Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:38, реферат
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного
труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в
совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
1. Введение………………………………………….….……………………………………………………………………………………………2
2. Понятие массовая и элитарная культура ………. ………………………………………………………………………………3
3. Основные проявления и направления
массовой культуры нашего времени ………………………………………………………………………………………………….6
4. Жанры массовой культуры ……………………………………………………………………………………………………………. 9
5. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам……………………………………………..……..………10
Влияние времени……………………………………………………………………………………………………………………….…… 10
Лексикон или словарь …………………………………………………………………………………………………………………… 11
Авторство………………………………… ……………………………………………………………………………………………………….11
6. Заключение…………………………………………. ………………………………………………………………………………………14
7. Литература………………………………………….. ………………………………………………………………………………………15
Министерство
общего и профессионального
Московский
Государственный Технический
Реферат
МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Выполнен студентом
г. Москва,2012г.
С О Д Е Р Ж А Н
И Е
1. Введение………………………………………….….………
2. Понятие массовая и
элитарная культура ………. ………………
3. Основные проявления и направления
массовой культуры
нашего времени ………………………………………
4. Жанры массовой культуры
………………………………………………………………………………
5. Взаимосвязи между массовой
и элитарной культурам……………………………………………..……
Влияние времени……………………………………
Лексикон или словарь
………………………………………………………………………………
Авторство…………………………………
………………………………………………………………………………
6. Заключение………………………………………….
………………………………………………………………………………
7. Литература…………………………………………..
………………………………………………………………………………
1. Введение. История эволюции понятия "Культура". Основные понятия.
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности,
труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в
совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности
людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура
политики и другие).
Само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли со
второй половины
отождествление культуры
с формами духовного и
общества и человека. Просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго) сводили
содержание культурно-
разума.
Первоначально понятие
культуры подразумевало
природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой
классической философии культура - это область духовной свободы человека.
Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры,
располагающихся в определенной исторической последовательности и
образующих единую
линию духовной эволюции
В конце XIX - начале XX века сложившаяся эволюционная концепция культуры
была подвергнута критике. В культуре стали видеть прежде всего
специфическую систему
ценностей, размещающихся по
организации общества.
В начале XX века широкую
известность получила
цивилизаций - замкнутых и самодостаточных культурных организмов,
проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой
концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая
рассматривалась как
последний этап развития
Антисистема - категория новая в гуманитарном знании. Понятие антисистемы
предложил Лев Гумилев.
Он уделил много внимания
явлению. Ему посвящена
заключительная глава
"Этногенез и биосфера Земли", значительная часть главы "Этногенез и
культурогенез" работы "География этноса в исторический период" [2].
В некоторых других концепциях критика культуры, начатая Руссо,
доводилась до полного ее отрицания, выдвигалась идея "природной
антикультурности" человека, а любая культура - это средство подавления и
порабощения человека (Ницше).
Мертон использовал
понятие культуры для
как органичной части
социальной системы,
упорядоченности и
управляемости (структурно-
В современных условиях
многие западные социологи
невозможности
находит отражение
в теориях полицентризма,
Запада и Востока.
Сегодня многообразие
типов культуры можно
многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на
социо-культурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура
отдельного общества, города, акцент на субкультурах.
В рамках же отдельного общества можно выделить:
высокую (элитарную)
народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень
образованности индивидов и
массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.
Рассматривая субкультуры,
предварительно необходимо
субкультуры, которые противостоят культуре данного общества.
Понятие массовая и
элитарная культура на
информации
)
Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или лучше —
элитарной. Причем по разным оценкам потребителями элитарной культуры в
Европе на протяжении
нескольких веков остается
доля населения — что-то около одного процента. Именно массовая культура
— индикатор многих
сторон жизни общества и
пропагандист и организатор его, общества, настроений.
Внутри массовой культуры
существует своя иерархия
персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки,
драка за место у престола.
Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной
лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью.
Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту
условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного
отделения только следуют из количественного фактора.
Музыка Моцарта в
зале филармонии остается
та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова
мобильного телефона,— явление культуры массовой.
Итак, в отношении субъекта творчества - восприятия можно выделить
народную культуру, элитарную и массовую (см.: массовая культура). При
этом народная культура находится практически в стадии музеефикации -
консервации или превращается в сувенирный бизнес.
Элитарность и массовость имеют равное отношение как к феноменам
Культуры. В самой массовой культуре можно выделить, например, стихийно
складывающуюся культуру
под воздействием массы
культуру тоталитарную, навязанную массам тем или иным тоталитарным
режимом (советским в СССР, нацистским в Германии) и всячески
поддерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной
из главных разновидностей такого искусства.
Возможна также фиксация внимания на функционировании и модификации
традиционных видов искусства и появлении новых. К последним относятся
фотоискусство, кино, телевидение, видео-, различные виды электронных
искусств, компьютерное искусство и их всевозможные взаимо-соединения и
комбинации.
)
Массовая культура
Специфической чертой ХХ в. было распространение массовой культуры, в
основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. В этом
смысле массовой культуры в ХIХ в. и ранее не было — газеты, журналы,
цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот все, чем располагали
город и деревня. Вспомним, как важна была газета для творческой
лаборатории Достоевского. Интересно, как бы изменилось его творчество,
живи он в середине ХХ в. — в эпоху радио, кино и телевидения с их
разветвленной системой
жанров и новостей через
бесчисленных газет и журналов, видео, компьютером и Интернетом,
телефоном, рекламой, авторской песней, блатным фольклором, детскими
страшилками, анекдотом, комиксами, джазом, роком, поп-музыкой,
матрешками, лозунгами,
троллейбусами, самолетами и
Цель массовой культуры
Для чего нужна массовая культура? Для того же, для чего нужны два
полушария в человеческом мозгу. Для того, чтобы осуществлять принцип
дополнительности , когда нехватка информации в одном канале связи
заменяется избытком ее в другом.
Именно таким образом
массовая культура
фундаментальной культуре. (Еще одно понятие - откуда взялось?) Именно
поэтому эта культура была так нужна Достоевскому — прообразу культурного
деятеля ХХ в. - Я бы и этот абзац убрала.
Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм . Если
модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то
массовая культура оперирует предельно простой, отработанной
предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде
преобладает установка на новое как основное условие их существования, то
массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на
среднюю языковую
она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской
аудитории.
Можно сказать поэтому,
что массовая культура
благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству
источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических
демократий. Известно, что
наиболее развитой является
наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом,
этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное
—в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует
деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется
массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит
парадоксально, но это так.
(Источник: А.Я.Флиер ‘МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ‘)
Массовая культура, будучи
одним из самых ярких
социокультурного бытия
современных развитых
сравнительно малоосмысленным
феноменом с точки зрения
культуры. Интересные
теоретические основания
функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние
годы Э.Орловой [4]. В соответствии с ее концепцией в морфологическом
строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры,
осваиваемой человеком
в процессе его общей
проживания (прежде всего
в процессах воспитания и
специализированной культуры,
освоение которой требует
(профессионального)
двумя областями с
функцией транслятора
специализированной культуры
к обыденному сознанию
массовая культура. Подобный подход к феномену массовой культуры
представляется весьма эвристичным.
Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда,
социальной стратификации в человеческих коллективах и сложения первых
городских цивилизаций
возникла и соответствующая
культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей,
связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными
благами, а также
формирующейся идеологии и
престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры стали
называть социальными субкультурами.
Нам достаточно выделить
лишь несколько основных
(сословных) субкультур, объединяющих
большие группы людей в