Культура России XIX – начала XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники объявили культ творчества, себя же - предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно-эстетического направления XX в.
Культура конца XIX в. - начало XX в. развивалась в условиях, порожденных сложностью и противоречивостью империалистической эпохи. Это был период острейших социальных конфликтов и классовых битв. На общественную арену как ведущая политическая сила вышел рабочий класс, которым руководила созданная В.И. Лениным революционная марксистская партия. С середины 90-х годов начался новый, пролетарский период в русском освободительном движении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Образование…………………………………………………………………………...5
Научные открытия……………………………………………………………………7
Развитие географической и исторической наук…………………………………...10
Литература…………………………………………………………………………...12
Театр……………………………………………………………………………….....19
Музыка……………………………………………………………………………….20
Изобразительное искусство………………………………………………………...22
Архитектура………………………………………………………………………….25
Меценатство………………………………………………………………………....26
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Культорология.docx

— 53.38 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

 

по  «Культорологии »


 

 

на    тему: «Культура России  XIX – начала XX вв.»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение……………………………………………………………………………….3

Образование…………………………………………………………………………...5

Научные открытия……………………………………………………………………7

Развитие географической и исторической наук…………………………………...10

Литература…………………………………………………………………………...12

Театр……………………………………………………………………………….....19

Музыка……………………………………………………………………………….20

Изобразительное искусство………………………………………………………...22

Архитектура………………………………………………………………………….25

Меценатство………………………………………………………………………....26

Заключение…………………………………………………………………………..27

Список используемой литературы…………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В культуре России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX в. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Именно в XIX в. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными сейчас, и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был толь велик, что позволяет называть эту эпоху золотым веком русской культуры.

На развитие культуры и  общественной мысли XIX в. огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирование культуры золотого века и ее особенности, были восстание декабристов (14 декабря 1825 г.) и европейские буржуазные революции.

Конец XIX- начало XX вв. – это время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других направлений и методов, оно вошло в историю как серебряный век русской культуры. Это сложный, противоречивый взлет и одновременно упадок культуры. Произошел отход от канонов классического искусства и поиск утонченных, элитных форм выражения мысли и чувства в художественном произведении. Идеологической базой культуры явился «критический идеализм»- разновидность религиозно-философского учения, в частности, философия       Вл. Соловьева.

В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники объявили культ творчества, себя же - предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно-эстетического направления XX в.

Культура конца XIX в. -  начало XX в. развивалась в условиях, порожденных сложностью и противоречивостью империалистической эпохи. Это был период острейших социальных конфликтов и классовых битв. На общественную арену как ведущая политическая сила вышел рабочий класс, которым руководила созданная В.И. Лениным революционная марксистская партия. С середины 90-х годов начался новый, пролетарский период в русском освободительном движении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование

Развитие русской  культуры в первой половине XIX в. опиралось на достижения предшествующего времени. Проникновение капиталистических элементов в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. В общественно-политические процессы втягивались новые социальные слои общества. Царское правительство, провозгласившее «теорию официальной народности», основанную на триаде – самодержавие, православие и народность активно боролось с появлениями передовой мысли в литературе, театре, живописи, философии. Политика просвещения имела отчетливо классовый характер. Крепостной строй тормозил широкое просвещение народа и не давал возможности пользоваться культурными достижениями всему населению. Культурные потребности дворянства были иными, чем крестьянства, которое формировало собственные культурные традиции. Свободный доступ к образованию в начале XIX в. имели лишь привилегированные слои населения. Однако самодержавие в условиях становления капиталистического уклада вынуждено было расширять сферу образования. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения для организации и управления просветительскими учреждениями. В начале XIX в. в России функционировало лишь одно высшее  учебное заведение – Московский университет. Затем были открыты университеты в Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Открылись привилегированные учебные заведения в Царском селе, Ярославле и Нежине. В 1829 г. был восстановлен Главный педагогический институт, в котором осуществлялась подготовка учительских кадров для гимназий и университетов.

И все-таки численность студентов  к середине XIX в. достигла всего 4 тыс.чел. К 1855 г. число гимназий за 25 лет увеличилось в 2,5 раза и составило 78, уездных училищ – 439. Количество приходских школ возросло на 288. Произошли изменения в социальном составе образованных людей, заметно усилился разночинный слой.

Прогресс русской  культуры во второй половине XIX в. определялся общественно-демократическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведением либеральных реформ 60-70-х гг., высокими темпами капитализма в промышленности и др.

Развитие капиталистических  отношений, становление индустриального  общества, рост городского населения, возникновение новых средств  сообщения и связи, создание армии  нового типа настоятельно требовали  повышения общего и специального образования.

Между тем, положение народного  просвещения было тяжелым. Царизм, рассматривал культуру как идеологическую базу монархического строя и поддерживал такое  просвещение, науку, искусство и  литературу, которые способствовали укреплению данного строя. Число  грамотных людей составляло лишь 6%всего населения. Передовая общественность России выступала за развитие общего образования, которое должно быть базой  профессионального, и ликвидацию сословности  школы.

Выдающийся ученый педагог  К.Д.Ушинский (1834-1871) – основоположник народной школы и педагогики в  России (принцип единства обучения и воспитания, учебные пособия  «Детский мир», «Родное слово»).

