Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:41, реферат
Недавно археологи, прово-дившие археологические работы в майянском городе Сейбаль, обнаружили 12 нефритовых топоров, искусно сделанных и блестяще отполированных. Древнее оружие Майя было аккуратно выложено в три ряда и закопано на глубину 2,5 метра. Ценная находка пролежала в земле около 3 000 лет, и создается впечатление, что владелец или владельцы спрятали оружие специально. Как именно использовалось это дорогое оружие, и с какой целью было тщательно спрятано – ответы на эти вопросы пытаются найти археологи
Заселение американского континента.________________________________________3
Особенности культуры.______________________________________________________4
Постклассический период, или период распада.___________________________4
Классический период, или период расцвета. ._____________________________4
Протоклассический, или переходный, период.____________________________4
Культура Севера.______________________________________________________4
Культура Запада.______________________________________________________4
Культуры Центральной Мексики._______________________________________5
Культуры побережья Мексиканского залива._____________________________5
Культуры Юга.________________________________________________________5
Культура Юго-Восточной Мексики и Центральной Америки.______________5
Область майя.______________________________________________________________5
Этнолингвистические группы. ._________________________________________5
Половое разделение труда._____________________________________________6
Обычаи, связанные с пищей.____________________________________________6
Особенности одежды и аксессуаров.__________________________________________6
Ювелирные изделия.__________________________________________________8
Социальные различия._________________________________________________7
Волосы._____________________________________________________________9
Деформация и намеренное калечение.____________________________________9
Религия майя.______________________________________________________________9
Божества простого народа.__________________________________________10
Божества элиты.___________________________________________________10
Архитектура майя._________________________________________________________11
Общие сведения.____________________________________________________11
Майяский свод.______________________________________________________11
Пирамида.__________________________________________________________12
Храм._______________________________________________________________12
Дворец.____________________________________________________________13
Погребальная архитектура.__________________________________________13
Ритуальные сооружения._____________________________________________13
Научные знания майя.______________________________________________________14
Потребность в научных знаниях.______________________________________14
Астрономия.________________________________________________________15
Математика.________________________________________________________17
Письменность.______________________________________________________18
Календарь.__________________________________________________________19
Предпосылки.__________________________________________________19
Ритуальный календарь._________________________________________19
Солнечный календарь.__________________________________________19
"Календарное колесо"._________________________________________20
Майя сегодня._____________________________________________________________21
Список использованной литературы.________________________________________22
Содержание
Список использованной
литературы.___________________
1. Заселение Американского континента
Только 35 тыс. лет назад (гипотетическая
дата, которую новые находки
Считалось, что первыми пришельцами были охотники, но до настоящего времени наиболее древние каменные инструменты, найденные на Американском материке, соответствуют культуре собирателей. Наиболее вероятно, что они были собирателями и охотниками, выходцами из Восточной Азии.
На многих памятниках найдены каменные предметы, бывшие орудиями этого населения. От тех, кто занимались главным образом охотой, известны различные наконечники копий н дротиков, давшие названия соответствующим культурам: Сандия (25— 15 тыс. лет до н. э.), Кловис (15—10 тыс. лет до н. э.), Фолсом (10— 7 тыс. лет до и. э.), Юма (7—5 тыс. лет до и. э.).
Позже, в течение нескольких тысяч лет, климат менялся, становясь все более сухим и жарким, это привело к тому, что жара и высыхание пастбищ предопределили прогрессивное исчезновение таких крупных млекопитающих, как мамонт, мастодонт, н более мелких, как верблюд н лошадь. Охотиться стали на мелких животных, н собирание растений (фрукты, клубни) приобретало все большее значение. Каменные орудия приспосабливались к новым потребностям, и кроме орудий, получаемых посредством простой оббивки или обтесывания камня, начали изготовлять новые предметы путем шлифования (топоры, стуны, терки и сосуды). Одна из известных культур этого периода — Кочисе в Аризоне. Группы людей обитали в пещерах, ведя полубродячий образ жизни.
Недавно археологи, прово-дившие археологические работы в майянском городе Сейбаль, обнаружили 12 нефритовых топоров, искусно сделанных и блестяще отполированных. Древнее оружие Майя было аккуратно выложено в три ряда и закопано на глубину 2,5 метра. Ценная находка пролежала в земле около 3 000 лет, и создается впечатление, что владелец или владельцы спрятали оружие специально. Как именно использовалось это дорогое оружие, и с какой целью было тщательно спрятано – ответы на эти вопросы пытаются найти археологи
Собиратели растений должны были наблюдать, что в некоторых условиях зерна, брошенные в почву, прорастали и превращались в растения. Возможно, что многие собиратели начали то, что превратилось позднее в явление, названное «неолитической революцией», — производство пищи посредством возделывания растений.
Эта медленная культурная эволюция, являющаяся американской доисторией, охватила территорию, называемую учеными Мезоамерикой.
Кирхгофф делает вывод, что мезоамериканская культура — это лишь часть более обширной зоны американских культур, происшедших от более древних культур неземледельческих народов, и что элементы, отсутствующие в Мезоамерике, но существующие в Северной и Южной Америке, должны были существовать и в Мезоамерике, но в более раннюю эпоху.
Ранний этап. Хозяйственная деятельность все еще основана главным образом на собирательстве, охоте и рыбной ловле, но с прогрессивным увеличением возделывания растений. Начало оседлой жизни небольшими семейными группами.
Средний этап. Выращивание маиса как основы питания в сочетании с фасолью, тыквой и перцем. Формирование человеческих коллективов в небольших деревнях. Начало строительства церемониальных центров с земляными и каменными платформами в качестве фундаментов для святилищ. Появление специализированных групп для обрядовых церемоний. Поздний этап. Культурная дифференциация в разных областях. Возрастание значения церемониального центра. Строительство пирамид как оснований для храмов-хижин.
