Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:41, реферат
Недавно археологи, прово-дившие археологические работы в майянском городе Сейбаль, обнаружили 12 нефритовых топоров, искусно сделанных и блестяще отполированных. Древнее оружие Майя было аккуратно выложено в три ряда и закопано на глубину 2,5 метра. Ценная находка пролежала в земле около 3 000 лет, и создается впечатление, что владелец или владельцы спрятали оружие специально. Как именно использовалось это дорогое оружие, и с какой целью было тщательно спрятано – ответы на эти вопросы пытаются найти археологи
Заселение американского континента.________________________________________3
Особенности культуры.______________________________________________________4
Постклассический период, или период распада.___________________________4
Классический период, или период расцвета. ._____________________________4
Протоклассический, или переходный, период.____________________________4
Культура Севера.______________________________________________________4
Культура Запада.______________________________________________________4
Культуры Центральной Мексики._______________________________________5
Культуры побережья Мексиканского залива._____________________________5
Культуры Юга.________________________________________________________5
Культура Юго-Восточной Мексики и Центральной Америки.______________5
Область майя.______________________________________________________________5
Этнолингвистические группы. ._________________________________________5
Половое разделение труда._____________________________________________6
Обычаи, связанные с пищей.____________________________________________6
Особенности одежды и аксессуаров.__________________________________________6
Ювелирные изделия.__________________________________________________8
Социальные различия._________________________________________________7
Волосы._____________________________________________________________9
Деформация и намеренное калечение.____________________________________9
Религия майя.______________________________________________________________9
Божества простого народа.__________________________________________10
Божества элиты.___________________________________________________10
Архитектура майя._________________________________________________________11
Общие сведения.____________________________________________________11
Майяский свод.______________________________________________________11
Пирамида.__________________________________________________________12
Храм._______________________________________________________________12
Дворец.____________________________________________________________13
Погребальная архитектура.__________________________________________13
Ритуальные сооружения._____________________________________________13
Научные знания майя.______________________________________________________14
Потребность в научных знаниях.______________________________________14
Астрономия.________________________________________________________15
Математика.________________________________________________________17
Письменность.______________________________________________________18
Календарь.__________________________________________________________19
Предпосылки.__________________________________________________19
Ритуальный календарь._________________________________________19
Солнечный календарь.__________________________________________19
"Календарное колесо"._________________________________________20
Майя сегодня._____________________________________________________________21
Список использованной литературы.________________________________________22
Согласно методам сравнительной лингвистики удалось установить вероятный момент, в который каждый из майяских языков отделился от общего ствола. Результаты этого трудоемкого исследования дают картину, показанную в таблице, в которой указаны приблизительные даты, когда началось отделение основных языков, начиная от гипотетического протомайя.
Основным фактором при разделении работ был и остается пол. Мужчины занимаются всеми земледельческими работами (валка и сжигание леса, посадка, прополка, сбор урожая), а также подготовкой семейного огорода, охотой и рыбной ловлей, разведением пчел, постройкой дома, заготовкой дров, получением волокна из хенеке-на, плетением корзин, добычей соли. Мужчины выполняют также все работы, связанные с постройкой церемониальных центров: добывают из каменоломен и обрабатывают камень, сооружают печи для обжига известняка, рубят деревья и делают из них балки, притолоки, стропила и помосты, переносят землю и другие материалы.
Сфера занятий женщины ограничивалась домом и его пристройками. Возможно, что за пределы дома женщины выходили только за водой к естественным источникам. Помимо домашних хлопот (приготовление пищи, наведение чистоты в доме, стирка одежды, уход за детьми) женщина участвовала в производительном труде — шила, ткала и вышивала как для семейных нужд, так и для обмена или уплаты дани. Она также ухаживала за огородом возле дома и домашней птицей (индюки, фазаны, голуби); иногда она занималась дома кипячением меда для его очищения. Возможно также, что она помогала мужу в домашнем изготовлении предметов из хенекена (веревки, мешки).
Когда Когольюдо говорит, что майя ели только раз в день — за час до захода солнца, одновременно обедая и ужиная, не следует это понимать так, словно весь день проходил без потребления пищи. Хронист имеет в виду основательную пищу. В самом деле, на рассвете, до начала работ, майя пили горячий атоле — жидкую кашу. В течение дня с интервалами в несколько часов — холодные напитки и только вечером съедали овощи, соответствующим образом приправленные, с мясом или чаще без него.
Женщины и мужчины не садились есть вместе, а сначала женщины обслуживали мужчин. Ели сидя на полу, или во всяком случае на циновке. Существовал обычай мыть руки и полоскать рот после еды.
Во время религиозных празднеств в пищу не добавляли соль и острый перец. При некоторых постах не ели мяса.
3. Особенности одежды и аксессуаров
Представители майя не только носили одежду и предметы украшения, но и подвергали себя разным процедурам (раскраска, татуировка, деформация, ампутирование), чтобы дополнить свое убранство.
До четырех-пяти лет дети обоих полов ходили обнаженными, после этого возраста и начинались различия в одежде, так как мальчикам надевали «пояски, чтобы они прикрывали свой срам как отцы, а девочек начинали закрывать от пояса и ниже». Упоминается также о «длинных и квадратных тканях..., которые они привязывали к плечам», не ясно, носили ли их господа или простые люди.
Социальные различия
Рисунок, сделан по мотивам 'Храма Фресок' в Бонампаке, на котором представлены различные слои общества. Из хроник мы узнаем, что сеньоры и рядовые общинники одевались не одинаково. В «Сообщении из Вальядолида» подчеркивается, что «сеньоры надевали шикольи из хлопка и перьев, сотканных в форме разноцветного жилета; они носили также мастиль, (то есть набедренную повязку) между ног, представлявшую собой длинную тканую ленту, опоясывавшую живот и закрывавшую половые органы, при этом два длинных конца, украшенных перьями, свисали спереди и сзади». Диего де Ланда, испанский историк 16 века, имея в виду простолюдинов, говорит, что дома строили обнаженные индейцы, «прикрытые длинными узкими полосками, которые они зовут эш».
Это различие в одежде между лицами, относящимися к высшему классу, и людьми более низкого социального положения подтверждается и уточняется в иконографии майя. На фресках Бонампака пленники или павшие в бою, а также принесенные в жертву после сражения изображены обнаженными или только с набедренной повязкой, без головного убора и украшений. Однако на тех же фресках лица, которые, видимо, были слугами, судя по их действиям (одевают вождей, подают шкуры ягуара или украшения, держат на руках ребенка), имеют украшенные набедренные повязки и головные уборы наподобие тюрбанов. Некоторые из них, возможно, были торговцами или, служа при дворе в Бонампаке, имели право или обязанность быть одетыми более изысканно, чем крестьяне и остальные трудящиеся.
В подобной одежде изображены музыканты. На них замысловатые головные уборы, иногда очень искусно сделанные, серьги из раковин и ожерелья из клыков животных. Из предполагаемых слуг некоторые имеют ушные украшения. Другие (кого по их расположению в художественной композиции и по тому, что они показывают ценные товары и держат в руке зонтик, мы считаем торговцами) тоже имеют тюрбаны, а один даже подвеску и ушное украшение из нефрита.
Воины, изображенные на тех же самых росписях, несомненно, также стоят на разных ступенях социальной лестницы. В сцене суда, пыток и жертвоприношения пленников группа воинов расположена на том же уровне, что и самые высокопоставленные лица, то есть в верхней части композиции, в то время как все остальные находятся на нижнем плане. Различия в одежде значительны: все «верхние» одеты в очень нарядные маленькие плащи, у «нижних» торс обнажен; набедренные повязки богаче у первых. Однако обе группы имеют обычные у воинов одинаковые шлемы со звериными головами, надевавшиеся для того, чтобы вызвать страх у противника.
Господа высокого ранга занимают верхнюю часть композиции, они выделяются и своей одеждой: богатые головные уборы, некоторые с перьями кецаля в форме плюмажа; диадемы из нефритовых бусин; ожерелья и браслеты из того же камня; широкие и длинные плащи из хлопка; ярко расшитые или разрисованные набедренные повязки, а также сандалии, хотя на копиях, сделанных с росписей, не всегда можно разобрать, есть сандалии или нет.
Таким образом, социальные различия, выявляемые в этих картинах самой композицией, значением сцен и действиями их участников, отражены в одежде, которая изменяется от самого богатого убранства халач-виннка до почти полной наготы приносимых в жертву пленников. Иерархия в композиции соблюдается сверху вниз: батабы, придворная знать, военные вожди и воины, торговцы и музыканты, слуги. В этой иерархии в отношении одежды исключение представляют лишь танцоры, богатейшее убранство костюмов которых, видимо, связано со спецификой церемонии и не имеет какой-либо социальной значимости.
На глиняных фигурках из Хайны самым значительным элементом одежды был, вероятнее всего, головной убор. Разнообразие форм, материалов и композиций бесконечно: тюрбаны, диадемы, тиары, скрученная или сплетенная полоса, плюмажи и широкополая шляпа. Даже когда тела почти обнажены, головной убор обычно богат и сложен. Многие фигурки представляют мужчин и женщин, у которых закрыта только нижняя часть тела (повязка или юбочка, в зависимости от пола); однако это не должны быть лица низкого социального положения, так как у них почти всегда есть ожерелье из толстых бус, часто браслеты из нескольких ниток бус, большая раковина, как пектораль, и пышный головной убор. Набедренная повязка обычно очень широкая и может быть раскрашена. Персоны, видимо, мужского рода имеют большие плащи, доходящие до пят. В некоторых случаях видно длинное платье с короткими рукавами. На рисунке традиционный праздничный костюм женщины майя.
Ювелирные изделия
Мужчины и женщины, имевшие высокий социальный статус, носили многочисленные ювелирные изделия, почти все из нефрита, хотя могли быть и из обсидиана, из раковины или кости. Такие украшения включали:
диадемы из нанизанных или нашитых на полоску ткани дисков;
трубочки для локонов или цветы в волосах;
ушные украшения — круглые, квадратные, сложные, образующие цветочные элементы (у лиц явно низшего ранга в мочку уха нередко продевалась просто лента из ткани);
носовые украшения — трубковидные, или в виде пуговиц с каждой стороны, или пластинка, свисающая с кончика носа;
украшение для рта, составленное из четырех удлиненных пластин, образующих прямоугольник с небольшим диском в каждом углу;
ожерелья из одной нитки сферических бусин, с подвесками или без них (личины, медальоны) и из нескольких концентрических ниток обычно трубчатых бусин;
пекторали — браслеты из нескольких ниток бусин;
кольца и ножные браслеты, тоже из нескольких рядов.
Кольцо индейцев майя найденное вместе с монетами, датированными 1535 годом на месте предположительного крушения испанского корабля у берегов Доминиканы.
Татуировка
Татуировка царапаньем была важной частью украшения тела, о чем свидетельствуют хроники и что подтверждают многочисленные скульптуры и глиняные фигурки. Этот тип татуировки, в котором шрамы, нанесенные прорезанием предварительно раскрашенной кожи, образуют всякого рода геометрические и символические рисунки, был предметом гордости мужчин майя, ибо, чем больше татуировки на теле, тем храбрее и доблестнее считался мужчина, так как эта процедура была очень болезненной. Тех, кто не татуировался, осмеивали. Однако татуировка могла быть применена и как наказание ворам высокого социального ранга. В этом случае их лицо обрабатывалось «с двух сторон, от подбородка до лба». Женщины также обычно татуировали тело «от пояса вверх, кроме груди из-за кормления, узорами более изящными и красивыми, чем у мужчин». Юноши, пока не женились, не татуировались или делали легкую татуировку.
Волосы носили длинные, как женщины, так и мужчины. Относительно первых Ланда уточняет, что «сверху выжигали часть волос как хорошую тонзуру и таким образом то, что ниже, росло сильно, а что на тонзуре, оставалось коротким; они заплетали косы и делали из них гирлянду вокруг головы, оставляя сзади хвостик, как кисточку». Можно понять, что кроме подобия тонзуры остальные волосы были очень длинными. В Паленке есть также то, что мы назвали «держателями локонов» — нефритовые трубочки, разделявшие волосы на пряди. На рельефах у женщин волосы длиннее, чем у мужчин, зачесаны назад и без тонзуры. Ланда упоминает о женской прическе, разделявшей волосы на две части и образовывавшей «изящный головной убор»; волосы также сплетали в косы или в два или четыре рога. Говорят, что прическа незамужней женщины отличалась от прически замужней, но эти различия не уточнены.
Деформация и намеренное калечение
Как признак красоты, трудно понятный для нас, Ланда упоминает также косоглазие, которое искусственно вызывали у детей, «прикрепляя им к волосам небольшой пластырь, свисавший до середины бровей; и поскольку он у них там прыгал, они все время поднимали глаза и становились косыми». Вспомним, что бог Солнца изображается с большими, обычно косыми, глазами.
Упомянем еще прокалывание мочки уха для ушных украшений диаметром 2—3 см, прокалывание носовой перегородки или крыльев носа для подвешивания носовых украшений и прокалывание отверстия под губой для губного украшения.
Древние майя, как и остальные мезоамериканские народы и многие народы Американского континента, а также других частей света, практиковали искусственную деформацию черепа. Ланда описывает, как ребенку, лежащему в колыбельке из прутиков, накладывали на голову две досочки (одну спереди, другую сзади) и сильно их стягивали, «пока через несколько дней голова младенца не становилась плоской и такой формы, какую они все имели». Кроме лобно-затылочного типа деформации делались и другие, о чем можно судить по черепам, найденным при археологических раскопках. Встречается деформация округлой формы (получаемая посредством очень тугой повязки вокруг головы), а также затылочная, лобная, лобно-вертикально-затылочная и т. д.
Исторические источники упоминают о калечении зубов лишь среди женщин (считалось «изящным» иметь зубы, «как зубья пилы»). Ланда пишет, что эту операцию проводили старые женщины, «подпиливая их какими-то камнями и водой». Однако, наиболее часто в зоне майя встречалась инкрустация округлой формы. Материалом для инкрустации обычно служили нефрит, а также обсидиан, пирит или гематиты.
Итак, можно сказать, что, в то время как одежда и украшения имели социальную значимость, иерархический или экономический характер которой мы не можем уточнить, деформация тела практиковалась во всех классах общества майя.
Если в нашем XX в., несмотря
на поразительные научные
Религия майя, как и следовало ожидать, имела много общего с религией остальных мезоамериканских народов, так как все они являлись частью одной и той же культуры и находились на более или менее одинаковом уровне развития. Общность верований этих народов касалась не только их религиозных представлений, но и отдельных божеств и обрядов. Так, все или почти все они имели пантеон, состоявший из многочисленных богов; одни из них были благосклонны к человеку, другие враждебны, при этом дуализм мог существовать в одном и том же божестве. Различение сторон света предопределяло возможное разделение одного и того же божества как бы на четыре его подобия, каждое из которых ассоциировалось с определенным цветом, свойственным конкретной стороне света. Эта цветовая ассоциация не всегда совпадала в различных культурах. Силы природы, очевидно одинаковые для всех этих народов, олицетворяются сходными божествами с аналогичным культом и иногда даже с одинаковыми изображениями.
Божества простого народа
Крестьянин верил в многочисленных богов, олицетворявших основные элементы его существования. Земля представлялась божеством с лицом, ассоциировавшимся со смертью, как и у народов Мексиканского нагорья.