Массовая и элитарная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:38, реферат

Описание работы

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного
труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в
совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Содержание работы

1. Введение………………………………………….….……………………………………………………………………………………………2

2. Понятие массовая и элитарная культура ………. ………………………………………………………………………………3

3. Основные проявления и направления
массовой культуры нашего времени ………………………………………………………………………………………………….6

4. Жанры массовой культуры ……………………………………………………………………………………………………………. 9

5. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам……………………………………………..……..………10

Влияние времени……………………………………………………………………………………………………………………….…… 10

Лексикон или словарь …………………………………………………………………………………………………………………… 11
Авторство………………………………… ……………………………………………………………………………………………………….11
6. Заключение…………………………………………. ………………………………………………………………………………………14
7. Литература………………………………………….. ………………………………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Реферат, Культура.docx

— 49.01 Кб (Скачать файл)

Министерство  общего и профессионального образования  РФ

Московский  Государственный Технический Университет  им. Н.Э.Баумана

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

МАССОВАЯ  И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

 

 

 

Выполнен студентом

                                                                                        Проверила

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва,2012г.

 

 С О Д Е Р Ж А Н И Е                                                                                                                                               СТР.

 

1. Введение………………………………………….….……………………………………………………………………………………………2

 

2. Понятие массовая и  элитарная культура ………. ………………………………………………………………………………3

 

3. Основные проявления  и направления 

 массовой культуры  нашего времени ………………………………………………………………………………………………….6

 

4. Жанры массовой культуры  ……………………………………………………………………………………………………………. 9

 

5. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам……………………………………………..……..………10

 

 Влияние времени……………………………………………………………………………………………………………………….…… 10

 

 Лексикон или словарь  …………………………………………………………………………………………………………………… 11

 Авторство…………………………………  ……………………………………………………………………………………………………….11

6. Заключение…………………………………………. ………………………………………………………………………………………14

7. Литература………………………………………….. ………………………………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение. История эволюции  понятия "Культура". Основные  понятия.

 

 Культура - это специфический  способ организации и развития  человеческой

 жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного

 труда, в системе  социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в

 совокупности отношений  людей к природе, между собой  и к самим себе.

 

 Культура характеризует  особенности сознания, поведения  и деятельности

 людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура

 политики и другие).

 

 Само слово культура  вошло в обиход европейской  социальной мысли со

 второй половины восемнадцатого  века. Для буржуазной философии  характерно

 отождествление культуры  с формами духовного и политического  саморазвития

 общества и человека. Просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго)  сводили

 содержание культурно-исторического  процесса к развитию человеческого

 разума.

 Первоначально понятие  культуры подразумевало воздействие  человека на

 природу, а также  воспитание и обучение самого  человека. В немецкой

 классической философии  культура - это область духовной  свободы человека.

 Признавалось множество  своеобразных типов и форм  развития культуры,

 располагающихся в определенной исторической последовательности и

 образующих единую  линию духовной эволюции человека.

 

 В конце XIX - начале XX века сложившаяся эволюционная  концепция культуры

 была подвергнута критике.  В культуре стали видеть прежде всего

 специфическую систему  ценностей, размещающихся по их  роли в жизни и

 организации общества.

 

 В начале XX века широкую  известность получила концепция  "локальных"

 цивилизаций - замкнутых  и самодостаточных культурных  организмов,

 проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой

 концепции характерно  противопоставление культуры и  цивилизации, которая

 рассматривалась как  последний этап развития данного  общества.

 

 Антисистема - категория  новая в гуманитарном знании. Понятие антисистемы

 предложил Лев Гумилев.  Он уделил много внимания этому  историческому

 явлению. Ему посвящена  заключительная глава основного  трактата Гумилева

"Этногенез и биосфера  Земли", значительная часть главы  "Этногенез и

 культурогенез" работы "География этноса в исторический период" [2].

 

 В некоторых других  концепциях критика культуры, начатая  Руссо,

 доводилась до полного ее отрицания, выдвигалась идея "природной

 антикультурности" человека, а любая культура - это средство подавления и

 порабощения человека (Ницше).

 

 Мертон использовал  понятие культуры для обозначения  системы ценностей

 как органичной части  социальной системы, определяющей  степень ее

 упорядоченности и  управляемости (структурно-функциональный  анализ).

 

 В современных условиях  многие западные социологи приходят  к выводу о

 невозможности последовательного  проведения идеи единой культуры. Это

 находит отражение  в теориях полицентризма, исконной  противоположности

 Запада и Востока. 

 

 Сегодня многообразие  типов культуры можно рассматривать  в двух аспектах:

 многообразие: культура  в масштабах человечества, акцент  на

 социо-культурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура

 отдельного общества, города, акцент на субкультурах.

 

 В рамках же отдельного  общества можно выделить:

 

 высокую (элитарную) 

 

 народную (фольклорную)  культуру, в их основе - различный  уровень

 образованности индивидов  и 

 

 массовую культуру, к  формированию которой привело  активное развитие СМИ.

 

 

 Рассматривая субкультуры,  предварительно необходимо отделить  те

 субкультуры, которые  противостоят культуре данного  общества.

 

 Понятие массовая и  элитарная культура на основании  трех источников

 информации

 

)

 

 

 

 Массовая культура  формирует иную, ту, что называют  высокой, или лучше —

 элитарной. Причем по  разным оценкам потребителями  элитарной культуры в

 Европе на протяжении  нескольких веков остается примерно  одна и та же

 доля населения —  что-то около одного процента. Именно массовая культура

 — индикатор многих  сторон жизни общества и одновременно  коллективный

 пропагандист и организатор  его, общества, настроений.

 

 Внутри массовой культуры  существует своя иерархия ценностей  и иерархия

 персон. Взвешенная система  оценок и, наоборот, скандальные  потасовки,

 драка за место у  престола.

 

 Массовая культура  — это часть общей культуры, отделенная от элитарной

 лишь большим количеством  потребителей и социальной востребованностью.

 Эта определенность  не строга, более того, объекты  переходят через эту

 условную границу довольно  часто. Все остальные признаки  подобного

 отделения только следуют  из количественного фактора. 

 

 Музыка Моцарта в  зале филармонии остается явлением  элитарной культуры, а

 та же мелодия в  упрощенном варианте, звучащая как  сигнал вызова

 мобильного телефона,—  явление культуры массовой.

 

 Итак, в отношении субъекта  творчества - восприятия можно выделить

 народную культуру, элитарную  и массовую (см.: массовая культура). При

 этом народная культура находится практически в стадии музеефикации -

 консервации или превращается  в сувенирный бизнес.

 

 Элитарность и массовость  имеют равное отношение как  к феноменам

 Культуры. В самой массовой  культуре можно выделить, например, стихийно

 складывающуюся культуру  под воздействием массы внешних  факторов:

 культуру тоталитарную, навязанную массам тем или  иным тоталитарным

 режимом (советским  в СССР, нацистским в Германии) и всячески

 поддерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной

 из главных разновидностей  такого искусства. 

 

 Возможна также фиксация  внимания на функционировании  и модификации

 традиционных видов  искусства и появлении новых. К последним относятся

 фотоискусство, кино, телевидение,  видео-, различные виды электронных

 искусств, компьютерное  искусство и их всевозможные  взаимо-соединения и

 комбинации.

 

)

 

 Массовая культура

 

 Специфической чертой  ХХ в. было распространение  массовой культуры, в

 основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. В этом

 смысле массовой культуры в ХIХ в. и ранее не было — газеты, журналы,

 цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот все,  чем располагали

 город и деревня.  Вспомним, как важна была газета  для творческой

 лаборатории Достоевского. Интересно, как бы изменилось  его творчество,

 живи он в середине  ХХ в. — в эпоху радио,  кино и телевидения с их

 разветвленной системой  жанров и новостей через каждые  полчаса,

 бесчисленных газет  и журналов, видео, компьютером  и Интернетом,

 телефоном, рекламой, авторской  песней, блатным фольклором, детскими

 страшилками, анекдотом,  комиксами, джазом, роком, поп-музыкой,

 матрешками, лозунгами,  троллейбусами, самолетами и спутниками?

 

 Цель массовой культуры

 

 Для чего нужна массовая  культура? Для того же, для чего  нужны два

 полушария в человеческом  мозгу. Для того, чтобы осуществлять принцип

 дополнительности , когда нехватка информации в одном канале связи

 заменяется избытком  ее в другом.

 

 Именно таким образом  массовая культура противопоставляется

 фундаментальной культуре. (Еще одно понятие - откуда взялось?) Именно

 поэтому эта культура  была так нужна Достоевскому  — прообразу культурного

 деятеля ХХ в. - Я бы и этот абзац убрала.

 

 Для массовой культуры  характерен антимодернизм и антиавангардизм . Если

 модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то

 массовая культура  оперирует предельно простой,  отработанной

 предшествующей культурой  техникой. Если в модернизме и  авангарде

 преобладает установка  на новое как основное условие  их существования, то

 массовая культура  традиционна и консервативна.  Она ориентирована на

 среднюю языковую семиотическую  норму, на простую прагматику, поскольку

 она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской

 аудитории.

 

 Можно сказать поэтому,  что массовая культура возникла  в ХХ в. не только

 благодаря развитию  техники, приведшему к такому  огромному количеству

 источников информации, но и благодаря развитию и  укреплению политических

 демократий. Известно, что  наиболее развитой является массовая  культура в

 наиболее развитом  демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом,

 этим символом всевластия  массовой культуры. Но важно и  противоположное

 —в тоталитарных обществах  она практически отсутствует,  отсутствует

 деление культуры на  массовую и элитарную. Вся культура объявляется

 массовой, и на самом  деле вся культура является  элитарной. Это звучит

 парадоксально, но это  так.

 

 (Источник: А.Я.Флиер ‘МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ‘)

 

 Массовая культура, будучи  одним из самых ярких проявлений

 социокультурного бытия  современных развитых сообществ,  остается

 сравнительно малоосмысленным  феноменом с точки зрения общей  теории

 культуры. Интересные  теоретические основания исследования  социальных

 функций культуры (и  в том числе массовой) были  разработаны в последние

 годы Э.Орловой [4]. В соответствии с ее концепцией в морфологическом

 строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры,

 осваиваемой человеком  в процессе его общей социализации  в среде

 проживания (прежде всего  в процессах воспитания и общего  образования), и

 специализированной культуры, освоение которой требует специального

(профессионального) образования.  Промежуточное положение между  этими

 двумя областями с  функцией транслятора культурных  смыслов от

 специализированной культуры  к обыденному сознанию человека  и занимает

 массовая культура. Подобный  подход к феномену массовой  культуры

 представляется весьма  эвристичным.

 

 Со времени разложения  первобытного общества, начала разделения  труда,

 социальной стратификации  в человеческих коллективах и  сложения первых

 городских цивилизаций  возникла и соответствующая дифференциация

 культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей,

 связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными

 благами, а также  формирующейся идеологии и символики  социальной

 престижности. Эти дифференцированные  сегменты общей культуры стали

 называть социальными  субкультурами. 

 

 Нам достаточно выделить  лишь несколько основных социально-классовых

(сословных) субкультур, объединяющих  большие группы людей в соответствии

Информация о работе Массовая и элитарная культура