Маркетинговая деятельность в библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

В современном мире изменились представления о задаче библиотек, их месте на информационном рынке. Всё большее значение приобретает библиотека как информационная система и, соответственно, требуются новые управленческие решения с целью поддержания эффективности традиционных библиотечных систем и процессов.
Появление в практике библиотечной деятельности маркетинговых технологий связывается с образованием на рубеже 80-90 годов мирового информационного рынка и становлением товарного характера информации. Утверждается система новых экономических отношений, требующая заново взглянуть на взаимодействие библиотеки и пользователя.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 72.60 Кб (Скачать файл)

   Показателями  успешности библиотечной ПР-деятельности Е.М. Ястребова считает следующие параметры: «количество публикаций за год, число опубликованных пресс-релизов библиотеки, полнота охвата релевантных в отношении библиотечного поля СМИ, оперативность выхода публикаций, «вес» и значение отображённого события для укрепления имиджа библиотеки, адресность публикации… явка населения на те или иные анонсированные события и многие другие».

 

2. Маркетинговая деятельность  Берестовицкой РЦБ им.О.М.Ковалев- 

ского

2.1 Основные задачи и  функции

Отдел библиотечного  маркетинга является координационным  центром методической работы для 19 библиотек Берестовицкой  РЦБС.

Отдел осуществляет анализ состояния и развития библиотек  Берестовицкого района,  обобщает и распространяет передовой библиотечный опыт, проводит социологические исследования. Сотрудники отдела организуют систему повышения квалификации библиотек района: проводят семинары, тренинги, круглые столы, конкурсы, разрабатывают проектную деятельность, разрабатывают и внедряют нетрадиционные формы работы с пользователями, направленные на совершенствование деятельности библиотек, перспектив их развития. Осуществляет сотрудничество со СМИ, готовит материалы для публикации о деятельности библиотек, рекламу работы и услуг, осуществляет связи с общественностью, занимается издательской деятельностью.

Задачи отдела библиотечного  маркетинга:

- создание  оптимальной модели повышения  профессиональной квалификации сотрудников ЦБС;

- изучение  и внедрение новейших компьютерных  технологий в библиотечные процессы;

- организация  рекламной деятельности, подготовка  и издание информационно- рекламной деятельности;

- изучение  и обобщение инновационного опыта  библиотек района, области, страны, зарубежных стран и его внедрение в практику.

Функции методической деятельности:

1. Информационная

2. Образовательная

3. Аналитическая

4. Рекомендательная

5. Регламентирующая

6. Диагностическая

7. Контролирующая

8. Прогностическая

Издательская  продукция библиотеки создаётся  её сотрудниками и формируется, в основном, на основе собственных фондов. Библиотека выпускает списки литературы и тематические библиографические указатели. Большое внимание уделяется созданию буклетов, памяток, закладок, информационно-тематических сборников и брошюр.

Печатная  продукция оказывает эффективную  помощь  в информационно-библиографическом обслуживании, помогает созданию положительного имиджа библиотеки, во всех направлениях деятельности, программах и проектах осуществляемых ею, в освящении памятных событий и дат.

Главная цель  Берестовицкой районной библиотеки - быть полезной каждому конкретному  читателю.  А главный объект - это  пользователь, его интересы, требования и пожелания.  Именно поэтому библиотека  широко использует маркетинг в различных  направлениях своей деятельности:  
   Маркетинговая деятельность Берестовицкой районной библиотеки базируется на её социальных задачах, внутренней структуре, распорядке работы, приближает библиотечные технологии к оптимальному варианту обслуживания пользователей.  
 

Ведущая функция маркетинга - исследовательская. Отдел маркетинга нашей библиотеки рассчитывает финансовые затраты, составляет смету, оценивает ресурсы, изучает эффективность деятельности библиотеки. Изучает рынок спроса. 
    Согласно маркетинговой концепции библиотеки существуют для пользователей (читателей). Поэтому библиотека отслеживает реакцию на свою деятельность, изучает общественное мнение.  
 Маркетинговые исследования  проводятся достаточно оперативно.  Постоянно изучается взаимодействие систем:  
1. Библиотека - читатель  
2. Библиотека - общество.  
3. Библиотека - партнеры.  
 1. «Библиотека - читатель» - одно из главных направлений в работе. Чтобы не отстать от запросов читателей,  постоянно проводятся исследования:  
 - кто сегодняшние читатели;  
 - какие у них интересы;  
 - какой они хотят видеть библиотеку;  
 - какие услуги хотят получить;  
 - каковы прогнозы чтения на ближайшие годы.  
 Исследования эти  проводятся через интервьюирование и опрос, анкетирование, тестирование, а также наблюдение и сопоставление фактов.  
Только с учетом интересов личности возможна качественная работа библиотеки. Ориентация на определенные социальные и возрастные группы, определение приоритетов, четкое осознание функций библиотеки и прогнозирование ее деятельности позволят ей не утратить, а укрепить свои позиции в системе социальных институтов.  
 2. «Библиотека - общество» - не менее важное направление в работе. Библиотека не может быть свободна от процессов, происходящих в обществе, библиотекари обязаны постоянно следить за происходящими изменениями, быть в курсе событий, реагировать на них, организуя работу в нужном направлении. Библиотека, сосредоточив в своих книжных собраниях опыт, злободневные потребности пользователей (читателей), откликается на события сегодняшнего дня. Изменения, происходящие в обществе, во многом определяют направления деятельности библиотеки.  
 3. «Библиотека - партнеры»  
 Анализ окружения библиотеки поможет выявить партнеров и конкурентов. Партнерами могут быть учебные заведения, музеи, Дома культуры, клубы, редакции местных периодических изданий. Содружество с другими организациями помогает сделать более интересной работу библиотеки. Партнерство может быть очень продуктивным при расширении номенклатуры услуг, внедрении сервисных услуг. Эффективность деятельности библиотеки в значительной мере определяется использованием всех возможностей партнеров.  
 Конкуренцию библиотекам составляют: книжные магазины, богатые домашние библиотеки, электронные и другие источники информации. 
Библиотека старается использовать свои преимущества: уникальный фонд, хороший справочный аппарат, позволяющий быстро находить интересующий источник, ассортимент дополнительных услуг.  
2.2 Реклама в библиотеке. Зачем она нужна?  
 Деятельность современной библиотеки невозможно представить без использования рекламы в той или иной степени.  
 В жизни современного человека реклама заняла значительное место, позволяя найти работу, организовать отдых, приобрести необходимые вещи и т.д. Увеличилось число СМИ, непосредственно занимающихся рекламой деятельностью или освещающие ее.  
 Еще несколько лет назад понятие «библиотечная реклама» практически отсутствовало в профессиональной лексике. Употреблялись привычные для слуха слова и сочетания «пропаганда», «привлечение читателя», «продвижение литературы». Реклама на сегодняшний день является одним из самых действенных инструментов маркетинга. Цель библиотечной рекламы - повысить популярность библиотеки и спрос на ее ресурсы и услуги.  
 Реклама позволяет сделать библиотеку «видимой» для общества. Сегодня библиотекарь должен уметь раскрыть многообразие сторон ее деятельности.  
  Наша библиотека старается в интересной форме преподнести информацию о библиотеке и ее услугах,  яркая реклама направлена на то, чтобы вызвать желание посетить библиотеку, воспользоваться ее услугами. Отклики  отраженные в книге отзывов и предложений на рекламные приемы помогают оценить реальную эффективность инновационных поисков библиотекарей.  
 Рекламные приемы помогают подчеркнуть разницу вкусов, пристрастия женской или мужской аудитории. При этом библиотекари не забывают и о «должностных» признаках, информируя органы местного самоуправления, педагогов, бизнесменов и т.п.  
 Берестовицкая районная библиотека готовит широкомасштабные акции, посвященные юбилеям библиотек, памятным датам, презентации изданий, встречи местных поэтов, прозаиков, выставки художников и умельцев. На них приглашаются представители администрации различных учреждений, СМИ. Так в этом году были проведены выставки работ художников В.К. Шишпоренок, В.Н.Жлабович и  народной рукодельницы по вышивке М.И.Лукашевич 
  Чтобы составить мнение или впечатление о библиотеке, не обязательно заходить внутрь, проходя мимо библиотеки, человек может увидеть оригинальную  вывеску, сделанную местным художником В.Н.Жлабовичем , уютное крылечко , изобретательно оформленную витрину и оригинально написанные объявления. Это и есть наша реклама . Сегодня привлекательное оформление библиотеки, дизайн ее помещений  играют огромную роль в привлечении посетителей, но к сожалению не все задумки воплощены т.к. недостаточно финансирование. 
 Даже деловая информация сегодня преподносится в форме нарядных листовок и буклетов, бумажных папок-планшетов, в которые вложены ксерокопии документов или аналитические материалы. Рекламный подход делает привычное более «объемным». броским, идет ли речь об оформлении выставки, использовании рисунков или картин как элемента интерьера или об умелой перепланировке читального зала.  
 Основным направлением рекламной деятельности библиотеки является информационная реклама ее ресурсов, интеллектуальной продукции. По целевому назначению выделяют следующие виды информационной рекламы: первоначальную, конкурентную и сохранную.  
 Особое значение имеет первоначальная реклама на этапе внедрения новой услуги и ознакомления с нею пользователей.  
 Конкурентная реклама имеет цель выделить рекламируемую услугу среди других, показать ее преимущества. Сохранная реклама направлена на поддержание и активизацию спроса на услуги. Библиотечные работники стараются ,чтобы реклама была доступной и объективной.  
 Рекламная деятельность библиотеки не сводится к использованию разнообразных средств рекламы. Важным ее направлением является распространение рекламных материалов и обеспечение результативности ее рекламной политики. Эффективность этой деятельности определяется количеством пользователей библиотеки и ее услугами, частотой обращений.  
Рекламные услуги библиотеки способствуют решению целого ряда задач  
социального и экономического характера.  

