Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

В IV-III тыс. до н.э. в поймах рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы возникают великие культуры древности – «речные цивилизации». Это были аграрные цивилизации с элементами урбанистической культуры. Для создания сложных ирригационных систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно фиксировать результаты.

Содержание работы

Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока.
Символический характер культуры Средних веков.
Формирование буржуазных отношений и культура.
«Серебряный век» русской культуры.
Судьба национальных культур в современную эпоху.
Роль религии в культуре России.
Стили в искусстве и причины их смены.
Техника и нравственные проблемы культуры.
Кризисы и революции в культуре.
Общая характеристика культуры Российской империи.
Итоговый тест
Литература

Файлы: 1 файл

культурология кр.docx

— 58.95 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Институт управления и права

 

Направление:        Экономика

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: «Культурология»

 

Выполнила: Фомченкова Юлия Александровна

Руководитель: _____________________________

                   _________________________________

 

 

 

 

 

 

Смоленск 2011

Вариант №5

  1. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока.
  2. Символический характер культуры Средних веков.
  3. Формирование буржуазных отношений и культура.
  4. «Серебряный век» русской культуры.
  5. Судьба национальных культур в современную эпоху.
  6. Роль религии в культуре России.
  7. Стили в искусстве и причины их смены.
  8. Техника и нравственные проблемы культуры.
  9. Кризисы и революции в культуре.
  10. Общая характеристика культуры Российской империи.

Итоговый тест

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока.

 

В  IV-III тыс. до н.э. в поймах рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы возникают  великие культуры древности –  «речные цивилизации». Это были аграрные цивилизации с элементами урбанистической  культуры. Для создания сложных ирригационных  систем требовалось умение управлять  массами людей, организовывать все  население долины, держать в повиновении  непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно  фиксировать результаты.

Древний Египет, Шумер и  Вавилон, Древняя Индия и Китай  — это истинная колыбель современной  цивилизации. Именно в этот период от VI—V тыс. до н.э. до II—I тыс. до н.э. складываются огромные империи и государства, не менее замечательные искусство, техника, письменность, элементы математики и астрономии, зачатки философии. В недрах этой культуры древних царств к концу ее существования возникают  очаги новой культуры, из которых  затем в последующие эпохи  черпают  новое мироощущение человека как личности.

Считается, что неолитическая  революция принесла с собой два  важнейших нововведения: социально-политическое устройство (государство) и качественно  новый уровень социально-культурных отношений (цивилизация). Этот новый этап в развитии человечества связан с Древним Востоком. Именно там, как  принято считать, происходит разложение первобытнообщинного строя и начинается переход к оседлости. Именно в Восточном регионе появляются первые государства, частная собственность, первые системы письменности и другие признаки перехода от предыстории к цивилизации.

Древним Востоком обычно называют совокупность культур, расположенных  на восток и юго-восток от греко-римского мира. Разумеется, это определение  в значительной мере условно, поскольку  граница между греко-римским и древневосточным миром никогда не была резкой и со временем могла перемещаться. Итак, Древний Восток как культурная целостность включает в свой состав культурные общности Передней Азии, Северной Африки, Индии и Китая.

Разумеется, каждая из древневосточных  цивилизаций своеобразна и неповторима. Однако все эти цивилизации предстают  как некая целостность, цивилизационное  единство. Эти культуры объединяет ряд важнейших признаков, которые  придают и принципиальное отличие  как от первобытных культур, так  и от цивилизаций, пришедших им на смену.

