Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 20:40, реферат
В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники объявили культ творчества, себя же - предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно-эстетического направления XX в.
Культура конца XIX в. - начало XX в. развивалась в условиях, порожденных сложностью и противоречивостью империалистической эпохи. Это был период острейших социальных конфликтов и классовых битв. На общественную арену как ведущая политическая сила вышел рабочий класс, которым руководила созданная В.И. Лениным революционная марксистская партия. С середины 90-х годов начался новый, пролетарский период в русском освободительном движении.
Введение……………………………………………………………………………….3
Образование…………………………………………………………………………...5
Научные открытия……………………………………………………………………7
Развитие географической и исторической наук…………………………………...10
Литература…………………………………………………………………………...12
Театр……………………………………………………………………………….....19
Музыка……………………………………………………………………………….20
Изобразительное искусство………………………………………………………...22
Архитектура………………………………………………………………………….25
Меценатство………………………………………………………………………....26
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………………29
Реализм в русском изобразительном
искусстве проявился в
Сложные общественные процессы конца XIX-начала XIX вв. обусловили появление новых форм и способов отражения в художественной культуре. Стремясь к гармонии и красоте мира, художники видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке. В живописи стиль модерн – В.А. Серов, М.А. Врубель, также художники объединения «Мир искусства» (1892-1924), не удовлетворенные укладом жизни, стремившиеся воспеть красоту, художники искали новые темы и формы.
В 1910 г. московские художники
объединились в в группу «Бубновый
валет,2, в которую вошли П.
Знаменитым явлением в русской живописи XX в. стал авангард. Крупнейшие представители - основоположник и теоретик абстрактного искусства В.В.Кандинский (18866-1944), К.С. Малевич (18878-1935) – основоположник супремантизма /«наивысший» сочетание простейших геометрических фигур, позже наложенные на плоскость объемные формы/ («Черный квадрат»), П.н. Филонов (1883-1941), М.З.Шагал (1887-1985), произведениям которого присущи ирреальные пространственные построения, выразительность («Над Витебском», «Я и деревня» и др.). Их творчеству свойственны асоциальность, абсолютизация творческого «я», поиски нового религиозного сознания, трагизм, но одновременно и стремление к радости и свету.
Архитектура
Русская архитектура первых тех десятилетий XIX в. связана со стилем ампир (государственное могущество), завершившим развитие классицизма. Этот стиль проявился в творчестве архитектора А.Д.Захарова (1761-1811), А.Н.Воронихина (1750-1814), К.И. Росси (1775-1849), В.П. Стасова (1769-1848). Характерная черта зодчества того времени – создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство, Воронихина – Казанский собор, Горный институт, дворцы в Гатчине, Павловске, А.А. Монферрана (1786-1858) создан Исаакиевский собор - самое высокое здание того времени в России.
После пожара 1812 г. вновь отстраивалась Москва в традициях классицизма и ампира. Возглавлял комиссию для восстановления Москвы О.И. Бове (1784-1834) - представитель ампира, так возник крупный архитектурный ансамбль на Манежной площади со зданиями университета, перестроенного архитектором Д.И.Жилярди (1785-1845), и зданием Манежа, Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Архитектурным сооружениям Москвы этого времени были свойственны черты лиризма, интимности, простоты и уюта.
Но затем на смену классицизма и ампира пришли различные эклектические течения, в том числе русско-византийский стиль (или псевдорусский). По проекту архитектора К.А.Тона (1794-1881) в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя в Москве как памятник русского народа в войне 1812 г.
По примеру новой и
старой столиц преображались и другие
города России. Архитектор А.И.Мельников
(1784-1854), представитель позднего ампира,
создал ансамбль полукруглой площади
в Одессе, который завершала
Меценатство
Для серебряного века характерно еще одно явление – меценатство. Российские предприниматели, купец П.М.Третьяков (1838-1898), собиратель произведений русской живописи, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третьяковская галерея), его брат С.М.Третьяков также завещал свое собрание западноевропейской живописи Москве.
С.И.Мамонтов (1841-1918) основал
в Москве частную русскую оперу,
поддерживал русских
Меценатом Московского Художественного театра был промышленник С.Т.Морозов (1862-1905).
А.А.Бахрушин (1865-19929) на основе
своего собрания создал частный литературно-
М. Кл. Тенишева (1867-1929) – меценат и организатор музея русской старины в Смоленске, художественно-промышленных мастерских в своем имении Талашкино.
Заключение
Ни один из предшествующих периодов истории не знал такого бурного расцвета культуры, как XIX в. Начавшийся с творчества гениального А.С.Пушкина феноменальный взлет духовной культуры России означал достижения высочайших вершин в литературе, музыке, изобразительном искусстве, естественных науках, истории и философии. Это позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры, которая приобрела всемирное значение.
В развитии культуры XIX в. выделяются два основных этапа. Первый охватывает время с начала столетия до 1861 г. В этот период культурные достижения были сосредоточены в дворянской среде, именно этот класс был носителем культуры. В образовательном и культурном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал огромный разрыв. К тому же культурная жизнь России была полноценной лишь в столицах, а провинции и окраины находились в культурном застое. Второй этап охватывает 60-80-е гг. XIX в. Это время развития капитализма, потребовавшего решения серьезных теоретических и практических задач образования и науки.
Особое место в культуре XIX в. заняла литература. Развиваясь по различным направлениям (равно как и другие виды искусства), ведущим из которых был критический реализм, она отличалась гуманизмом, подлинной народностью, социальной заостренностью, внимание к нелегкой судьбе «маленького» человека, что было созвучно настроениями части российского общества. Поэтому произведения Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Толстого составили золотой фонд мировой литературы прошлого.
В произведениях Глинки, создавшего классическую музыку на основе народного творчества, воплотился русский национальный характер. Продолжая его традиции, члены «Могучей кучки» в 50-60-х гг., а Чайковский – в последующие годы, создали выдающиеся произведения, отражающие историческое прошлое своего народа, вечную борьбу добра и зла и стремление человека к счастью.
Возможности изобразительного искусства, направленного на непосредственно отражение условий социальной жизни, быта людей, их чувств, мыслей, на осмысление исторического процесса, в XIX столетии получили полную реализацию. Русские художники считали своим гражданским долгом говорить людям правду и проявляли глубокий интерес к отечественной истории, эстетической и этической оценке человека и его места в обществе. Примером могут служит произведения П.Федотова, И.Крамского, И.Репина, В.Сурикова, В. Серова и многих других. С картины А.Иванова «Явление Христа народу» в живописи утверждаются народнический реализм, дух свободы и надежды, непримиримость враждующих сил. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определяли важнейшую его черту на протяжении всего XIX в. и начала XX в.
Развитие естественных наук, не подвергшихся цензурным ограничениям, ускоренное потребностями капиталистического хозяйства, широкие связи русских ученых с западными свидетельствовали о достойном месте России в мировом содружестве.
В новой социально-экономической обстановке конца XIX - начала XX вв. культурный процесс определяется различными течениями. Продолжают развиваться традиции классической культуры, в то же время духовная жизнь России характеризуется поисками и утверждением новых форм и содержания в искусстве для отражения сложного, противоречивого периода русской истории. Это период взлета и одновременно упадка культуры, определяемый искусствоведами и историками как «серебряный век», представители которого сделали ставку на искусство как средство сплочения людей перед угрозой мировой катастрофы и выражения тончайших человеческих чувств.
Список используемой литературы