2.3 Распространение рекламы  
 Важно, как распространяется реклама, поскольку, если ее просто оставить на кафедре выдачи, она не дойдет до всех, кто пользуется библиотекой, и тем более до тех, кто является только потенциальным пользователем. Получателями материалов могут быть учебные заведения, учреждения, организации. Реклама в библиотеке размещается на видном месте.

  Берестовицкая районная библиотека постоянно сотрудничает с лицеем №141 в д.Мурована и профессионально-техническим лицеем г.п. Берестовица, а так же школами агрогородков. 
 Библиотеке сегодня необходимо уметь продвигать свои услуги, продукцию. Существуют несколько способов распространения рекламной продукции. Наиболее популярно, как отмечалось ранее, рекламное информирование, осуществляемое следующими средствами:  
 - реклама в СМИ (в прессе, на радио ). Совместно с сотрудниками «Берестовицкой газеты» ведётся рубрика «Кнігарня», а на местном радио – рубрика «Новые книги».  
 - наружная (уличная): рекламные вывески и плакаты.  
 - компьютерная (поступающая на компьютерные терминалы);  
 - межличностное общение (групповые и индивидуальные беседы,  
выступления на массовых мероприятиях).  
  
2.4 Библиотечно-библиографическая деятельность как средство рекламы

  В библиотечной практике широко используется реклама ресурсов библиотеки, прежде всего ее документных фондов, путем организации выставок на конференциях, семинарах, «днях информации», «днях специалиста» и т.д.  
 Выставки - это комплексная форма привлечения внимания самого широкого круга специалистов, при оформлении которой могут быть использованы все рекламные средства. Выставка - самая эффективная реклама, не требующая дополнительных денежных вложений, это реклама посредством конечных результатов. Если они актуальны, качественны, имеют четкий адрес, то и престиж библиотеки растет.  
 Массовые мероприятия - еще одна эффективная форма рекламы. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж библиотеки. К важным методам рекламы можно отнести экскурсии по библиотеке и обучение пользователей.  
   Мир сегодня перенасыщен рекламой, и поэтому библиотеки, желая привлечь пользователей, должны бороться за свое место в информационно-образовательной среде. Формируя привлекательный образ библиотеки, реклама позволяет оценить нелегкий труд библиотекарей.  Наша библиотека, несмотря на финансовые трудности, имеет все условия для позитивного рекламного воздействия на сознание пользователя и повышение собственного престижа.  
  Создать качественную рекламу чрезвычайно сложно, и заниматься ею должны люди, обладающие знанием и умением, опытом, вкусом и интуицией, навыками составления рекламных текстов и т.п.  
Библиотеки во всем мире относятся к неприбыльному сектору общественной структуры, который в наибольшей мере нуждается в материальной поддержке других секторов. Конечно, библиотеки в нашей стране финансируются государством. Но при этом все они, от городских до сельских, ощущают недостаток средств. Поэтому используя маркетинговую деятельность мы стараемся преподнести свою работу на должном уровне. 

Заключение

Заметным  явлением девяностых годов прошлого века стало применение принципов маркетинга в области библиотечного дела. Эволюция внедрения маркетинга свидетельствует, что для библиотек он становится необходимым элементом их деятельности. Сегодня выбор, перед которым стоят библиотеки, уже заключается не в том, внедрять маркетинг или нет, а в том, как это лучше сделать. Именно поэтому важным является проведение исследований по использованию маркетинга в библиотеках и изучение его влияния на развитие библиотек.

Маркетинг дает свободу и развивает творческую инициативу, является началом движущих процессов библиотеке, суть которых  в обновлении и содержания, и методов работы, и управления, что позволяет сделать прорыв к новым технологиям, новому качеству библиотечного дела.

Маркетинговые исследования должны стать тем инструментом, который дает возможность проанализировать ситуацию и определить, какие преобразования необходимы библиотеке. Реализация выводов маркетинговых исследований проводится при стратегическом и тактическом планировании. Определение номенклатуры услуг и их постоянная диверсификация являются главными элементами в удовлетворении потребностей пользователей. Экономический анализ и определение тактики ценообразования в соответствии с теорией маркетинга влияют на рациональное использование финансовых и других ресурсов библиотеки. Реклама и "паблик рилейшнз" позволяют формировать спрос на библиотечные услуги, сориентировать его на пользователя, который не знает, какие из его потребностей могут удовлетворить услуги, предложенные библиотекой; содействовать повышению общего имиджа библиотеки. Структурные преобразования необходимы для удовлетворения информационных и культурных потребностей пользователей. Контроль и управление маркетингом позволяет своевременно реагировать на ход внедрения маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников :

  1. Басов С.А. Методологическое значение цели в исследовании библиотечной деятельности // Вопросы управления библиотечными системами. - Л., 1986. - С.46-64.
  2. Библиотечное дело: Терминол. словарь. - M.: Kнига, 1986. - С.30.
  3. Дворкина, М.Я. Зачем нужна библиотечная реклама? /М.Я. Дворкина // Сов. библиотековедение. – 1992. - № 2. – С.86 – 91.
  4. Клюев, В.К. Маркетинг в управлении библиотекой: учеб. пособие/ В.К. Клюев, Е.М. Ястребова. – М.: МГУК, 1995. – 132 с.
  5. Клюев В.К. Маркетинговая деятельность публичных библиотек [Электронный ресурс]/ В.К.Клюев. – Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/navigator/recommended/modernization.php
  6. Котлер, Ф. Основы маркетинга/Ф.Котлер. – Новосибирск: Наука, 1992. – 736 с.
  7. Крупенин, О.А. Дилеммы библиотечного маркетинга [Электронный ресурс] / Крупенин О.А., Суслова И.М. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2001/9/f09_02.htm
  8. Новиков, С.В. Методологические основы экономики библиотечного дела / С. В. Новиков // Экономические аспекты библиотечной деятельности: сб. науч. тр.  — Л.: ГПНТБ, 1977. — С. 32—56
  9. Самохина, М.М. Библиотечная социология и библиотечный маркетинг /М.М.Самохина //Библиотековедение. – 1994. - №2. – С.33 – 42.
  10. Суслова, И. М. Библиотека в системе некоммерческого маркетинга [Электронный ресурс] /И.М. Суслова . – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2004/316.pdf
  11. Феофанов, Олег Александрович    Реклама: новые технологии в России / Олег Феофанов. - СПб. и др. : Питер, 2000. - 376, [1] с. - (Маркетинг для профессионалов).
  12. Шадрина, Ж.С. Основы экономики библиотечной деятельности: учеб. пособие / Ж.С. Шадрина / ЛГИК. — Л., 1983. — 64 с.

 


Информация о работе Маркетинговая деятельность в библиотеке