Культура племени Майа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:41, реферат

Описание работы

Недавно археологи, прово-дившие археологические работы в майянском городе Сейбаль, обнаружили 12 нефритовых топоров, искусно сделанных и блестяще отполированных. Древнее оружие Майя было аккуратно выложено в три ряда и закопано на глубину 2,5 метра. Ценная находка пролежала в земле около 3 000 лет, и создается впечатление, что владелец или владельцы спрятали оружие специально. Как именно использовалось это дорогое оружие, и с какой целью было тщательно спрятано – ответы на эти вопросы пытаются найти археологи

Содержание работы

Заселение американского континента.________________________________________3
Особенности культуры.______________________________________________________4
Постклассический период, или период распада.___________________________4
Классический период, или период расцвета. ._____________________________4
Протоклассический, или переходный, период.____________________________4
Культура Севера.______________________________________________________4
Культура Запада.______________________________________________________4
Культуры Центральной Мексики._______________________________________5
Культуры побережья Мексиканского залива._____________________________5
Культуры Юга.________________________________________________________5
Культура Юго-Восточной Мексики и Центральной Америки.______________5
Область майя.______________________________________________________________5
Этнолингвистические группы. ._________________________________________5
Половое разделение труда._____________________________________________6
Обычаи, связанные с пищей.____________________________________________6
Особенности одежды и аксессуаров.__________________________________________6
Ювелирные изделия.__________________________________________________8
Социальные различия._________________________________________________7
Волосы._____________________________________________________________9
Деформация и намеренное калечение.____________________________________9
Религия майя.______________________________________________________________9
Божества простого народа.__________________________________________10
Божества элиты.___________________________________________________10
Архитектура майя._________________________________________________________11
Общие сведения.____________________________________________________11
Майяский свод.______________________________________________________11
Пирамида.__________________________________________________________12
Храм._______________________________________________________________12
Дворец.____________________________________________________________13
Погребальная архитектура.__________________________________________13
Ритуальные сооружения._____________________________________________13
Научные знания майя.______________________________________________________14
Потребность в научных знаниях.______________________________________14
Астрономия.________________________________________________________15
Математика.________________________________________________________17
Письменность.______________________________________________________18
Календарь.__________________________________________________________19
Предпосылки.__________________________________________________19
Ритуальный календарь._________________________________________19
Солнечный календарь.__________________________________________19
"Календарное колесо"._________________________________________20
Майя сегодня._____________________________________________________________21
Список использованной литературы.________________________________________22

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 2.04 Мб (Скачать файл)

Этот этап развития научного познания, соответствующий эпохе, в  которую начинается организованное земледелие - основа оседлого и стабильного  общества, Вертело назвал астробиологией. Она представляет собой систему  идей, заключающуюся в том, что движение светил и рост растений подчиняются общим законам. Иначе говоря, законы земной природы и законы вселенной, космоса взаимосвязаны.

Как говорит Вертело, "в астробиологии есть взаимопроникновение  идеи астрономического закона и идеи растительной или животной жизни. С одной стороны, все есть живое, даже небо и звезды, и, с другой стороны, все подчинено числовым, периодическим законам, которые, одновременно являясь законами необходимости, гармонии и стабильности, управляют периодическим движением небесного свода, регулярной сменяемостью времен года, ежегодным воспроизводством растений".

Согласно тому же автору, эта концепция родилась в Халдее, затем перешла на восток в Китай  и на запад в Грецию, внеся свой вклад в рождение математической науки пифагорейской школы и медицинской науки гиппократовской школы. Астрология была известна и древним цивилизованным народам Америки, то есть мезоамериканским и андским.

Астрономия

Средства, используемые древними майя для проведения астрономических  наблюдений, были в высшей степени примитивными; их невозможно сравнить даже с теми, что применялись в Месопотамии, Египте, Китае и Греции за много веков до нашей эры. В самом деле, мудрецы Старого Света пользовались гномоном (солнечными часами) и клепсидрой; первый служил для определения на горизонтальном плане солнечного азимута, то есть высоты Солнца в соответствии с направлением и длиной тени, отброшенной на плоскость вертикальным стилетом; второй аппарат представлял собой настоящие водяные часы, которые позволяли с большой точностью определять время дня и ночи.

Возможно, майя могли  определять проход Солнца через зенит, следуя тому же принципу, на котором  основан гномон, - посредством палки, поставленной вертикально, которая  не отбрасывает никакой тени, когда  Солнце проходит над ней. Они, видимо, также пользовались двумя перекрещенными палочками или нитками для того, чтобы проводить визуальные линии в направлении интересующих их астрономических точек (восход или заход Солнца, Луны и Венеры в различные периоды года). Эта процедура представлена в миштекских кодексах - лицо или глаз позади скрещенных палочек в интерьере схематизированного храма.

Несколько зданий, построенных  в зоне майя, были предназначены  для астрономических наблюдений. Среди них - так называемый Караколь (Caracol - по-испански "улитка") из Чичен-Ицы и такая же постройка из Майяпана, еще не исследованная. Здание в Чичен-Ице имеет в верхней части помещение для наблюдений, куда ведет узкая винтовая лестница, начинающаяся на вымостке свода внутренней концентрической галереи, что обеспечивало астроному уединенность, необходимую для его работы.

Наличие маленьких окон, открывающихся на четыре стороны  света и на промежуточные направления, также указывает на то, что это  была обсерватория. Это подтверждается и многочисленными астрономическими наблюдениями, проведенными специалистами в наши дни.

Возможно, что для тех же целей  использовалась башня "Дворца" в  Паленке (На рисунке). Внутренняя лестница башни "Дворца" в Паленке, ведущая на последний этаж, начинается не с уровня основания башни, а с высоты второго этажа. Значит, астроному, чтобы подняться в наблюдательное помещение, нужна была переносная лестница, которую можно было бы ставить и убирать по желанию. С верхнего этажа этой башни можно обозревать горизонт приблизительно на 180°.

В Вашактуне комплекс построек группы "Е" также считается  предназначенным для астрономических  наблюдений. Он состоит из пирамиды E-VII и удлиненной платформы, на которой  покоятся основания трех храмов.

В Копане стелы 10 и 12 стоят  одна против другой на расстоянии более 6 км; первая - к западу от церемониального центра, вторая - к востоку, и обе на возвышенностях, окружающих долину. Было замечено, что если 12 апреля и 7 сентября наблюдать за Солнцем от стелы 12, то оно заходит точно за стелой 10.

Первая дата совпадает  с началом выжигания участков леса перед посадками - одной из самых  важных работ в земледелии. Это  дает основание предположить, что  расположение стел не случайно. Использование  естественных неровностей рельефа, как точек отсчета движения определенных светил (Солнца, Луны и Венеры) вдоль линии горизонта, должно было служить частным проявлением астробиологической системы, распространенной у майя.

При помощи этих простых  способов жрецы майя определяли с  удивительной точностью циклы Луны, Солнца и Венеры и сопряжения небесных тел, которые их наиболее интересовали. Достигнутые результаты могут быть объяснены только проведением повторяющихся день и ночь наблюдений, сделанных несколькими поколениями астрономов, тщательно записанных и исправленных, когда распознавались ошибки, то есть технические недостатки преодолевались неустанной, постоянной и чрезвычайно тщательной работой, осуществлявшейся с самоотдачей и строгостью, которые могут быть определены как научные.

Среди астрономических  знаний, приобретенных майя, упомянем определение солнечного года, который, согласно календарным исправлениям, зарегистрированным на некоторых надписях, должен соответствовать 365,2420 суток, в то время как наш григорианский календарь состоит из 365,2425 суток, а в действительности он равняется 365,2422 суток. Эти подсчеты показывают, что оценка солнечного года, достигнутая астрономами майя, имела расхождение лишь 0,0002 суток в год вместо 0,0003 суток нашего календаря, то есть их приближение было более точным и сводилось к ошибке в одни сутки на каждые 10 тыс. лет.

Их оценка лунного  месяца, рассчитываемого по различимым новолуниям, должна была состоять (согласно таблицам Дрезденского кодекса) из 29,53086 суток. По современным подсчетам, лунный месяц в среднем соответствует 29,53059 суток. При точном определении средней величины разница не накапливается и по истечении тысячи лет. Поэтому оценка астрономами майя лунного цикла может считаться правильной.

По страницам 24-й и 46-й Дрезденского кодекса известно, что майя имели представления о периоде движения Венеры, очень сходные с нашими. Они определяли его в 584 суток, хотя на самом деле периоды обращения этой планеты меняются (580, 581, 583 и 587 суток); средняя продолжительность периода - 583,92 суток.

В действительности майя знали, что период полного оборота Венеры не был равен точно 584 суткам, и по уточнениям, отмеченным в названном кодексе, видно, что они его считали немного меньшим 583,935 суток вместо 583,920 суток.

Вполне вероятно, что  майя знали другие планеты и отмечали их синодические обороты.  Дж. Типлу, который с большим усердием изучил астрономические записи в кодексах и надписях на монументах, удалось доказать наличие таких расчетов.

Из некоторых сообщений  в исторических источниках видно, что  майя интересовались многими звездами и созвездиями. Среди них Полярная звезда, называемая Шаман Эк - "Великая звезда", которая у майя, как и у народов Старого Света, была путеводной звездой путешественников и странствующих торговцев. Плеяды, которые они называли Цаб - "Бубенчики", так как в их контурах находили определенное сходство с погремушками хвоста гремучей змеи; Близнецы назывались ими Ак - "Черепаха", возможно, также из-за сходства их очертаний.

Высказывалось мнение, что, возможно, майя имели некоторое представление о зодиаке и прибегали к нему в астрологической практике; некоторые представления о нем, возможно, отражены на страницах 23-й и 24-й Парижского кодекса в виде нескольких фигур животных, свисающих с неба.

Изучение таблицы, расположенной  на страницах 51-58-й Дрезденского кодекса, проведенное учеными-астрономами, показало, что речь идет о записи 405 последовательных лунных месяцев, расположенных в 69 группах из 5-6 лунных месяцев каждая и охватывающих период в 33 года. Типл считает, что эта таблица является непросто записью затмений, случившихся ко времени выработки кодекса, а представляет собой предсказание возможных затмений.

Солнечные затмения, особенно полные, вызывали у майя суеверный  ужас. Умея предсказывать наступление затмения и, делая вид, что они могут его контролировать, жрецы тем самым использовали свои знания для того, чтобы держать простой народ в страхе и повиновении.

Дж. Типл говорил о достижениях древних майя на поприще астрономии: "Этот аппарат астрономических сведений, пожалуй, слишком необычен для того, чтобы им обладали 1000 или 1500 лет назад какие-то дикие индейцы, целиком изолированные от цивилизаций Старого Света; по правде говоря, возможно, это было что-то более передовое, чем то, что имели в это время наши благородные предки".

Математика

Насущные потребности  повседневной жизни заставляли людей  даже на самых ранних стадиях развития человеческого общества обращаться к счету, то есть к азам математики. За несколько тысяч лет до нашей  эры в Индии, Китае, Месопотамии  и Египте применялись различные типы вычислений, при помощи которых проводились простейшие арифметические действия. А греки еще за 600 лет до н. э. рационализировали математические знания, воспринятые из Азии и Египта, и ввели дедуктивный метод, в силу чего математическая наука достигла высокого развития.

Представителями этого  метода были Фалес, Пифагор, Гиппократ  Хиосский, Эвклид и Архимед. Позднее (300-1200 гг. н. э.) индийцы и арабы  усовершенствовали математику и изобрели "ноль" и, в свою очередь, передали его западной цивилизации и создали труды по алгебре и тригонометрии.

Сравнивая майя с другими  американскими народами, английский историк 20 века Джон Морли назвал их "греками Америки". Нужно сказать, что Морли явно преувеличивал культурные и научные достижения майя, приписывая им изобретения, сделанные раньше другими народами. Это относится и к математике.

Каковы же в действительности были их математические знания? Числовая система двадцатеричной основы, искусная в своей простоте, в которой  величина знаков зависела от их позиции, с одним специальным знаком, соответствующим нашему "нулю" для указания на нехватку единиц в том или другом порядке.

Но нельзя забывать, что за несколько веков до майя народы с побережья Мексиканского залива - ольмеки и жители горной Оахаки (Монте-Альбан) - сапотеки применяли в надписях ту же систему при регистрации дат. Различие между ними заключается в том, что в надписях майя опознается знак "ноль", в то время как в надписях ольмеков и сапотеков такой знак неизвестен.

Для написания чисел майя использовали несколько систем. Самой простой была та, которую они унаследовали именно от ольмеков и сапотеков: нумерация черточками и точками (со значением 5 и 1 соответственно), к которой они добавили "ноль", обозначенный маленькой морской раковиной на рисованных рукописях и подобием четырехлепесткового цветка или мальтийского креста на каменных монументах. Этими тремя знаками они могли отмечать величины, достигавшие миллионов единиц, легче, чем с применением римской нумерации с ее семью буквами. Посредством точек и полос они также осуществляли такие действия, как сложение, вычитание, умножение. Относительно легко эта система применялась и для деления.

В другой системе записи чисел использовалось изображение  человеческих голов с некоторыми деталями, по которым их различали. Символом цифры "10" служило изображение черепа. Варианты изображения голов соответствовали определенным божествам - покровителям ноля и первых 12 чисел. Однако эта система использовалась реже, чем система точек и черточек.

В чрезвычайных случаях майя изображали числа посредством человеческих фигур, у которых на какой-либо части тела был нанесен символ, обозначающий цифру.

Поскольку основа счисления  двадцатеричная, то, когда число  переходило с одной позиции на следующие, его величина умножалась на 20. Однако в календарном счете третья позиция по отношению ко второй означает увеличение в 18 раз с целью приближения единицы к длительности года в 365 дней (1x20x18=360 дней).

В надписях порядок чтения величин - слева направо и сверху вниз, при этом большие величины находятся в начале надписей, а следующие за ними имеют меньшее значение. Часто встречается расположение в двойной колонке, в этом случае горизонтальное чтение охватывает лишь знаки двух столбцов и затем переходит на знаки ближайшего нижнего ряда и т. д.

Письменность

Мы полагаем, что древние  майя разработали самую передовую  систему письменности во всей доиспанской  Америке. Начальным стимулом для  них должно было служить наличие  зачаточной письменности на более древних  скульптурных монументах в области майя и в соседних землях (побережье Мексиканского залива, Оахака), и даже вполне вероятно, что некоторые иероглифы майя происходят от ольмекских или сапотекских знаков. Но тексты, открытые в Мезоамерике вне области майя, не выходят за простую пиктографическую форму для выражения некоторых фактов и понятий (даты, личные имена, топонимы, завоевания, рождение, брак, смерть, жертвоприношение, семейные предки или потомки, обряды и т. д.).

Знания о письменности майя, имеющиеся сейчас, происходят от информации, оставленной нам хронистом Диего де Ландой. В самом деле, в его ценном "Сообщении" он утверждает, во-первых, что майя обладали книгами, "написанными знаками или буквами", и дополняет свое утверждение изображением 27 знаков, которые он назвал "их алфавитом". Во-вторых, Ланда дал развернутое описание календаря из 365 дней, соответствующего, кажется, 1553 г., в котором он указывает названия и иероглифы 20 повторяющихся дней и 18 двадцатидневных месяцев плюс еще 5 дополнительных дней, что все вместе и составляет целый год.

Что же касается "алфавита", то Филипп Валентини показал, что  в действительности то, о чем писал  Ланда, было не алфавитом майя, а  приближенной зна-ковой транскрипцией испанского алфавита, в которой информатор пытался представить посредством знаков, в самом деле имевшихся в письменности майя или в пиктограммах, фонетическое значение испанских букв.

 Очевидно, что если  бы 27 знаков Ланды действительно  составляли алфавит майя, то в  надписях и кодексах не было  бы никаких других знаков, кроме этих. На самом же деле некоторые из этих предполагаемых букв никогда не встречаются в иероглифических текстах майя, с другой стороны, известно несколько сот знаков, которые совершенно не содержат элементов, указанных хронистом. На рисунке страница «Дрезденского кодекса», одной из четырех книг, дошедших до нас.

Информация о работе Культура племени Майа