи Возрождения считают жесткое разграбление Рима войсками Карла V в 1527 году, решительно изменившее царившие в Италии настроения и, как это ни парадоксально, показавшее, что Возрождение достигло вершин совершенства, и пришла пора искать иные пути.
Заключение
В целом Возрождение создало социально-экономические, социально-психологические и научно-теоретические предпосылки становления культуры как относительно самостоятельного феномена и развития понятийного аппарата теории культуры и самой категории «культура» в системе научного знания. Происходит постепенное формирование светской науки, «светской учености». Сфера науки приобретает высокий социальный престиж. На ренессансной почве рождался независимый авторитет светской культуры.
Характеризуя культуру эпохи Возрождения, можно отметить несколько важных моментов, предопределивших последующее развитие культуры и ее философское понимание. О том, что культура понималась только в связи с духовной деятельностью и в такой трактовке использовалась в категориальном аппарате научного познания, говорят многочисленные словосочетания с ключевым понятием «культура», встречающиеся у мыслителей XVI - XVII вв.
Во-вторых, культура Возрождения носила элитарный характер, она не была тождественна всей итальянской культуре того периода. Эта элитарность гуманистической культуры имеет мало общего с более поздним представлением о социальной элитарности буржуазной культуры.
В эпоху
Возрождения впервые возникло
представление об
Эта эпоха, по справедливому замечанию Ф. Энгельса, представляла собой «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».