Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:41, реферат
Недавно археологи, прово-дившие археологические работы в майянском городе Сейбаль, обнаружили 12 нефритовых топоров, искусно сделанных и блестяще отполированных. Древнее оружие Майя было аккуратно выложено в три ряда и закопано на глубину 2,5 метра. Ценная находка пролежала в земле около 3 000 лет, и создается впечатление, что владелец или владельцы спрятали оружие специально. Как именно использовалось это дорогое оружие, и с какой целью было тщательно спрятано – ответы на эти вопросы пытаются найти археологи
Заселение американского континента.________________________________________3
Особенности культуры.______________________________________________________4
Постклассический период, или период распада.___________________________4
Классический период, или период расцвета. ._____________________________4
Протоклассический, или переходный, период.____________________________4
Культура Севера.______________________________________________________4
Культура Запада.______________________________________________________4
Культуры Центральной Мексики._______________________________________5
Культуры побережья Мексиканского залива._____________________________5
Культуры Юга.________________________________________________________5
Культура Юго-Восточной Мексики и Центральной Америки.______________5
Область майя.______________________________________________________________5
Этнолингвистические группы. ._________________________________________5
Половое разделение труда._____________________________________________6
Обычаи, связанные с пищей.____________________________________________6
Особенности одежды и аксессуаров.__________________________________________6
Ювелирные изделия.__________________________________________________8
Социальные различия._________________________________________________7
Волосы._____________________________________________________________9
Деформация и намеренное калечение.____________________________________9
Религия майя.______________________________________________________________9
Божества простого народа.__________________________________________10
Божества элиты.___________________________________________________10
Архитектура майя._________________________________________________________11
Общие сведения.____________________________________________________11
Майяский свод.______________________________________________________11
Пирамида.__________________________________________________________12
Храм._______________________________________________________________12
Дворец.____________________________________________________________13
Погребальная архитектура.__________________________________________13
Ритуальные сооружения._____________________________________________13
Научные знания майя.______________________________________________________14
Потребность в научных знаниях.______________________________________14
Астрономия.________________________________________________________15
Математика.________________________________________________________17
Письменность.______________________________________________________18
Календарь.__________________________________________________________19
Предпосылки.__________________________________________________19
Ритуальный календарь._________________________________________19
Солнечный календарь.__________________________________________19
"Календарное колесо"._________________________________________20
Майя сегодня._____________________________________________________________21
Список использованной литературы.________________________________________22
Солнце — Ах Кип, или Кинич Ахав («Господин
лицо», или «Солнечный Глаз»), или также
Кинич Какмоо («Солнечное лицо» Гуака-майа
— Огня). Его символ — четырехлепестковый
цветок. Рисунок цветка божество может
иметь на лбу; обычно цветок сопровождает
его в иероглифических текстах кодексов.
Для крестьянина майя дождь был жизненно важен, особенно в северной области, где сезон дождей непродолжителен и недостаточен по количеству осадков. Он может быть изображен стоящим в потоках дождя или плавающим в небольшом челноке или опорожняющим сосуд с водой. Такие животные, как лягушка и черепаха, были связаны с богом дождя; первая потому, что ее кваканье предвещает дождь, а вторая — потому, что ее плач якобы вызывает дождь. Майя верили, что на небе обитал один бог Чаак в четырех ипостасях, по одной для каждой стороны света. Маски бога дождя Чаака на древнем храме майя (Чикахна, Кампече).
Важное место по многозначности функций и по связи с жизненными аспектами деятельности людей в пантеоне майя занимает богиня Ишчель. Главным образом она представляет Луну, называвшуюся на языке майя Юкатана «У». Интерес к Луне определялся не только характером сверкающего светила, но и ее предполагаемым влияниям на рост растений и здоровье людей. Поэтому она считалась богиней — покровительницей медицины.
Божества элиты
Одним из обожествляемых растений было какао. Как известно, бобы какао использовались в качестве монеты, и, видимо, его выращивание было в какой-то степени монополизировано. Бог какао Эк Чуах изображался расписанным черной краской, с красным ртом и длинным носом, с поклажей на спине и посохом в руке, так как он был богом — покровителем торговли. Культ его почитался, по всей видимости, лишь хозяевами плантаций какао и богатыми торговцами.
В различных упоминаниях, содержащихся в колониальных источниках, подтверждается важность культа бога Ицамны. Он почитался как творец вселенной и мог быть самим Хунаб Ку или, как считают некоторые авторы, его сыном. Для жрецов высокого ранга в течение постклассического периода Хунаб Ку — «единственный бог» — был, видимо, скорее метафизическим понятием, чем конкретным божеством, так как, по сообщениям хронистов, в его честь не возводился ни один храм и ему не воздавали никаких почестей, что было ошибочно истолковано как тенденция к монотеизму.
Небесный пантеон майя включал и других богов, о которых не всегда можно с точностью сказать, почитались ли они правящим классом или народом в целом. С большей уверенностью можно считать божеством, почитаемым жреческим классом, Лахун Чана (бог неба), который олицетворял планету Венеру. Похоже, что в действительности было пять богов, соответствующих Венере, и Лахун Чан был лишь одним из них.
Так же в пантеоне майя существовали Ошлахун-ти-ку — «13 богов», занимающих, видимо, 13 слоев, на которые у майя делилась небесная сфера.
5.Архитектура майя
Общие сведения
Основные принципы архитектуры майя проистекают из принципов устройства жилища крестьянина, которое существенно не изменилось за тысячи лет. Хижина возводится на низкой платформе, предохраняющей ее от затопления в сезон дождей; несколько ступеней ведут от поверхности земли к полу хижины. Пол может быть просто из утоптанной земли. Хижина обычно прямоугольна в плане, но на Юкатане может быть эллипсовидной; она имеет одну дверь на переднем фасаде, у нее нет окон и отверстия в потолке. Стены - из столбов и веток, скрепленных лианами; они обмазаны глиной и часто побелены известью изнутри и снаружи. Крепкий каркас из стропил, жердей и слег держит кровлю из листьев пальмы. Крыша имеет два продольных ската с углом немногим более 60° и два ската еще более отвесных на торцевых сторонах, которые имеют полуконическую форму, если план жилища эллипсовидный. Внутри помещения темно и тесно, но так как хижина сделана из естественных материалов, то вентилируется она достаточно хорошо. Крыша из пальмовых листьев или из травы хорошо пропускает воздух, но задерживает влагу.
Первые постройки майя,
возведенные с ритуальными
Позже, когда строители майя научились делать стены из камня, но еще не знали свода, они продолжали использовать пальмовые кровли.
Майяский свод
Пальмовая крыша была заменена каменной только с изобретением свода, который получил название ложной арки, или майяского свода. Подобные своды были известны некоторым народам Старого Света на несколько тысячелетий раньше (микенцам), другим - несколькими веками позже (кхмерам), чем майя.
Майяский свод возводился посредством сближения стен, начиная с определенной высоты (сразу под притолокой двери), при этом ряды камней накладывались один на другой так, чтобы каждый выступал над предыдущим, до тех пор, пока в верхней части не оставалось небольшое отверстие, которое закрывалось плитой. Сооружение такой конструкции представляло определенные трудности, так как, если наклон был чересчур сильным, свод мог рухнуть под собственной тяжестью. Длительное время (большую часть раннего классического периода) майя строили своды с помощью накладываемых одна на другую длинных плит. Они надежно вмуровывались в стену, из которой выступала лишь их часть. Но со временем майя стали использовать более короткие плиты, затем слегка обработанные каменные блоки и, в конце концов, — достаточно небольшие тесаные камни.
Свод, построенный таким способом, походил изнутри на кровлю хижины. В поперечном разрезе он имел форму треугольника или трапеции. Но фантазия архитекторов майя привела их к изобретению таких вариантов кровли, как криволинейный свод, свод в форме бутыли и др.
Здесь следует напомнить,
что, хотя применение свода в храмах
и дворцах майя знаменует начало
классического периода, известны случаи
использования этого
Майяский свод, неизвестный другим мезоамериканским народам, был, без сомнения, наиболее подходящим архитекторским решением, так как он прочнее, чем плоская земляная кровля на балках, к тому же дерево не может сохраняться долгое время во влажном тропическом климате и не выдерживает разрушительной деятельности термитов. Кроме того, большая высота внутреннего пространства и толщина кровли обеспечивали помещению достаточную прохладу.
Недостаток майяского свода состоял в том, что он позволял перекрывать только узкие пространства и не годился для больших помещений.
Пирамида
В работе ранее было упомянуто о переходе от простой платформы к так называемой пирамиде, образованной наложением одна на другую нескольких платформ, то есть к усеченной пирамиде. При этом никогда не достигался действительно пирамидальный геометрический объем, известный в Египте.
'Пирамида Прорицателя'
в Ушмале
Для майя природная возвышенность, холм было местом обитания дождя, ветров, рек, то есть обожествляемых ими сил природы. Чем выше холм, тем ближе к небу, поэтому основная функция майяской пирамиды - служить основанием храму, поднимая его как можно выше к небу. Но пирамида имела и погребальное значение, правда, второстепенное по важности и более позднее по происхождению, хотя в "Храме Надписей" в Паленке пирамида была превращена во впечатляющий мавзолей и одновременно служила основанием для храма.
Храм
Храм был квадратным в плане, имел вертикальные стены с одним, тремя или пятью входами, которые вели в одно или несколько помещений; вход мог быть прямым или через портик, если было несколько дверей. Входы закрывались пологами или циновками, привязанными внутри к вмонтированным в стену "кольцам", по три с каждой стороны. Храмы обычно не имеют окон, но в некоторых случаях могут иметь маленькие отверстия. Внутреннее пространство храмов сильно варьировало — от крошечных святилищ Петена до обширных помещений Паленке.
'Храм Тысячи Колонн', Чичен-Ица
Элементом, свойственным архитектуре майя, был "кровельный гребень". Он представлял собой высокую конструкцию, возведенную на крыше храма, подчеркивавшую вертикальность ансамбля пирамида-храм и идею приближения к небу. "Кровельный гребень" нес большую часть, а иногда и весь комплекс символических декоративных элементов. Внутреннее очень тесное пространство было обусловлено толщиной стен, так как они должны выдерживать огромный вес массивного "кровельного гребня", имевшего большую высоту и широкое основание. Если же "кровельный гребень" состоял из одной или двух стен, покрытых известкой, то его вес был значительно меньше, стены делались тоньше, и поэтому внутреннее пространство заметно увеличивалось.
Когда в храме за портиком
имелось несколько помещений, то
центральное служило
Дворец
Нельзя с уверенностью определить назначение светских построек, называемых общим словом "дворцы". Скорее всего они служили жилищем для жрецов, знати и, может быть, для высших чиновников и важных торговцев; вероятно также, что некоторые постройки использовались как административные помещения и торговые лавки. Обычно они располагались на платформах и могли состоять из одного или нескольких длинных помещений, разделенных поперечными стенами на удлиненные комнаты. Некоторые постройки имели несколько этажей. Вместе с жилыми помещениями или отдельно располагались паровые бани и туалеты.
Погребальная архитектура
Погребальная архитектура включает следующие варианты: яма неправильной формы, выложенная грубыми камнями (циста) без перекрытия; прямоугольная яма, обложенная плоскими камнями и прикрытая одной или несколькими плитами; камера со стенами и сводчатыми перекрытиями, обычно украшенная настенными росписями и рельефами из штука; курган, явно насыпанный для укрытия одного или нескольких захоронений названных выше.
Ритуальные сооружения
Игра в мяч или тлачтли — совмещённая с ритуалами спортивная игра, распространённая среди народов Мезоамерики. Майя играли в мяч внутри больших каменных сооружений, форма которых мало изменилась за 2700 лет. Всего было обнаружено более 1300 стадионов для игры в мяч.
Размер стадионов сильно различается, однако их форма одинакова — длинное узкое пространство между горизонтальными и наклонными стенами (изредка вертикальными). Стены были оштукатурены и ярко раскрашены. Ранние версии стадионов были открыты по краям, позже с двух сторон были добавлены замкнутые пространства, из-за чего при виде сверху стадион был похож на букву I. Отношение длины к ширине довольно постоянно и составляет 4 к 1. Размеры крупнейшего стадиона в Чичен-Ица — 96,5 на 30 м, а стадиона в Тикале — всего 16 на 5 м.
Стадион для месоамериканской игры в мяч
6. Научные знания майя
Не следует преуменьшать заслуги древних майя, которые, без сомнения, открыли астрономические и математические законы, изобрели иероглифическую письменность, разработали сложный календарь, совершенствуя математические и астрономические знания других народов Мезоамерики. Тем не менее, нельзя ставить их в научном отношении на более высокий уровень, чем халдеев, китайцев, египтян и греков, которые достигли знаний, сходных и даже более высоких, за много столетий и даже тысячелетий до появления цивилизации майя.
Потребность в научных знаниях
Основные научные знания майя в астрономии, математике, письменности и календаре тесно связаны между собой, как они были связаны и у других развитых народов древности. Вероятно, еще в очень отдаленные времена люди, наблюдая дневное и ночное небо, обращали внимание на движение Солнца, фазы Луны и положение некоторых звезд. Такие наблюдения могли быть очень полезны для кочевых народов и мореплавателей в открытом море.
Но бесспорно, именно земледельческие народы систематизировали наблюдения, повторяли их, записывали и учитывали во многих сферах своей материальной и духовной жизни, хотя и не знали причин, вызывающих эти явления. Халдеи с первой половины 3-го тысячелетия до н. э. регистрировали астрономические наблюдения (включая солнечные затмения), на основе которых они вычисляли свою астрологию. У египтян иероглиф года изображался в виде молодого прорастающего побега пшеницы, так как год исчислялся не длительностью солнечного цикла, а временем, необходимым для созревания пшеницы.
Астрономические наблюдения, зарегистрированные письменами и связанные в своей последовательности и периодичности математикой, позволяли предвидеть положение некоторых светил в определенные даты. У египтян урожай зависел от разлива Нила, и они заметили, что воды реки начинали подниматься тогда, когда Сириус после длительного исчезновения показывался опять на короткое время на востоке как раз перед восходом Солнца. Длительное наблюдение за совпадением этих явлений привело египтян к мысли о связи между ними, и день появления звезды был выбран днем начала Нового года.
Исходя из потребностей земледелия и настоятельной необходимости точно знать самое выгодное для посевов время, земледельческие народы обратили внимание на последовательность времен года и связали их с движением небесных тел, которое можно было проследить и отметить.
Астрономия была для них первым шагом в научном познании мира, а необходимость накапливать знания, измерять периодичность годовых изменений и совпадающий с ними ритм движения небесных светил привела их в область математики. Затем уже они создали календарь, вероятно, сначала лунный (поскольку фазы Луны легко наблюдать), а затем солнечный. Изучение и регистрация небесных явлений и связь их с календарем подразумевали употребление символов, то есть письменности.