Культура первобытного строя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

В период верхнего палеолита появилась членораздельная речь как специфически человеческая форма общения. Членораздельная речь взвивалась и дифференцировалась в единстве с формами мышления и искусства. Выделились ряды слов, знаковых обозначений художественных символов для вычленения и типологизации явлений природы, ключевых моментов общественной жизнедеятельности. Возник человек современного типа – homosapiens («человек разумный»). Шло интенсивное становление изобразительного искусства – скульптуры, рельефа, графики, живописи.

Содержание работы

1. Культура первобытного общества
1.1 Характерные черты первобытной культуры
1.2 Эволюция искусства в каменном веке
1.3 Культура и искусство в века бронзы и железа
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат по МХК.docx

— 49.99 Кб (Скачать файл)

 

                                                       Учреждение образования

                       «Белорусский государственный педагогический  университет

                                                         имени Максима Танка»

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Культура первобытного строя»

 

 

 

                                                                        Выполнила:

                                                                        студентка 2 курса 21 группы

                                                                        заочного отделения

                                                                        Радецкая Каролина Валерьевна

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Культура первобытного общества

1.1 Характерные черты первобытной  культуры

1.2 Эволюция искусства в каменном  веке

1.3 Культура и искусство в  века бронзы и железа

Список использованных источников

 

 

1. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

 

1.1 Характерные черты первобытной  культуры

Ранние стадии развития человеческого  общества историки делят на век каменный (2,5 млн. – 4 тыс. лет до н.э.), бронзовый (III–II тысячелетия до н.э.) и железный (I тысячелетие до н.э.).

Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. – 10 тыс. лет до н.э.), мезолит (10–6 тыс. лет до н.э.), неолит (6–4 тыс. лет до н.э.) и энеолит (III – нач.II тысячелетия до н.э.).В  палеолите выделяют два основных периода – нижний палеолит (2,5 млн. – 40 тыс. лет до н.э.), завершающийся, по данным специалистов, мустьерской  эпохой (примерно 90– 40 тыс. лет до н.э.), и верхний палеолит (40–10 тыс. лет  до н.э.). За ранним этапом верхнего палеолита  следуют периоды: ориньяка (30–19 тыс. лет до н.э.), солютре(19–15 тыс. лет  до н.э.), мадлен (15–10 тыс. лет до н.э.).

Уже в эпоху нижнего палеолита  возникала орудийная и сигнальная деятельность высших млекопитающих (гоминид). В период 300–40 тыс. лет до н.э. произошел  переход от рефлекторно-орудийной  деятельности («инстинктивного труда» по терминологии К. Маркса) гоминид  к сознательному труду человека. Человек продолжал пользоваться огнем, строил первые жилища. Складывались коллективная (общинная) собственность  на добываемые продукты потребления  и средства труда и своеобразное «иго коллективности», связанное с полным подчинением индивида роду и жесткой регламентацией всех сторон его жизни. Как отмечал историк Б.Ф. Поршнев («О начале человеческой истории»), исходные формы членораздельной речи и вторая сигнальная система формировались в процессе регулирования социальных отношений на принципах первобытного коммунизма. Первыми компонентами первобытного языка, выделившимися из языкового комплекса, были глаголы, побуждавшие выполнять требования морали выживания в критических условиях («не потребляй сам – отдай матери, детенышу»).

В период верхнего палеолита появилась  членораздельная речь как специфически человеческая форма общения. Членораздельная  речь взвивалась и дифференцировалась в единстве с формами мышления и искусства. Выделились ряды слов, знаковых обозначений художественных символов для вычленения и типологизации  явлений природы, ключевых моментов общественной жизнедеятельности. Возник человек современного типа – homosapiens («человек разумный»). Шло интенсивное  становление изобразительного искусства  – скульптуры, рельефа, графики, живописи.

В эпоху мезолита человек приручил собаку, изобрел лук и стрелы, лодку, освоил изготовление корзин, рыболовных сетей.

В эпоху неолита первобытное  общество перешло от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству  производящего типа (скотоводство, земледелие). Одновременно развивались  прядение, ткачество, гончарное производство, появилась домашняя и ритуальная керамика, зародилась торговля.

Обозревая первобытную культуру в  целом, можно выделить следующие  ее особенности. Первобытная культура – это культура доклассовая, догосударственная, дописъменная. Она долго носила синкретический (нерасчлененный) характер, что являлось следствием примитивности системы  потребностей первобытного человека и  его деятельности. Сами потребности  были не дифференцированы. Трудовые операции, художественная деятельность, магические обряды в первобытном обществе переплетались  между собой.

Первобытная культура ориентировалась, прежде всего, на материально-вещественные, утилитарные ценности и конкретно-чувственные  формы их репрезентации. В то же время в ней на первый план выдвигались магически значимые, фетишизированные и маркированные тотемными символами компоненты, поскольку считалось, что именно от них в первую очередь зависит выживание рода и племени. Развитие материальной культуры шло по линии доминирования охотничье-кочевого образа жизни (палеолит, мезолит) с переходом к земледельческо-оседлому (неолит). В первобытной картине мира преобладали моменты движения (кинетизм) и мифологического, знаково-символического и спиритуалистического опосредования важных видов коллективной жизнедеятельности (магизм).О многих особенностях первобытной культуры мы можем судить по стилю жизни, формам знаково-символической деятельности так называемых архаических племен, рассеянных в заповедных уголках земли. У них в сфере духовной деятельности (до конца не разъединенной с материальным бытием) до сих пор культивируются древние верования, магия, формы дологического мышления и мифы. К числу наиболее распространенных ранних форм верований первобытных и архаических племен относятся фетишизм, тотемизм, анимизм. Среди древнейших священных поклонений следует выделить погребальный, аграрные, промысловые, эротические, астрально-солярные культы. Наряду с ними появлялись персонализированные культы вождей, племенных богов, тотемных животных и т.п. Центр знакового мира всегда занимал культ предков, которые представлялись самыми главными участниками великой борьбы за выживание и воспринимались как «первичные божества».

Культовые системы сложились на почве магии в эпоху неолита. М. Холлингсворт пишет: «Возникли многочисленные общины с их весьма сложными религиозными обрядами. Раскопки на юге Турции, в  Чатал-Гуюке, неоспоримо доказывают, что  уже около 6000 г. до н.э. свершались обряды, связанные с культом священного быка (тура), и его рогами украшались места капищ. В разных частях Европы люди поклонялись различным божествам, в честь которых устраивались и разнообразные обряды. Значение тепла и солнечного света для  занятий земледелием определило возникновение большого числа общин-солнцепоклонников».

Определим фундаментальные формообразования пралогического мышления и ритуализированного поведения, характеризующие первобытную  культуру.

Фетишизм (отпорт, feitico – талисман) – вера в сверхъестественные, чудотворные  свойства выделенных естественных объектов или искусственно созданных предметов (реже – растений, животных и даже человека), превращение тех и других в протосимволы, тайным и чудесным образом благотворно влияющие на ключевые моменты жизнедеятельности  рода и племени.

Примером такого эзотерического протосимвола может служить чуринга австралийских  аборигенов. Чуринга – священный  предмет у австралийских племен, наделенный, по их представлениям, сверхъестественными  свойствами и якобы обеспечивающий благополучие группы или отдельного человека. В книге «Ранние формы  искусства» читаем: «Чуринги глубоко  почитались австралийцами, с ними ассоциировались  души предков и живых членов племени, чуринги были как бы двойниками, вторым телом, на них изображались посредством  спиралей, концентрических окружностей  и других абстрактных символов деяния мифических героев и тотемических предков, они хранились в тайниках и  показывались лишь юношам, достигшим  зрелости и прошедшим обряды посвящения, а их утрата рассматривалась как  величайшее несчастье для племени. Чуринга – это, по существу, сакральное изображение конкретного человека, изображение не его внешности, а  его тотемической сущности. Иного  австралийское общество, с его  магическим мышлением, еще не знало. Если потереть чурингу жиром или  охрой, она превратится в тотемическое животное – другую ипостась человека».

В древний и средневековый периоды  в Беларуси культовыми считались  священные камни, символизировавшие  власть вождей и князей в границах определенных территориальных общностей.

Тотемизм (от «от-отем», слова из языка  индейцев-оджибве, означающего «его род») основан на вере человека в  существование тотемов, т.е. каких-либо животных, реже – растений, в исключительных случаях – неорганических предметов, явлений природы, считающихся его  кровными родственниками (а позднее  – предками). У белорусов одним  из основных тотемов являлся медведь. Тотем свят, его запрещено убивать  и поедать (исключение – влекущие за собой «воскресение» случаи ритуального  убийства и поедания), разрушать  и вообще наносить ему какой-либо ущерб. Святость тотема символически подкрепляется  в магических обрядах жертвоприношения, якобы мистически воздействующих на него и возбуждающих в нем направленные благие действия.

Таинственные перевоплощения тотемов  и их сверхъестественные воздействия  на живущих, целеполагаемые странствия в земном и сакральном мирах, как  правило, сопровождаются разнообразными мифологическими историями.

Проиллюстрируем это на материале  мистического опыта австралийских  племен, включенного в книгу «Ранние  формы искусства». «Тотемические  мифы аранда и лоритья строятся почти  все по одной схеме: тотемные предки в одиночку или группой возвращаются на свою родину – на север (реже –  на запад). Подробно перечисляются пройденные места, поиски пищи, организация стойбищ, встречи в пути. Недалеко от родины, на севере, часто происходит встреча  с местными «вечными людьми» того же тотема. Достигнув цели, странствующие  герои уходят в нору, пещеру, источник, под землю, превратившись в скалы, деревья, чуринги. Причиной этого часто  выставляется усталость. В местах стоянок, и в особенности в месте  смерти (точнее, ухода в землю), образуются тотемические центры.

Иногда идет речь о вождях, ведущих  за собой группу юношей, только что  прошедших обряд инициации –  посвящения в полноправные члены  племени. Группа по пути производит культовые  церемонии с целью размножения  своего тотема. Бывает и так, что  странствие имеет характер бегства  и преследования. Например, большой  серый кенгуру бежит от человека того же тотема; человек с помощью  ножей убивает животное, но оно  воскресает, затем оба превращаются в чуринг...». За «войной тотемов» кроются, по всей видимости, кровавые столкновения племен за места промысла.

Анимизм (от лат. anima – душа) – это  вера в существование у человека его «двойника» – души или нескольких душ; кроме того, анимизм предполагает веру в одушевленность различных  природных и даже космических  объектов. Согласно Древнему славянскому  поверью, солнце – это живое, разумно  Действующее существо.

Магия (от греч. mageia – колдовство) возникла в зрелом первобытном обществе. Будучи основана на пралогических формах мышления, магия представляет собой не только определенную совокупность фантастических идей и верований, но также выдуманную систему сверхъестественных, чудотворных практических приемов, обеспечивающих иллюзорно-мистическое воздействие на мир с целью полного подчинения человеку жизненно важных природных, социокосмических процессов и универсального управления ими.

О некоторых колдовских приемах  первобытных людей рассказывают их произведения искусства: изображение  пронзенной копьями фигуры медведя, рисунок быка с вонзившимся в  сердце гарпуном и т.п. Здесь перед  нами так называемая гомеопатическая, или имитативная, магия, основанная на законе подобия. «Убивая» изображение  зверя, первобытный охотник искренне надеялся на то, что это обязательно  поможет ему в охоте на реального  прототипа. Вторая разновидность первобытной  магии – это магия контагиозная, основанная на прямом взаимодействии мага с интересующими его атрибутами.

Таково, согласно Дж. Фрэзеру («Золотая ветвь»), основное деление симпатической  магии. Цели магических действий разнообразны: позитивные (с благожелательными  намерениями, например, оказать помощь ближним), предохранительные и негативные (деструктивные, разрушительные, с целью  поразить врагов оккультными силами).

Вызывает улыбку пример магического  действия, приведенный Дж. Фрэзером: «Сербские и болгарские женщины, которых раздражают тяготы супружеской  жизни, прикладывают медную монету к  глазам покойника, омывают ее вином  или водой и дают мужьям выпить эту жидкость. После этого те делаются якобы столь же слепыми к прегрешениям своих жен, как покойник, к глазам которого монету прикладывали».

Рудименты и реликты магии, магическоподобныеквазитеории и квазипрактики (оккультизм, парапсихология, спиритуализм, гесмеризм, телепатия, телекинез, личный магнетизм и пр.) существуют в цивилизационных сообществах  и поныне. Поэтому до сих пор  сохраняет значение деление Дж. Фрэзером магии на теоретическую (магия как  псевдонаука) и практическую (магия  как псевдоискусство). Последняя, в  свою очередь, делится на «белую» (позитивную) магию и «черную» (негативную), включающую разные наборы табу и методы колдовства.Неомагия как паранаука в чем-то стимулировала  развитие собственно науки (астрология–астрономия, алхимия–химия, оккультная математика–рациональная математика), но в отличие отпоследней не обнаружила способностей проверять свои допущения в чистых экспериментах.

Следует сказать об отношениях магии  и собственно религии, порой некорректно  отождествляемых. Магия – прарелигия.

По представлению Дж. Фрэзера, первобытная  магия в отличие от зрелой религии  основана на принуждении сверхъестественных сил к потребному действию, а не на преклонении перед ними. Он пишет: «Магия часто имеет дело с духами, то есть с личными агентами, что  роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как она  обращается с неодушевленными силами, то есть, вместо того чтобы, подобно  религии, умилостивлять и умиротворять их, она их принуждает и заставляет».

Надо сказать, что ранние формы  религии в древних обществах  Востока еще находились под сильным  влиянием предшествовавшего магического  мировоззрения. Читаем у Дж. Фрэзера: «Магия исходит из предположения, что  все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены  безличным силам, которые контролируют все, но из которых тем не менее  может извлечь выгоду тот, кто  знает, как ими манипулировать с  помощью обрядов и колдовских чар. Например, в Древнем Египте колдуны  считали, что они могут принуждать даже высших богов выполнять их приказания, и в случае неповиновения грозили  им гибелью. Иногда колдун, не доходя до таких крайностей, заявлял в подобных случаях, что разбросает на все четыре стороны кости Осириса или, если тот будет упрямиться, разгласит  посвященный ему священный миф. В Индии до настоящего времени  великая троица индуизма – Брахма, Вишну и Шива – «подчиняется»  брахманам, которые с помощью  своих чар оказывают на самые  могучие божества такое воздействие, что те вынуждены на небе и на земле смиренно выполнять приказания, которые их хозяевам-колдунам заблагорассудится  отдать. В Индии имеет хождение поговорка: «Весь мир подчинен богам; боги подчинены чарам (мантрам); а  чары – брахманам; поэтому брахманы – наши боги». Представители более  древней ведической религии верили, что «боги рождаются из воздуха, выдыхаемого певцом» (Л. Мечников).

Информация о работе Культура первобытного строя