Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:32, реферат
В период верхнего палеолита появилась членораздельная речь как специфически человеческая форма общения. Членораздельная речь взвивалась и дифференцировалась в единстве с формами мышления и искусства. Выделились ряды слов, знаковых обозначений художественных символов для вычленения и типологизации явлений природы, ключевых моментов общественной жизнедеятельности. Возник человек современного типа – homosapiens («человек разумный»). Шло интенсивное становление изобразительного искусства – скульптуры, рельефа, графики, живописи.
1. Культура первобытного общества
1.1 Характерные черты первобытной культуры
1.2 Эволюция искусства в каменном веке
1.3 Культура и искусство в века бронзы и железа
Список использованных источников
Художественная культура первобытного
общества, достигнув стадии первоначальной
внутренней дифференциации, развивалась
в направлении от раннего примитивизма
ориньяко-солютрейского этапа
Художественную деятельность древнейших времен, уходящую своими корнями в мустьерский и даже более ранние периоды нижнего палеолита и получившую разнообразное развитие уже в верхнем палеолите, можно назвать искусством лишь весьма условно. Оно не было чисто художественным творчеством, ибо еще неразрывно переплеталось с утилитарной деятельностью, опосредовалось и пронизывалось магическими действиями.
Дошедшие до нас памятники первобытного искусства начала верхнего палеолита отличаются примитивной обобщенностью, которая иногда теряет предметность (например, ряды параллельных полос, оставленных пальцами руки или гребнеобразными орудиями). Рядом с этими изображениями появились и рисунки животных, но тоже очень схематичные, например, изображение слона в пещерах Кастильо (Испания), фигурка мамонта из слоновой кости, найденная в Пшедмосте (Польша) и относящаяся к солютрейскому этапу.
К период ориньяка на территории Австрии
(стоянка Виллендорф), бывшей Чехословакии
(комплексы Долни-Вестонице и
Павлов), Франции (стоянки Леспюга, Лоссель,
Ла Марш) появилась серия стилизованных
статуэток, а затем рельефов и
графических контуров обнаженных тучных
женских фигур, образно названных
«палеолитическими венерами». Всем
им присущи линеарность и
Нельзя упускать из виду важное обстоятельство: магическую притягательность для первобытного скульптора и гравера изображения женщины, которое часто соседствовало со стилизованными фигурами зверей. Она, напоминаем, трактовалась не только как «прародительница рода - мать-хозяйка», но и как «олицетворение многообразных связей коллектива со зверем как основным источником существования, идеи родственности, плодородия, магического воздействия на него» (А.Д. Столяр).
В рисунках и скульптуре периода солютре изображения животных приобрели более конкретные черты. Моделировался объем тела зверя, тщательно выписывались его части и детали (фактура шерсти, масть и т.п.). Линия дополнилась тоном, появились объемные цветовые изображения животных. В скульптурных изображениях схематичность абстрактного контура также смягчилась пластичностью; скульптор стремился передать округлость форм тела, гладкость кожи.
Первобытный «реализм» достиг своей
вершины в искусстве
Трудно предположить, чтобы взлет искусства в период мадлена был обусловлен только ростом художественного технического мастерства, которое вместе с орудиями труда развивалось в целом в верхнем палеолите все-таки достаточно медленно. Здесь определяющую роль, видимо, сыграло качественное изменение самого восприятия мира древним художником. Люди мадлена воспринимали отдельные явления действительности в их целостности. Однако в искусстве данного периода, породившем полихромную живопись с ее объемным реалистическим изображением животных, имелся существенный изъян, который не позволяет назвать это реалистическое искусство вполне гармоничным. В период 15–10 тыс. лет до н.э. художник очень точно изображал отдельных животных, но еще не мог увязывать их в композиционное целое, не владел принципами симметрии и пропорциональности, о чем свидетельствуют те же росписи на потолке Альтамирской пещеры, где натуралистически изображенные крупные животные представлены в хаотическом беспорядке. Он еще не владел искусством композиции. Этот художественный парадокс был точно подмечен известными искусствоведами Н.А. Дмитриевой и Н.А. Виноградовой: «Искусность руки н меткость глаза дали возможность создавать великолепные, мастерские изображения. Но сказать, что они ни в каком отношении не примитивны, было бы тоже неверно. Примитивность сказывается, например, в отсутствии чувства общей композиции, согласованности. На потолке Альтамирской пещеры нарисовано около двух десятков бизонов, лошадей, кабанов; каждое изображение в отдельности превосходно, но как они расположены? В их соотношении между собой царит беспорядок и хаос: некоторые нарисованы вверх ногами, многие накладываются одно на другое. И никакого намека на среду, «обстановку». Тут действительно возможна какая-то аналогия с рисунками маленького ребенка, которые он наносит вкривь и вкось и не пытается согласовывать их с форматом листа. Видимо, само мышление первобытного человека, очень натренированное в одном отношении, беспомощно и примитивно в другом – в осознании связей. Он пристально вглядывается в отдельные явления, но не понимает их причинных связей и взаимозависимостей. А если и не понимает, то и не видит, поэтому его композиционный дар еще в зачатке».
Иногда возникает соблазн
Мезолит. Исследователи отмечают ограниченность
тематического круга
Неолит. Наметившиеся в мезолите тенденции
к контурной стилизации и символизации
достигли предела в первобытной
Живописи и графике в эпоху
неолита. Искусство неолита развивалось
на базе более совершенных
В целом неолитическое искусство
характеризуется тем, что в нем
реалистичность разрозненных художественных
образов окончательно сменилась
упорядоченным отображением явлений
окружающего мира посредством жанровых
композиций, на что прямо указывают
Н.А. Дмитриева и Н.А. Виноградова,
находя данному художественно-
В конце неолита и в период
энеолита (медно-каменного века), в
архаико-символической живописи явственно
выделился абстрактный
Исследования культурогенеза первых
классовых обществ показывают, что
при начальном формировании письменности
Древнего Египта, Древней Индии (во
времена цивилизации Мохенджо-
1.3 Культура и искусство в века бронзы и железа
В эпоху бронзы с введением новых
форм хозяйства и появлением металлических
(медь, бронза) орудий, усовершенствовавших
способ производства, произошло крупное
общественное разделение труда –
ремесло отделилось от земледелия.
Это создало благоприятные
Ускорился процесс разложения родовой
коллективной собственности и
Появление социального неравенства существенно повлияло на стиль искусства и характер культуры. В этой связи следует обратить внимание на возникновение монументальной архитектуры, которая требовала привлечения огромных трудовых ресурсов и носила по преимуществу культовый характер. Ее представляли грандиозные мегалитические (от греч. megas – большой, lithos – камень) сооружения: дольмены, менгиры и кромлехи.
В века бронзы в отдельных районах
Европы развились ранние религиозные
представления, соединившие в единое
целое культы знатных предков
и магически значимых природных
космических явлений. С ними связано
сооружение грандиозных, простых по
форме сооружений из камня. Их возведение
требовало огромных трудозатрат, с
утилитарно-практической точки зрения
бесполезных. Мегалитические сооружения
(т.е. выстроенные из громадных камней
с помощью «тягловой силы»
рядовых членов общины) были выражением
уже сугубо символического единства
рода, наглядным религиозно-
Величественный характер архитектуры
этого времени выразился в
аллеях менгиров. Количество вертикально
поставленных огромных отвесных камней
могло доходить до тысячи. Равномерно
расположенные параллельными
Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах (от бретонского tol – плита, men – камень). Это погребальные сооружения из двух или четырех отвесно поставленных обтесаных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Внутреннее пространство дольмена служило для родовых захоронений. Дольмены были широко распространены в Западной Европе, Северной Африке, Крыму и на Кавказе. Хорошо сохранился один из самых крупных из них на Корсике (Франция).Более сложные мегалитические постройки – кромлехи (от кельт, сrom – круглый, lech – камень). Самый грандиозный из них возведен в Стоунхендже (ок. II тыс. до н.э., Южная Англия). Он представляет собой древнее святилище из огромных, грубо обтесаных четырехгранных глыб синего камня, расставленных на круглой площадке диаметром 30 м четырьмя замкнутыми кольцами. В кольце внешнего круга тридцать каменных столбов, соединенных лежащими на них балками, образуют подобие гигантского хоровода. Внутреннее кольцо с большой каменной плитой в центре (возможно, это алтарь) составлено из невысоких менгиров. Второе кольцо сооружено из семиметровых блоков синеватого цвета, поставленных попарно и перекрытых плитами. Архитектурный замысел кромлеха прост, но символичен. М. Холлингсворт предполагает, что он был посвящен солнцу. Огромные столбы ориентированы таким образом, чтобы указывать на летнее и зимнее солнцестояние.