Протоклассический, или переходный, период.
Усиление процесса культурного развития. Оформление собственных черт различных культур. Дифференциация жречества. Начало социального расслоения. Спланированные церемониальные центры. Впечатляющие культовые постройки. Настенная роспись в церемониальных и могильных конструкциях. Стелы с иероглифическими надписями и датами. Наличие в скульптуре важных персонажей. Сосуды на четырех ножках, подставки в виде женской груди и полихромная роспись.
Ранний этап. Значительное техническое, научное и художественное развитие. Возведение крупных церемониальных центров. Изобретение ступенчатого свода, или «ложной арки», у майя. Храмы и резиденции правящего класса с каменными стенами.
Поздний этап. Наивысший расцвет церемониальных центров, главным образом майя, и закат других (Теотиуакан). Вершина культурного развития. Необычайный рост строительства церемониальных центров; увеличение разнообразия архитектурных построек (пирамиды, храмы, террасы, площади, дворы, дворцы, святилища, площадки для игры в мяч, гробницы, обсерватории и т. д.). Искусство не только религиозное, но и гражданское.
Ранний этап. Прекращение культурной деятельности в крупных классических церемониальных центрах. Давление варварских народов на северную границу Мезоамерики; этнические передвижения из центра Мексики к югу и юго-востоку; внутренняя дезинтеграция по социально-экономическим причинам.
Поздний этап. Продолжение давления и вторжений на северной границе. Нашествие новых воинственных этнических групп. Постоянные войны. Создание ацтекской «империи». Укрепление городов. Учащение человеческих жертвоприношений. Войны из-за пленников. Расширение торговли. Упадок искусств. Приход испанцев.
На северных границах Мезоамерики, образуя культурные островки на территории собирателей и охотников, существовали периферийные культуры. В них распознаются элементы, близкие культурам Центральной Мексики и Юго-Запада США. Среди главных центров этих периферийных культур выделяются Ла-Кемада и Чаль-Чиуитес (Сакатекас) и Касас-Грандес (Чиуауа).
Так называют культуры, существовавшие на территории современных штатов Синалоа, Наярит, Халиско, Колима, Мичоакан и частично Герреро и Гуанахуато. Известны многие предметы, происходящие большей частью из разграбленных захоронений. Это и небольшие фигурки, и настоящие статуи из глины. Их стилистическое разнообразие зависит от района их происхождения. Почти всегда они изображают людей, животных, хижины и даже макеты деревень и сценки из повседневной жизни. Искусство Запада реалистично как в «примитивных» проявлениях, так и в более разработанных стилях; во многих случаях наблюдается тенденция к карикатуре и всегда видны оригинальность и строгость манеры исполнения.
Именно эти культуры, сосредоточенные во внутренних районах Мексиканского нагорья, привлекли наибольшее внимание исследователей из-за того, что о них имелась информация не только археологическая, но и в значительной мере историческая. Основные культуры, расположенные в хронологическом порядке названы ниже. Исключены этапы, соответствующие доистории. Начало положено с момента, называемого началом протоистории, то есть с 2000 г. до н. э.
Историческое развитие центральной зоны Мексики отмечено насильственным вторжением последовательных волн народов более низкого культурного уровня, находившихся еще на стадии развития охоты, рыболовства и собирательства. Эти народы прибывали с севера, захватывали и разрушали культурные центры, но, оценив преимущества цивилизованной жизни, они постепенно сами превращались в оседлых земледельцев, сливаясь с местным населением, воспринимая его культуру и создавая новую, которая в значительной мере была продолжением предыдущей, но уже с каким-то другим оттенком.
Вдоль Мексиканского залива, за исключением побережья полуострова Юкатан, развивались значительные культуры. Самой древней была культура, называемая ольмекской, или Ла-Вента. Она существовала большую часть доклассического периода и располагалась на юге нынешнего штата Веракрус и на севере Табаско. Эта культура, очевидно первая выделившаяся в Мезоамерике, сыграла, без сомнения, решающую роль в формировании остальных культур.
В центре нынешнего штата Веракрус размещалась культура, называемая тотонакской, наиболее важным центром которой, по-видимому, был Эль-Тахин.
Относительно культур Оахаки имеется обильная археологическая информация. Наиболее значительными из них были: сапотекская, располагающаяся в долинах, и миштекская, развивавшаяся более или менее одновременно с сапотекской, но в горных районах.
Имеется в виду культура майя, занимавшая огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и охватывавшая нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-Паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и западную часть Сальвадора и Гондураса.
3. Область майя
Под областью майя понимается вся территория, на которой жили до конкисты. И живут сейчас — лингвистически родственные народы, образующие группу, называемую маняской. исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них.
Этнолингвистические группы
2600 до н. э. |
Мам |
100 н. э. |
Канхобальский |
1800 до н. э. |
Уастекский |
100 н. э. |
Агуакатекский |
1600 до н. э. |
Юкатекский |
400 н. э. |
Чоль |
1400 до н. э. |
Лакандонский |
900 н. э. |
Чорти |
900 до н. э. |
Чонтальский |
900 н. э. |
Покоман |
750 до н. э. |
Цельтальский |
1200 н. э. |
Цоцили |
450 до н. э. |
Тохолабальский |
1200 н. э. |
Успантекский |
200 до н. э. |
Киче |
1300 н. э. |
Рабинальский |
100 до н. э. |
Кекчи |
1450 н. э. |
Цутухильский |
Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин) включая 15 диалектов.