Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

В IV-III тыс. до н.э. в поймах рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы возникают великие культуры древности – «речные цивилизации». Это были аграрные цивилизации с элементами урбанистической культуры. Для создания сложных ирригационных систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно фиксировать результаты.

Содержание работы

Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока.
Символический характер культуры Средних веков.
Формирование буржуазных отношений и культура.
«Серебряный век» русской культуры.
Судьба национальных культур в современную эпоху.
Роль религии в культуре России.
Стили в искусстве и причины их смены.
Техника и нравственные проблемы культуры.
Кризисы и революции в культуре.
Общая характеристика культуры Российской империи.
Итоговый тест
Литература

Файлы: 1 файл

культурология кр.docx

— 58.95 Кб (Скачать файл)

   В центре внимания  эстетики искусства: художественное  творчество в его эстетическом  отношении к действительности  и в его значении для человечества; особенности художественного произведения, художественного образа, художественной  реальности, художественной концепции мира и личности; наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии, архитектуре, прикладном и декоративном искусстве; происхождение, природа и законы социального бытия, функционирования, развития искусства; особенности художественного процесса (природа художественного развития, художественных направлений и художественных взаимодействий); проблемы художественного восприятия и интерпретации произведения.

   Искусство - это  отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся  и закрепленная форма освоения  мира по законам красоты. Оно  эстетически содержательно и  несет в себе художественную  концепцию мира и личности. Между  собственно художественной и  практической эстетической деятельностью существует граница. Она подвижна и преодолима. На этой границе со стороны искусства - архитектура, прикладное и декоративное искусство, а со стороны индустриального освоения мира - дизайн. Многообразие форм освоения мира не сводится к искусству. Предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства.

 

    1. Техника и нравственные проблемы культуры.

 

Наступивший XXI век называют веком техники и интеграции. В этой связи  как никогда актуальна проблема соотношения культуры и техники. Именно в современную эпоху появились художественная фотография, кино, телевидение, эстрада. Благодаря технике расширяются «языковые», выразительные возможности искусства. Театр — это уже не только игра актера и мастерство режиссера, техническое  оформление спектакля. Зачастую в театральных постановках используются лазеры, слайды, кино, голография, а звуковое компьютерное оформление спектаклей сегодня является основным в театре. В музыке появляется новый способ звукоизвлечения — электронный, основанный на синтезировании музыкальных звуков техническими средствами.

Стремительное развитие вычислительной техники и технологии, а также  использование компьютеров дали возможность получить необычное  звучание при помощи электронных  синтезаторов. Возникновение «электронной музыки» было подготовлено не только техническим прогрессом, но и изменением в самом художественном мышлении, которое стало более синтетичным, отражает интегративные процессы техногенной  цивилизации. В последних компьютерных синтезаторах - видеосинтезаторах - в  основе работы лежит принцип перевода электронного звучания в визуальные формы. Так, уже в начале 80-х годов  американский композитор Д. Берман в  своих сочинениях использует видеосинтезатор  для перевода электронных звуков в цветовые пятна,  а французский  композитор Жан-Мишель Жарр строит на этом все свои грандиозные шоу. Мы могли в этом убедится в 1997 году, когда он дал концерт, используя в качестве экрана для создания визуальных эффектов здание МГУ.

Еще один «синтетический»  вид творчества — мульти-медиа-продукция, которая предполагает демонстрацию диапозитивов, фильмов при исполнении музыки. Первая попытка подобного  творчества была предпринята на Международной  выставке в Брюсселе в 1958 году. В  мульти-медиа искусство может  сливаться с окружающей средой, природой, музыка наполняется шумами повседневной жизни, в «исполнении» используются различные средства — звуки, картины, запахи, краски. Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических  жанров и видов, способствует расширению рамок традиционной художественной культуры. Однако данное взаимодействии подняло ряд важных нравственных проблем:

  1. Роль человека в создании произведения искусства, ведь при написании синтезированной музыки композитор не нужен, а с хорошим романом вполне справится мощный компьютер;
  2. Понижение культурологического статуса человека – человек начинает чувствовать свою малозначимость, архаичность по сравнению с техникой;
  3. Нивелирование роли культуры пред техникой – все меньше желающих посетить музей с экскурсией, зачем, когда можно провести виртуальную экскурсию с помощью компьютера.

 

    1. Кризисы и революции в культуре.

 

   В истории особую  остроту проблемы культуры приобретали  в эпохи социальных кризисов, крутых исторических переломов,  когда существенные изменения  в самом бытии человека в  культуры начинали основательно тревожить сознание общества.

   В работах ученых  картина кризиса дается, как правило,  на основе анализа современных  реалий - морали, религии, искусства, массовой культуры, науки и техники. В поисках причин кризиса выделяются основания культурно-типологического порядка. Подчеркивается роковая связь сегодняшней ситуации с исторически сложившейся спецификой культуры Нового времени: ее рационалистическим характером, утилитарно-деятельным отношением к миру, далеким от созерцательности, индивидуалистическим типом личности и т. д.

   Сама ситуация  кризиса изменила ракурс видения  культуры, а знакомство с новыми  открытиями гуманитарного знания, исследующих различные феномены  культуры, привело к крушению  традиционных постулатов европоцентризма,  панлогизма, "линейного" историцизма  и др. в истолковании истории  культуры. Кроме того, расширился  интерес вообще к нерефлексивным  факторам культурной жизни, что  усилило позиции иррационализма  и субъективизма в концепциях  культуры. Соответственно усиливаются  и позиции идеализма, для которого  экономические, политические и  социальные факторы в истории  культуры, составляющие объективную  основу для культурного творчества, сами являются следствием ситуации  в "истории Духа".

   Философия культуры XX века - это преимущественно выражение  культурного самосознания западного  общества. Это живой, эмоциональный  отклик на современную жизнь,  а не холодное, демонстративно  отстраненное от объекта, академическое  размышление о культуре, которая  уже состоялась Они поражают  неожиданностью ракурса и глубиной  прозрения, искренней тревогой  за настоящее и будущее культуры, умением мгновенно откликаться  на тревожные сигналы времени,  близостью к проблемам реальной  жизни людей и, как правило,  доступностью своих текстов для  массового читателя. Некоторые работы  пессимистичны в своих выводах,  другие достаточно оптимистичны, но главная их заслуга не  в решении всех проблем культурной  жизни, а в постановке этих проблем, в формулировании вопросов, на которые еще предстоит искать ответы.

   Из множества ярких  имен в истории культуры XX века  выделим Освальда Шпенглера и  его труд «Закат Европы».

   Таким образом,  целью написания данной работы  является изучение кризиса современной  культуры. Задачи, которые ставились  при написании работы: изучить  феномены кризиса, изучить причины  кризиса культуры, сформулировать  дальнейшие пути развития культуры.

   Освальд Шпенглер (1880-1936) - одна из самых драматических  и противоречивых фигур в философии  XX века; В работе "Закат Европы", которая стала почти бестселлером, он заглянул дальше своих современников,  дав положительный импульс к  развитию многих областей знания. Но сегодня практически у него  нет последователей, только критики.  Причина этого не только в  откровенном консерватизме, но  и в теоретико-методологических  основах его концепции.

   Согласно Шпенглеру,  кризис не есть стадия перед  новым процветанием, он - завершение  цикла, окончательное угасание  культуры. В его трактовке переход  от культуры к цивилизации  в античном мире осуществлялся  в IV в., а на Западе в XIX в.  Все великие конфликты миросозерцания, политики, искусства, науки, чувства  происходят под знаком противоположности  культуры и цивилизации. Дух  денег проникает во все исторические  формы народного бытия, и даже  захватывает искусство. 

   Можно сказать  вслед за Шпенглером, что наличие  кризисов - это закон всемирной  истории. Задача исследователя  состоит в том, чтобы за суммой  внешних фактов отыскать неукоснительную  закономерность. Кризис, стало быть, это не констелляция случайных  обстоятельств, зависящих от национальных  настроений, личных влияний и  экономических тенденций. «На  великий кризис, - отмечает Шпенглер, - указывает несметное множество  страстно дебатируемых вопросов  и взглядов, которые высказываются  в тысячах книг и заявлений,  но всегда остаются разрозненными,  разобщенными и приуроченными к ограниченному углу зрения специальной области, ввиду чего возбуждают, тяготят, но не могут быть устранены. Сами они известны, но мало известна их тождественность».

   Когда возникает  кризис в культуре? Шпенглер считает,  что он наступает тогда, когда  ее душа осуществит всю совокупность  своих возможностей, в виде народов,  языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Вследствие  этого культура вновь возвращается  в объятия первобытной души.

   Протекание культуры  неверно представлять как плавный,  спокойный процесс; оно, ее  живое бытие, есть напряженная,  страстная борьба: внешняя - за  утверждение ее власти над  силами хаоса и внутренняя - за  утверждение ее власти над  бессознательным, куда укрывается, злобствуя, хаос.

 

    1. Общая характеристика культуры Российской империи.

 

   "Век разума  и просвещения" - так говорили  о своем времени великие мыслители  XVIII столетия, провозвестники новых  революционных идей. В историю  мировой культуры XVIII век вошел  как эпоха больших идейных  и общественно-исторических сдвигов,  острейшей борьбы с феодально-монархическими  устоями и религиозным догматизмом.  Распространение материалистического  мировоззрения и утверждение  духа свободолюбия нашли яркое  отражение в философии, науке,  литературе, в просветительской  деятельности крупнейших философов,  ученых, писателей этого времени  - Дидро и Гольбаха, Вольтера и  Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера,  Ломоносова и Радищева.

   В новый период  вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом.  Это был первый век развития  светской культуры, век решительной  победы нового, рационалистического  мировоззрения над суровыми, аскетическими,  догмами религиозной морали. "Мирское"  искусство приобретает право  на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого.

   Приобщаясь к богатому  культурному наследию Европы, русские  деятели в то же время опирались  на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий  период художественно-исторического  развития, на опыт древнерусского  искусства. Именно в силу этой  глубокой преемственности Россия  сумела в течение XVIII века не  только принять активное участие  в общем процессе движения  мировой культуры, но и создать  свои национальные школы, прочно  утвердившиеся в литературе и  поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

   К концу столетия  русское искусство достигает  огромных успехов.

   Эпоха 30-60-х годов  XVIII столетия ознаменовалась ростом  национального самосознания и  укреплением национальных культурных  традиций. Огромное значение имела  деятельность Михаила Васильевича  Ломоносова - первого русского ученого  мирового масштаба. Росла и крепла  русская литература; расцветала  поэзия русского классицизма,  представленная в творчестве  того же Ломоносова и его  ближайших современников В. К.  Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно  проявились в творчестве знаменитого  зодчего В. В. Растрелли, в  портретной живописи А. П. Лосенко,  А. П. Антропова и И. П.  Аргунова.

   Основным жанром, характеризующим развитие музыкального  искусства XVIII века в России, была  опера. Не удивительно, что  именно в оперном жанре ярче  всего проявились впоследствии  творческие возможности русских  композиторов XVIII века.

   Наряду с оперным  искусством в России приобретают  популярность различные жанры  камерной музыки. В середине XVIII века  камерные концерты при дворе  становятся обычным явлением.

   Последняя треть  XVIII века характеризуется значительной  демократизацией музыкально-общественной  жизни. Театральная жизнь выходит  далеко за пределы придворного,  аристократического быта. Развивается  музыкальное образование, нотопечатание  и нотоиздательское дело. Музыка  становится достоянием более  широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает  распространение в мелкопоместной  и городской мещанской среде.

   Ведущая роль в  музыкальной жизни России по-прежнему  принадлежит оперному театру. Однако  развитие музыкального театра  к этому времени приобретает  новое направление: меняется и  оперный репертуар, и состав  зрителей.

   Русская культура  второй половины XVIII в. отражает  черты подымающейся нации. Возрастает  общественная роль художественной  литературы, которая постепенно  теряет прежний анонимный и  рукописный характер. Передовые  писатели выступают активными  борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные  журналы.

   Главное содержание  культурного процесса середины XVIII в. - становление русского классицизма,  идейной основой которого была  борьба за мощную национальную  государственность под эгидой  самодержавной власти, утверждение  в художественных образах могущества  абсолютной монархии.

   Хотя русские писатели  и художники обращались к опыту  опередившего их в развитии  западноевропейского классицизма,  они стремились придать этому  течению черты национального  своеобразия. Хорошо об этом  сказал Ломоносов: «Чтобы ничего  неугодного не ввести, а хорошего  не оставить, надобно смотреть, кому  и в чем лучше последовать».

Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока