Культура итальянского Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.
Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой к богатству.

Содержание работы

Введение
1. Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм как основное содержание эпохи. Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре
1.1 Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения
1.2 Гуманизм как основное содержание эпохи
1.3 Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре
2. Особенности итальянского Возрождения, его периодизация и
основные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Боккаччо; религиозная картина мира и образ человека в живописи
2.1 Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты у Петрарки. Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе
2.2 Периодизация эпохи Возрождения и основные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Боккаччо; религиозная картина мира и образ человека в живописи Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты у Петрарки
2.3 Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Культурология.docx

— 84.30 Кб (Скачать файл)

В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалось прежде всего в темах, сюжетах. Много произведений было написано на библейские и религиозные сюжеты. Немалая часть их предназначалась для церквей, имела культовое назначение.

Важно также отметить, что культура Возрождения не являлась слепым подражанием античности, а впитало в себя все лучшее, что было в античности и средневековье. Для Возрождения характерны: синтез античности и средневековья ренессанс возрождение античность средневековье.

 

 

2. Особенности итальянского Возрождения, его периодизация и основные  представители: «Божественная комедия»  Данте и «Декамерон» Боккаччо; религиозная картина мира и  образ человека в живописи  Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты  у Петрарки. Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе

 

2.1 Особенности итальянского Возрождения

Одной из отличительных черт эпохи Возрождения является использование античного наследия, традиции которого никогда не умирали в землях Средиземноморья.

Другой существенной чертой итальянского Возрождения является его рационалистичность. Многие художники Италии трудились над созданием научных основ искусства. Такие как Филиппо Брунеллески, Донателло, Мазаччо. Так же Италию в период Возрождения можно узнать по монументальной фресковой живописи. В северных странах готическая архитектура уже давно вытеснила фреску, а позднее ее место заняла станковая живопись. Но в Италии никогда не прерывалась традиция монументальной живописи. Разнообразие социально-политического развития отдельных областей и городов Италии делает разнообразной и пестрой картину искусства Возрождения на всем протяжении ее развития и способствует появлению большого количества локальных художественных школ. Важнейшими центрами новой культуры стали передовые города средней и северной Италии. Особенно велика была роль Флоренции, где рано сложилась новая художественная школа, представленная в начале развития Джотто, а позднее блестящей плеядой мастеров от Мазаччо и Донателло до Леонардо да Винчи и Микеланджело.

 

 

2.2 Периодизация эпохи Возрождения  и основные представители: «Божественная  комедия» Данте и «Декамерон»  Боккаччо; религиозная картина мира  и образ человека в живописи  Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты  у Петрарки

В современном искусствознании историю итальянского Возрождения принято делить на четыре этапа: Проторенессанс, Раннее, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение.

Проторенессанс (конец XIII-первая половина XIV века).

Художники данного периода Пьетро Каваллини, Джотто, Симоне Мартини, рисуя картины традиционной религиозной тематики, и отталкиваясь от традиции интернациональной готики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Наиболее яркие представители в литературном направлении Данте Алигьери и его «Божественная комедия» и Джованни Боккаччо «Декамерон», Франческо Петрарка.

В «Божественной комедии» отражается вся эпоха раннего Возрождения в Италии. Живая мысль пробилась сквозь прежний мертвый язык, летаргический сон средних веков проходил, латинский бред сменялся жизненной, гибкой речью. Явился Данте, который создал не только «Божественную комедию», но и язык для нее. В поэме мы находим очень реальное и красочное описание ада. Это наиболее яркая часть «Божественной комедии». В иносказательном смысле сюжет «Божественной Комедии» - человек, поскольку, поступая праведно или неправедно в силу своей свободной воли, он подлежит награждающему или карающему Правосудию. Цель поэмы - «вывести людей из их бедственного состояния к состоянию блаженства». Программа «Божественной Комедии» охватывала всю жизнь и общие вопросы знания и давала на них ответы: это - поэтическая энциклопедии средневекового миросозерцания.

Я думаю, что люди духовно  изменились за прошедшее столетие, утверждать на сколько, трудно. Так как меняется время, предъявляются другие требования к обществу. Все зависит от самого человека, как он примет эти изменения. Я верю, что в каждом человеке есть некий стержень – набор его личных качеств, который не подлежит изменению. Это – то, благодаря чему каждый из нас уникален, почему мы называемся индивидами. Оболочка и другие слои личности могут меняться, но стержень остается неизменным от рождения до смерти. В противном случае мы все обладали бы личностью из пластилина, которую можно менять как угодно. Нельзя разбирать вопрос «меняются ли люди» и не задать самому  себе его же. С другой стороны, попадая в новое окружение, способствующее развитию, человек может меняться, не подстраиваясь. Например, общение с развитыми личностями обогащает, расширяет сознание и способствует раскрытию собственных талантов. Мы и сегодня любим, переживаем и причиняем боль, боремся и защищаем, предаем; люди кончают с собой, завидуют, пьют и много едят, занимаются здоровым образом жизни. У всех нас есть свои недостатки и пороки. Но возможность увидеть свое отражение в старинной «Комедии» итальянца Данте Алигьери помогает сделать выводы и попытаться стать немножко лучше.

В своей книге Боккаччо связал воедино традиции французской куртуазной литературы и тосканской народной прозы и фольклора, благодаря чему сделал шаг к развитию итальянской прозы.

Привлекательными чертами для читателей являлись занимательность сюжетов новелл, яркие образы, сочный итальянский (народный, в отличие от латыни) язык. Новаторством являлось нетрадиционная трактовка подчас знакомых со времен Средневековья фабул, а также общая идейная направленность. «Декамерон» показывает новые грани возникающего ренессансного гуманизма (например, его антиклерикализм). В центре внимания Боккаччо - проблема самосознания личности, получившая широкую перспективу в дальнейшем развитии ренессансной культуры.

В отличие от «Божественной комедии», где Данте ярко представляет читателю людские грехи, как бы говоря нам «Задумайся!», Боккаччо же в «Декамероне» наоборот показывает идеальное культурное общество, подчеркивает возвышающую нравственную сторону в человеке.

Петрарка создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста. Идеалом женской красоты у Петрарки была его возлюбленная Лаура, которой он посвятил множество сонетов. В своих стихотворениях он восхваляет ее, называя образцом добродетели, средоточием всех совершенств. Она - идеал всей его жизни, воплощение вечной, безупречной красоты.

Великие поэты Данте, Боккаччо, Петрарка и другие прославляли белоснежную кожу.

Раннее Возрождение (XV век).

Искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Высокое Возрождение (конец XV - первые три десятилетия XVI в.).

В данный период центром искусства становится Рим. В нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины.

Представители самой яркой эпохи Возрождения такие художники как Сандро Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти.

Сандро Боттичелли - художник другого периода эпохи Возрождения, он острее других выразил духовное содержание позднего кватроченто. Ранний Ренессанс «поражает щедростью, переизбыточностью художественного творчества, хлынувшего как из рога изобилия»1 .

Творчество Боттичелли отвечает всем характерным чертам раннего Возрождения. Этот период более чем какой-нибудь другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира. Именно в это время в большей мере идут разработки в области линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-новому ощущать мир значило по-новому его видеть. И Боттичелли видел его в русле нового времени, однако образы, созданные им, поражают необычайной интимностью внутренних переживаний. Иными словами, наряду с отчетливостью линий и рисунка, так чтимых художниками раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутствует, как ни у кого другого, глубочайший психологизм. Об этом безоговорочно свидетельствуют картины «Весна» и «Рождение Венеры».

Однако не только единство пластического мастерства и духовного содержания творчества придают манере Боттичелли возрожденческий характер. Н.А. Бердяев отмечал: «Боттичелли - самый прекрасный, волнующий, поэтический художник Возрождения и самый болезненный, раздвоенный, никогда не достигающий классической завершенности.

 

 

 

1 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. 1987. 

 

Его Венеры всегда походила на Мадонн, как Мадонны его походили на Венер. По удачному выражению Бернсона, Венеры Боттичелли покинули землю и Мадонны его покинули небо. В творчестве Боттичелли, - продолжает Бердяев, - есть тоска, не допускающая никакой классической законченности. Художественный гений Боттичелли создал лишь небывалый по красоте ритм линий... И все же Боттичелли самый прекрасный, самый близкий и волнующий художник Возрождения» . Трагизм мироощущения - несоответствие замысла, грандиозного и великого, результату творчества, прекрасному для современников и потомков, но мучительно недостаточному для самого художника - делает Боттичелли истинным возрождением. Трагизм сквозит в тайных душевных движениях, явленных великим мастером в его портретах и даже в печальном лике самой богини красоты Венеры.

Именно трагизм мироощущения и тончайшая духовность делают Боттичелли удивительно близким художникам и поэтам XIX века.

Сандро Боттичелли - один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты.

Возрождение исключительно богато творческими личностями. Не случайно принято говорить о титанах и титанизме Возрождения. Одним из таких титанов был, несомненно, Леонардо да Винчи (1452-1519). Титанизм проявляется (как уже отмечалось) в страстном порыве к самоутверждению личности. Личность соизмеряет себя с творческими силами Космоса. Пока что это реализуется по преимуществу в художественно-эстетической форме; последующая эпоха Нового времени будет утверждать индивидуального и коллективного субъекта через научно-технический прогресс; речь пойдет о практическом преобразовании природы. Возрождение не ставит этих задач. Далеко отстоит оно и от атеизма, и от культа научного разума, свойственных последующему времени западноевропейской культуры. Однако Возрождение прямо или косвенно подготовляет последующую эпоху.

Уже в деятелях Возрождения заметно, что чрезвычайная внешняя активность, широта интересов, одержимость творчеством достигаются ценой утраты цельной личности. Личность активна, как никогда раньше. Одновременно она ощущает внутренний надлом, постоянную неудовлетворенность. Она разбросана, направляет свои титанические усилия то в одну, то в другую сторону; ни в чем она не находит утоления жажды самоутверждения, хотя всюду достигает результатов, невиданных ранее, - результатов, часто не доведенных до завершения. Таков был Леонардо - один из величайших деятелей Возрождения.

Леонардо обучался во Флоренции, в мастерской знаменитого художника Верроккьо. Первое полотно, получившее впоследствии широкую известность, - «Мадонна Бенуа» (ок.1478 г). Затем следует ряд крупнейших творений, вошедших в историю искусства: «Поклонение волхвов», «Святой Иероним», «Мадонна в гроте», наконец, «Тайная вечеря» - вершина творчества художника. Последний период творческой деятельности Леонардо отмечен такими произведениями, как «Мона Лиза», «Святая Анна», «Иоанн Креститель» и др. Помимо крупных живописных полотен Леонардо да Винчи оставил после себя массу рисунков, набросков, которые представляют особый интерес, - в них творческая лаборатория художника и мыслителя. Для произведений Леонардо характерна геометрическая строгость композиции и научный подход к анатомическому строению человеческого тела. Живопись для него не только искусство, но и наука, - одновременно экспериментальная и теоретическая. Живопись - наука, причем первая среди прочих. Леонардо сравнивает ее со словесными искусствами, прежде всего с поэзией. «Живопись представляет чувству с большей истинностью и достоверностью творения природы, чем слова и буквы», - писал Леонардо в своем трактате. С этой точки зрения, живопись - выше поэзии. Но она выше и философии.

 

 

Общий принцип, которым руководствуется мыслитель при сравнении искусств, состоит в том, что непосредственно созерцаемое всегда выше, чем любые рациональные построения. Если это так, то живописное произведение с точки зрения познавательной выше даже той натуры, которая на нем изображена. Натура текуча и изменчива, а полотно останавливает и запечатлевает текучие моменты. Созерцать природу можно лишь мимолетно, картину же можно непосредственно обозревать сколь угодно долго. Формируя мысль Леонардо, современный исследователь его творчества пишет. «Живопись схватывает различные моменты сразу, а не выхватывает один момент из потока бытия. В этом и заключается для Леонардо превосходство живописи. Живопись сразу схватывает сложнейшие сплетения связей между явлениями». Говоря иначе, живопись способна к обобщению Согласно Леонардо, природа слепа и бесцельно творит одни и те же образы. Однако время также бесцельно разрушает творимое. Живопись столь высоко оценивается им как раз потому, что только в ней он видел возможность подчинить бессмысленную действительность воле и мысли художника.

Живую природу Леонардо представлял по образцу сложного и хитроумного механизма. То же самое можно сказать о его понимании психических явлений. Поэтому «он твердо убежден, что для различных переживаний всегда существуют строго соответствующие им формы выражения и что человеческое тело является не чем иным, как тончайшим «инструментом», обладающим «множеством различных механизмов». Представление о механистичности всего внешнего позволяет резко выделить из окружающего мира творческую личность - художника. Только он является в глазах Леонардо чем-то по-настоящему живым, самостоятельным, имеющим собственное лицо и судьбу. На долю же всего, что вне творческой личности, остается одна механическая связь явлений. Обратим, наконец, внимание еще на одну своеобразную черту Леонардо. Этот гений Ренессанса, по всей видимости, мало читал. Вероятно, это был просто малообразованный человек. Во всяком случае, исследователи не находят прямых подтверждений тому, что он был знаком с серьезной литературой. Это был «человек глаза», потому что был чрезвычайно наблюдателен и выше всего ценил наглядность, а не рассуждения. Кроме того, Леонардо был одарен огромной художественной и научной интуицией. С виртуозной изобретательностью он постоянно занимается проектами технических устройств и поисками научных открытий. В ряде случаев он предвосхитил современную технику. В его бумагах найдены проекты технических устройств, весьма похожие на современные. Однако Леонардо не довел ни одно из своих гениальных прозрений (за исключением живописных) до практической реализации.

Информация о работе Культура итальянского Возрождения