Перечислим их основные отличительные  черты:

1) исходным пунктом всех  культур Древнего Востока считается  первобытнообщинный строй;

2) в отличие от ранее  существовавших земледельческих  культур первые центры цивилизаций  в подавляющем большинстве случаев  появляются на берегах рек (Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Хуанхэ). Такая земля, часто заболоченная, не подходила для жизни первобытных общин, но стала для первых цивилизаций местом постоянного обитания;

3) часто основой хозяйственной  деятельности являются ирригационные  работы; при этом право собственности  на землю и на системы орошения  принадлежит правителю и жречеству;

4) во многом в связи  с развитием разделения труда общество становится сословным, в отдельных случаях кастовым. Появляются классы правителей, жрецов, воинов, чиновников, земледельцев, рабов;

5) основным занятием людей  остается сельское хозяйство,  но при этом определяющая и  руководящая роль во всех областях  жизни принадлежит городу. Древневосточный город представляет собой ориентированную и измеренную землю;

6) власть носит деспотический  характер, это предполагает ее  жесткую централизацию и сакрализацию. Царь, фараон, император нередко считается Сыном Неба;

7) огромная роль во  всех древневосточных культурах  принадлежит астрономическим знаниям,  теснейшим образом связанным  с астрологией. При этом астрология  переплеталась с религией;

8) средством коммуникации, очевидно, впервые становится письменность. Письменность во многих культурах постепенно переходит от пиктографии к логографическому (словесному) письму, обозначающему первоначально слова, а затем слоги или согласные звуки.

Именно на Востоке появилась  письменная культура, которая на многие тысячелетия определила культурные ритмы не только Востока, но и Запада. Изобретенная в Шумере в виде клинописи, письменная система совершенствовалась, дав возможность финикийцам изобрести  алфавит, который впоследствии стал основой большинства современных  алфавитов.

Восточные общества всегда уделяли особое внимание науке, образованию, вообще духовной сфере человеческой жизнедеятельности, развивая производство материальных благ до определенного  предела. На Востоке не было материально-технических  и социальных условий для обособления  отдельных семей от общины. Единение человека с общиной и природой обуславливали и дополняли друг друга. Отсюда проистекало благоговейное  отношение как к правилам совместного  коллективного общежития, так и  к природе, преклонение перед  ее красотой и таинственностью.

 

    1. Символический характер культуры Средних веков.

 

 Для каждой культуры или эпохи характерны значительные события, они-то и выступают как ее знак или символ.

Средние века — эпоха, наполненная  противоречиями. Как и всякая другая, она имеет свои темные стороны, но она — ступень в развитии культуры человечества, имеющая заслуги перед  мировой культурой и свою специфику.

Среди специфических сторон следует  назвать, прежде всего, интерес к  духовной жизни человека, который  возник в средневековой культуре под активным влиянием христианства. Это отразилось на менталитете всех слоев средневекового общества и  нашло свое выражение в искусстве, обратившем внимание на эмоциональную  сферу каждого отдельного человека, показав ценность и внутреннего  мира, и эмоционального отношения  к действительности.

Средние века значительно развили  систему логического мышления. От Тертуллиана, говорившего: «Верую, ибо абсурдно», - через Ансельма Кентерберийского (XI век) с его утверждением «верую, чтобы понять» - Средневековье приходит к Пьеру Абеляру (XII век), считающему, что нужно «понимать, чтобы верить». Споры номиналистов и реалистов, развитие схоластики, диспуты привели к попыткам сделать разум основанием рассуждений и найти законы его существования.

В это время развивается, углубляется  и совершенствуется искусство. Появляются новые формы и жанры, новые  направления литературы: роман, городская  сатира, живущая в виде фаблио (лат. fabula «басня»), шванков (нем. schwank «шутка»), новелла, имеющая и сатирический, и поучительный характер, лирика Прованса, открывшая для себя богатство созвучий в словах - рифму; новые особенности музыки; в XI веке появляется почти современная система записи музыки, а в творчестве трубадуров, труверов и миннезингеров — многочисленные жанры песенного творчества; в архитектуре складываются романский и готический стили, связанные с новыми способами и формами конструктивного решения зданий и храмов.

Появляются новые языки, основанные на латыни, но к ней не сводящиеся, впитавшие в себя все богатство  народного мышления.

Средневековье вывело человечество из мрака разрушения, связанного с падением и гибелью античного мира, на такой  уровень культуры, который подготовил последующий всплеск человеческой деятельности, характерный для следующей  эпохи — эпохи Возрождения.

 

    1. Формирование буржуазных отношений и культура.

 

Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и  права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло  утверждение абсолютной монархии и  законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который  проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского  порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой  французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов  этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная  с Пушкина. Учреждение министерств  знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним  из элементов модернизации и европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась  в централизации законодательного дела и обеспечении единообразия юридических норм. Министерская реформа  и образование Государственного совета завершили реорганизацию  органов центрального управления, просуществовавших  до 1917 г. После отмены крепостного  права в 1861 г. Россия прочно вступила на путь капиталистического развития. Но политический строй России насквозь был пронизан крепостничеством. Можно сказать, что политический строй носил консервативный характер, это проявилось и в праве. Последнее представляет собой смешанное право, то есть в нем переплетались нормы феодального и буржуазного права. В связи с развитием буржуазных отношений в 70-е годы прошлого века было принято «Русское гражданское уложение», скопированное с Кодекса Наполеона, в основе которого лежало классическое римское право.

   Действительно, крепостное  право, державшее в темноте  и забитости крестьянство, царский  произвол, подавляющий всякую живую  мысль, общая экономическая отсталость  России в сравнении с западноевропейскими  странами препятствовали культурному  прогрессу. И тем не менее,  несмотря на эти неблагоприятные  условия и даже вопреки им  Россия в XIX в, сделала поистине  гигантский скачок в развитии  культуры, внесла громадный вклад  в мировую культуру. Такой взлет  русской культуры был обусловлен  рядом факторов. В первую очередь  он был связан с процессом  формирования русской нации в  переломную эпоху перехода от  феодализма к капитализму, с  ростом национального самосознания  и являлся его выражением. Огромное  значение имел и тот факт, что  подъем русской национальной  культуры совпал с началом  революционно-освободительного движения  в России.

   Важным фактором, способствовавшим интенсивному  развитию русской культуры, являлось  тесное общение и взаимодействие  ее с другими культурами. Мировой  революционный процесс и передовая  западноевропейская общественная  мысль оказывали сильное влияние  и на культуру России. Это было  время расцвета немецкой классической  философии и французского утопического  социализма, идеи которых пользовались  широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния  наследия Московской Руси на  культуру XIX в.: усвоение старых традиций  дало возможность прорасти новым  росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах  культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П.  Мельников-Печерский, Ф. Достоевский  и др. творили свои произведения  в традициях древнерусской религиозной  культуры. Но и творчество других  гениев русской литературы, чье  отношение к православной культуре  более противоречиво, -  от А.  Пушкина и Л. Толстого до  А. Блока - несет неизгладимую  печать, свидетельствующую о православных  корнях. Даже скептический И. Тургенев  дал образ русской народной  святости в рассказе «Живые  мощи». Огромный интерес вызывают  картины М. Нестерова, М. Врубеля,  К. Петрова-Водкина, истоки творчества  которых уходят в православное иконописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.

   Русская культура  воспринимала лучшие достижения  культур других стран и народов,  не теряя при этом своей  самобытности и в свою очередь  оказывая влияние на развитие  иных культур. Немалый след  оставила в истории европейских народов, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость».

Культурно-исторический процесс  в России в XIX – начале XX в.имеет  свои особенности. Заметно ускорение  его темпов, обусловленное вышеотмеченными  факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или  специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а  с другой - усложнение самого культурного  процесса, т.е. большее «соприкосновение»  и взаимовлияние различных областей культуры: философии и литературы, живописи и музыки. Необходимо отметить, что также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры - официальной («высокой» профессиональной) культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть), и культурой народных масс («фольклорным» пластом»), которая берет начало в недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси и продолжает свое полнокровное существование на протяжении всей отечественной истории. В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX в.

Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока