Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:41, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение культуры Тоншаевского района , как фактора социальных изменений в жизни населения. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
▬ исследовать культуру района, ее развитие и влияние на жизнь населения
▬ охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;
▬ обобщить полученный материал и отразить его в работе.
Введение.
1. Русская крестьянская культура.
1.1. Крестьянская община
1.2. Семья
1.3. Дом русского крестьянина
1.4. Мебель крестьянства
1.5. Влияние русской православной церкви
1.6. Культура мари
1.7 Территория современного Тоншаевского района в древности и в средние века
2. Культура Тоншаевского района.
2.1.Культура Тоншаевского района в 20-30е годы XXвека.
2.2. Культура Тоншаевского района в годы Великой Отечественной Войны.
2.3. Культура Тоншаевского района в послевоенные годы.
2.4. Культура Тоншаевского района в эпоху «Застоя»
2.5. Культура Тоншаевского района в эпоху «Перестройки» и новой России.
Заключение.
Список использованной литературы.
Поклонялись марийцы своим
богам в священных рощах-
На территории Тоншаевского района находится 12 священных рощ. Три из них, Дупляковская и две Пеньковских, имели родовое значение. В них поклонялись Керемету. Ромачинская и Грозная рощи имеют межобщинное значение. Грозная роща, находящаяся неподалеку от деревни Б. Ашкаты, посвящена богу Кеце-Юмо. Её знают марийцы, проживающие и за пределами района. Широко известна и Ромачинская роща, посвященная Ош Пандашу (Суртану) – канонизированному марийскому князю.
Наряду с рощами, мари почитают и отдельные деревья, способные, по их поверьям, излечить от тяжёлой болезни или уберечь от несчастья. Такими деревьями обычно являлись липа или береза. Тоншаевским марийцам известны Горинцевская, Маяковская, Ромачинская и другие священные липы, как деревья-целители.
В качестве подарков липе приносили еду или деньги с просьбой об исцелении заболевшего. Пеньковской священной березе приносили подарки для защиты от несчастья. Считается, что священные деревья обладают большой силой, если нанести вред дереву или забрать предназначенные ему подарки и жертвы, то человек, сделавший это, умрет или сойдет с ума.
Общественные моления и жертвоприношения в рощах проводились несколько раз в год, обычно весной, летом и осенью. Весной моления проводились в конце апреля – начале мая. В это время обращаются к богам, чтобы те помогли вырастить хороший урожай хлеба и сена, дали хорошую погоду. Осеннее моление проводилось в конце октября – начале ноября в знак благодарности богам и божествам, давшим хороший урожай хлеба и здоровый скот. Летнее моление требовалось для того, чтобы боги послали членам общины мир и спокойствие, здоровье и семейное счастье, удачу и благополучие во всех делах.
Помимо этого бывали общинные, родовые, бытовые, частные моления и жертвоприношения по какому–либо важному событию (рождение ребенка, свадьба, болезнь, смерть и т. д.).
Процесс моления и жертвоприношения проводился в соответствии с общепринятыми традициями. Все участники ритуала накануне должны помыться в бане, одеться во все чистое и белое. В зависимости от значения рощи, в обряде могли участвовать только женщины или мужчины или все взрослое население деревни.
Для жертвоприношения старались выбирать белых животных – быка, барана, гуся, в окрестностях Ашкат – еще и жеребёнка. Если таких не было, то животное заворачивали в белую ткань.
Угодна богам такая жертва или нет, определялось по направлению дыма от костра, брызганью крови на очаг и горячей воды на животное. Если боги не принимали жертву, то все повторялось на второй, третий день.
Жертвенное животное необходимо было полностью съесть, поэтому люди всегда шли в рощу с этим расчетом. Кости съеденного животного закапывались в роще, каждый раз под новым деревом. Все предметы обряда жертвоприношения также хранились в роще.
В Грозной роще проводился и более сложный ритуал, когда обращение и жертвоприношение делалось большому количеству богов. У бога солнца Кеце-Юмо просили «серебра побольше», чтобы был достаток в доме. К Суртану (сурнице) – хранителю дома, домашнего очага, обращались с просьбами, чтобы был порядок в семье, не было ссор и ругани.
От бури, сильного ветра и непогоды просили защиты у бога ветра. Обряд назывался «Мардеш Туман». Обряд «Вет Шуэ» - это обращение к богам для защиты от половодья и наводнения.
«Кабак питок» - подношение богам в качестве подарка водки. Её плещут три раза на огонь костра со словами «вот ваш напиток». Если водка хорошо горит, значит, боги принимают этот подарок.
Белку приносили в жертву при обряде «Кож вотке кудальше» - зверь бегущий по дереву. В начале целиком, потом только хвост или кусочек меха. Утиные и гусиные внутренности использовали в качестве жертвы в обряде «Вет вокте иэшеэ». В других обрядах использовались сушёные внутренности барана и три краюхи хлеба, отрезанных от одного каравая с разных сторон.
В священных рощах проводили не только моления, но и бракосочетания. Венчали жениха и невесту под главной березой, трижды обводя их вокруг дерева. Здесь же, под березой, справляли в течение недели свадебное торжество.
Вся жизнь мари была связана с выполнением и соблюдением множества поверий и традиций. Так, перед свадьбой, жених должен незаметно украсть невесту. Это необходимо сделать, чтобы не рассердить семейный дух (Порт-Озу) дома невесты.
Он считает людей, живущих в доме, своей собственностью. Поэтому жених и должен незаметно для всех выкрасть девушку и привести в свой дом, где она будет находиться под защитой Порт-Озу дома жениха, тогда её семейный дух успокоится, и не будет сердиться.
Целый комплекс поверий и запретов связан с водой. Нельзя загрязнять чистую воду в колодце, речке и озере стиркой белья и сливом помоев, иначе хозяйка воды, богиня Вюд-Аву, жестоко накажет. После определенного времени нельзя купаться в реке. Если подобное происходило, то богиня воды могла в наказание спрятать воду далеко в лесу.
У поселения озеро засыхало, а в лесу появлялось новое, точно такое же. Она могла утопить виновника, или он умирал на берегу. Рыбак всегда лишался удачи в промысле.
Стирать полагалось лишь в специально заглубленных колодцах в нескольких десятках метров от воды. Человек, случайно погубивший дерево у воды, должен был взамен посадить десять, иначе его могли изгнать из деревни. Хозяйку воды надо задабривать, приносить ей подарки (вареную кашу), тогда она даст много рыбы.
Не менее важными являлись поверья, связанные с лесом. Они определяли правила поведения в лесу. Там запрещалось громко кричать, ломать ветки, подходить к корням поваленных деревьев, собирать грибы и ягоды после определенного срока. Регламентировалось количество собираемых даров леса (грибов и ягод) и сроки охоты. Редкие и исчезающие виды животных считались священными, запретными для охоты. В деревне Ошары таким животным в XIX веке являлся северный олень.
За нарушение этих правил строго наказывал лесной дух Атэ-Малахай. Он мог запутать человека в лесу, уронить на него дерево, охотника лишить удачи или жизни от укуса ядовитой змеи.
Сохраняя свои священные рощи, мари не просто сохраняли кусочек леса. Священные рощи являются многофункциональными объектами. Это не только места молений, но и часть не тронутого таежного леса, приуроченного к точкам распада вод. Они способствуют сохранению подземной влаги, берегут ручьи и озера, препятствуя эрозии почвы.
С особым почтением мари относятся к определенным породам деревьев, считая березу, липу и дуб священными. Они верили, что души умерших могут селиться в деревья и общаться с живыми людьми. Береза – это дерево девушек, мужское дерево – дуб, женское – липа. Эти три дерева часто оказываются главными в священных рощах, или выступают как деревья целители.
В среде тоншаевских мари распространены поверья, что дуб и липа способны оздоровить мужчину и женщину. На березе основывается почти вся магия, связанная с судьбой девушки. Березовая ветка, кора являлись необходимым компонентом магического обряда.
Обожествление природы и
почитание множества духов
Самый старинный из марийских головных уборов – «шурка» - украшался монетами или их имитацией, вышивкой, бусами, бисером, костями. К головным украшениям также относятся околоушные подвески. Они представляют собой массивные украшения из монет, в верхней части которых имелись петли для ушей.
Наиболее древним нагрудным украшением была застёжка – сюльгама. Со временем она превратилась в большое нагрудное украшение из монет, нашитых в виде чешуи на кусочек кожи или холста.
Важным элементом марийского костюма были пояса и поясные подвески. Богато украшенные костями, помпонами, бисером, раковинами каури, монетами, они воспринимались как ювелирные изделия.
Вышивкой украшались мужские и женские рубахи, кафтаны, головные уборы, свадебные платки, покрывала, подвески и скатерти. На мужских рубахах расположение вышивки по разрезу ворота, подолу и на обшлагах носило характер оберега. Вышивка на груди содержала в себе знак бороды, а на подоле – символы мужского пола. В женской одежде особенно много вышивки располагались в области груди, с целью охраны женщины-матери, продолжательницы рода.
1.7. Территория
современного Тоншаевского
На территории Тоншаевского района поселений каменного и бронзового веков нет, но они есть в непосредственной близости, соседних районах Нижегородской и Кировской областях.
Главным занятием племён неолита и бронзового века было скотоводство. Они разводили свиней и овец, на более поздних этапах – коров и лошадей. Племена, проживавшие на территории современной центральной России, достигли достаточно высокого уровня материальной культуры. Множество орудий труда изготовлялись из меди и бронзы. Они знали колесо, активно использовали коней.
Религиозные верования древнейших скотоводов включали в себя культ солнца, о чем свидетельствуют многочисленные солнечные символы на сосудах, и культ медведя, о чем говорят жертвоприношения скота и ритуальные захоронения этого зверя.
На первых порах главным источником существования была охота, а потом скотоводство и рыболовство; занималось примитивным земледелием о чём говорят следующие находки: каменный жернов, мотыги, зерна полбы, злаков, семена конопли. Наличие пряслиц и конопли свидетельствовало о развитии ткачества.
В конце II – начале I тыс. до н. э. на значительной части Европейской России формируются основные культуры железного века.
Металл, и особенно железо, не сразу вытеснил из обихода каменные и костяные орудия. До наступления новой эры большинство орудий делались из кости, лишь в первые века нашей эры в массовом количестве появляются железные топоры, косы-горбуши, металлические ножи.
Духовная культура племен железного века находилась на достаточно высоком уровне развития. Часть ученых предполагает, что из основной массы уже выделились жрецы, судя по всему, самая образованная группа. Они знали календарь, разбирались в астрономии, обладали зачатками простейшей письменности. Но это были тайные знания, доступные только для посвящённых.
Финно-угорские народы Поволжья (мещера, мурома, мордва, марийцы) и Приуралья (удмурты, и коми-пермяки) – прямые потомки племен железного века. «Повесть временных лет» упоминает эти племена среди других народов, платящих дань славянским племенам. Первые собственно марийские поселения в Тоншаевском районе датируются VIII-Х веками. Такой вывод следует из археологических раскопок Тоншаевского могильника в 1908 году.
В результате войн между Москвой и Казанью, а также черемиских войн в XV-XVI веках на современной территории Тоншаевского района крупные марийские поселения у нынешних деревень Пурлы, Токтары, М. Тоншаево, Ашкаты были вероятно разгромлены и заброшены. В военных столкновениях могли уцелеть только небольшие поселения бортников и охотников, которые подолгу на одном месте не задерживались.
Во второй половине ХVII века начинается новое заселение территорий современного Тоншаевского района. Не ранее 1665 года появились следующие деревни: Ошкаты, Луга, Аркеево, Ромачи, Шугарнур, Одошнур, Ирга, Ошары, Пектубайкова, Тоншайкова, Алганур, Ошма. Это косвенно доказывает первое письменное упоминание о Тоншаевском крае (1685 год – «Книга черемисских бортных «ухожаев» Яранского уезда»), где упоминаются деревни Ромачинского конца Ошминской (Кикнурской) волости. Большая часть поселений сохранилась до наших дней, часть просуществовала лишь какое-то время.
Центром марийских поселений до начала XIX века являлась деревня Ромачи. Ромачинский конец волости Ошлы (Oшминской – Кикнурской волости) Яранского уезда - так именовалась наша местность до XVIII века.
В сохранившихся
документах за 1719г. государственного архива
города Киров уже встречаем
По данным третьей ревизии (переписи) 1762-1764 годов на территории Армачинской (Ромачинской) волости находилось 12 марийских поселений, в которых проживало около 700 человек. Во главе волости был сотник – выборный крестьянин из местного населения. В то время им был Федор Игнатьев.