Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:41, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение культуры Тоншаевского района , как фактора социальных изменений в жизни населения. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
▬ исследовать культуру района, ее развитие и влияние на жизнь населения
▬ охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;
▬ обобщить полученный материал и отразить его в работе.
Введение.
1. Русская крестьянская культура.
1.1. Крестьянская община
1.2. Семья
1.3. Дом русского крестьянина
1.4. Мебель крестьянства
1.5. Влияние русской православной церкви
1.6. Культура мари
1.7 Территория современного Тоншаевского района в древности и в средние века
2. Культура Тоншаевского района.
2.1.Культура Тоншаевского района в 20-30е годы XXвека.
2.2. Культура Тоншаевского района в годы Великой Отечественной Войны.
2.3. Культура Тоншаевского района в послевоенные годы.
2.4. Культура Тоншаевского района в эпоху «Застоя»
2.5. Культура Тоншаевского района в эпоху «Перестройки» и новой России.
Заключение.
Список использованной литературы.
В мае 1966 года прошёл районный смотр агитбригад, с большим интересом смотрели и слушали выступления агитбригад Шайгинского ДК, Кодочиговского, Б-Ашкатского, Втюринского и Ошминского клубов. Особо отличилась агитбригада районного Дома культуры в составе Юрия Михалицина, Виталия Жукова, Анатолия Горева, Геннадия Попова, Николая Даровского, Галины Громовик, Людмилы Ивановой, Натальи Потаповой и Леонида Попова. В дни весенней посевной агитбригада РДК побывала в колхозах им.Кирова, «Гигант», «Красная Нива», «Герой труда».
В противовес православной «Троице» клубные работники в июне 1966 года стали проводить праздники «Русской берёзки», где зачинателями выступил Ошминский дом культуры. Вслед за Oшминским праздники начались в Тоншаево, Пижме, Шайгино и Ошминском, где проводились массовые гуляния, товарищеские встречи по футболу, волейболу. Выступали артисты художественной самодеятельности, до позднего вечера не утихали музыка, песни, танцы.
В июне 1966 прошла первая комсомольская свадьба в Пижме Валентина и Тамары Шиловой. Празднично украшенный зал Пижемского сельпо с трудом вместил более 100 приглашённых. Начальник Альцевского СМУ В.М.Тупицин вручил молодожёнам ключи от новой квартиры.
В июле 1966 прошёл
первый пионерский карнавал в Тоншаево,
куда съехались активисты
В августе, уже традиционно была проведена районная выставка цветов, а в сентябре была открыта общественной приёмная при редакции «Тоншаевский колхозник», где по вторникам и четвергам дежурили активисты газеты, партийные советские и комсомольские работники.
Часто на село приезжали с концертами художественной самодеятельности шефы-горьковчане с заводов и фабрик города Горького. Так 7 февраля 1966 года горьковчане дали концерт самодеятельности во Втюринском, а в течение года в РДК дважды приезжали артисты Горьковского областного драматического театра. Летом была поставлена комедия Карло Гальдони «Забавный случай», в постановке режиссёра К.А.Петрова и оформлении художника В.А.Кутукова, а осенью постановка спектакля «Бой с тенью» по пьесе советского драматурга Валерия Тура.
Осенью 1966 года состоялось и долгожданное открытие Вякшенерского колхозного клуба. Особенно ждала — молодежь. Она не только ждала, а и старалась ускорить приближение этого дня. С самого начала строительства комсомольцы не стояли в стороне: вели земляные работы при закладке фундамента, возили песок, гравий; регулярно, чтобы не накапливался мусор, очищали территорию стройки, помогали во внутренней отделке. Торопились, потому что у всех была мечта: торжественно встретить праздник работников сельского хозяйства в новом клубе. И 9 октября двери клуба гостеприимно распахнулись перед местными жителями. Яркий пла¬кат поздравлял входящих колхозников со всесоюзным праздником днём работника сельского хозяйства, сразу создавая у них приподнятое, радостное настроение. Везде видны были улыбающиеся, веселые лица, а у парней и девчат блестели глаза при виде просторного, с красивыми полумягкими стульями зрительного зала на 150 мест и уютного светлого фойе, красиво оформленного стендами, панно, Досками показателей.
Праздник начался торжественным собранием, на котором были награждены подарками лучшие труженики колхоза «Память Ленина». После собрания был дан концерт художественной самодеятельности: в исполнении учеников, колхозников, учителей звучали со сцены песни, танцы, стихи. До позднего вечера не умолкали в клубе смех, шутки, музыка, танцы.
Сельский клуб был каждому дорог. Хорошо было придти в него в свободную минуту, чтобы посмотреть новую кинокартину или концерт художественной самодеятельности, послушать лекцию или от души приветствовать на вечере чествования своего товарища по труду. Где, как не в клубе, можно было узнать о новинках в сельском хозяйстве?
Очаги культуры на селе были в центре всей культурно-воспитательной работы среди колхозников. Они выступали боевыми помощниками партийных организаций и правлений колхозов там, где нужно было держат постоянную неразрывную связь с общественностью. Так заслуженным авторитетом пользовался Ашкатский клуб, которым руководила умелый боец культурного фронта Надежда Втюрина.
Большой популярностью в районе пользовалась художественная самодеятельность клуба Пижемского леспромхоза, молодые певцы и танцоры неоднократно поощрялись на районных и областных смотрах.
Огромным успехом
пользовался большой хор
Удача сопутствовала активным участникам многочисленных концертов Галине Калининой, Римме Ларионовой, Татьяне Морозовой и Нине Прянишниковой.
Осенью 1966 года состоялось и первое занятие школы культпросветработников при районном отделе культуры. Были собраны заведующие клубами и библиотеками. Слушателям были прочитаны лекции о международном положении, о направлениях и принципах клубной работы, о методике проведения вечеров вопросов и ответов, о классификации книжного фонда. Такие занятия стали после этого проходить регулярно.
В Тоншаевской районной библиотеке на 1966 год насчитывалось свыше 26500 книг, её читателями являлись более 3100 человек. Особым спросом пользовалась художественная, политическая, техническая и медицинская литература. Благодаря усилиям библиотекарей читателями библиотеки являлись жители отдаленных деревень, куда библиотекари направлялись с сумками книг и в летнюю жару, и трескучий мороз. В целях пропаганды лучших произведений в библиотеке проводились читательские конференции, литературные вечера, оформлялись книжные выставки, делались обзоры по радио и в газете. Так в 1966 году состоялся интересный, содержательный разговор о романах Г. Медынского «Честь» и М. Алексеева «Хлеб—имя существительное».
Тяжело приходилось
Не отставала от Тоншаево и Шайгинская библиотека. Каждый, кто заходит сюда, находил нужную ему литературу, на 1966 год в библиотеке насчитывалось 13 тысяч экземпляров книг. В случае отсутствия какой-либо книги на помощь приходила система межбиблиотечного абонемента.
Активисты библиотеки только за 1966 год прочитали шайгинцам 28 лекций на различные темы. А.Окунев и В.Красовский нередко выезжали в ближайшие колхозы. Библиотекарем Г.А.Дубровиной несколько раз проводился устный журнал.
На селе не отставали
от поселковых библиотек, так Одошнурской
избой-читальней руководил
Огромных успехов в 1966 году добились наши кинофикаторы, под руководством директора киносети Н.А.Татаринова, занявшие первое место. Тоншаевская киносеть стала лучшей в области за 1966 год. Самых лучших вызвали в г.Горький, где состоялся первый областной слет передовиков кинофикации. В составе делегации от нашего района были лучшие киномеханики Н.Ф.Втюрин и А.В.Втюрина из деревни Шукшум, П.Н.Михалнцын из поселка Южный, В.И. Елькин из Ошминского. На слете были подведены итоги Всероссийского смотра работы сельских киноустановок. В конце состоялось награждение передовиков, а самом конце киносеть Тоншаевского района была премирована автомашиной «ГАЗ-69».
В середине 60-х у нас в районе, в Евстропове жил замечательный художник и скульптор Алексей Втюрин, который прославился на своей малой Родине больше другим, дружбой с медведицей Машей. Природа богато одарила Алексея. С детства он самозабвенно любил лес, реку, животных, птиц и зверей. Разузнав до тонкости поведение животных, он перешел к другой страсти — рисованию.
Война многим спутала карты, ушел и Алексей из 9 класса в армию. После службы он работал в художественной студии Грекова в Москве, участвовал в создании величествен¬ного полотна «Взятие рейхстага».
Но малая Родина звала к себе, и он вернулся, правда, не навсегда. Алексей Втюрин помогал в оформлении районного Дома культуры и клуба в поселке Пижма, написал портреты писателей для Лесозаводской школы, исполнял барельефы писателей для районной библиотеки, устраивал стенды о комсомоле в Ошминской средней школе.
Не забывал Алексей и о старом увлечении животными, все жители Тоншаева 60-х годов помнят его ручную медведицу Машку, не раз наводившую ужас на тоншаевцев, когда Машка, в поисках хозяина, сбегала из землянки, специально для неё построенной.
Алексей Втюрин увлекался и строительным делом. Выписывал журналы, изучал труды инженеров-строителей и, наконец, начал постройку первого в Тоншаево дома из шлакобетона. Но тяжелая болезнь не дала закончить ему эту работу, а после гибели любимицы Машки он уезжает в Казахстан.
В октябре 1966 года местный РОВД начал выпуск сатирического листка «Не проходите мимо», в котором высмеивал не только хулиганов, но и своих же работников, халатно относящихся к порученным делам.
Осенью 1967 года была проведена районная выставка самодеятельных художников, большинство экспонатов выставки было посвящено 50-летию Советской власти. В фойе Дома культуры были размещены работы с разнообразной тематикой: здесь мирный труд и ратный подвиг нашего народа, веселые детские игры и герои любимых книг. Конечно же было не одинаково исполнение работ и мастерство участников выставки, но всех их объединяло одно — любовь к рисованию, к родным местам.
Рядом с работами самодеятельных художников были размещены в зале фотографии любителей. Среди них выделялись и запоминались снимки учителя Лесозаводской восьмилетней школы А.Эргле и рабочего из поселка Шайгино Равиля Мухарлямова.
Девизом выставки стал рисунок В.Валовой, как бы характеризующий тот период в развитии нашей страны, где на фоне яркого солнца — ракета, рвущаяся ввысь, линия электропередач, новостройка и много ярких цветов.
Много рисунков было посвящено темам войны. Здесь можно было увидеть подвиг панфиловцев, и атаку партизан, и воздушные бои.
Этой же теме была посвящена графическая серия И. Степанова «Не забудем, не простим». Вообще нельзя было пройти равнодушно мимо полотен Степанова, изображающих Тоншаево в разные времена года. Это и весенний разлив Пижмы в «Большой воде», улица Центральная, закутанная в синий от зимних сумерек снег и одетая в летнюю зелень.
Зимние забавы: лыжи, санки, снежные бабы нашли отображение в рисунках пятиклассниц А.Целищевой, Т.Целищевой, Л.Евстроповой, Л.Томаровой. Рисунки эти еще по-детски упрощены, абстрактны, порождены неуемным детским воображением.
Темная, звездная ночь, два дежурных у костра и палатка — так запомнила летний поход семиклассница В.Марахтанова. О летнем труде, о сенокосе рассказывали рисунки В.Тихомирова и А.Валовой.
В 1967 году на место заведующей отделом культуры района была переведена Идея Ильинична Буракова, ранее руководившая центральной районной библиотекой.
В апреле 1967 года решением исполкома Тоншаевского районного Совета депутатов была открыта долгожданная Тоншаевская детская музыкальная школа. Школу разместили в одноэтажном деревянном здании 1955 года постройки в центре посёлка, парковой зоне. Постепенно с увеличением числа учащихся, расширялось и здание музыкальной школы. В этом здании школа просуществует до июля 2008 года. Первым директором был назначен Инюшкин Евгений Михайлович.
Наследующий год началось строительство нового дома культуры в Тоншаево.
9 мая 1968 года торжественно был открыт памятник воинам-землякам в посёлке Пижма, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Идея постройки памятника на Пижме возникла в середине шестидесятых годов, а в 1966 году была создана инициативная группа, в которую вошли за служенные люди, участники Beликой Отечественной войны: начальник ОРСа леспромхоза Николай Яковлевич Борисов, председатель рабочкома Василий Николаевич Зайцев, технорук нижнего склада Михаил Михайлович Замашкин, начальник ОКСа леспромхоза Николай Алексеевич Милков, кавалер ордена Славы Исаак Николаевич Смирнов и кавалер ордена Александра Невского Михаил Иванович Шуверов.
Руководство группой было поручено В. Н. Зайцеву, но работали все хорошо, стремились не только сами, но и привлекали актив, уличные комитеты, чтобы собрать, в первую очередь, деньги. Деньги собирались по ведомости и сразу сдавались в Госбанк. Пижемчане с благодарностью отнеслись к этому и собрали более 12 тысяч рублей. По тем временам это была немалая сумма. Это был первый монументальный памятник в нашем районе.
В конце 60-х при отделе культуры возник репертуарный совет, который проводил семинары с работниками клубов и библиотек. Совет предлагал репертуарный список по жанрам с рекомендациями, концертные программы проверялись методистами совета на местах
Именно в конце 60-х начинают работать университеты культуры почти всему району, так регулярно два раза в месяц в клубе Пижемского леспромхоза проходили занятия университета культуры. Члены лекторской группы в основном были из учителей Лесозаводской восьмилетней школы. А в Малокаменском сельском клубе привлекали специалистов из Тоншаево, так на тему „Советское законодательство о семье и браке" прочитал лекцию председатель районного народного суда В. А. Барышев.