В период школьных реформ 60-х  гг. для низших сословий расширилась  сеть начальных школ, народных городских, уездных и сельских училищ, церковно-приходских школ. В городах также возникли новые учебные заведения –  воскресные школы для взрослых.

Основным звеном начального образования была земская общественная школа, которая отличалась лучшей, чем  в государственных, методикой обучения.

Господствующим типом  средней школы утвердились классические гимназии с преподаванием греческого и латинского языков и реальные училища  с преимущественным преподаванием  естествознания и точных дисциплин.

В пореформенные годы были созданы всесословные женские гимназии, а также высшие женские курсы  в Петербурге, Москве, Киеве. В 18882 Г. был открыт женский медицинский  институт. Были открыты университеты в Томске, Саратове. В связи с техническим обновлением промышленного производства, транспорта и связи увеличилась численность отраслевых вузов. К концу XIX в. в России функционировало более 60 государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.

Тяга к знаниям народа была велика, поэтому большую долю расходов на начальное образование  добровольно нес народ.

Около 50% общей численности  учащихся средней и высшей школ составляли дворяне.

По данным переписи 1897 г., только 21%населения умело читать.

К концу XIX в. Россия заняла третье место в мире по количеству наименований издаваемой литературы. В 80-90-х гг. крупными издателями были И.Д.Сытин (1851-1934), выпускавший большими тиражами дешевые книги для народа, учебники, детские книги, календари, собрания сочинений русской классики и т.д., братья А.Н. и И.Н. Гранаты, А.С. Суворин, Ф.Ф. Павленков и др.

Значительную роль в общественной жизни играли журналы, ориентированные  на образованные слои русского общества: «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Дело» и др.

Во второй половине XIX в. по сравнению с предшествующим периодом возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек. В 1861 г. в Москве была открыта публичная библиотека при Румянцевском музее (ныне Российская государственная библиотека).

В Москве также были открыты  Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская галерея. В Петербурге в 1898 г. был открыт императорский  Русский музей.

Научные открытия

В условиях капиталистического уклада и начинавшегося промышленного  переворота се большее значение приобрели  научные открытия, имевшие теоретическое  и прикладное значение.

Великий русский математик  Н.И.Лобачевский (1793-1856) создал теорию неевклидовой геометрии, над которой безуспешно в течение почти двух тысяч  лет работали ученые всего мира. Он обнаружил возможность другой геометрии, отличавшейся от классической, евклидовой. Опубликованная в журнале  «Казанский вестник» геометрия Лобачевского не была понята современниками, только к 100-летию со дня рождения великого ученого пришло широкое признание его трудов. К математической физике, аналитической механике, теории чисел, теории вероятности относятся основные труды М.В. Остроградского (1801-1861).

Физик Б.С. Якоби (1801-1874) –  изобретатель в области электротехники – сконструировал несколько электродвигателей. Совместно с Э.Х. Ленцем исследовал электромагниты, предложив методику их расчета.

Один из первых российских электротехников В.В.Петров (1761-1834) создал ряд физических приборов, раньше европейских  ученых открыл явление светового и теплового действия электричества (вольтова дуга) и этим положил начало применению электроэнергии на практике.

Инженер П.Д.Шиллинг (1786-1837) в 1832 г. раньше американского изобретателя С.Морзе (1791-1872) создал записывающий электромагнитный телеграф.

Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы в 1833-1834гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге.

Инженер-металлург П.П.Аносов (1799-1851) на Златоустовком заводе первым в мире использовал микроскоп  для изучения структуры металла  и на основе длительного эксперимента разработал способ получения булатной стали. Металлург П.М.Обухов (1820-1869) –  основатель сталелитейного производства и применения литой стали для  изготовления пушечных стволов.

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина XIX в. – это период выдающихся достижений в науке и технике. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.

В стране возникли новые  научные центры: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей, Русское техническое общество (1866). При всех российских университетах были созданы физико-математические общества.

Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложились  математическая школа, связанная с  именем выдающегося математика П.Л.Чебышева (1831-1894 его открытия относятся к  теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.)

В Киеве возникла алгебраическая школа во главе с Д.А.Граве (1863-1939).

Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему  химических элементов, был Д.И.Менделеев (1834-1907), работа «Основы химии».

Ученые Н.Н.Зинин (1812-1888) и  А.М.Бутлеров (1828-1886) – основоположники органической химии.

Основоположник русской  физической школы А.Г.Столетов (1839-1896) сделал ряд важнейших открытий в  области магнетизма и фотоэлектрических  явлений, в теории газового  разряда, получившей признание во всем мире.

Из изобретений и открытий П.Н.Яблочкова (1847-1894) наиболее известна «свеча Яблочкова» - практически первая пригодная дуговая электрическая  лампа без регулятора. А.Н. Лодыгин (1847-1923) создал лампу накаливания  с применением вольфрама для  накала.

Мировую известность приобрели  открытия А.С.Попова (1859-1905), 25 апреля 1895 г. на заседании Русского физико-химического  общества он сообщил об изобретении  им прибора для приема и регистрации  электромагнитных сигналов, продемонстрировал  работу радиоприемника, нашедшего очень  скоро практическое применение.

Информация о работе Культура России XIX – начала XX вв