Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:41, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение культуры Тоншаевского района , как фактора социальных изменений в жизни населения. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
▬ исследовать культуру района, ее развитие и влияние на жизнь населения
▬ охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;
▬ обобщить полученный материал и отразить его в работе.
Введение.
1. Русская крестьянская культура.
1.1. Крестьянская община
1.2. Семья
1.3. Дом русского крестьянина
1.4. Мебель крестьянства
1.5. Влияние русской православной церкви
1.6. Культура мари
1.7 Территория современного Тоншаевского района в древности и в средние века
2. Культура Тоншаевского района.
2.1.Культура Тоншаевского района в 20-30е годы XXвека.
2.2. Культура Тоншаевского района в годы Великой Отечественной Войны.
2.3. Культура Тоншаевского района в послевоенные годы.
2.4. Культура Тоншаевского района в эпоху «Застоя»
2.5. Культура Тоншаевского района в эпоху «Перестройки» и новой России.
Заключение.
Список использованной литературы.
В Армачинской волости русских деревень тогда еще не было. Количество населения составляло несколько сот человек. Поселения обычно состояли из одного или нескольких крестьянских дворов, где проживал один род (илем). Селений в 20-30 дворов было немного, встречались они в основном в возвышенной части Ошары, Ашкаты, Одошнур.
Глава 2. Культура Тоншаевского района.
2.1. Культура Тоншаевского района в 20-30е годы XXвека.
Новое развитие культуры нашего района связано с комсомольским движением, организованным в Тоншаево Николаем Чиркиным и Александром Семёновым в феврале-марте 1923 года. Комсомольцы организовали свой клуб в маленькой комнате в здании бывших школьных мастерских. Рядом с клубной комнатой была такая же небольшая комната библиотеки, где заведующим стал Чиркин. При вручении комсомольских билетов каждому комсомольцу давалось поручение собрать по 10 книжек для библиотеки. На полках библиотеки появились сотни новых книг.
Комсомольцы активно сотрудничала со школами. На помощь комсомольцам пришли учителя вместе с воспитанниками своих школ.
Летом 1923 года были реорганизованы начальные
школы в четырёхклассные
К вечеру все было готово: подмостки для сцены, скамьи для публики, трибуна, рамки для портретов, написаны и вывешены плакаты. Через несколько дней привезли пихтовых веток, сплели гирлянды и украсили клуб снаружи и внутри. Так началась жизнь первого клуба в Тоншаевском районе.
По воспоминаниям А.Семёнова, каждую субботу собирались комсомольцы в своем клубе. Собрание начинали с революционной песни. А когда приезжал в Тоншаево Тихон Васильев из Колдырят с гармошкой, пели так, что народ собирался послушать. Часто ребята спорили о своей клубной работе, однажды даже до драки. Тоншаевские настаивали на организации хорового и драматического кружков, для подготовки концертов местному населению. Остальные требовали организации кружка политграмо¬ты. В итоге договорились иметь и те, и другие кружки. Так по субботам в клубе проходили репетиции кружков художественной самодеятельности, комсомольские собрания, а потом до полуночи — занятия кружка политграмоты. Занятия в кружках вели учителя, служащие, местное партийное и советское руководство, сами комсомольцы. По воскресеньям устраивали концерты, ставили спектакли. Особенно нравились постановки комедий А. Островского и Гоголя «Женитьба», «Бедность не порок», «Свои люди — сочтемся», водевиля А.Чехова «Медведь».
Выпускали стенную газету. И снова долго спорили, как назвать газету: «За коммунизм», «Путь к социализму», «Ленинец», были и другие громкие названия, но остановились на скромном и нейтральном названии — «Крестьянин». В газету писали рассказы и заметки о жизни села, волости, страны, почти к каждому рассказу придумали картинку, получалось очень интересно.
Газета выходила регулярно раз в месяц и пользовалась у населения большим успехом. Приходили читатели даже из отдаленных деревень. Таким образом, весной 1923 года появилась первая регулярная Тоншаевская газета, правда только в одном экземпляре, и выходящая раз в месяц.
Осенью 1923 года
тоншаевские комсомольцы
Через три дня привезли целый воз оборудования. Сначала достали ящик с четырьмя стеклянными лампочками на крышке и с какими-то колесиками, затем короб с шестьюдесятью фарфоровыми стаканчиками; дальше вынули из бумаги и стружек три стеклянных банки; и под конец большой черный бумажный круг – репродуктор. Из других ящиков достали антенны, изоляторы и провода.
Аркадий Гордеевич руководил установкой оборудования, одновременно объясняя, как нужно все это соединять и разъединять. Насыпали во все стаканчики белого порошка, залили водой, соединили их все проволокой, затем Гордееич долго ещё колдовал над приборами, поясняя молодёжи, что и как надо делать. Затем были поставлены две высоченные мачты с оттяжками для антенны: одна на площади, другая на крыше клуба, было сделано заземление. Жители Тоншаево и ближайших деревень собрались в клуб посмотреть, что там делают комсомольцы.
Сначала из черной тарелки были слышны только хрипы, потрескивание, свист, но после настройки сквозь эти шумы стала прорывается мелодия. Так впервые в районе появилось радио.
В последующие дни клуб был полон народу. Приходи ли послушать радио даже из отдаленных деревень. Удивлялись: «До чего дошла техника, говорят в Москве, а слышно в Тоншаеве». Многие не верили, однажды пришла 80-летняя старушка Марина из Евстропова, послушала и сказала: «Это обман, это не Москва, спрятали вы кого-то, вот он и орет». Скоро радио появилось во многих деревнях района.
Комсомольцы организовывали свои ячейки в других сёлах и деревнях, вслед за Тоншаево было Ошминское и Одошнур, и везде они организовывали клубные комнаты с библиотекой, собирая деньги и выписывая в них газеты и журналы. При комнатах обычно работали ещё разнообразные кружки: политграмоты, агрономический, художественной самодеятельности. Беседы и лекции вели руководители волости, бывшие солдаты, учителей, агрономов и фельдшеров.
Осенью 1923 года
возобновилось строительство
В январе 1924 года создан был первый пионерский отряд в Тоншаевской школе по инициативе И.Л.Туликовой, первыми пионерами стали: Вася Фёдоров, Серёжа Голубев, Коля Бурков, Саша Смирнов, Лёва Щукин, Юля и Валера Краснопёровы. В народном доме была открыта пионерская комната. У тоншаевских комсомольцев появились новые помощники в деле распространения культуры.
Летом 1924 года был создан первый летний пионерский лагерь в Тоншаево, а на следующий год пионеры организовали свой лагерь в палатках на берегу лесного пруда в Пижме, с целью охвата местных ребят, не состоявших в пионерии.
Осенью 1927 года железная дорога была построена. По ней началось регулярное движение поездов. Проходили в сутки 2-3 грузовых поезда по 10-15 малогрузных двухосных вагонов в каждом. Скорость движения поездов не превышала 20 км в час. Часто поезда стояли на узловых станциях, пропуская литерные поезда, т.к. дорога была однопутной.
С открытием железной дороги связано строительство лесоучастка и лесозавода на три рамы в районе станции Пижма. В Тоншаевском лесхозе, началось проведение работ по лесоустройству, телефонизация лесничеств волости. На поляне среди дремучих лесов началось строительство Пижемского лесозавода, где вырос рабочий поселок. А вместе с рабочим посёлком вырос и леспромхозовский клуб.
Во второй половине
20-х годов в волости
В 1929 году была образована семилетняя Школа крестьянской молодёжи на базе 4-х кл. Тоншаевской школы. Её первым заведующим был Я.Д.Бунтов. Наряду с обучением и воспитанием ШКМ активно занималась распространением знаний и навыков, организовывали агитбригады, проводили тематические курсы и чтения. Особенно интересно эта работа развернулась после прихода в школу заведующего Н.Л.Шабрукова и учителя Н.И.Вилкова.
В 1930 году по призыву XVI партийного съезда начался культпоход в деревню. В нашем районе зачинателем похода выступила районная комсомольская организация. В культпоходе участвовали все культурные силы района — учителя, медицинские работники, служащие госучреждений, коммунисты, комсомольцы и пионеры. В Тоншаеве особенно активно поработали учителя ШКМ Вилков Н. И. Шабруков Н. Л., Городкова В. А., медики Постников Н.А. и Бирюков Н.С.
Чтобы собрать средства для проведения культпохода, решили провести вещевую лотерею. В Шахунской типографии было напечатано 2000 лотерейных билетов по 50 копеек.
На половину вырученных денег купили выигрышные вещи: отрезы сукна и ситца, сапоги и ботинки, радиоприемники, книги и т. п. Были организованы отряды культармейцев и агитколлективы. Осенью они двинулись в деревню. Повсюду проходили собрания, давались концерты, ставились спектакли, проводились беседы и лекции. Особенное внимание уделялось борьбе за здоровый быт, соблюдению правил санитарии. Во время культпохода в деревнях было открыто несколько новых школ, медпунктов и изб-читален.
В 1935 году Тоншаевский район был восстановлен, это дало новый толчок развитию культуры в районе, именно тогда Тоншаевская семилетняя школа первой в районе преобразована в среднюю школу, вышел первый номер районной газеты «Тоншаевский колхозник» /«Край родной»/. Только 1935 году в Тоншаево появилась первая звуковая стационарная киноустановка, именно с помощью её в районе и был просмотрен первый советский звуковой фильм братьев Васильевых «Чапаев».
Кинематограф стал особенно любим во второй половине 30-х годов, правда посмотреть кинофильм можно было только в Тоншаево, но кроме этого по району действовала передвижная киноустановка. В более выгодном отношении находились жители станций Тоншаево, Пижма, Шерстки куда частенько заглядывали культ.перидвижки железной дороги: привозили книги, журналы, звуковые кинофильмы. Хотя и выбор кинофильмов был не велик, люди всё равно шли в кино, просматривая иногда по десятку раз один и тот же фильм. Просмотры длились обычно с 6-7 часов вечера по три-четыре сеанса, иногда до трёх часов ночи. Так передвижка стояла два-три дня и переезжала а новое место.
Повсеместно в клубах и библиотеках действовали кружки художественной самодеятельности, ставившие пьесы Чехова, Гоголя, Горького. На помощь работникам культуры приходили служащие, комсомольцы и пионеры, на просмотр пьес приходили жители окрестных деревень, в дни премьер в помещениях клубов и библиотек не хватало мест, часто для этого использовали здания школ.
В это время одним из излюбленных видов отдыха для жителей района стали районные показы и состязания конезаводчиков. Каждый колхоз, организация пытались выставить лучшего жеребца или кобылу для победы в соревновании. Специально для этих целей был построен Тоншаевский ипподром с ограждением и трибунами.
Конечно, не стоит забывать о молодёжи, в любое время года при любой погоде собирались на танцы под гармошку, особенно популярна была кадриль «крестики», «деревенская». Позднее стали распространятся патефоны, но кадрили, ни кто не изменял.
В 1937 году в районе работало 3 клуба (Тоншаево, Пижма, Ошминское) 4 библиотеки (Тоншаевская, Ломовская, Ошминская, Щербажская) и 14 изб-читален. Уже в 1940 году библиотеки были почти всех избах-читальнях. Увеличивался книжный фонд библиотек, росло число читателей.
В Тоншаевской библиотеке накануне войны было свыше 5 тысяч книг и 1300 читателей. Число подписчиков на газеты и журналы за годы советской власти увеличилось почти в 200 раз. Если в начале 20-х годов одна газета или журнал выписывались на 10 дворов, то в 1940 году на каждую семью выписывалось по две газеты или журнала. Жители района стали регулярно слушать радиопередачи.
Радиотрансляционная сеть в 1940 году составляла 334 стационарных радиоточки. По данным районной газеты за апрель 1941 года в районе работало 23 многоволновых радиоприёмника в общественных местах: красных уголках, избах-читальнях, колхозных конторах, сельских Советах, школах. Несколько десятков радиоприёмников были в личном пользовании граждан. Были построены радиоузлы в селе Тоншаево, колхозах «Садово-Ромачи» и «16 лет Октября».
2.2. Культура Тоншаевского района в годы Великой Отечественной Войны.
С началом войны изменилась жизнь не только района, но и всей страны. Единый патриотический подъём охватил всё население: тысячи граждан отправились в районные военные комиссариаты с заявлениями отправить их на фронт. В колхозах и организациях района шли митинги, проводились политинформации и специальные курсы. В помещениях клубов и библиотек проходили курсы всеобуча – обучения военному делу не служивших в армии. Все рвались на фронт, готовились к передовой, но не всех призывали, кто-то не достиг возраста призыва, кого-то не пропускала медицинская комиссия, на кого-то наложена бронь (временный запрет на призыв в армию). Каждый день шли люди в военкомат, оспаривая решения административных и медицинских комиссий о негодности к действительной службе или временном запрете.