Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:32, реферат
В период верхнего палеолита появилась членораздельная речь как специфически человеческая форма общения. Членораздельная речь взвивалась и дифференцировалась в единстве с формами мышления и искусства. Выделились ряды слов, знаковых обозначений художественных символов для вычленения и типологизации явлений природы, ключевых моментов общественной жизнедеятельности. Возник человек современного типа – homosapiens («человек разумный»). Шло интенсивное становление изобразительного искусства – скульптуры, рельефа, графики, живописи.
1. Культура первобытного общества
1.1 Характерные черты первобытной культуры
1.2 Эволюция искусства в каменном веке
1.3 Культура и искусство в века бронзы и железа
Список использованных источников
В III тысячелетии до н.э. в Египте,
Месопотамии и во II тысячелетии
до н.э. на территории Европы создавались
орудия и изделия из меди и бронзы.
М. Холлингсворт пишет о том, что
первоначально на Ближнем Востоке,
а затем в Северной Европе металл
– новшество Месопотамии –
заменил керамику при изготовлении
особо ценных предметов религиозно-
В эпоху железа появился новый тип
архитектуры – крепости, оборонительные
сооружения, сложенные из огромных
каменных глыб (на территории современной
Франции, Балканском полуострове, в
Закавказье). Эти и другие памятники,
например, богатейшие погребальные сооружения
– большие камеры в курганных
погребениях вождей племени, свидетельствовали
о наступавшем распаде
В этот период безымянные художники продолжали создавать творения, отличавшиеся совершенством и богатством формы. Внешне они отражали некое «магическое единство» родоплеменного союза, но в социуме уже наметился раскол на богатую привилегированную знать и малоимущее трудящееся большинство. Появилась особая категория мастеров-профессионалов, которые стали специализироваться на обслуживании отделившихся потребностей и вкусов управленческой верхушки. Этот процесс, однако, сопровождался утратой наивной непосредственности, характерной для предыдущих форм искусства первобытного общества.
Складывалось декоративное прикладное
искусство, появились богатые украшения
из золота, серебра и их сплавов.
На юге Европы найдены золотые
ожерелья, бронзовые короны и другие
реквизиты знати, датируемые первой
половиной II тысячелетия до н.э. Множество
подобных богатых изделий обнаружено
в захоронениях знатных особ додинастического
Китая. Складывается впечатление, что
в конце первобытной эпохи
в разных концах света «элитарное»
искусство в стиле архаического
протобарокко служило незаменимым
средством идентификации
Вот что говорит, например, об искусстве,
маркировавшем сложившееся
В могилах Аньяна были найдены бронзовые изделия, сделанные в память о следовавших друг за другом членах одной линии предков. Различие в качестве раскопанных образцов объясняется тем, что «изысканное и грубое производилось в это время в Аньяне для людей, обладавших разным имущественным положением и престижем». Животный орнамент на древних предметах превратился в более поздних изделиях из бронзы в сверкающие арабески. «Соблазнительным было бы предположение о том, что арабески в искусстве племен гуайкуру (народа, некогда обитавшего на юге Бразилии), еще столь насыщенные изображениями птиц и языков пламени, знаменуют конец параллельно шедшего преобразования. Барочный и манерный стиль показался бы тогда формальным и вычурным пережитком общественного порядка, либо уже минувшего, либо находящегося в стадии упадка. В эстетическом отношении они являются лишь его слабым отголоском», – писал К. Леви-Строс.
Каждая «закатывающаяся» формация, в том числе первобытнообщинный строй, заканчивается последним всплеском роскоши, соперничеством образцов искусства для избранных и тем же начинается следующая формация, сопровождаемая сменой правящих элит. Таков конечный исход культуры и искусства первобытного общества, породившего в процессе разложения классовое неравенство. Распадаясь, варварство формировало цивилизацию, в которой доминировали господствовавшие классы, не знавшие меры в излишествах культуры. Погибнув, первобытность оставила после себя социально поляризованное общество.
Список использованных источников:
1. Булгакова С.В. Культурология / Булгакова С.В. – М.: Эксмо, 2009.
2. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.
3. Культурология. Учебное
4. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.
5. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.