Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:08, контрольная работа
В IV-III тыс. до н.э. в поймах рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы возникают великие культуры древности – «речные цивилизации». Это были аграрные цивилизации с элементами урбанистической культуры. Для создания сложных ирригационных систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно фиксировать результаты.
Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока.
Символический характер культуры Средних веков.
Формирование буржуазных отношений и культура.
«Серебряный век» русской культуры.
Судьба национальных культур в современную эпоху.
Роль религии в культуре России.
Стили в искусстве и причины их смены.
Техника и нравственные проблемы культуры.
Кризисы и революции в культуре.
Общая характеристика культуры Российской империи.
Итоговый тест
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Институт управления и права
Направление: Экономика
Контрольная работа
По дисциплине: «Культурология»
Выполнила: Фомченкова Юлия Александровна
Руководитель: _____________________________
______________________________
Смоленск 2011
Вариант №5
Итоговый тест
Литература
В IV-III тыс. до н.э. в поймах рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы возникают великие культуры древности – «речные цивилизации». Это были аграрные цивилизации с элементами урбанистической культуры. Для создания сложных ирригационных систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно фиксировать результаты.
Древний Египет, Шумер и Вавилон, Древняя Индия и Китай — это истинная колыбель современной цивилизации. Именно в этот период от VI—V тыс. до н.э. до II—I тыс. до н.э. складываются огромные империи и государства, не менее замечательные искусство, техника, письменность, элементы математики и астрономии, зачатки философии. В недрах этой культуры древних царств к концу ее существования возникают очаги новой культуры, из которых затем в последующие эпохи черпают новое мироощущение человека как личности.
Считается, что неолитическая
революция принесла с собой два
важнейших нововведения: социально-политическое
устройство (государство) и качественно
новый уровень социально-
Древним Востоком обычно называют совокупность культур, расположенных на восток и юго-восток от греко-римского мира. Разумеется, это определение в значительной мере условно, поскольку граница между греко-римским и древневосточным миром никогда не была резкой и со временем могла перемещаться. Итак, Древний Восток как культурная целостность включает в свой состав культурные общности Передней Азии, Северной Африки, Индии и Китая.
Разумеется, каждая из древневосточных
цивилизаций своеобразна и
Перечислим их основные отличительные черты:
1) исходным пунктом всех
культур Древнего Востока
2) в отличие от ранее
существовавших
3) часто основой хозяйственной
деятельности являются
4) во многом в связи с развитием разделения труда общество становится сословным, в отдельных случаях кастовым. Появляются классы правителей, жрецов, воинов, чиновников, земледельцев, рабов;
5) основным занятием людей
остается сельское хозяйство,
но при этом определяющая и
руководящая роль во всех
6) власть носит деспотический
характер, это предполагает ее
жесткую централизацию и
7) огромная роль во
всех древневосточных
8) средством коммуникации,
очевидно, впервые становится письменност
Именно на Востоке появилась
письменная культура, которая на многие
тысячелетия определила культурные
ритмы не только Востока, но и Запада.
Изобретенная в Шумере в виде клинописи,
письменная система совершенствовалась,
дав возможность финикийцам изобрести
алфавит, который впоследствии стал
основой большинства
Восточные общества всегда уделяли особое внимание науке, образованию, вообще духовной сфере человеческой жизнедеятельности, развивая производство материальных благ до определенного предела. На Востоке не было материально-технических и социальных условий для обособления отдельных семей от общины. Единение человека с общиной и природой обуславливали и дополняли друг друга. Отсюда проистекало благоговейное отношение как к правилам совместного коллективного общежития, так и к природе, преклонение перед ее красотой и таинственностью.
Для каждой культуры или эпохи характерны значительные события, они-то и выступают как ее знак или символ.
Средние века — эпоха, наполненная противоречиями. Как и всякая другая, она имеет свои темные стороны, но она — ступень в развитии культуры человечества, имеющая заслуги перед мировой культурой и свою специфику.
Среди специфических сторон следует назвать, прежде всего, интерес к духовной жизни человека, который возник в средневековой культуре под активным влиянием христианства. Это отразилось на менталитете всех слоев средневекового общества и нашло свое выражение в искусстве, обратившем внимание на эмоциональную сферу каждого отдельного человека, показав ценность и внутреннего мира, и эмоционального отношения к действительности.
Средние века значительно развили систему логического мышления. От Тертуллиана, говорившего: «Верую, ибо абсурдно», - через Ансельма Кентерберийского (XI век) с его утверждением «верую, чтобы понять» - Средневековье приходит к Пьеру Абеляру (XII век), считающему, что нужно «понимать, чтобы верить». Споры номиналистов и реалистов, развитие схоластики, диспуты привели к попыткам сделать разум основанием рассуждений и найти законы его существования.
В это время развивается, углубляется и совершенствуется искусство. Появляются новые формы и жанры, новые направления литературы: роман, городская сатира, живущая в виде фаблио (лат. fabula «басня»), шванков (нем. schwank «шутка»), новелла, имеющая и сатирический, и поучительный характер, лирика Прованса, открывшая для себя богатство созвучий в словах - рифму; новые особенности музыки; в XI веке появляется почти современная система записи музыки, а в творчестве трубадуров, труверов и миннезингеров — многочисленные жанры песенного творчества; в архитектуре складываются романский и готический стили, связанные с новыми способами и формами конструктивного решения зданий и храмов.
Появляются новые языки, основанные на латыни, но к ней не сводящиеся, впитавшие в себя все богатство народного мышления.
Средневековье вывело человечество из
мрака разрушения, связанного с падением
и гибелью античного мира, на такой
уровень культуры, который подготовил
последующий всплеск
Для понимания особенностей
русской культуры XIX и начала XX в.
существенное значение имеет знание
характера политики, экономики и
права Российской Империи. В результате
петровских реформ в России произошло
утверждение абсолютной монархии и
законодательное оформление бюрократии,
что особенно ярко проявилось в «золотой
век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось
министерской реформой Александра 1, который
проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского
порядка, учитывая новый «дух времени»,
в первую очередь влияние Великой
французской революции 1789 г. на умы,
на русскую культуру. Одним из архетипов
этой культуры является любовь к свободе,
воспеваемая русской поэзией, начиная
с Пушкина. Учреждение министерств
знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию
управления и усовершенствования центрального
аппарата Российской империи. Одним
из элементов модернизации и европеизации
российской государственной машины
является учреждение Государственного
совета, функция которого заключалась
в централизации
Действительно, крепостное
право, державшее в темноте
и забитости крестьянство, царский
произвол, подавляющий всякую живую
мысль, общая экономическая
Важным фактором,
способствовавшим интенсивному
развитию русской культуры, являлось
тесное общение и
Русская культура
воспринимала лучшие
Культурно-исторический процесс
в России в XIX – начале XX в.имеет
свои особенности. Заметно ускорение
его темпов, обусловленное вышеотмеченными
факторами. При этом, с одной стороны,
происходила дифференциация (или
специализация) различных сфер культурной
деятельности (особенно в науке), а
с другой - усложнение самого культурного
процесса, т.е. большее «соприкосновение»
и взаимовлияние различных
Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока