Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 20:40, реферат
В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники объявили культ творчества, себя же - предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно-эстетического направления XX в.
Культура конца XIX в. - начало XX в. развивалась в условиях, порожденных сложностью и противоречивостью империалистической эпохи. Это был период острейших социальных конфликтов и классовых битв. На общественную арену как ведущая политическая сила вышел рабочий класс, которым руководила созданная В.И. Лениным революционная марксистская партия. С середины 90-х годов начался новый, пролетарский период в русском освободительном движении.
Введение……………………………………………………………………………….3
Образование…………………………………………………………………………...5
Научные открытия……………………………………………………………………7
Развитие географической и исторической наук…………………………………...10
Литература…………………………………………………………………………...12
Театр……………………………………………………………………………….....19
Музыка……………………………………………………………………………….20
Изобразительное искусство………………………………………………………...22
Архитектура………………………………………………………………………….25
Меценатство………………………………………………………………………....26
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………………29
Н.С. Лесков (1831-1895)- художник, который умел показать величие русского характера горькую судьбу талантливого человека в России («Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Некуда», «Левша» и др.)
К 80-м гг. относится начало
творчества А.П.Чехова (1860-1904). Мысль
о трагедии человека, задавленного
мещанской обыденностью, разоблачение
пошлости, интеллигентского пустословия,
отражение тоскливой жизни «
В 80-х гг. начал свою литературную деятельность В.Г.Короленко (1853-1921), писатель-демократ («Сон Макара», «Река играет», «Слепой музыкант», «Дети подземелья», в которых отражено стремление народа к свободе и справедливости).
Проза И.А. Бунина (1870-1953) –
это лаконичные и выразительные
картины голодной, нищей русской
деревни, с ее социальными противоречиями,
раздумья о судьбе России («Суходол»,
« На край света», «Новая дорога», «Деревня»,
«Антоновские яблоки»). С 1910 г. в творчестве
Бунина намечаются новые мотивы –
удушливый мещанский быт («Хорошая
жизнь»), городские трущобы («Пятнистые
уши»), неприятие Октябрьской
Максим Горький (1868-1936) в начале литературной деятельности развивал лучшие традиции романтизма XIX в. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», а в реалистических рассказах («Коновалов», «Супруги Орловы», «Челкаш») показал мечты о справедливости и протест бунтаря-одиночки. Произведения дореволюционного периода- автобиографические повести «Детство» (1913-1914), «В людях»(1915-1916), в которых показан путь человека от низов к творчеству.
А.И.Куприн (1870-1938) в своих
ранних произведениях показал
Правдивое изображение действительности, осмысление ее с точки зрения соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям помочь действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным и счастливым – вот что отличало творчество писателей-реалистов.
Конец XIX - начало XX вв. Идеалом символизма был Д.С.Мережковский (1866-1941). Причиной упадка литературы он считал господство реалистического метода, провозгласил «чистое» искусство, его содержанием – мистический сюжет мессианскую роль культуры, гротескное восприятие действительности. К символистам относились – В.Брюсов, К.Бальмонт (/1867-1942/ - сборники «Горящие здания», «Будем как солнце», «Песни мстителя»), Ф. Сологуб, З. Гиппиус, А.Белый.
В среде символистов начался творческий путь А.А.Блока (1880-1921). В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) он выступил как лирик-символист, однако затем отошел от символизма, сочинив драму «Балаганчик» и в дальнейшем творчестве усилились социальные тенденции, связанные с революцией 1905-1907 гг. Им была осознана трагедия современного человека, в результате чего поэт пришел к неизбежности революционного «возмездия». Поэма «Двенадцать» (1918) стала первой поэмой о революции.
На смену символизму в русской литературе пришел акмеизм («высшая степень чего-либо»), представителями которого были поэты Н.Гумилев (1886-1921), А.Ахматова (1889-1966), О. Мандельштам (1891-1938), М.Кузмин (1875-1936), С. Городецкий (1884-1967).
Творчеству акмеистов были свойственны отказ от нравственных исканий, нежелание видеть негативные явления действительности., склонности к эстетизму, усложненной метафоричности.
Отрицание традиций, требования «бросить Пушкина, Достоевского, Толстова с парохода современности» - таковы были декларации футуристов. Для поэтов – футуристов В.Хлебникова (1885-1922), И.Северянина (1887-1941), В. Маяковского (1893-1930) характерен анархический протест против капиталистического мира.
Театр
В начале века русский театр был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. В репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты.
Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1879) и «Ревизора» Н.В. Гоголя (1836) на сцене малого театра в Москве, где блистательно играл М.С.Щепкин (1788-1863).
Серебряный век – это эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров носил развлекательный характер, не затрагивая насущных проблем жизни. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А.П.Чехова и М.Горького. В 1898 г. открылся Московский Художественно-общедоступный театр (с 1903 г. Московский Художественный театр), основателями которого стали К.С.Станиславский (1868-1938) и В.И. Немирович-Данченко (1858-1943), новаторы театрального искусства.
Перестроить всю жизнь русского театра, убрать всю казенщину, увлечь общностью интересов все художественные силы – так были определены задачи нового театра. В репертуаре театра ведущее положение заняли пьесы А.П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»), затем М.Горького («Мещане», «На дне»). Лучшими спектаклями стали постановки «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Месяц в деревне» И.С.Тургенева, «Синяя птица» М.Метерлинка, «Гамлет» В.Шекспира. Этот репертуар требовал талантливых исполнителей.
Новые веяния также затронули балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера М.М.Фокина (1880-1942). Одним из создателей объединения «Мир искусства» С.П.Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже – выступления артистов русского балета в 1909 – 1911 гг. В состав труппы вошли М.М. Фокин, А.П.Павлова, В.Ф. Нежинский, Т.П. Карсавина и др. Оформляли спектакли известные художники: А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н.Рерих. Были показаны спектакли «Сильфиды» (музыка Ф.Шопена), «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар- птица» и «Петрушка» (музыка И.Стравинского). Выступления были триумфом русского хореографического искусства. В 1904 г. талантливая русская актриса В.Ф.Комиссаржевская (1864-1910) организовала в Санкт-Петербурге свой театр. Выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры продолжали играть Малый театр в Москве, Александрийский в Петербурге.
Музыка
Начало XIX в. Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII в. Композиторы А.А. Алябьев (1787-1851), А.Е. Варламов (1801-1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А.Титов (1800-1875) в первой половине XIX в. создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский (1799-1862) создал оперу «Аскольдова мгла», пользующуюся и поныне большой популярностью.
Основоположником русской классической музыки был М.И.Глинка (1804-1857). Основу его стиля составила народная музыка, прежде всего русская.
Он заложил основу двух
главных направлений
Огромно вокальное наследие М.И.Глинки: он написал около 80 произведений для голоса и фортепиано на слова А.С.Пушкина («Я помню чудное мгновение»), М.Ю.Лермонтова («Слышу ли голос твой»), В. Жуковского, Е.Баратынского, Н.Кукольника и других поэтов.
В опере «Эсмеральда» А.С.Даргомыжского (1813-1869) появились романтические черты, вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно-бытовую музыкальную драму – оперу «Русалка».
Таким образом, в русском
музыкальном искусстве к
Конец XIX - начало XX вв.- период достижений русской музыкальной культуры, связанных с именами П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, Ц.А.Кюи, С.В. Рахманинова, А.К. Глазунова, С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, И.Ф.Стравинского и др.
В музыкальной культуре второй половины XIX в. особое место занимает «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Это коллектив, состоящий из пяти русских композиторов - М.А. Балакарева (1837-1910), А.П.Бородина (1833-1887), Ц.А.Кюи (1835-1918), М.П. Мусоргского (1839-1881) и Н.А. Римского-Корсакова, оформился в конце 50-х – начале 60-х гг. Задачи и эстетические позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного и музыкального критика В.В.Стасова (1834-1906).
Композиторы «Могучей кучки» в своем творчестве развили традиции классической музыки М.И.Глинки и А.С. Даргомыжского, широко раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки. Произведения – «Исламей», «Русь» М. Балакирева; Первая симфония А.Бородина; оперы «Вильям Ратклиф», «Сын мандарина» Ц. Кюи; «Ночь на Лысой горе», опера «Борис Годунов» М. Мусоргского; Первая и Вторая симфонии, опера «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова.
По утверждению Стасова, три важнейшие черты были свойственны музыке новой школы: отсутствие предрассудков и слепой веры, стремление к национальности и «крайняя ее склонность к программной музыке». Композиторы призвали создавать национальную музыку, черпать мелодии из народных песен и обращаться к сюжетам общественной истории.
П.И. Чайковский (1840-1893) –
«Чародейка», «Евгений Онегин», «Пиковая
дама», «Иоланта», шесть симфоний и
др. Тема борьбы человека за счастье
– центральная в его
Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908) – продолжатель традиций Глинки (15 опер, 9 на сказочные сюжеты «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко» и др. При этом природа выступает не только фоном, на котором разворачиваются события, природа является действующим лицом, отзывающимся на радости и печали людей).
Творчество С.В. Рахманинова (1873-1943) стало достоянием широких кругов любителей музыки во всем мире –опера «Алеко», симфоническая фантазия «Утес», Первая симфония, Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром, оперы «Скупой рыцарь» и др. Отличительные черты искусства Рахманинова - искренность, правдивость и эмоциональная насыщенность.
Мастером балетной и симфонической музыки был И.Ф.Стравинский (1882-1971) (балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весная священная» он широко использовал русский музыкальный фольклор).
Изобразительное искусство
Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции. С картины К.П. Брюллова (1799-1852) «Последний день Помпеи», являющейся ярким примером академической школы, начался расцвет русской живописи.
В замечательных портретах современников художника О.А.Кипренского (1782-1836) отразилось влияние романтизма и в то же время в них наглядны элементы реализма, взгляд на человека как на независимую личность.
А.Г. Веницианов (1780-1847) – первый русский живописец, который смог порвать с академической тематикой и ввести в свои картины русские сюжеты: «Гумно», «Крестьянка с грибами», «Помещица, занятая хозяйством».
Основоположником реализма в живописи стал П.А.Федотов (1815-1852) – создатель картин «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Игрок» и др.
Над монументальным полотном
«Явление Христа народу» А.А. Иванов
(1806-1856) работал 20 лет. Художник трактует
евангельский сюжет как поворотное
событие в истории
Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х гг. XIX в. Важнейшие тенденции развития живописи определили художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского (1837-1887), Г.Г.Мясоедова (1834-1911), Н.Н.Ге (1831-1894), В.Г. Перова (1833-1882)в Товарищество передвижных художественных выставок. Идейным вождем объединения стал И.Н.Крамской.
Цель Товарищества
была определена как
Поразительными эффектами освещения, романтическим характером пейзажей отличались картины А.И. Куинджи (1842-1910): «Украинская ночь», «Березовая роща», «Ночь на Днепре», Ф.А. Васильева (1850-1873): «После дождя», «Оттепель», «Мокрый луг». Пейзажи И.И.Шишкина (1832-1898)- это отражение вечного, незыблемого на земле: «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу».
«Курсистка», «Студент», «Кочегар»
- это полотна Н.А.Ярошенко (1846-1898),
впервые обратившегося к
Товарищество объединяло все талантливые художественные силы России, в его состав в разное время входили также И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Е. Маковский, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, А.М. и В.М. Васнецовы, И.И.Левитан, В.А. Серов и др.