Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

В IV-III тыс. до н.э. в поймах рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы возникают великие культуры древности – «речные цивилизации». Это были аграрные цивилизации с элементами урбанистической культуры. Для создания сложных ирригационных систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно фиксировать результаты.

Содержание работы

Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока.
Символический характер культуры Средних веков.
Формирование буржуазных отношений и культура.
«Серебряный век» русской культуры.
Судьба национальных культур в современную эпоху.
Роль религии в культуре России.
Стили в искусстве и причины их смены.
Техника и нравственные проблемы культуры.
Кризисы и революции в культуре.
Общая характеристика культуры Российской империи.
Итоговый тест
Литература

Файлы: 1 файл

культурология кр.docx

— 58.95 Кб (Скачать файл)

 

    1. Серебряный век русской культуры.

 

Конец XIX - начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в  духовной жизни России. Великие потрясения, которые перенесла страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода  является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую  культуру.

На протяжении столетий Запад  представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система  ценностей - религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Отношение  к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его  поступательном историческом движении.

Идеалы "русской европейскости", ориентирующие различия русского общества в пути европейских культур, достойное  воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более  обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-техническо прогресса -  телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа.

Многие русские ученые вели научную и преподавательскую  работу за рубежом. Самое важное заключалось в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" получила история, в которой заблистали имена С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова  и других. Подлинных вершин достигает  философская мысль, что дало основание  великому философу Н.А. Бердяеву назвать  эпоху "религиозно-культурным ренессансом". Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев -  Н.А. Бердяевым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Иль, П.А. Флоренским. Ум, образованность, романтичность, страстность  были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и  другие философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию  к покаянию и отречению от разрушительных и кровопролитных революционных  планов.

«Серебряный век» отразил  мироощущение людей, живших и творивших  на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют  на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествовав новому, они  сами, выросшие на старом, не в силах  видеть это новое воочию, -  вот  почему в их настроениях рядом  с самыми восторженными вспышками  так много боли и тоски. Религиозно - философская мысль этого периода  мучительно искала ответы на "больные  вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое - материальное и духовное, отрицание  христианских догм и христианскую этику.

 Конец XIX -  начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным веком". Это название  также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях  культуры своих современников  отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего в предчувствии надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров.

 

    1. Судьба национальных культур в современную эпоху.

 

Национальные ценности в  духовной сфере -  огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального  созидания. Культура сегодня существует в национальной форме самовыражения. Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной  сущности.

Современный разговор о национальных культурах нужно начинать с наследия, доставшегося стране после победы революции, с тех рубежей, откуда начиналось новое культурное движение в многонациональном государстве. Население национальных окраин дореволюционной России к этому периоду находилось на феодальной и даже патриархально-родовой стадии общественного развития, массы были лишены элементарных основ культуры. Целые исторические пласты культуры были скрыты от наций и народов.

   К примеру, до  Октябрьской революции 50 народов  и наций, населявших страну, не  имели письменности. Среди туркмен,  киргизов, узбеков, казахов, таджиков  и многих других народов окраин  Российской империи грамоту знали  только отдельные лица. На территории  Узбекистана и Казахстана не  было ни одного высшего учебного  заведения, а в Киргизии, Таджикистане  и Туркмении не было не только  высших, но и средних специальных  учебных заведений. В Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане  совершенно отсутствовали общедоступные  библиотеки. В 1906 году журнал Министерства просвещения «Вестник воспитания» предсказывал, что всеобщая грамотность населения будет достигнута в европейской части России через 120 лет, на Кавказе и в Сибири -  через 430 лет, а в Туркменском крае через тысячелетие...

   Победа революции  внесла в жизнь народов России  не только национально-культурные  изменения, но и ряд серьезных  проблем. В ее культурной программе  были поставлены задачи развития  национальных культур, национального  культурного самоопределения и  формирования содружества трудящихся. Целенаправленно формировались  многочисленные отряды национальной  интеллигенции: научно-технической  и художественной. В каждой союзной  республике были созданы Академия  наук, университеты и научные  центры, широкая сеть народного  образования, свои национальные  театры, живопись и архитектура,  национальная кинематография.

   Являясь социальным  организмом, социальной общностью,  нация самостоятельно определяет  свое культурное развитие, но  при этом следует учитывать  чрезвычайно важный фактор -  мировую культуру, влияющую на это развитие. Рассматривая национальную культуру во всем богатстве ее содержания, как закономерную ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, можно определить ее как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным. Отсюда наблюдается два вида развития каждой национальной культуры: во-первых, как неповторимой, уникальной по форме, и, во-вторых, как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней. Но и в том и в другом случае она содержит и выражает в той или иной форме общечеловеческое начало.

   Самая главная  и самая привлекательная особенность  национальной культуры -  это ее  удивительное разнообразие, самобытность  и неповторимость. Развивая особенности  своей культуры, нация избегает  подражания и копирования, создает свои формы организации культурной жизни. Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации.

   У каждой национальной  культуры есть свои плоды: духовные  обретения и открытия, свои драмы  и трагедии, свое видение мира. Развитие ее совершается в условиях социальных противоречий, борьбы прогрессивных традиций с отсталыми и консервативными явлениями. Свое будущее каждый народ связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни. Эта идея обладает своей имманентной логикой: именно она поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал.

   Каждая национальная  культура принадлежит всему человечеству. Каждой из наших национальных  культур еще предстоит сказать  свое слово в мировой культуре  нового времени. Ведь единой  национально-культурной модели нет.  Прибалтийским государствам присуща  своя культурная модель, республикам  среднеазиатским -  другая и  т. д. Но каждая из этих  культур идет своим оригинальным  и своеобразным путем к общечеловеческим  ценностям.

   Усилия общества  по укреплению национальных культур  встречают сопротивление различных  общественных сил, например, как  это ни парадоксально, - националистических  элементов, декларирующих «свободу  наций». Утрирование национальных  ценностей в нашем содружестве,  прежде всего, связано с общим  экономическим и социальным кризисом  страны, усилением групповых интересов,  зачастую прикрывающихся национальными  мотивами. Появившиеся лозунги о  приоритетности коренной нации  и ее особых прав на своей  территории, дискриминация других  наций несут большую опасность  для общекультурного пространства  и культур малых народов. Уместно  здесь упомянуть, что такой  тенденции мы не наблюдаем,  например, в религии. Религиозные учения не замыкаются на узком понимании национальности. Ни христианство, ни ислам, ни буддизм не делят людей по этому признаку.

   Однако националистические  тенденции проявлялись и раньше  и стали благоприятной почвой  для сегодняшнего разгула национализма. Так, начиная с 50-х годов  в некоторых среднеазиатских  республиках сначала осторожно,  а затем все сильнее проявлялась  тенденция к родоплеменному разделению народов. Национальное сознание противопоставлялось общечеловеческому видению мира. Известный психолог и социолог Э. Фромм писал: «Отсутствие объективности, когда это касается других наций, является вопиющим... В сущности... рассмотрев... отношения между народами... можно прийти к выводу, что объективность -  это исключение, а искажение, обусловленное самолюбованием, - в большей или меньшей степени является правилом».

 

    1. Роль религии в культуре России.

 

На всех этапах своего развития религия являлась существенной частью человеческой культуры. Религиозные  верования отражались в многочисленных произведениях искусства. Необходимость  обслуживания религиозных культов  вызывала к жизни развитие определенных отраслей культуры. Так было с архитектурой, живописью, музыкой. Особенно большое  влияние оказали на культуру мировые  религии: христианство, ислам, буддизм. Их воздействие определяло развитие культуры огромных регионов, обусловив  наличие общих образов, мотивов, художественных приемов. На территории России, несомненно, основополагающее культурное влияние оказало христианство, начиная с IX века, т.е. с момента крещения Руси. Сегодня это доказывает общегосударственное признание направляющей линии культурного развития православного христианства введением в среднее образование  учебного курса «Основы православной культуры». Именно с православием на Руси появилось искусство иконописи, фрески, мозаики. Заимствованные из Византии греческие приемы строительства вначале были воплощены в храмовых постройках. А с конца XII века началось бурное развитие древнерусского зодчества. Основываясь на воспринятых ими из Византии традициях, древнерусские мастера создали неповторимые произведения светской архитектуры: терема, мосты, крепостные стены. Неповторимые до сего времени остаются и религиозные архитектурные памятники. Мы восхищаемся собором Святой Софии в Киеве, Троицким собором  в Пскове, Успенским собором во Владимире и многоми другими памятниками зодчества.

Огромное влияние православие  оказало на русскую литературу. После  освоения Русью славянской письменности было создано множество прекрасных литературных произведений, в которых  нашли отражения основные мотивы и образы православия, например Повесть  о святых Петре и Февронии. Кроме  того, письменность стала средством общения Руси с культурами других славянских народов и Европы в целом.

Через православную учительскую  литературу древнерусские писатели познакомились с трудами античных философов, памятниками литературы народов Востока, что в дальнейшем сыграло свою роль в формировании и становлении как переводческих традиций, так и русской философии. Именно поэтому православие является неотъемлемой частью русской культуры уже на протяжении более тысячи лет.

Влияние религии на культуру на современном этапе можно охарактеризовать, по словам П.С. Гуревича, как секуляризация, т.е. падение авторитета христианства в культуре. Культура становится более  автономной. Однако этот процесс резко  осуждается православной церковью и  приводит к кризису личности, который  выражается в том, что человек  лишился устойчивой системы ценностных ориентаций, утратил чувство самоотождествленности.

 

    1. Стили в искусстве и причины их смены.

 

Понятие «стиль» многозначно, им пользуются разные науки (литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология, эстетика). Широко поле функционирования стиля. Стиль - набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обуславливающий тип культурной целостности. Стиль как единая порождающая программа живет в каждой клетке художественного организма и определяет структуру каждой клеточки и закон их сопряжения в целое.

Признаки стиля обозначаются по-разному в различные исторические эпохи и в различных искусствах. Возрождение и классицизм ярко проявили себя во многих искусствах, но такие  стили, как барокко и рококо, наглядно и отчётливо обозначены преимущественно  в искусствах пластических. Применительно  к последним и была раньше всего  выработана общая теория исторических стилей.

   До середины 19 в.  категории стиля, применявшейся  в самых различных смыслах,  в искусствознании не придавалось  принципиального значения. Например, немецкий историк искусства И.  И. Винкельман называл отдельные  периоды древнегреческого искусства  стиля по их внешним признакам  (строгий стиль, высокий стиль,  изящный стиль). В эстетических  концепциях классицизма проблема  стиля, «стильности» приравнивалась  к строгому следованию нормативному  идеалу прекрасного. Такому толкованию, культивировавшемуся в 19 в. академизмом,  искусствознание, оформлявшееся  в качестве отдельной научной  дисциплины, противопоставило понимание  стиля как отдельных этапов  исторически обусловленной эволюции  художественной культуры. Именно  так, опираясь на эстетику Гегеля, трактовал стиль немецкий учёный  К. Шназе. Немецкий теоретик  Г. Земпер рассматривал генезис  стиля как результат определённых  исторических условий, в первую  очередь - материальной практики. Благодаря этому категория стиля постепенно стала пониматься как выражение того или иного типа художественного мышления или видения, а история искусств начала трактоваться как закономерное чередование или смена стиля. Искусствоведы швейцарец Г. Вёльфлин и австриец А. Ригль утвердили понятие стиль как основной принцип исторического изучения искусства, однако ограниченность их методов приводила к тому, что стиль был осмыслен в основном как формальная структура, лишённая отчётливо выраженного идейного содержания. Это привело к схематизации понятия стиля, что выразилось в многочисленных попытках антиисторического противопоставления двух или нескольких «основополагающих» стилей, как ренессанс и барокко у Вёльфлина, тактильный (или гаптический) и оптический стиль у Ригля, конструктивный, деструктивный и декоративный стиль у немецкого теоретика Э. Кон-Винера. Иногда как реакция на такие теории любые стилистические определения отрицаются.

Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока