Культура России XIX – начала XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники объявили культ творчества, себя же - предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно-эстетического направления XX в.
Культура конца XIX в. - начало XX в. развивалась в условиях, порожденных сложностью и противоречивостью империалистической эпохи. Это был период острейших социальных конфликтов и классовых битв. На общественную арену как ведущая политическая сила вышел рабочий класс, которым руководила созданная В.И. Лениным революционная марксистская партия. С середины 90-х годов начался новый, пролетарский период в русском освободительном движении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Образование…………………………………………………………………………...5
Научные открытия……………………………………………………………………7
Развитие географической и исторической наук…………………………………...10
Литература…………………………………………………………………………...12
Театр……………………………………………………………………………….....19
Музыка……………………………………………………………………………….20
Изобразительное искусство………………………………………………………...22
Архитектура………………………………………………………………………….25
Меценатство………………………………………………………………………....26
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Культорология.docx

— 53.38 Кб (Скачать файл)

А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания летательных  аппаратов, в 1876 г. с успехом прошла демонстрация  полетов его моделей, в 80-х гг. он работал над созданием  самолета. Н.Е. Жуковский (1848-1921) – автор  исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики, гидравлики, теории регулирования  и машин. Он создал единую научную дисциплину – экспериментальную и теоретическую аэродинамику.

Выдающееся значение имели  работы К.Э. Циолковского (1857-1935), одного из пионеров космонавтики.

Крупные научные и технические  открытия были сделаны физиком П.Н.Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил  давление света.

Огромны были успехи биологических  наук. Русские ученые открыли целый  ряд законов развития организма.

Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии.

И.М. Сеченов (1829-1905)-  основоположник естественно-научного направления в психологии  создатель русской физиологической школы.

Научные интересы И.П.Павлова (1849-1936) представляла физиология мозга. Он создал основанное на опыте учение высшей нервной деятельности, современные  представления о процессе пищеварения  и кровообращения. В 1904г. за огромный вклад в мировую науку ему  была присуждена Нобелевская премия.

И.И. Мечников (1845-1915)- выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог, основоположник совместно с А.О. Ковалевским (1840-1901) новой дисциплины – сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе (1905 г. Нобелевская премия).

К.А. Тимирязев (1843-1920) исследовал явление фотосинтеза, доказал применимость закона сохранения энергии к органическому  миру.

Развитие  географической и исторической наук

Начало XIX в.  Велик вклад русских путешественников развитие географической науки. Первая русская кругосветная экспедиция  под командованием Н.Ф.Крузенштерна (1770-1846) и Ю.Ф.Лисянского (1773-1837) в 1801-1806 гг. прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, острова Сахалин, полуострова Камчатка.

В 1819-1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузен (1778-1852) и М.П. Лазарев (1778-1851) возглавили кругосветную экспедицию, открывшую  Антарктиду и многочисленные острова. Путешествия Г.И. Невельского, Е.В.Путятина (1804-1883), В.М. Головнина (1776-1831), О.Е. Коцебу (1778-1846), Ф.П. Литке (1797-1882) дали науке богатейшие сведения об островах Тихого океана, Аляске, Сахалине, островах Ледовитого океана, побережье Кореи и т.д. Русское географическое общество, учрежденное в 1845 г., стало центром изучения территории и морей России.

Созданное при Московском университете Общество истории и  древностей российских начало поиски и сбор памятников древнерусской культуры. В 1800 г.   был опубликован найденный памятник древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве».

В 1818 г. тиражом 3тыс. экземпляров  вышли в свет 8 томов написанной на основе фактического архивного материала  «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина (1766-1826), 9-11 тома опубликованы 1821-1824, 12 том – 1829 г. Основу исторической концепции Карамзина, развитой им в  «Истории», составляет убеждение, что  органически присущей России формой государственного управления является самодержавие, что вызвало различные  отклики и бурную полемику. Для  нескольких поколений труд Карамзина  был основным источником знаний об истории Древней Руси.

Материальным и моральным  вознаграждением труда наиболее талантливых русских ученых было присуждение Петербургской Академией  наук Демидовской премии,  начало которому было положено в 1831г. Премии выдавались в 1832- 1865 гг. за опубликованные труды  по науке, технике, искусству. Демидовская премия считалась наиболее почитаемой научной наградой в России.

Пореформенные годы. В.В.Докучаев (1846-1903) - создатель современного генетического почвоведения, изучил почвенный покров России (труд «Русский чернозем»).

Н.М. Пржевальский (1839-1888) впервые описал природу Средней и Центральной Азии и Уссурийского края.. П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) – руководитель Русского географического общества, исследовал Тян-Шань (труд «Россия. Полное географическое описание нашего отечества»).

Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) –  русский ученый, путешественник, общественный деятель и гуманист. Выступал против расизма и колониализма.

Общественно-политическая жизнь, рост национального самосознания, усиление классовой борьбы вызвали развитие гуманитарных наук. В области историко-экономической  науки одной из серьезных работ  была книга В.В. Берви-Флеровского  «Положение рабочего класса в России».

В пореформенные годы получили разработку филология и лингвистика. И.И. Срезневский (1812-1880) подготовил работы по истории старославянского языка и древнерусской литературе. В.И.Даль (1801-1872) – создатель «Толкового словаря русского языка» (свыше 200 тыс. слов), сборника «Пословицы русского народа» (свыше 30 тыс. пословиц и поговорок).

В 50-70-х гг. над 29-томным изданием «История России с древнейших времен»  работал русский историк С.М.Соловьев (1820-1879), он показал переход от родовых  отношений к государственности, роль самодержавия в истории России.

В.О. Ключевский (1841-1911) читал Курс русской истории, исследовал историю крестьянства, крепостного права и роль государства в развитии русского общества.

В работах Н.И. Костомарова (1817-1885) уделено большое внимание истории освободительной войны  России и Украины с польскими  захватчиками, истории средневекового Новгорода и Пскова («Русская история  в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»).

Литература

В первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. Она являлась главной и, пожалуй, единственной областью, где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных направлений происходил в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями были – классицизм, сентиментализм, романтизм. Окончательно сложился реализм. В конце своего творчества к классицизму пришел поэт Г.Р.Державин. Виднейшим представителем сентиментализма являлся писатель и историк Н.М.Карамзин (повести «Бедная Лиза», «Наталья – дочь боярская»). Героические события войны 1812 г. способствовали возникновению романтизма. Одним из создателей русского романтизма стал В.В.Жуковский (1783-1852). Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями (баллады «Людмила», «Светлана»).  Другое направление – гражданский революционный романтизм проявился в творчестве К.Ф. Рылеева (1795-1826). Его лирика, исторические «думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко» насыщены политическими ассоциациями. Оды,  поэмы Кюхельбекера (1797-1846) звали к борьбе с самодержавно-крепостническими порядками.

Романтизм оказал влияние  и на раннее творчество А.С. Пушкина  и М.Ю. Лермонтова.

Основоположник русского реализма – гениальный А.С.Пушкин (1799-1837). Именно с его творчеством связано  начало золотого века в литературе. Пушкин явился родоначальником новой  литературы, откликнувшись на вопросы, волновавшие общество и отразив  русскую действительность в непревзойденных  художественных образах. Он создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах «Евгений Онегин», первые произведения классической прозы «повести Белкина», историческую драму «Борис Годунов», хронику обнищания крепостной деревни «Историю села Горюхина», историческую повесть «Капитанская дочка», исследование философских и нравственных проблем человечества – трагедию «Моцарт и Сальери», гениальное воплощение  образа России, как вставшего на дыбы всадника, удерживавшего ее железной уздой самодержца -  поэму «Медный всадник», лирические стихи – образцы лирики, освещенной идеями свободы, любви, патриотизма.

Он первым пришел к выводу, что истинная народность – жизненная  достоверность, правда о взаимоотношении  людей, личности и общества. А.С.Пушкин обратился к сокровищам русского творчества и проникся глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека.

Значение творчества А.С.Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры. В своем творчестве и воззрениях он принадлежит не только XIX в., не только России. В конце XX в. он приходит к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.

М.Ю.Лермонтов (1814-1841гг.) –  замечательный поэт и художник, который  уже в 16 лет заявил о могучем  таланте. В стихотворении «На  смерть поэта» (1837) он резко обличал  самодержавие и нравы придворной знати. Индивидуальному складу Лермонтова – поэта близок романтизм. Ранние его произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою. Его романтизму не свойственны созерцательность и инфантильность (поэмы «Мцыри», «Демон»). Его лирика насыщена настроениями протеста против несправедливости, скорби и сочувствия обездоленным и притесненным.

Реалистические элементы в творчестве М.Ю.Лермонтова усиливаются  со второй половины 30-х гг. («Тамбовская казначейша», «Сашка»).

