Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

Кажется, что избежать недостатков в определении предмета политологии и характера ее соотношения с другими политическими науками позволяет третья точка зрения на предмет политологии, рассматривает ее как общую, интегральную науку о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, теорию государства и права, политическую географию и другие политические области знаний.

Содержание работы

1. Объект, предмет и функции политологии.
2. Этапы развития политологии.
3. Категории и функции политологии.
4. Методы политологии.
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

политология Агапов.docx

— 54.39 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Объект, предмет  и функции политологии.

2. Этапы развития  политологии.

3. Категории и  функции политологии.

4. Методы политологии.

5. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

  Политология как интегративная наука

Кажется, что избежать недостатков в определении предмета политологии и характера ее соотношения с другими политическими науками позволяет третья точка зрения на предмет политологии, рассматривает ее как общую, интегральную науку о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, теорию государства и права, политическую географию и другие политические области знаний. Уместно провести аналогию с философией, что, будучи единственной наукой, включает и экономическую философию, политическую философию, философию морали, истории, образования и т.д. Свидетельством широкого мирового признания такой позиции является использование термина "политическая наука" в единственном числе в названии всемирной организации политологов - "Международная ассоциация политической науки". Международный коллоквиум политологов (Париж, 1948 г.) также принял решение использовать термин "политическая наука" в единственном числе. Хотя следует отметить, что не все ученые разделяют это мнение. Например, всемирно известный итальянский и американский философ и социолог Джованни Сартори отмечает, что необходимо отказаться от "скверной привычки превращать политическую науку в единственном числе в множество политических наук".

Таким образом, и до сих пор полного согласия в трактовке политологии не достигнуто. Во многом это объясняется различными национальными традициями в использовании политических терминов, непропорциональностью развития отдельных политических отраслей знаний в Европе и Америке, плюрализмом научных школ и направлений политической мысли.

Несмотря на различия в трактовке предмета политологии, большинство ученых соглашается с тем, что политическая наука в основе единая и внутренне дифференцированная относительно производных отраслей политических знаний. В таком контексте правомерно говорить о ряде политических наук как о теории среднего и нижнего уровней, которые выступают специфическими отраслями единой политической науки. Чтобы преодолеть значительные разночтения в толковании содержания политологии как науки, группа экспертов ЮНЕСКО еще в 1948 г. приняла резолюцию, в которой предлагался перечень проблем, изучаемых ею: политическая история, политические институты, партии, группы и общественное мнение, международные отношения. Итак, осознанная в общей форме политология является наукой о политике и о ее взаимоотношениях с человеком и обществом. Такая дефиниция политологии была бы тавтологичной без раскрытия сути политики как предмета (потому что в данном случае одно политическое явление определяется через другое, тоже политическое явление). Одним из способов углубления содержания определения политической науки является перечисление важнейших составных частей ее предмета. К ним относятся политическое сознание и культура; политические институты, прежде всего государство, партии, группы интересов (общественные организации и движения); субъекты политики: личность, социальные общности, элиты, лидеры и др.; внутригосударственные и международные политические отношения; политический процесс как динамическая характеристика политики.

1. Объект , предмет и методы политологии

Политология1 - наука о политике. Для понимания предмета нужно выяснить суть понятия "политика". Термин "политика" происходит от древнегреческого polis (город-государство), politeia (конституция), politike (искусство управления), politicas (государственный деятель), polites (гражданин).

В современном понимании, политику надо понимать как форму общественной деятельности, направленную на получение, использование, сохранение или свержение политической власти, реализацию интересов личности, социальных групп на различных уровнях институтов политической системы.

Власть можно получить следующими путями: выборами (они могут быть честными, прозрачными или наоборот); переворотом - устранение правящей верхушки с помощью политической или военной заговора; революции - устранение правящей верхушки с помощью массовых акций;

Власти может использоваться правящей элитой для собственного обогащения, укрепления своего господства или на благо общества. В высокоразвитых странах, в условиях сбалансированного механизма власти, сильной политической конкуренции, свободных СМИ, способности громадских организаций лоббировать свои интересы, правящая элита вынуждена работать на благо общества.

Сохранения власти может обеспечиваться с помощью военной силы, неправового принуждения, идеологического манипулирования или легитимности - доверия народа к властным институтам. Однако легитимность может основываться как на рациональных началах, так и на иррациональных, то есть люди могут доверять власти, которая эффективно управляет и четко придерживается правил или доверять власти благодаря харизматичности ее лидеров или в силу этнонациональных и религиозных традиций.

2. Этапы развития  политологии

Политика как профессиональная деятельность на современном этапе выражается через такие основные параметры: когнитивный2 - глубокие знания в области политических и правовых наук, в макроэкономике, а также знания в отдельной политической специализации (например, правовая или бюджетная политика); артистичность3 - умение политиков ярко и убедительно доказать свои знания до аудитории; коммуникабельность4 - умение общаться на должном уровне с различными социальными категориями; волевой5 - способностью ставит общественную цель и добиваться ее реализации; моральный6 - иметь преимущество над вторыми в тех моральных качествах, без которых не возможно утверждать общественное благо; политический опыт приобретенный в результате политической деятельности, начиная от самого пониженного до самого высокого уровня (от депутата сельского совета до президента или премьер-министра).

Политика в обществе всегда выражает и представляет определенные общественные интересы. Интерес7 - это объективно обусловленный мотив деятельности отдельного человека, социальной общности, общества в целом, направленный на достижение цели. Политический интерес имеет * прямое (получение власти) или опосредованное отношение к ней для достижения определенных целей: удовлетворение материальных потребностей, повышение престижа, стабилизации общества, обеспечение условий для безопасности и свободы личности, реализации собственных властных амбиций, а также решения социальных проблем.

Осознание политических интересов социальными группами делает их субъектами политики, а непонимание этих интересов - объектами политики. в Субъекты политики8 - это лица и социумы, а также созданные ими учреждения и организации, которые принимают активное, сознательное участие в политическом процессе.

Политика как общественная деятельность охватывает следующие уровни: государственный - глава государства, парламент, правительство, представители правительства на региональном уровне; региональный - политические органы субъектов федерации, автономии и регионального самоуправления; местного самоуправления - сельских, поселковых и городских советов и глав местного самоуправления; политических партий и оппозиционных; групп давления - громадських организаций, которые, отстаивая свои интересы (профессиональные, социально-классовые, гендерные), влияют на процессы принятия политических решений; массовая - участие граждан в выборах, референдумах, митингах, демонстрациях и революциях.

Политика как вид общественной деятельности соотносится с другими ее видами - правом, экономикой, моралью, религией.

соотношение политики и права нужно отметить, что эффективность правового регулирования зависит от равновесия интересов социальных групп на политической арене, а также от уровня экономического и культурного развития страны. Такое равновесие интересов является основой для создания права, которое служит всему обществу, а не только отдельным социальным группам, как это имеет место в посткоммунистических государствах.

Уравновешивания интересов социальных групп является условием выработки таких правил игры, которые не позволяют одним жить за счет труда других, то есть безжалостно отвергают паразитические способы мышления и деятельности. Кроме этого, правовая система зависит от предварительной правовой (а также политической) культуры и экономического развития, международных отношений. Например, среди современных политиков, независимо от их идеологических ориентаций, знаний или определенных интересов, мало найдется таких, которые прямо пренебрегали бы принципам международного права.

Итак, право9 - это результат согласования громадських интересов политических субъектов через механизм государственной власти с целью достижения определенного состояния равновесия, с одной стороны, с другой - условие решения громадських проблем в рамках принципа права, а не принципа силы. По мере приближения нашей правовой системы к стандартам международного права она сможет обеспечить стимулы к честной и высокопроизводительного труда, защита прав и свобод граждан, высокие темпы экономического роста, привлекательный имидж страны на международной арене.

3. Категории и  функции политологии.

Соотношение между экономикой и политикой в историческом измерении можно выразить следующим образом:

1. законы экономического  развития определяют содержание  и социальный вектор политики  через экономические интересы  социальных групп, изменение структуры  производства и потребления, технологические  инновации;

2. политические  институты зависят от экономического  развития, особенно в примитивных  обществах;

3. политика сдерживает  экономическое развитие или корректирует  его согласно социальных и  национальных интересов, особенностей  исторической ситуации;

4. политика, учитывая  законы объективного экономического  развития, обеспечивает спокойный  переход от одного экономического  уклада к другому;

5. политика имеет  решающее влияние на экономику  в переходных обществах, поскольку  может стабилизировать или дестабилизировать  финансовую систему, сдержать инфляцию  или раскрутить инфляционную  спираль, создать новую экономическую  модель и тем самым дать  толчок к культурной модернизации  или допустит стагнацию при  эклектическом существовании элементов  старой и новой систем;

6. в современных  условиях политическое влияние  на экономику осуществляется, как  правило, с помощью монетарной  и бюджетно-фискальной политики.

Если рассматривать политику и мораль, то надо сказать, что в данном случае мы мораль понимаем как совокупность ценностей и норм, которые регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, честности и справедливости. С точки зрения морали общественность пытается оценить политику и политиков категориями справедливости, чести, честности, исходя из тех ценностей и норм, существующих в обществе. Однако коллективная мораль не всегда совпадает с универсальными цивилизационными моральными принципами и поэтому этическая оценка политической деятельности может иметь искаженный характер в отношении цивилизационных моральных стандартов.

Так, на Западе супружеская неверность может повредить политической карьере, а в посткоммунистических странах обвинения в коррупционной деятельности не часто могут помешать политическому успеху.

Кроме этого, отсутствие жесткой политической конкуренции, наличие договорных "ничьих" между политическими группировками, отсутствие правовых механизмов цивилизованного устранения своих конкурентов с арены не позволяет общественности адекватно оценить моральные качества политиков.

Соотношение между политикой и моралью можно свести к следующим принципам:

1. политика всегда  аморальна;

2. для достижения  высоконравственных целей (получение  независимости, утверждение славы  и величия государства и т.д.) все средства (в том числе и  насильственные) имеют моральное  оправдание;

3. никакая цель  не может оправдать безнравственных  средств ее достижения (насилия, лжи, коварства).

Последний принцип все больше находит подтверждение в политической практике современного цивилизованного общества. При этом надо сказать, что нравственность политиков в ее универсальном цивилизационном смысле зависит не столько от их личностных качеств, сколько от ситуации, в которой функционирует политика, а именно:

1. эффективности  социального контроля над властными  структурами;

2. условия политической  конкуренции;

3. уровня политической  культуры политических элит и  масс.

Итак, политика это не только концентрированное выражение экономики (как говорили классики марксизма), но и морального состояния. Моральный упадок нации производит к возникновению тоталитарных или авторитарных режимов

Если сопоставить религию и политику, то увидим, что доминирование как церкви над государством, так и государства над церковью мало в истории негативные последствия. Поэтому сегодня использование церкви в политических целях, а также вмешательство церкви в государственные дела является общественно-опасным явлением.

В мировой практике взаимодействие церкви и политики основывается на следующих принципах: цезаропапизми - доминировании государства над церковью; папоцезаризми - доминировании церкви над государством; приоритете этнотрадицийной церкви; религиозном плюрализме - законодательном обеспечении свободы совести и толерантному отношению ко всем конфессиям; обеспечению юридической и фактической автономии церкви от государства. Только благодаря соблюдению двух последних принципу государство сможет обеспечить правовые гарантии свободы человека и безопасности нации, а церковь - условия для внутренней свободы человека, нравственного возрождения народа.

Политология как наука о политике изучает определенные закономерности и тенденции политической жизни. Для определения предмета политологии необходимо сначала уточнит такие понятия как "объект" и "предмет" науки "закономерности", "тенденции", "политическая сфера", "политическая система". Без дефиниций этих понятий читателю будет сложно выяснить суть и основные составляющие предмета политологии, который не пересекается с другими гуманитарными науками.

Под объектом понимается в этой статье вся совокупность процессов и явлен с присущими только ей специфическими признаками, на изучение которой направлена наука, а под предметом - выяснение закономерностей и тенденций функционирования и развития всех составляющих данного объекта. В таком случае объектом политологии, в самом широком понимании этого слова, является политическая сфера, которая качественно отлична от экономической или правовой сферы.

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина