Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

В IV-III тыс. до н.э. в поймах рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы возникают великие культуры древности – «речные цивилизации». Это были аграрные цивилизации с элементами урбанистической культуры. Для создания сложных ирригационных систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно фиксировать результаты.

Содержание работы

Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока.
Символический характер культуры Средних веков.
Формирование буржуазных отношений и культура.
«Серебряный век» русской культуры.
Судьба национальных культур в современную эпоху.
Роль религии в культуре России.
Стили в искусстве и причины их смены.
Техника и нравственные проблемы культуры.
Кризисы и революции в культуре.
Общая характеристика культуры Российской империи.
Итоговый тест
Литература

Файлы: 1 файл

культурология кр.docx

— 58.95 Кб (Скачать файл)

   В отличие от  западно-европейского классицизма,  в русском классицизме, полном  пафоса гражданственности, были  сильны просветительные тенденции  и резкая обличительная сатирическая  струя.

   В литературе русский  классицизм представлен произведениями  А. Д. Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова. А. Д. Кантемир явился родоначальником  русского классицизма, основоположником  наиболее жизненного в нем  реально-сатирического направления  -- таковы известные его сатиры. В. К. Тредьяковский своими  теоретическими трудами способствовал  утверждению классицизма, однако  в его поэтических произведениях  новое идейное содержание не  нашло соответствующей художественной  формы. Это было достигнуто  в жанре торжественной и философской  оды М. В. Ломоносовым, для  которого и эта форма и обращение  к монарху были поводом для  пропаганды идеи общенародного  культурного прогресса.

   По-иному традиции  русского классицизма проявились  в сочинениях А. П. Сумарокова  и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я. Б. Княжнин  и др.), которая защищала идею  неразрывности интересов дворянства  и монархии. Сумароков положил  начало драматургической системе  классицизма. В трагедиях он  под влиянием действительности  того времени, часто обращается  к теме восстания против царизма,  например в политической трагедии  «Дмитрий Самозванец». В своем  творчестве Сумароков преследовал  общественно-воспитательные цели, выступая  с проповедью высоких гражданских  чувств и благородных поступков;  «свойство комедии - издевкой  править нрав», - писал А. П.  Сумароков.

   С 70-х годов XVIII в. русский классицизм в литературе  переживает кризис; обострение социальных  противоречий и классовой борьбы  приводит к проникновению в  литературу новых тем и настроений. Так, республиканские мотивы появились  в трагедии Я. Б. Княжнина  «Вадим Новгородский». Но в  то же время гражданская тематика  оттесняется любовной лирикой.  Из ведущего литературного направления  классицизм становится литературой  узких реакционно-крепостнических  кругов.

 

 

Итоговый тест.

 

1. Культурология  – это:

с. дисциплина, изучающая  закономерности развития культуры

2. Термин «культурология»  был введен в научный обиход:

b. немецкими философами в 1850-е гг.

3. В трудах этого  мыслителя термин «культура»  впервые используется в смысле  «возделывания», воспитания человеческой  души:

с. Цицерон

4. Отечественный  мыслитель, востоковед, художник, определявший  культуру как «культ Ура» - «почитание  Света»

b. Н. Рерих

5. Название основной  работы русского мыслителя Н.Я.  Данилевского

b. «Россия и Европа»

6. Главным критерием  различения обществ согласно  цивилизационному подходу, являются

b. форма собственности на средства производства

7. Мыслителями,  считавшими, что цивилизация –  это последняя стадия развития  культуры были

b. О. Шпенглер

8. Этап общественного  развития, следующий за варварством  и характеризующийся возникновением  письменности, образованием городов  и государств, Ф. Энгельс называл

 d. цивилизацией

9. Изучение общества  через рассмотрение конкретных  событий, народов, государств  – это ….. анализ

b. конкретно – исторический

10. Период в  развитии русской культуры конца  XIX – начала XX вв, называется

с. Серебряный век

11. Фундаментальной  функцией культуры, связанной с  реализацией творческих возможностей  человека, является:

d. креативная

12. Культурное  движение эпохи Возрождения, провозгласившее  человека и его свободу высшей  ценностью, называется

с. гуманизм

13. Средневековый  философ, предложивший вместо  характерной для античной мудрости  антиномии культуры и природы  антиномию культуры и Бога

b. Фома Аквинский

14. Период в  истории русской культуры, сравнимый  по количеству выдающихся деятелей  и мощи их дарования во всех  видах искусства и философии,  с итальянским Возрождением

b. XVI век

15. …… метод  исследует знаково-символическую  природу культуры, дает возможность  проанализировать его смысловое  наполнение и пути его трансформации  в символ

а. Семиотический

16. Выделите черты,  традиционно считающиеся характерными  для «западного» типа культуры:

a. деятельность

c. преобразование природы

е. светскость

17. Специфическая  форма познавательной деятельности, характерная с XVII века для западной культурной традиции, базирующаяся на идеях рациональности, объективности и истинности, это:

с. наука

18. ……. культура  – это культура, характеризующая  духовную жизнь того или иного  этноса, содержащая символы, ценности, верования и стандарты поведения

с. народная

19. Направление,  объединяющее различные группы ( часто молодежные), с главным отличительным  признаком – неприятием господствующей  культуры, называется …….

с. контркультурой

20. Фестиваль классической  музыки или фестиваль некоммерческого  кино – это пример культуры:

d. элитарной

21. Процесс приобщения  человека к культуре и образу  жизни общества называется

с. социализация

22. Культурная  традиция – это:

с. сфера свободного творчества человека

23. Богатство внутреннего  мира личности, гармония интеллектуальных  способностей и нравственных  качеств – это:

b. духовность

24. Механизм саморегуляции  функциональной культурной системы  – человека, общества, цивилизации  – называется:

а. культурная самоидентификация

25. Название модернисткого  течения в искусстве, в котором  порождения фантазии становятся  вровень с предметами реального  мира и крупнейшим представителем  которого является Сальвадор  Дали, это

b. сюрреализм

26. Эпохой восстановления  идеалов античности в Европе  считается период

с. Ренессанс

27. Русский ученый, философ-космист, связавший понятия  «биосфера» и «ноосфера»

b. Вернадский

28. Слой экономической  культуры, наиболее подверженный  инновациям и качественным перестройкам

а. элитарный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Воронкова Л.П. Культурология./ Л.П. Воронкова. – М: Финансы и статистика, 2008. – 256 с.
  2. Гуревич П.С. Культурология./ -2-е изд., – М.: Омега-Л, 2010. – 432 с.
  3. Еникеева Д.М. Культурология./ Д.М. Еникеева. - М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
  4. Костина А.В. Культурология/ А.В. Костина. – 5-е изд., – М.: КноРус, 2010. – 336 с..
  5. Кравченко А.Н. Культурология./ А.Н. Кравченко. – М.: Академический проект, 2010. – 288 с.
  6. Культурология./ Под ред. Самыгина С.И. -4-е изд., -  М.: МарТ», – 2010. – 352 с.
  7. Соколов В.А. Культурология./ В.А. Соколов. – М.: Феникс, 2008. – 224 с.
  8. Бачинин В.А  Культурология./ В.А. Бачинин. - М.: Михайлова, 2005. – 288 с.
  9. Шишова Н.В., Волкова Д.В., Новиков А.Ю., Топчий И.В. Культурология. Словарь-справочник. Изд.: Феникс, 2009. – 624 с.
  10. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х тт. – СП.,1998.

Интернет-ресурсы.

  1. Кашкин В.Б. Теория коммуникации. Лекция 3 . Электронный документ. Режим доступа: http://kachine.narod.ru/CommTheory/3/WebComm3.html
  2. Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления Электронный документ. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/namber/1999_10/04.htm
  3. Широков Г. Глобализация. // Интернет-энциклопедия «Кругосвет» Электронный документ. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/103/1010376/1010376a1.htm

 


Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока