Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:05, контрольная работа
В повседневной жизни каждый человек так или иначе сталкивается с явлениями добра и зла, жизни и смерти, справедливости и несправедливости, задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, о проблемах преходящего бытия на Земле и возможности вечного существования, решает вопросы своего жизненного выбора, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом.
РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО РГУПС)
______________________________
кафедра «Философии и Истории Отечества»
Контрольная работа
по дисциплине
Тема: «Культура Средневековья»
Выполнил(а): |
Есипова А.А. |
Группа: |
КПБ-2-001 |
Учебный шифр: |
11-КПБ-0033 |
Проверил: |
ст. пр Новикова Н.Г.
|
Ростов-на-Дону
2012
1.Структура мировоззрения, наука, философия, искусство Средневековья.
В повседневной жизни каждый человек
так или иначе сталкивается с явлениями
добра и зла, жизни и смерти, справедливости
и несправедливости, задумывается над
вопросами о смысле своего присутствия
в мире, об устройстве мироздания, о проблемах
преходящего бытия на Земле и возможности
вечного существования, решает вопросы
своего жизненного выбора, определяет
ориентиры своего отношения к другим людям,
обществу и миру в целом. Все эти и другие
вопросы решаются каждым новым поколением
людей в конкретно-исторических условиях.
Результатом такого решения является
определение жизненно значимых факторов
(норм нравственности, интересов, знаний,
материальных и духовных ценностей и т.д.),
выступающих основой поведения и деятельности
человека, его отношения к людям, миру,
себе самому. Человек понимает людей, мир,
себя самого, свое место, в жизни исходя
из своего выбора. Система же взглядов,
знаний человека о мире, о себе, своем отношении
к миру и месте в нем называется мировоззрением.
Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности,
идеалы и другие компоненты.
Знания – это совокупность достоверных сведений
о природных явлениях, жизни общества,
самом человеке, и др. Знания являются
основным компонентом мировоззрения.
Благодаря присутствию в мировоззрении
знаний оно может выступать в качестве
своеобразной знаковой модели мира, включающей
представления об устройстве общества,
об отношении человека к нему, а также
программы собственного поведения.
Убеждения представляют собой сформированные или
формирующиеся на основе знаний потребности
человека мыслить и действовать в соответствии
с избранными жизненными ориентирами
или ценностями. Главным элементом убеждений
являются принципы или определенные правила
отношения человека к миру, другим людям,
различным явлениям и событиям, к самому
себе. Убеждения являются не только средством
регуляции отношений в обществе и поведения
человека, но также и инструментом достижения
жизненных целей.
Поскольку убеждения опираются на ценности
(убеждения еще можно объяснить как осознанную
необходимость следования тем или иным
ценностным ориентациям), то вместе они
образуют нормативно-регулирующий механизм
жизни человека в обществе. Ценности составляют
содержание принципов мышления и действия.
Ценность – это понятие, которое характеризует
объекты и процессы, их свойства (включая
идеи, знания), являющиеся жизненно важными
(в положительном, отрицательном и нейтральном
значениях) для человека.
Ценности определяют правила, принципы
жизни человека в обществе. Активная роль
ценностей проявляется в форме правовых,
политических, религиозных, моральных
и других убеждений и принципов.
Ценности исторически обновляются. В настоящее
время в жизни общества особую роль приобретают
экологические ценности, сущность которых
заключается в деятельности по сохранению
природы и обеспечению нормальных природных
условий человеческого существования.
Во все исторические времена основополагающую
роль в выборе человеком смысла его жизни
играли материальные и духовные ценности.
Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей
проявления других ценностей являются
идеалы.
Идеал – мысленно конструируемое, более совершенное
в сравнении с настоящим, должное состояние
реальности к которому надлежит стремиться.
Или можно сказать так:
Мировоззрение — общее понимание
человеком окружающего мира и своего места
в нем, его отношение к окружающей действительности
и самому себе. Как сложное духовное явление
оно включает в себя: убеждения, идеалы,
цели, мотивы поведения, интересы, ценностные
ориентации, принципы познания, нравственные
нормы, эстетические воззрения и др. Все этиэлементы мировоззрения в своей совокупности
определяют духовный облик и жизненную
позицию не только отдельных личностей,
но и социальных групп, классов, наций,
общества в целом. Мировоззрение — исходный
пункт и активный духовный фактор освоения
и изменения человеком окружающего мира.
Структура мировоззрения - психологическая
и гносеологическая. Психологическая
структура: система знаний, взглядов, отношение
человека к миру, в выборе жизненной позиции,
осознание долга, идеалы. Гносеологическая
структура: основную роль играют знания
естественнонаучные (физические, биологические
и т.д.), математические, социологические,
экономические и т.д.
Структура мировоззрения опреде
1) гносеологическая (познавательная) функция
состоит в том, что мировоззрение дает
знание о конечных причинах сущего;
2) аксиологическая (ценностно-ориентационная)
функция, позволяющая выработать оценку
– отношение к окружающему и происходящему;
3) праксиологическая (практическая) функция,
позволяющая стать руководством к действию
(человек ведет себя в соответствии со
своими мировоззрением).
Эти функции характеризуют мировоззрение
в самом общем виде, фиксируя только основное
из того, что дает мировоззрение для человеческого
существования.
Философское мировоззрение формировалось
исторически в связи с развитием самого
общества. Выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское,
а так же обыденное.
Философия — «любомудрие», «любовь к мудрости». Но мудрость - это тот философский камень, который человечество ищет все свое существование. И никак не может найти, т.е. это неопределенность. А поскольку здесь одна неопределенность обусловлена другой неопределенностью, что само собой не раскрывает сути, то это не определение философии, а всего лишь формальный перевод. Поэтому, волен-нолен, суть понятия философии придется искать в контексте времени его зарождения. Иначе говоря, чтобы дать правильный перевод, надо исходить из ситуации и нравов древней Греции. Известно, под влиянием корифеев-мыслителей в аристократических кругах др.Греции была модной сентенция "Мир един и все в нем взаимосвязано", которая сама собой предполагала познание окружающего мира, как нечто единого, происходящего из воды, огня, земли, воздуха и металла. И в термах собиралась интеллектуальная элита, чтобы обмениваться своими наблюдениями и мыслями по этому поводу. Разумеется, их знания были в зачаточном состоянии, поэтому они больше выпендривались друг перед другом алогизмами, софизмами и проч.ерундой типа "человек - это курица без перьев", т.е. попросту мудрили. Отсюда дословный перевод: философия - это любовь помудрить. И, надо признать, это был объективно необходимый период становления логики и риторики. Но прошло много веков, вода рациональности вытекла и оросила точные науки, а здесь осталась шелуха философствования - с умным видом и интеллектуальным апломбом говорить глупости. Но под этой шелухой всегда было и есть ядро: ФИЛОСОФИЯ - это наука об окружающем мире, как единой взаимосвязанной действительности - Природе. И целью этой науки была, есть и будет создание достоверной модели мироздания. Но, надо признать, в этих изысканиях философия была не одинока. Религия тоже пытается представить пусть божественную, но модель мироздания, и в этом она сходится с философией. И по этому сходству говорят о философских аспектах религии.
В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в
эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре.
«Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки
итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода – более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.
Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века -временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций. Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.
В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.
Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно
западноевропейской
Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах. В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.
Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.
В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного
развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум ,строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе
институты научного познания и образования. Как нельзя более удачным
представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом М.К.
Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа.
Период Средневековья имеет особое значение в истории русской культуры. Эпоха Средних веков в России длилась дольше, чем в других европейских странах, и ее "отзвуки" наша культура испытывала вплоть до начала XIX века, когда "коренной" архаизм провинции "встречается" с воображаемым средневековьем романтизма.
Начало новой эпохе
было положено с принятием
христианства в конце 10 века (989),
когда русские княжества вошли
в византийский ареал и
Византийские мастера
построили на Руси первые
Таким образом, в конце
10 века земли Киевской Руси
вошли в ареал христианского
мира, попав под влияние Византии.
Основанная в Киеве митрополия
подчинялась
Русские княжества были
приобщены к византийской
Столь высокий уровень
учителей-греков ставил
Однако искусство русских
княжеств 10 века отличалось от
Византийских прототипов того
же времени. Особенности
Кроме того, влияние Византии
не могло быстро
Изучение языческой культуры
древних славян основано на
данных археологических