Культура первобытного строя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

В период верхнего палеолита появилась членораздельная речь как специфически человеческая форма общения. Членораздельная речь взвивалась и дифференцировалась в единстве с формами мышления и искусства. Выделились ряды слов, знаковых обозначений художественных символов для вычленения и типологизации явлений природы, ключевых моментов общественной жизнедеятельности. Возник человек современного типа – homosapiens («человек разумный»). Шло интенсивное становление изобразительного искусства – скульптуры, рельефа, графики, живописи.

Содержание работы

1. Культура первобытного общества
1.1 Характерные черты первобытной культуры
1.2 Эволюция искусства в каменном веке
1.3 Культура и искусство в века бронзы и железа
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат по МХК.docx

— 49.99 Кб (Скачать файл)

Действительно, с психологической  точки зрения, боги есть не что иное, как архетипы – всеобщие представления, первообразы (К.-Г. Юнг). Боги – олицетворения  универсальных переживаний Абсолютного, и их единственная доступная обозрению обитель – душа человека. Онтологизация богов, фантастические их проекции в трансцендентный мир совершаются религиями не только с целью удобства сакрального общения с ними верующих, но главным образом для возвышения их над людьми и придания статуса всемогущих существ. Однако некоторые национальные религии на стадии развития ранних цивилизаций проявляли явную непоследовательность в этом вопросе. Древние греки поселили богов на Олимпе и обращались с ними по-свойски. Они считали, что боги и богини могущественны, но не всесильны и, как и люди, находятся во власти безличной Судьбы – Ананке (или Логоса, Мирового закона). Прометей из одноименной трилогии Эсхила обращается при столкновении с Зевсом, как маг. Герой знает тайну гибели верховного бога и терпит великие страдания, не желая ее выдать:

Я не отдам своей ужасной казни

За счастье быть у Зевса на посылках.

Уж лучше быть рабом моей скалы,

Чем Зевсовым слугой любезноверным...

Согласно художественно модифицированному  мифу, Зевс примиряется с Прометеем  и через него – с европейским  человечеством, которое двигается  в неизведанном направлении не по воле демиурга, а по собственному разумению (и, добавим, неразумению).

Магия породила мифологию, «незаконнорожденной» дочерью которой стала религия. В отличие от религии мифология  сводит сверхъестественное к естественному, космическое к бытовому, непознаваемое  к познаваемому. Любая религия, желая  приблизиться к уровню человеческого  понимания, пользуется услугами преображенной  мифологии. Так, Старый и Новый Заветы насыщены космическими и прочими  мифами и чудесами. Это характерно и для белорусской редакции христианства, в которой с помощью народного  религиозного опыта и фольклора  широко открываются двери для  языческой мифологии.

В традиционной фольклорно-мифологической форме сознания современного человека сохраняются в модифицированном виде остатки постпервобытного паралогического  воззрения на мир, в котором помимо зримых, наблюдаемых явлений предполагаются еще какие-то таинственные превращения чудесных форм и могучих энергий, подобных тем, которые когда-то грезились итальянским гуманистам и художникам Возрождения. Э. Гарэн отмечает, что Джордано Бруно называл мага мудрецом, умеющим действовать. И все же магия и мифология большей частью за многие века переместились в сферу художественной картины мира (сравним оду И.В. Гете «Прометей» и творение Г.Р. Державина «Бог»). Первобытный человек, представитель архаической культуры, не рассуждая, верил в беспредельную действительность магии и мифологическую связь «всего со всем», взаимоперетекаемость всех зримых и незримых явлений. У современного человека аналогичноемиропредставление по большей части укладывается в рамках художественно творимой эстетической гармонии, поэтической идеализации и соответствует принципу «оживляющей апперцепции» (В. Вундт).