Он уверенно шел к реализму, и роман «Герой нашего времени» с  образом лишнего человека, утратившего  смысл жизни, является зрелым реалистическим произведением, наполненным глубоким общественным и психологическим  звучанием. Творчество Лермонтова, проникнутое  фатализмом, выражает конфликт русского общества, который, по мысли поэта, приведет к трагедии.

К Н.В.Гоголю (1809-1852) пришли известность  и слава после публикации цикла  «малороссийских повестей» «Вечера  на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), проникнутых  лирическим романтизмом. Дальнейшие его  повести, вошедшие в сборник «Арабески» («Портрет», «Невский проспект»), а также  сборник повестей «Миргород», обозначали решительный поворот от лирического  романтизма к реализму.  В комедии  «Ревизор» новаторский характер драматургии пьесы позволил воплотить  в образах чиновников уездного города облик всей современной России.

Выход в свет первого тома «Мертвых душ»  -  романа-поэмы  означал утверждение критического реализма в русской литературе. Это  произведение Гоголь считал главным  делом всей своей жизни. «Вся Русь отзовется в нем», - писал он.

В повести «Шинель» Н.В. Гоголь выдвинул на первое место социальный вопрос, показав тяжелую, беспросветную, бессмысленную жизнь «маленького  человека» в крепостнической России. Тема социальной разобщенности, одиночества человека получила трагическое воплощение. Писатель заклеймил самодержавно-крепостническую систему. Он показал нравственный облик современного ему общества с такой художественной, психологической силой, что гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

В 1847 г. была издана книга  Гоголя «Выбранные места из переписки  с друзьями» - одно из самых полемических произведений русской литературы, вызвавшее  противоречивые оценки современников  и потомков. В этой книге получила выражение вера Гоголя в возможность  наилучшего устройства России, в мессианскую  роль России, основанную на верности идеалам  православия.

В 40-50-е гг. XIX в. на литературную стезю вступило новое поколение русских писателей. Это И.С.Тургенев (1818-1883), И.А.Гончаров (1812-1891), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889), А.Н.Островский (1823-1886), поэты Н.А.Некрасов (1821-1878), Ф.И. Тютчев (1803-1873), А.А. Фет (1820-1892) и др. Протест против самодержавия и крепостничества, желание счастья и свободы всему народу и стране пронизывали их творчество. Пьесы А.Н. Островского («Не в свои сани не садись», «Не так живи как хочется», «Бедность не порок», «Гроза» и др.) явились продолжением традиций «натуральной школы» Н.В. Гоголя. Он впервые в русской литературе вывел на «свет божий» «темное царство» жестокой, невежественной, хищной и самодурствующей среды купечества, поставив ее перед судом читателя.

Муза Н.А. Некрасова, «муза  мести и печали», шла туда, «где трудно дышится, где горе слышится», и обязывала человека быть гражданином.

В замечательной плеяде русских  писателей творчество Л.Н.Толстого (1828-1910) и Ф.М. Достоевского (1821-1881) явилось  закономерным продолжением и завершением  духовного взлета, который делает русскую литературу XIX в. великой.

Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIX в. был метод критического реализма, основополагающим принципом которого явилось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Огромный социальный охват, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам – вот что определяло литературу пореформенного периода. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно-преобразующую миссию.

На вторую половину XIX в. и первое десятилетие XX в. приходится творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910), создавшего повести «Детство. Отрочество. Юность», «Хаджи-Мурат», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», драмы «»Власть  тьмы», «Плоды просвещения» и др. В своих произведениях он поставил множество великих вопросов, передал настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков.

Ф.М. Достоевский (1821-1881) обогатил мировую культуру произведениями –  «Бедные люди», в которой автор  показал социальную трагедию «маленького  человека», «Двойник», «Белые ночи», отличаются высоким психологизмом, обращенностью  к страданиям людей из народа. В 60-70-х  гг. Достоевским были созданы самые  выдающиеся произведения – «Униженные и оскорбленные», «Преступление  и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», в которых  отразились острые противоречия действительности и общественного движения в переломную эпоху  развития России. Достоевский приходит к выводу, что особый исторический путь России и сближение народа и интеллигенции, пока оторванной от «почвы»,  помогут разрешить социальные проблемы без революционных потрясений. Мастерски владея методом реализма и искусством психологического анализа, писатель показал страдания униженного человека, он утверждал, что одних социальных средств борьбы со злом недостаточно, что человеку необходимы нравственная опора, идея бога.

Информация о работе Культура России XIX – начала XX вв