Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 05:08, курс лекций
Европейская культурология как наука “вторичная” формировалась, выходя из-под родительской опеки философии и опираясь на ряд наук, выступивших по отношению к ней в роли “эмпирических доноров”. Среди них особая роль принадлежит социологии, психологии, этнографии, искусствоведению, религиоведению и т. д. Сама логика размежевания обозначилась как преодоление классического (опирающегося на процедуру теоретического самосознания) философствования и свойственного ему панлогизма и европоцентризма, разрушение классической модели культуры и выход в плоскость культурологизирования (чаще всего в форме обсуждения проблемы “кризиса Европы”).
Тема 1. Структура и состав современного
культурологического знания
История культурологии как науки
Культурология и история культуры
Культурология и культурная антропология
Культурология и психология культуры
Культурология и социология культуры
Культурология и философия культуры
Культурология как наука
Культурология как учебная дисциплина
Культурология теоретическая и прикладная
Тема 2. Культурологические теории и методы
Раздел 1. Западные культурологические теории
Антиэволюционизм
Игровая теория культуры
Культурантропологические теории (американские) неклассические
Культурантропологические теорий (американские) неоклассические
Культуры идеалистические концепции
Культуры иррационалистические концепции
Культуры марксистская концепция
Культуры натуралистические концепции
Культуры нерационалистические теории
Культуры постструктуралистские концепции
Культуры рационалистические теории
Культуры структуралистские концепции
Культуры экзистенциальные концепции .
Метод культурологического анализа
Психоаналитический метод в культурологии
Теория символического интеракционизма
Раздел 2. Культурологическая мысль в России
Деятельностная концепция культуры
Культурологии в России генезис
Культурологическая концепция Н. Я. Данилевского
Культурологические теории и идеология
Культурологические теории и цивилизационное самосознание
Культурологический спор о России
Культурологическое россиеведение в России
Культурология в России
Культурология в России и цивилизационные теории
Современные культурологические теории в научно-исследовательском контексте
Тема 3. Основные понятия культурологии
Динамика и статика культуры
Культура
Культурная идентификация
Культурная картина мира
Культурная коммуникация
Культурная модернизация
Культурная самобытность
Культурная самоидентичность
Культурное наследие
Культурное разнообразие
Культурное самосознание
Культурные нормы
Культурные традиции
Культурные универсалии
Культурные ценности
Культурный миф
Культурный плюрализм
Культурный синкретизм
Культурный шок
Культурогенез
Культуры архетип
Культуры образ
Культуры объект
Культуры символ
Культуры субъект
Менталитет
Морфология культуры
Цивилизация
Тема 4. Типология культур
Контркультура
Культура буддистская
Культура восточная
Культура духовная
Культура западная
Культура массовая
Культура материальная
Культура национальная
Культура обыденная
Культура региональная
Культура специфическая
Культура срединная
Культура христианская
Культура элитарная
Культура этническая
Культурный ареал
Локальные культуры
Культур типы
Субкультура
Типология культур
Тема 5. Формы культуры
Идеология
Искусство
Культурные формы
Мифология
Мораль
Наука
Право
Религия как форма культуры
Философия
Экономика.
Тема 6. Культура и природа
Вторая природа
Географический детерминизм
Культура и природа.
Культура и расстояние
Культура национальная и природная среда
Культура физическая
Культурная деятельность
Культурный ландшафт
культуры география.
Труд
Тема 7. Культура, общество, история
Культура античная.
Культура Возрождения .
Культура общества демократического
Культура общества индустриального
Культура общества тоталитарного
Культура общества традиционного.
Культура Просвещения.
Культура социальных групп
Культура социальных общностей.
Культура средневековья
Культурная политика
Культуры история
Общество индустриальное .
Общество постиндустриальное .
Общество традиционное
Тема 8. Культура и личность
Культура и личность
Культура макросреды.
Культура микросреды
Культура мышления
Культура поведения
Культура речи
Культура человеческих отношений.
Личности инкультурация.
Личности социализация
Личность
Микросреда культурная.
Тема 9. Культура и глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы
Кризис образования глобальный
Культурное запаздывание
Проблема демографическая
Проблема экологическая
Проблема энергосырьевая
Цивилизаций столкновение
Тема 10. Тенденции культурной универсализации в современном мире. Место и роль России в мировой культуре
Культура России
Культура России в диалоге культур.
Культура России в ее становлении и развитии
Культура России в современной культуре
Культура России и православие
Культур диалог
Культурная интеграция
Культурного опыта каналы массовой трансляции
Культурное взаимодействие
Культурный опыт
Культурный процесс мировой
Культуры России влияние на мировую культуру
Культуры России место в мировой культуре
В. К. Королев
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — теория в культурологии и социологии, объясняющая особенности жизни человека и общества прежде всего и в решающей мере природными причинами, усматривающая главную роль географической среды в формировании и функционировании культуры. Эта среда понимается как совокупность предметов и явлений природы (земля, вода, воздух, растительный и животный мир, и т. п.), вовлеченных в процесс человеческой жизнедеятельности и составляющих необходимое условие существования и развития человека и общества. Естественно, что с развитием экономики расширяются и рамки географической среды (которую нельзя отождествлять со средой природной).
Идеи причинной обусловленности особенностей общества, его культуры географической средой высказывалась уже в античности (Демокрит, Гиппократ, Геродот). В Новое время идеология Г. д. была направлена против религиозной идеи о божественной заданности общественной жизни (Воден, Монтескье, Тюрго), подчеркивала роль природных факторов для культуры и общества. В настоящее время идеи Г. д. весьма актуальны в экологическом плане, а также в связи с тенденциями информационной рационализации культуры.
В. К. Королев
КУЛЬТУРА И ПРИРОДА — понятия, к-рые, как правило, рассматриваются во взаимной оппозиции. Под К. в самом общем смысле понимается все, что было преобразовано и освоено человеком; П. — это то, что существует помимо и без человека, по независимым от него законам. Противоположность К. и П. не абсолютна: она подразумевает их сопряжение и взаимодействие. Ведь сам процесс создания К. есть деятельность человека по преобразованию природного в культурное. Следует учесть, что П. не только вне человека, но и внутри него, поскольку он обладает физическим телом, подверженным действию всех законов материального мира. В свою очередь и К. не только внутри, но и вовне человека (искусственная окружающая среда). Формы и грани взаимодействия К. и П. многообразны и изменчивы, как и удельный вес “природного” и “культурного” в различных сферах природ-но-культурного мира. По мере развития общества и увеличения масштабов человеческой деятельности культурный компонент и в материальной и в духовной сферах растет количественно и усложняется структурно. Особенности взаимодействия К. и П. в том, что внутренний динамизм, скорость содержательного и ко личественного развития К. на математический порядок превосходит аналогичные скорости эволюции природного мира. В рамках Вселенной пространственная область бытия К. бесконечно мала, так же как и время ее существования есть не более чем миг в астрофизическом измерении. Но в течение этого “мига” К. в пределах нашей планеты превратилась в глобальную доминирующую силу, от которой зависит существование всей биологической формы материи, существующей на земле уже более 3,5 (по новейшим данным — 4,5) миллиардов лет. В XX в. стало очевидно, что в К., взятой предельно широко, содержатся элементы, которые в своем развитии способны привести к уничтожению человеческого общества. Поэтому главной целью деятельности людей должно быть достижение состояния коэволюции К. и П.
С. Я. Сущий
КУЛЬТУРА И РАССТОЯНИЕ. Р. всегда разделяло культурные центры и ареалы, задерживая распространение инноваций, затрудняя обмен деятелями культуры, культурными ценностями и технологиями. “У нас от мысли до мысли пять тысяч верст”, — писал Вяземский Пушкину. Огромные Р. России являлись фактором, препятствовавшим активизации провинциальной К., что тормозило развитие духовной и материальной К. страны в целом. Однако большие Р. не всегда были негативными для К. Часто именно Р. спасали одну К. от массированного давления другой, позволяя сохранить свою самобытность. Кроме того, Р. давало толчок творческому процессу (достаточно вспомнить жанр путевой литературы). Вплоть до 2-ой пол. XX в. фактор Р. оказывал сильное воздействие на динамику К., и только стремительный рост новых коммуникационных и информационных технологий, формирование глобальной системы свели значение Р. для К. почти к минимуму.
С. Я. Сущий
КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ И ПРИРОДНАЯ СРЕДА — проблема влияния природных факторов на специфику культуры народов. К. н. определяется множеством факторов, П. с. — только один из них. Человек существует “внутри” природного окружения. Рельеф (горы или равнины, плато или изрезанное заливами побережье и т. д.), климат (сухой-влажный, холодный-теплый и т. д.), растительность и другие характеристики П. с. обитания в немалой степени обусловливают, прежде всего, содержание трудовой деятельности и быта, в рамках к-рых формируется соответствующая материально-хозяйственная и бытовая культура, отражающаяся в фольклорной (низовой) составляющей К. н. Но и в сфере высокой культуры (архитектура, изобразительное искусство, музыка, литература и т. д.) обнаруживается глубокая взаимосвязь К. н. с П. с. Все явления и процессы К. н. в той или иной степени, явно или неявно сопричастны П. с.
С. Я. Сущий
КУЛЬТУРА ФИЗИЧЕСКАЯ (телесная культура) представляет собой деятельность, направленную на поддержание здоровья, высокого жизненного тонуса, физической формы человеческого тела. Здоровье — одна из главных ценностей индивида и общества. Идеал здорового человека по-разному понимался в~ зависимости от исторической эпохи, религиозных воззрений, профессиональной принадлежности. Представления о медицинской норме и патологии подвижны, текучи и складываются под воздействием множества факторов. В настоящее время формируется наука валеология — междисциплинарное знание о здоровье, включающее в себя медико-биологические, этические, исто-рико-культурные, педагогические и др. аспекты. К. ф. охватывает несколько сфер жизнедеятельности человека, связанных с сохранением и восстановлением здоровья. Основными из них являются: физкультура — любительские занятия спортом, направленные на укрепление здоровья, культивирование тела и здоровый образ жизни; спорт — профессиональные занятия какими-либо физическими упражнениями с целью достижения рекордов, спортивных побед и получения материального вознаграждения; профессиональная и традиционная медицина, как институт массового поддержания здоровья людей.
И. В. Грошевихин
КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — понятие, характеризующее один из самых распространенных и эффективных подходов к сущности культуры — деятелъ-ностный. Он имеет своей теоретической предпосылкой идеологию западноевропейского Просвещения, в которой Д. становится основанием всей культуры. Первые шаги к этому сделал Кант, а в ранг всеобщего основания культуры Д. поставил Фихте, рассматривавший субъект (“Я”) как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая создает мир (“не — Я”). Наиболее развитую рационалистическую концепцию Д. дал Гегель, толковавший ее как всепроникаю-щую характеристику абсолютного духа, как разумное целеполагание, порождаемые его имманентной потребностью в самоизменении. В XIX в. отмечается отход от чисто рациональной трактовки Д. как основания культуры (Кьеркегор, Шопенгауэр, Гуссерль), начинают рассматриваться ценностные регулятивы Д. В марксистской трактовке она выступает прежде всего как предметная, воплощающая органическое единство материального и духовного.
В интересующем
нас плане под К. д. понимается
форма активного отношения
В. К. Королев
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ — 1) преобразованные (“окультуренные”) человеческой деятельностью элементы окружающей природной среды; 2) вся среда (область) обитания человека, в сочетании своих естественных и искусственных элементов.
Степень “окультуренность” окружающей среды есть результат ее преобразования, к-рое напрямую связано с населенностью территории, уровнем развития производительных сил и т. д. Закономерно, что максимальной плотности К. л. достигает в городах. Здесь, в местах максимальной концентрации населения и разнообразных форм хозяйственной деятельности, природная среда подвергается самой значительной трансформации. Но и современные интенсивные способы сельскохозяйственного производства сопровождаются существенным видоизменением природной среды. Помимо определенной плотности, К. л. обладает и др. характеристиками, отражающими специфику национальных, трудовых и т. д. предпочтений: К. л. скотоводов, морских рыбаков, земледельцев и т. д.
С. Я. Сущий
КУЛЬТУРЫ ГЕОГРАФИЯ— научная дисциплина, расположенная на стыке географии, культурологии, социологии, этнологии и др. наук. Предмет К. г. — изучение закономерностей появления, развития и пространственного распространения культурных систем и отдельных их элементов. В зависимости от того, какие элементы культуры являются предметом рассмотрения, в К. г. можно выделить несколько субдисциплин (география образа жизни, география социокультурной инфраструктуры, география традиций и норм поведения, география культурного наследия и т. д.), а также пространственных уровней исследования (они могут касаться локальных участков, областей и регионов, целых государств, цивилизаций и всей планетарной системы). Междисциплинарный характер К. г. открывает возможности для широких межнаучных обобщений, что повышает ее значимость для культурологии.
С. Я. Сущий
ТРУД — важнейшая форма культурной деятельности, воплощаемая в технологиях преобразования человеком природы, общества, самого себя, а также в ее продуктах (артефактах). При таком подходе культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения человека различными интеллектуальными средствами, а как практическая проблема изучения и формирования условий для реализации деятельностных способностей человека. Кроме того, эта трактовка культуры не ограничивает ее деятельностью (духовной) элиты, а связывает с материально-преобразующей деятельностью масс, главное занятие которых - Т.
Именно Т. и выступает источником культуры, создает все богатство общественных отношений, преобразует общество и человека. (Примечательно данное М. Горьким определение: “Культура. это любовь к труду, но такая же неукротимо жадная, как любовь к женщине”. (Соч. в 25 т-х. — М., 1974, Т. 21. с. 186).
Т. создает культуру не столько тем, что производит вещи, ценности, сколько формированием и развитием человека во всем богатстве его общественных связей и способностей. Через конкретные продукты Т. создает общественные связи, а тем самым — и культуру как образ жизни человека в обществе. Именно в качестве “носителя” всеобщего характера Т. культура получает предметную форму своего существования. Предметы культуры — это, прежде всего, предметы Т., отличающиеся от природных объектов своей “человеческой формой”, т.е. реализацией способностей, потребностей, знаний, умений, интересов и т. п. человека.
О. В. Евграфова
Тема 7
КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА АНТИЧНАЯ. Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Однако особую роль исследователи отводят античной (греческой и римской) культуре, чья литература, искусство и философия стали отправной точкой в развитии последующей (европейской) культуры, оказали большое влияние на другие культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы — меру всех вещей. В целом для античной культуры характерен рациональный (теоретичный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие” стройная логика, индивидуальное своеобразие в решении тех или иных проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в форме комментирования древних учений, ставших каноническими, увековечивания традиций.
У истоков греческой культуры стоят Крит и Микены, чью культуру еще нельзя считать водоразделом между древним Востоком и Западом. Более того, ха рактерная для этой эпохи (2 тысячелетие до н. э.) так называемая “дворцовая” культура сближает ее с восточными прототипами: наблюдается та же централизация хозяйственной, религиозной и военно-политической жизни, что и в культуре Египта, наличие жреческого сословия и мощной бюрократии, где ключевой выступает фигура писца и пирамиду власти венчает царь-жрец.
Крушение централизованных систем Крита и Микен развязало руки родовой знати — басилеям в их борьбе за славу, доблести и богатство. Их подвиги воспевались в поэме Гомера “Илиада”, возвращение самого “интеллектуального” греческого героя Одиссея домой, на Итаку — в “Одиссее”.
Своеобразие гомеровской эпохи (XI-IX вв. до н. э.) состоит в том, что основной вектор развития культуры направлен не на родовые, а на индивидуальные нормы культуры. Поведение героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность — воинская доблесть (“арете”), ее достижение регламентируется “героическим кодексом”, приводит к славе, вслед за которой идет чествование — соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает “культура стыда” — непосредственно осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание. Боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен строить с ними отношения рационально. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность (“агон”) как норму культуротворчества и закладывает агональный фундамент всей европейской культуры.
Последующая, архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н. э.) демонстрирует результат нового типа общественных связей — закон (“номос”) как безличную правовую норму, равнообязательную для всех. Формируется полис (город-государство), в котором каждый полноправный гражданин — собственник и политик, выражающий частные интересы через поддержание общественных. Равное положение граждан перед законом вводит механизм ограничения в агональную культуру: на первый план выдвигаются мирные добродетели (“справедливость”, “рассудительность”, “благочестие”), а необходимость поддержания общего блага ставит граждан в позицию принудительного социального творчества. Новый социальный и природный порядок регулируется нормами космической компенсации и меры и подлежит рациональному осмыслению в различных натурфилософских системах.
Эпоха классики (V-IV вв. до н. э.) — кратковременный взлет греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Эпоха подготовлена накопленным эффектом самосознания (победа греков над персами, осознание преимуществ закона перед произволом и деспотизмом), формируется представление о человеке как самостоятельной (автаркичной) личности, закон приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению. Воспеваются достижения человека, общественная жизнь служит саморазвитию личности (эпоха Перикла). В то же время начинают осознаваться проблемы человеческой индивидуальности (политика софистов и Сократа), перед греками открывается бездна проблемы бессознательного (иррационального), которую классическая культура Греции пытается компенсировать рациональной системой обоснования онтологической безопасности (Платон, Аристотель). Проблемы атараксии (невозмутимость души) и личного спасения — последнее “прости”, послание Древней Греции Европе в эпоху эллинизма (конец IV-I вв. до н. э.), ликвидировавшего самостоятельность греческих полисов.