Миф – это высшая форма архаического пралогического мышления, причудливо сочетающая фантастическое и реальное в первозданной картине мира. Миф  – первичная форма протопонимания мира, включающая в себя зачаточные попытки объяснения происходящих в  нем процессов. Функции мифа в  первобытном обществе многоплановы: фантастическое объяснение первоначального  устройства универсума; сакральное обоснование  универсального порядка в обществе, его устоев, моральных норм; придание престижа незыблемым традициям; культовое  подкрепление руководства практической деятельностью; самая ранняя форма  накопления знаний. В мифах смешивались  объективные и иллюзорные представления  о «ближнем» и «дальнем» мирах. Это был способ чувственно-наглядного выражения магических верований  с помощью повествования о  ключевых моментах исторической жизни, о славном прошлом. Миф – иллюзионная  история сообщества. Миф как антропофатическое  мировоззрение, основанное на принципе одухотворения сущего, формировался в неразрывной связи с магией, оказывая вместе с ней влияние  на генезис искусства.

Согласно мнению специалистов, магия  и миф вырастают из синкретизма  первобытного мыследействия, отдельные  проявления которого можно наблюдать  в детском игровом творчестве. Обратимся снова к уже цитированной книге «Ранние формы искусства»: «Возникновение и расцвет мифа характерны именно для эпохи первобытного синкретизма. Магия – это практика синкретического сознания, тогда как миф – его теория. Лишь по мере общественного развития из этого сложного целого, отражающего синкретическое мировоззрение первобытного общества, постепенно разовьются, дифференцируясь, и собственно религия, и этика, и искусство, и наука, и обычное право...

Эволюция культуры... в известной  мере сводится к дифференциации, к  расчленению первоначально интегрированных  форм и развитию дифференцирующихся функций. В основе их находятся, по выражению  К.А. Тимирязева, «синтетические типы».

Синкретическое мышление, утрачиваемое человечеством в целом, сохраняется  в детской психологии. Здесь, в  мире детских представлений и  игр, еще можно обнаружить следы  давно минувших эпох. Не случайно и  художественное творчество ребенка... имеет особенности, сближающие его  с первобытным искусством». Ребенок  верит в то, что в мире царит  простота!

Первобытный «театр» был не только тренировкой удачной охоты, но и  включал в себя специализированные магические обряды, также приноравливаемые к охотничьему успеху. На стенах пещер мы видим преимущественно  изображения не случайных зверей, а тотемов или, по крайней мере, тех животных, которые вошли в  мифологическую картину мира в качестве базисных символов. Женская статуэтка  из стоянки Виллендорф (Австрия) –  синтетический мифологический символ высшего разряда, ибо, как отмечает А.Д. Столяр, этот абстрактно-конкретный женский образ олицетворял родовую  сущность женщины как первоисточника человеческих жизней и таинственную магическую связь с промысловым  зверем – основным источником существования. Не случайно символо-образы зверя и  женщины тесно скоррелированы в  первобытном искусстве и ранней мифологической картине мира.

В первобытном обществе наиболее высоко ценились магически-обрядовые действия, знаковые животные, предметы с символическими, тотемными изображениями, маги, вожди, родоначальницы семейных кланов, –  все то, что входило в первые мифологические повествования и  закладывало основу культуры. Это  и становилось основными предметами изображения в протосимволическом первобытном искусстве.

первобытность фетишизм тотемизм религия

 

1.2 Эволюция искусства в каменном  веке

Палеолит. Обычно авторы популярных пособий  связывают отсчет развития первобытного искусства с началом верхнего палеолита (40–30 тыс. лет до н.э.), чему есть свои объяснения. Именно с этой стадии жизни первобытного общества, судя по раскопкам, начался процесс  формирования дифференцированного  искусства, прежде всего изобразительного. Последовательно возникли скульптура, рельеф, графика, рисунок, живопись (вначале  безкомпозиционная, а затем сюжетная); появились знако-образные, или символические, структуры; в особую область выделился  орнамент. Исследователи пишут о  первобытном театре, синтезировавшем  разновидности «охотничьей драмы», ритуального танца, инструментального  и голосового сопровождения. Он выполнял поначалу функции тренировочной  имитации охоты, магического вовлечения промысловых зверей в орбиту добывающей деятельности, а также применялся для выполнения обрядов посвящения представителей подросшего поколения  в категорию охотников и полноправных членов родовой общины.

Виды искусства эволюционировали под воздействием медленно изменявшихся форм и операций практической деятельности и были тематически лимитированы доминантами коллективного сознания, регламентировались стереотипными  предписаниями родового опыта. От искусства  в первобытную эпоху требовалось  одно: создание серийных образцов коллективного  чувствования, мышления, действия, сводимых к принципу «поступай как все». Этим, быть может, грешит и современная  «массовидная» культура: завлекательные шоу, профанные формы рекламы (которую  канадский философ Х.-М. Мак-Люэн рискнул назвать «пещерным искусством XX в.»), шаблоны аудиовизуальной индустрии.

Однако дифференцированное первобытное  искусство не возникло «из ничего». Оно имело предпосылки в так  называемом предискусстве (специалисты  окрестили его натуральной изобразительной  практикой) и заключалось в составлении  из отдельных костей зверя (медведя) праэстетически значимых конфигураций. Их сотнями складывали в особые каменные ящики – палеолитические «сейфы»  – и помещали в пещеры.

Самое крупное «художественно-анималическое  захоронение» такого типа было найдено  в пещере Драхенлох (Швейцария). Вновь  процитируем книгу «Ранние формы  искусства»: «В таких особых пещерах, существовавших по всей зоне расселения неандертальцев в Европе – от Франции  до Черноморского побережья Кавказа, – обнаружены кости от сотен убитых дегдерных медведей (в отдельных  местонахождениях остатки соответствует 1000–1200 особям). Это главным образом  черепа медведя и его конечности, специально доставляемые неандертальцами  в определенные убежища... Первичный  генезис «естественного» обозначения  зверя его же характерными частями  сейчас следует относить к ашелю  – не только позднему... но и к  раннему... Таким образом, зарождение «натурального» анимализма датируется древностью примерно в 200 тыс. лет. Апогей же его приходится на эпоху неандертальца...

Ухудшающиеся природные условия  мустьерского периода – времени  развития вюрмского оледенения –  делали широкое освоение пещер под  жилье одним из важнейших условий  жизненности коллектива. Но значительная часть пещер имела своего исконного  хозяина – чаще всего пещерного  медведя. На этой почве развернулся  многотысячелетний поединок неандертальца  с пещерным хищником... Коллективно-эмоциональный  характер каждого предприятия –  постоянного источника избыточных общих переживаний, связанных с  темой зверя, – привел к возникновению  ряда побочных, сопутствующих явлений, относящихся уже к области  складывающейся идеологии... Они позволили  качественно обогащающемуся первобытному сознанию решить следующую вставшую перед ним задачу, а именно впервые  записать наипростейшим способом («экспонированием»  и сохранением символических  частей зверя) складывающиеся темы-доминанты, общественно закрепить и увековечить  их. Подобные обрядовые материальные жертвы, приносимые неандертальцами  своим социально-производственным чувствам и просыпающейся фантазии, исторически с лихвой себя окупили. Не только потому, что весь этот комплекс действий открыл для работы мысли  совершенно новую сферу отвлечения и обогащения, но и в связи с  рядом практических результатов (дополнительное сплочение коллектива, совершенствование  координации, обогащение и отработка  звуковой сигнализации, расширение возможностей общения и т.п.)».

Неандертальскаяпракультура, репрезентированная в данном случае «натуральным» анимализмом, охотничьей пантомимой и доречевым  эмоционально-звуковым сопровождением, выделяла палеантропное сообщество из животного царства и поднимала  его над последним. Гоминиды впервые  ясно ощутили свое превосходство  над самым сильным зверем, почувствовали  себя «господами природы» (может быть, здесь находится исток первобытной  магии) и посредством трудоемкой изобразительной деятельности, требующей  «инженерного» искусства и широкой  кооперации труда, создали каменные мемориалы поверженных хищников.

Очевидно, одним из побочных эффектов данной формы пракультуры (ритмичная  пантомима сражения и победы, звуковое сообщение о содеянном, его знаково-символическая  репрезентация пространственно-изобразительными формами) стало зарождение членораздельной  речи. Ряды пространственных, двигательных, звуковых ритмических членений игрового сюжета структурировали сообщение  о самом главном – о победе над зверем.

Но для того чтобы получить и  оформить речевым способом абстрактно-чувственное  понятие именно о данном виде зверя, его необходимо было представить  в качестве внешнего знака, обозримой  пространственной формы, более конкретной, конфигурированной. Так, уже в начале верхнего палеолита, в период ориньяка, возникла первобытная скульптура. Первые скульптуры лепились неоантропами в  натуральную величину из глины; каждая представляла собой своего рода макет  определенного зверя.

Примером может служить «медведь»  из французской пещеры Монтеспан: на вылепленное из глины туловище насажен  череп натурального зверя. На глиняном теле - следы от удара копий, а  вокруг на песке – следы босых  ног относительно небольших размеров. Очевидно, отмечает А.Д. Столяр, «медведь»  использовался в обряде инициации  подростков, упражнявшихся в магическом «умерщвлении» изображения. «Надо  также отметить, что наблюдающаяся  здесь связь изображения, по существу выполнявшего роль символической мишени в обряде, с разыгрывавшимся театрализованным действом, также уходящим глубокими  корнями к стихийной пантомиме  неандертальцев, убедительно свидетельствует  о первоначально законном и обязательно слитном существовании зачатков изобразительного и выразительного творчества.

Натуральный макет оказался итогом начального изобразительного опыта  множества сменявшихся поколений, опыта, в котором за особыми действиями неотлучно, как тень, следовала специфически упражнявшаяся и логически развивавшаяся  мысль. Эта мысль по мере своего обогащения и «кристаллизации» в свою очередь  эффективно стимулировала последовательно  усложнявшиеся акции». По наблюдению А.Д. Столяра, в «глиняный период»  появились лепные фигурки меньшей  величины: до одного метра (лепная фигурка  медведя из стоянки Долни-Вестонице) и более полутора метров (лепная фигурка хищника кошачьей породы из пещеры Монтеспан). Это свидетельствует  о способности кроманьонцев создавать  более отвлеченные, «иллюстративные» образы зверей разных видов. Затем для  воспроизведения понятия-образа оказалось  достаточно внешней пространственной формы, что отразилось в преобладании барельефов и барельефных композиций (налепленные на стены фигуры бизонов  в пещере Тюк д'Одубер). Настала  пора раннеориньякской графики (контурный  рисунок лошади на глине в пещере Монтеспан); гравировка на камне развивала  образно-абстрактные аспекты первобытного мышления. В итоге был открыт путь живописи – царице изобразительного искусства, незаменимой в плане  развития возможностей свободной компоновки объемных изображений, а затем и  создания жанровых композиций.

Осмысливая эволюцию первобытного искусства, так сказать, в обратном направлении и погружаясь в мир  все более элементарных изобразительных  форм, невольно приходишь к мысли  о том, что первобытным художником были намечены некие изначальные  архетипы, «формообразующие нормативные  конструкты », которые впоследствии развитое искусство как бы воспроизводило вновь в совершенных (и уже  эстетически освобожденных формах), следуя по «отметкам» геннокультурной  канвы. Например, праискусство животного  анимализма сопоставимо с дадаизмом  и отчасти с поп-артом –  модернистскими течениями, эпатирующими публику стилизованным синкретизмом, причудливыми комбинациями внеэстетических  объектов и их частей, втянутых в  квазихудожественные композиции из бытовой среды. Первобытный прототеатр отдаленно напоминает хэппенинг, перформанс. Ряд аналогий можно продолжить.

Информация о работе Культура первобытного строя