Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:45, контрольная работа
В современном мире изменились представления о задаче библиотек, их месте на информационном рынке. Всё большее значение приобретает библиотека как информационная система и, соответственно, требуются новые управленческие решения с целью поддержания эффективности традиционных библиотечных систем и процессов.
Появление в практике библиотечной деятельности маркетинговых технологий связывается с образованием на рубеже 80-90 годов мирового информационного рынка и становлением товарного характера информации. Утверждается система новых экономических отношений, требующая заново взглянуть на взаимодействие библиотеки и пользователя.
Введение
В современном мире изменились представления о задаче библиотек, их месте на информационном рынке. Всё большее значение приобретает библиотека как информационная система и, соответственно, требуются новые управленческие решения с целью поддержания эффективности традиционных библиотечных систем и процессов.
Появление в практике библиотечной деятельности маркетинговых технологий связывается с образованием на рубеже 80-90 годов мирового информационного рынка и становлением товарного характера информации. Утверждается система новых экономических отношений, требующая заново взглянуть на взаимодействие библиотеки и пользователя.
В настоящее
время процесс влияния
По проблеме внедрения маркетинга в управление библиотекой существует достаточное количество литературы, ведущими российскими авторами по этому вопросу являются М.Я. Дворкина, В.К. Клюев, И.М. Суслова, Е.М. Ястребова. Обсуждение темы происходит на конференциях, в периодической литературе, существуют разные мнения о возможности применения маркетинга в библиотечной деятельности.
Однако, внедрение маркетинга в библиотечную деятельность свидетельствует, что для библиотек он становится необходимым элементом их деятельности. Появление и бурное развитие сети Интернет, новых электронных носителей, привели к тому, что библиотеки вынуждены бороться за своих читателей: создавать новый комплекс услуг, который являлся бы привлекательным для пользователей, формировать собственные каналы доставки
информации,
решать вопросы продвижения
Всплеск интереса к библиотечному маркетингу отмечен в периодической печати в 90-е годы. Разработка темы ещё не закончена. Но анализ работ специалистов в области библиотечного маркетинга позволяет выявить ряд методологических принципов, с помощью которых происходит внедрение маркетинговой концепции в управление и работу библиотеки.
Во-первых, это маркетинговый анализ микро- и макросреды библиотеки, во-вторых – сегментация рынка с целью выявления приоритетных групп реальных и потенциальных пользователей, в-третьих – выделение возможного ассортимента продуктов и услуг библиотеки, необходимых пользователям как в настоящий момент так и в последующем периоде и формирование цен на определённые сверхнормативные продукты и услуги, а также способы продвижения библиотечной продукции.
Основываясь на мнении
Сегодня выбор, перед которым стоят библиотеки, уже заключается не в том, внедрять маркетинг или нет, а в том, как это лучше сделать. Именно поэтому важным является проведение теоретико-прикладных исследований по использованию маркетинга в библиотеках и изучение его влияния на развитие библиотек.
1. Библиотечный маркетинг
1.1. Основные понятия и теории маркетинга
Достаточно большой опыт использования маркетинга в развитых странах позволил систематизировать, обобщить его положения, вывести определённые закономерности, которые и легли в основу понятия «маркетинг». Вся теория маркетинга имеет своей целью сугубо практические результаты, а именно: насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами, совершенствование процесса управления, удовлетворение потребностей населения, повышение прибыли предприятия.
В основе
термина «маркетинг» лежит
Основоположник маркетинга Ф. Котлер определяет маркетинг как «социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои потребности и нужды посредством создания товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом» [ 6 ]. Маркетинг представляет собой социальный и управляемый процесс, с помощью которого индивид или группа людей получают то, в чём нуждались.
Цель маркетинга – познать и понять клиента, чтобы товар или услуга точно подходили последнему и продавали сами себя.
Маркетинг начинается с нужд и потребностей индивида, с которыми тесно взаимодействуют такие ключевые понятия, как спрос, товар, обмен, сделка, рынок. Если нужда – это чувство ощущения нехватки чего-либо, чувство настоятельной необходимости удовлетворения возникшей надобности в чём-либо, то потребность – это нужда, принявшая конкретную форму в рамках культурны, эстетических, исторических и других факторов, определяющих поведение индивида в социально-экономической системе, а спрос – конкретная потребность, подкреплённая покупательной способностью. Человеческие нужды, потребности, спрос предполагают существование товаров для их удовлетворения. Товар – это всё, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определённых потребностей. Обмен – акт приобретения некоего желаемого товара в обмен на нечто, предлагаемое другой стороной. Когда люди решают удовлетворить свои потребности предлагаемым товаром, совершается обмен – акт приобретения некоего желаемого товара в обмен на нечто, предлагаемое другой стороной. Для того, чтобы произошёл обмен, необходимо соблюдение некоторых обязательных условий: наличие как минимум двух партнёров, каждая сторона должна иметь что-то, представляющее ценность для другой, каждая сторона должна быть способна осуществлять взаимосвязи и обеспечивать доставку своего товара, каждая сторона должна быть свободна в принятии или отклонении предложений по обмену, каждая сторона считает предложение об обмене возможным и выгодным. При соблюдении данных условий и готовности сторон возможно заключение сделки – торговой операции между сторонами, предполагающей наличие по меньшей мере двух ценностно-значимых объектов, соглашения об условиях, сроках и месте её совершения. Понятие «сделка» связано с понятием «рынок». Рынок образуют продавцы и все потенциальные покупатели с определёнными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене.
Принципы маркетинга:
Функции маркетинга:
Существует пять основных концепций, на основе которых организации строят маркетинговую деятельность:
1.2.
Сущность и содержание
Внедрению маркетинговых технологий в библиотечную деятельность способствовало его успешное применение в других некоммерческих отраслях и сферах экономической деятельности.
Главное в библиотечном маркетинге – двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение потребностей, запросов, интересов читателей, ориентация на предоставление услуг в соответствии с этими потребностями, адресность предоставления услуг; а с другой – активное влияние на использование услуг и существующий спрос, на формирование потребностей. Этим определяется основа маркетинга для библиотек.
Маркетинг является тем инструментом, который помогает оценить собственные возможности, посмотреть на себя и свою работу с точки зрения пользователя, изменить свои стереотипы. Внедрение маркетинга в библиотеках начинается с разработки маркетинговой концепции.
Основные этапы работы над маркетинговой концепцией:
- определение исходных условий;
- определение миссии, задач, целей и основных функций;
- анализ внутренней ситуации (сильных и слабых сторон);
- анализ
окружения, конкурентов,
- определение целевых групп, их запросов (сегментация рынка);
- разработка
номенклатуры услуг с
- экономический анализ, ценообразование, анализ источников дополнительного финансирования;
- проведение рекламных кампаний, мероприятий "паблик рилейшнз";
- определение методики оценки и контроля маркетинговой деятельности.
- структурные изменения в библиотеке.
Маркетинговый подход характеризуется тем, что главным в деятельности библиотек является спрос читателей (реальных и потенциальных) на услуги и продукцию библиотеки. Таким образом, работа библиотек оценивается не по количеству и ассортименту произведенных, а по количеству востребованных читателями услуг и продуктов работы. Библиотека должна быть готова к систематическому обновлению предоставляемых видов услуг в соответствии с интересами пользователей.
Первым и важным элементом маркетинга является проведение маркетингового исследования, которое помогает библиотеке сориентироваться в необходимости решения вопросов, стоящих перед нею в соответствии с потребностями пользователей.
Маркетинговые исследования позволяют изучить услуги, предпочитаемые читателями, это стержень, основа, они позволяют следить за ситуацией и действовать в соответствии с ней. Сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом библиотечных услуг и есть маркетинговое исследование. Это комплексное понятие, включающее все виды исследовательской деятельности.
Главное в этом - системный подход и соблюдение принципов объективности, точности. Чтобы маркетинговые исследования в библиотеке были эффективными, необходимо исходить из того, что они должны носить систематический, а не случайный характер, включать совокупность действий и процессов, сбор данных, запись и анализ, а также, что данные могут поступать из разных источников; могут быть использованы для любой стороны маркетинга, требующей информации с целью принятия решения. В зависимости от цели исследования выбирается его методика, инструментарий. Технология проведения маркетингового исследования идентична обычному исследованию.
1.3 Некоммерческий маркетинг
Между коммерческим и некоммерческим маркетингом в библиотеке существуют значительные различия. Некоммерческий маркетинг в библиотеке способствует достижению социального эффекта, формированию ценностных ориентиров личности, а также максимально возможному при данных условиях удовлетворению общественно значимых потребностей [10].
В.К. Клюев в своих работах рассматривает методологию некоммерческого маркетинга как наиболее приемлемую для библиотечной сферы в целом. Он определяет данный вид маркетинга как «эффективное средство достижения общественных интересов в бюджетных отраслях деятельности, являющийся мобильным инструментом организации и управления взаимоотношениями с различными потребительскими группами, нацеливание на восприятие и принятие соответствующих услуг и продукции». «Конечной целью является адаптация библиотечно-информационного учреждения к изменяющимся объективным потребностям общества и запросам конкретных категорий (групп) пользователей (т.е. текущей конъюнктуре рынка) направленное стимулирование спроса на соответствующие библиотечно-информационные и сопутствующие продукты (услуги/продукцию)» [5].
Преимущественное предоставление бесплатных услуг – специфика библиотечного маркетинга, и ограничение этой деятельности только платными услугами неправомерно, они возможны только при условии добавочных материальных затрат на их предоставление.
В коммерческом
и некоммерческом маркетинге библиотечный
продукт участвует в