В центре внимания
эстетики искусства: художественное
творчество в его эстетическом
отношении к действительности
и в его значении для человечества;
особенности художественного произведения,
художественного образа, художественной
реальности, художественной концепции
мира и личности; наиболее общие законы
художественного освоения мира в литературе,
живописи, скульптуре, театре, кино, музыке,
хореографии, архитектуре, прикладном
и декоративном искусстве; происхождение,
природа и законы социального бытия, функционирования,
развития искусства; особенности художественного
процесса (природа художественного развития,
художественных направлений и художественных
взаимодействий); проблемы художественного
восприятия и интерпретации произведения.
Искусство - это
отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся
и закрепленная форма освоения
мира по законам красоты. Оно
эстетически содержательно и
несет в себе художественную
концепцию мира и личности. Между
собственно художественной и
практической эстетической деятельностью
существует граница. Она подвижна и преодолима.
На этой границе со стороны искусства
- архитектура, прикладное и декоративное
искусство, а со стороны индустриального
освоения мира - дизайн. Многообразие форм
освоения мира не сводится к искусству.
Предмет эстетики и ее проблемное поле
шире искусства.
- Техника и нравственные проблемы культуры.
Наступивший XXI век называют
веком техники и интеграции. В этой связи
как никогда актуальна проблема соотношения
культуры и техники. Именно в современную
эпоху появились художественная фотография,
кино, телевидение, эстрада. Благодаря
технике расширяются «языковые», выразительные
возможности искусства. Театр — это уже
не только игра актера и мастерство режиссера,
техническое оформление спектакля.
Зачастую в театральных постановках используются
лазеры, слайды, кино, голография, а звуковое
компьютерное оформление спектаклей сегодня
является основным в театре. В музыке появляется
новый способ звукоизвлечения — электронный,
основанный на синтезировании музыкальных
звуков техническими средствами.
Стремительное развитие вычислительной
техники и технологии, а также
использование компьютеров дали
возможность получить необычное
звучание при помощи электронных
синтезаторов. Возникновение «электронной
музыки» было подготовлено не только
техническим прогрессом, но и изменением
в самом художественном мышлении,
которое стало более синтетичным,
отражает интегративные процессы техногенной
цивилизации. В последних компьютерных
синтезаторах - видеосинтезаторах - в
основе работы лежит принцип перевода
электронного звучания в визуальные
формы. Так, уже в начале 80-х годов
американский композитор Д. Берман в
своих сочинениях использует видеосинтезатор
для перевода электронных звуков
в цветовые пятна, а французский
композитор Жан-Мишель Жарр строит на
этом все свои грандиозные шоу. Мы могли
в этом убедится в 1997 году, когда он дал
концерт, используя в качестве экрана
для создания визуальных эффектов здание
МГУ.
Еще один «синтетический»
вид творчества — мульти-медиа-продукция,
которая предполагает демонстрацию
диапозитивов, фильмов при исполнении
музыки. Первая попытка подобного
творчества была предпринята на Международной
выставке в Брюсселе в 1958 году. В
мульти-медиа искусство может
сливаться с окружающей средой, природой,
музыка наполняется шумами повседневной
жизни, в «исполнении» используются
различные средства — звуки, картины,
запахи, краски. Таким образом, взаимодействие
искусства и техники, приводящее
к появлению новых синтетических
жанров и видов, способствует расширению
рамок традиционной художественной
культуры. Однако данное взаимодействии
подняло ряд важных нравственных
проблем:
- Роль человека в создании произведения искусства, ведь при написании синтезированной музыки композитор не нужен, а с хорошим романом вполне справится мощный компьютер;
- Понижение культурологического статуса человека – человек начинает чувствовать свою малозначимость, архаичность по сравнению с техникой;
- Нивелирование роли культуры пред техникой – все меньше желающих посетить музей с экскурсией, зачем, когда можно провести виртуальную экскурсию с помощью компьютера.
- Кризисы и революции в культуре.
В истории особую
остроту проблемы культуры приобретали
в эпохи социальных кризисов,
крутых исторических переломов,
когда существенные изменения
в самом бытии человека в
культуры начинали основательно
тревожить сознание общества.
В работах ученых
картина кризиса дается, как правило,
на основе анализа современных
реалий - морали, религии, искусства,
массовой культуры, науки и техники. В
поисках причин кризиса выделяются основания
культурно-типологического порядка. Подчеркивается
роковая связь сегодняшней ситуации с
исторически сложившейся спецификой культуры
Нового времени: ее рационалистическим
характером, утилитарно-деятельным отношением
к миру, далеким от созерцательности, индивидуалистическим
типом личности и т. д.
Сама ситуация
кризиса изменила ракурс видения
культуры, а знакомство с новыми
открытиями гуманитарного знания,
исследующих различные феномены
культуры, привело к крушению
традиционных постулатов европоцентризма,
панлогизма, "линейного" историцизма
и др. в истолковании истории
культуры. Кроме того, расширился
интерес вообще к нерефлексивным
факторам культурной жизни, что
усилило позиции иррационализма
и субъективизма в концепциях
культуры. Соответственно усиливаются
и позиции идеализма, для которого
экономические, политические и
социальные факторы в истории
культуры, составляющие объективную
основу для культурного творчества,
сами являются следствием ситуации
в "истории Духа".
Философия культуры
XX века - это преимущественно выражение
культурного самосознания западного
общества. Это живой, эмоциональный
отклик на современную жизнь,
а не холодное, демонстративно
отстраненное от объекта, академическое
размышление о культуре, которая
уже состоялась Они поражают
неожиданностью ракурса и глубиной
прозрения, искренней тревогой
за настоящее и будущее культуры,
умением мгновенно откликаться
на тревожные сигналы времени,
близостью к проблемам реальной
жизни людей и, как правило,
доступностью своих текстов для
массового читателя. Некоторые работы
пессимистичны в своих выводах,
другие достаточно оптимистичны,
но главная их заслуга не
в решении всех проблем культурной
жизни, а в постановке этих проблем, в формулировании
вопросов, на которые еще предстоит искать
ответы.
Из множества ярких
имен в истории культуры XX века
выделим Освальда Шпенглера и
его труд «Закат Европы».
Таким образом,
целью написания данной работы
является изучение кризиса современной
культуры. Задачи, которые ставились
при написании работы: изучить
феномены кризиса, изучить причины
кризиса культуры, сформулировать
дальнейшие пути развития культуры.
Освальд Шпенглер
(1880-1936) - одна из самых драматических
и противоречивых фигур в философии
XX века; В работе "Закат Европы",
которая стала почти бестселлером,
он заглянул дальше своих современников,
дав положительный импульс к
развитию многих областей знания.
Но сегодня практически у него
нет последователей, только критики.
Причина этого не только в
откровенном консерватизме, но
и в теоретико-методологических
основах его концепции.
Согласно Шпенглеру,
кризис не есть стадия перед
новым процветанием, он - завершение
цикла, окончательное угасание
культуры. В его трактовке переход
от культуры к цивилизации
в античном мире осуществлялся
в IV в., а на Западе в XIX в.
Все великие конфликты миросозерцания,
политики, искусства, науки, чувства
происходят под знаком противоположности
культуры и цивилизации. Дух
денег проникает во все исторические
формы народного бытия, и даже
захватывает искусство.
Можно сказать
вслед за Шпенглером, что наличие
кризисов - это закон всемирной
истории. Задача исследователя
состоит в том, чтобы за суммой
внешних фактов отыскать неукоснительную
закономерность. Кризис, стало быть,
это не констелляция случайных
обстоятельств, зависящих от национальных
настроений, личных влияний и
экономических тенденций. «На
великий кризис, - отмечает Шпенглер,
- указывает несметное множество
страстно дебатируемых вопросов
и взглядов, которые высказываются
в тысячах книг и заявлений,
но всегда остаются разрозненными,
разобщенными и приуроченными к ограниченному
углу зрения специальной области, ввиду
чего возбуждают, тяготят, но не могут
быть устранены. Сами они известны, но
мало известна их тождественность».
Когда возникает
кризис в культуре? Шпенглер считает,
что он наступает тогда, когда
ее душа осуществит всю совокупность
своих возможностей, в виде народов,
языков, религиозных учений, искусств,
государств и наук. Вследствие
этого культура вновь возвращается
в объятия первобытной души.
Протекание культуры
неверно представлять как плавный,
спокойный процесс; оно, ее
живое бытие, есть напряженная,
страстная борьба: внешняя - за
утверждение ее власти над
силами хаоса и внутренняя - за
утверждение ее власти над
бессознательным, куда укрывается,
злобствуя, хаос.
- Общая характеристика культуры Российской империи.
"Век разума
и просвещения" - так говорили
о своем времени великие мыслители
XVIII столетия, провозвестники новых
революционных идей. В историю
мировой культуры XVIII век вошел
как эпоха больших идейных
и общественно-исторических сдвигов,
острейшей борьбы с феодально-монархическими
устоями и религиозным догматизмом.
Распространение материалистического
мировоззрения и утверждение
духа свободолюбия нашли яркое
отражение в философии, науке,
литературе, в просветительской
деятельности крупнейших философов,
ученых, писателей этого времени
- Дидро и Гольбаха, Вольтера и
Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера,
Ломоносова и Радищева.
В новый период
вступает и русская культура,
пережившая на рубеже XVII и XVIII
столетии знаменательный перелом.
Это был первый век развития
светской культуры, век решительной
победы нового, рационалистического
мировоззрения над суровыми, аскетическими,
догмами религиозной морали. "Мирское"
искусство приобретает право
на общественное признание и начинает
играть все более важную роль в системе
гражданского образования, в формировании
новых устоев общественной жизни страны.
И вместе с тем русская культура XVIII века
не отвергала своего прошлого.
Приобщаясь к богатому
культурному наследию Европы, русские
деятели в то же время опирались
на коренные отечественные традиции,
накопленные за длительный предшествующий
период художественно-исторического
развития, на опыт древнерусского
искусства. Именно в силу этой
глубокой преемственности Россия
сумела в течение XVIII века не
только принять активное участие
в общем процессе движения
мировой культуры, но и создать
свои национальные школы, прочно
утвердившиеся в литературе и
поэзии, в архитектуре и живописи,
в театре и музыке.
К концу столетия
русское искусство достигает
огромных успехов.
Эпоха 30-60-х годов
XVIII столетия ознаменовалась ростом
национального самосознания и
укреплением национальных культурных
традиций. Огромное значение имела
деятельность Михаила Васильевича
Ломоносова - первого русского ученого
мирового масштаба. Росла и крепла
русская литература; расцветала
поэзия русского классицизма,
представленная в творчестве
того же Ломоносова и его
ближайших современников В. К.
Тредиаковского и А. П. Сумарокова.
Успехи русского искусства наглядно
проявились в творчестве знаменитого
зодчего В. В. Растрелли, в
портретной живописи А. П. Лосенко,
А. П. Антропова и И. П.
Аргунова.
Основным жанром,
характеризующим развитие музыкального
искусства XVIII века в России, была
опера. Не удивительно, что
именно в оперном жанре ярче
всего проявились впоследствии
творческие возможности русских
композиторов XVIII века.
Наряду с оперным
искусством в России приобретают
популярность различные жанры
камерной музыки. В середине XVIII века
камерные концерты при дворе
становятся обычным явлением.
Последняя треть
XVIII века характеризуется значительной
демократизацией музыкально-общественной
жизни. Театральная жизнь выходит
далеко за пределы придворного,
аристократического быта. Развивается
музыкальное образование, нотопечатание
и нотоиздательское дело. Музыка
становится достоянием более
широких кругов русского общества:
домашнее музицирование получает
распространение в мелкопоместной
и городской мещанской среде.
Ведущая роль в
музыкальной жизни России по-прежнему
принадлежит оперному театру. Однако
развитие музыкального театра
к этому времени приобретает
новое направление: меняется и
оперный репертуар, и состав
зрителей.
Русская культура
второй половины XVIII в. отражает
черты подымающейся нации. Возрастает
общественная роль художественной
литературы, которая постепенно
теряет прежний анонимный и
рукописный характер. Передовые
писатели выступают активными
борцами за идеи просветительства;
возникают первые литературные
журналы.
Главное содержание
культурного процесса середины XVIII
в. - становление русского классицизма,
идейной основой которого была
борьба за мощную национальную
государственность под эгидой
самодержавной власти, утверждение
в художественных образах могущества
абсолютной монархии.
Хотя русские писатели
и художники обращались к опыту
опередившего их в развитии
западноевропейского классицизма,
они стремились придать этому
течению черты национального
своеобразия. Хорошо об этом
сказал Ломоносов: «Чтобы ничего
неугодного не ввести, а хорошего
не оставить, надобно смотреть, кому
и в чем лучше последовать».