Культура России XIX – начала XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники объявили культ творчества, себя же - предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно-эстетического направления XX в.
Культура конца XIX в. - начало XX в. развивалась в условиях, порожденных сложностью и противоречивостью империалистической эпохи. Это был период острейших социальных конфликтов и классовых битв. На общественную арену как ведущая политическая сила вышел рабочий класс, которым руководила созданная В.И. Лениным революционная марксистская партия. С середины 90-х годов начался новый, пролетарский период в русском освободительном движении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Образование…………………………………………………………………………...5
Научные открытия……………………………………………………………………7
Развитие географической и исторической наук…………………………………...10
Литература…………………………………………………………………………...12
Театр……………………………………………………………………………….....19
Музыка……………………………………………………………………………….20
Изобразительное искусство………………………………………………………...22
Архитектура………………………………………………………………………….25
Меценатство………………………………………………………………………....26
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Культорология.docx

— 53.38 Кб (Скачать файл)

Реализм в русском изобразительном  искусстве проявился в творчестве художников И.И.Левитана («Вечер на Волге», «Осень. Мельница», «Березовая роща», «Март» «Первая зелень. Май» и др.), И.Е.Репина (работал в жанре портрета современников – Глинки, Мусоргского, Пирогова, Стасова, Толстова, бытовом, пейзажа, историческом «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», « Не ждали»), В.И.Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове»,  «Боярыня Морозова»). Главный герой большинства полотен Сурикова- страдающая и торжествующая народная масса, которая составляет образ русского народа. В работах В.А. Серова (1865-1911) – «Девушка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»- проявился ранний русский импрессионизм, с 90-х гг. основным жанром Серова становится портрет. В конце творчества, отказавшись  окончательно от импрессионизма («впечатление», сложился во франц. живописи 60-70-х гг. 19в.), Серов обращается к стилю модерн («новейший, современный», направление в европейском и американском искусстве конца 19 -начала 20вв.), но при этом сохраняет принцип реалистического познания мира человека и природы. 

Сложные общественные процессы конца XIX-начала XIX вв. обусловили появление новых форм и способов отражения в художественной культуре. Стремясь к гармонии и красоте мира, художники видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке. В живописи стиль модерн – В.А. Серов, М.А. Врубель, также художники объединения «Мир искусства» (1892-1924), не удовлетворенные укладом жизни, стремившиеся воспеть красоту, художники искали новые темы и формы.

В 1910  г. московские художники  объединились в в группу «Бубновый  валет,2, в которую вошли П.Кончаловский, А. Куприн, А.Лентулов и др., художники  отрицали академическое и реалистическое  искусство, для их творчества были характерны фовизм, кубизм, а также стилизация русского народного лубка.

Знаменитым явлением в  русской живописи XX в. стал авангард. Крупнейшие представители - основоположник и теоретик абстрактного искусства В.В.Кандинский (18866-1944), К.С. Малевич (18878-1935) – основоположник супремантизма /«наивысший» сочетание простейших геометрических фигур, позже наложенные на плоскость объемные  формы/ («Черный квадрат»), П.н. Филонов (1883-1941), М.З.Шагал (1887-1985), произведениям которого присущи ирреальные пространственные построения, выразительность («Над Витебском», «Я и деревня» и др.). Их творчеству свойственны асоциальность, абсолютизация творческого «я», поиски нового религиозного сознания, трагизм, но одновременно и стремление к радости и свету.

Архитектура

Русская архитектура первых тех десятилетий XIX в. связана со стилем ампир (государственное могущество), завершившим развитие классицизма. Этот стиль проявился в творчестве архитектора А.Д.Захарова (1761-1811), А.Н.Воронихина (1750-1814), К.И. Росси (1775-1849), В.П. Стасова (1769-1848). Характерная черта зодчества того времени – создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство, Воронихина – Казанский собор, Горный институт, дворцы в Гатчине, Павловске, А.А. Монферрана (1786-1858) создан Исаакиевский собор - самое высокое здание того времени в России.

После пожара 1812 г. вновь  отстраивалась Москва в традициях  классицизма и ампира. Возглавлял комиссию для восстановления Москвы О.И. Бове (1784-1834)  - представитель  ампира, так возник крупный архитектурный  ансамбль на Манежной площади со зданиями университета, перестроенного архитектором Д.И.Жилярди (1785-1845), и зданием Манежа, Театральная площадь с Большим  театром, Александровский сад. Архитектурным  сооружениям Москвы этого времени  были свойственны черты лиризма, интимности, простоты и уюта.

Но затем на смену классицизма  и ампира пришли различные эклектические  течения, в том числе русско-византийский стиль (или псевдорусский). По проекту архитектора К.А.Тона (1794-1881) в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя в Москве как памятник русского народа в войне 1812 г.

По примеру новой и  старой столиц преображались и другие города России. Архитектор А.И.Мельников (1784-1854), представитель позднего ампира, создал ансамбль полукруглой площади  в Одессе, который завершала величественная лестница, ведущая к морю, торговые ряды в Ростове, кафедральный собор  в Кишиневе , лицей в Ярославле.

 

 

 

Меценатство

Для серебряного века характерно еще одно явление – меценатство. Российские предприниматели, купец  П.М.Третьяков (1838-1898), собиратель произведений русской живописи, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третьяковская галерея), его брат С.М.Третьяков также завещал свое собрание западноевропейской живописи Москве.

С.И.Мамонтов (1841-1918) основал  в Москве частную русскую оперу, поддерживал русских живописцев, его усадьба Абрамцево была важным центром художественной жизни, здесь  жили и работали Репин, Врубель, Коровин  др.

Меценатом Московского Художественного  театра был промышленник С.Т.Морозов (1862-1905).

А.А.Бахрушин (1865-19929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный  музей.

М. Кл. Тенишева (1867-1929) – меценат  и организатор музея русской  старины в Смоленске, художественно-промышленных мастерских в своем имении Талашкино.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ни один из предшествующих периодов истории не знал такого бурного  расцвета культуры, как XIX в. Начавшийся с творчества гениального А.С.Пушкина феноменальный взлет духовной культуры России означал достижения высочайших вершин в литературе, музыке, изобразительном искусстве, естественных науках, истории и философии. Это позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры, которая приобрела всемирное значение.

В развитии культуры XIX в. выделяются два основных этапа. Первый охватывает время с начала столетия до 1861 г. В этот период культурные достижения были сосредоточены в дворянской среде, именно этот класс был носителем культуры. В образовательном и культурном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал огромный разрыв. К тому же культурная жизнь России была полноценной лишь в столицах, а провинции и окраины находились в культурном застое. Второй этап охватывает 60-80-е гг. XIX в. Это время развития капитализма, потребовавшего решения серьезных теоретических и практических задач образования и науки.

Особое место в культуре XIX в. заняла литература. Развиваясь по различным направлениям (равно как и другие виды искусства), ведущим из которых был критический реализм, она отличалась гуманизмом, подлинной народностью, социальной заостренностью, внимание к нелегкой судьбе «маленького» человека, что было созвучно настроениями части российского общества. Поэтому произведения Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Толстого составили золотой фонд мировой литературы прошлого.

В произведениях Глинки, создавшего классическую музыку на основе народного творчества, воплотился русский  национальный характер. Продолжая его  традиции, члены «Могучей кучки» в 50-60-х  гг., а Чайковский – в последующие  годы, создали выдающиеся произведения, отражающие историческое прошлое своего народа, вечную борьбу добра и зла  и стремление человека к счастью.

Возможности изобразительного искусства, направленного на непосредственно  отражение условий социальной жизни, быта людей, их чувств, мыслей, на осмысление исторического процесса, в XIX  столетии получили полную реализацию. Русские художники считали своим гражданским долгом говорить людям правду и проявляли глубокий интерес к отечественной истории, эстетической и этической оценке человека и его места в обществе. Примером могут служит произведения П.Федотова, И.Крамского, И.Репина, В.Сурикова, В. Серова и многих других. С картины А.Иванова «Явление Христа народу» в живописи утверждаются народнический реализм, дух свободы и надежды, непримиримость враждующих сил. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определяли важнейшую его черту на протяжении всего XIX в. и начала XX в.

Развитие естественных наук, не подвергшихся цензурным ограничениям, ускоренное потребностями капиталистического хозяйства, широкие связи русских ученых с западными свидетельствовали о достойном месте России в мировом содружестве.

В новой социально-экономической  обстановке конца XIX - начала XX вв. культурный процесс определяется различными течениями. Продолжают развиваться традиции классической культуры, в то же время духовная жизнь России характеризуется поисками и утверждением новых форм и содержания в искусстве для отражения сложного, противоречивого периода русской истории. Это период взлета и одновременно упадка культуры, определяемый искусствоведами и историками как «серебряный век», представители которого сделали ставку на искусство как средство сплочения людей перед угрозой мировой катастрофы и выражения тончайших человеческих чувств.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Маркова А.Н. Культорология.  История мировой культуры: Учебник для вузов- 2-ое изд, перераб. и доп.. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.- 600с.
  2. Маркова А.Н. Культорология.  История мировой культуры: Учебное пособие. – М.: Волтерс Клувер, 2009.- 496с.
  3. 2. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры Учебное пособие для студ. вузов. – М.: Высш.школа, 1990.- 432с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура России XIX – начала XX вв