Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:38, реферат
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного
труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в
совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
1. Введение………………………………………….….……………………………………………………………………………………………2
2. Понятие массовая и элитарная культура ………. ………………………………………………………………………………3
3. Основные проявления и направления
массовой культуры нашего времени ………………………………………………………………………………………………….6
4. Жанры массовой культуры ……………………………………………………………………………………………………………. 9
5. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам……………………………………………..……..………10
Влияние времени……………………………………………………………………………………………………………………….…… 10
Лексикон или словарь …………………………………………………………………………………………………………………… 11
Авторство………………………………… ……………………………………………………………………………………………………….11
6. Заключение…………………………………………. ………………………………………………………………………………………14
7. Литература………………………………………….. ………………………………………………………………………………………15
с их ролью и функциями
в производстве средств
существования человека, в поддержании или нарушении социальной
организации и регуляции жизни общества (порядка).
Прежде всего, речь идет о субкультуре сельских производителей,
называемой народной (в социально-демографическом плане), или
этнографической (в плане наибольшей концентрации соответствующих
специфических черт).
Несколько иные функции имеет субкультура городских производителей,
которая на заре цивилизации формировалась как ремесленно-торговая, а
позднее стала называться буржуазной (бюргерской), промышленной,
пролетарской, постбуржуазной (социалистической) и т.п., хотя
функционально оставалась той же самой.
Третья социальная субкультура – элитарная. Под этим словом обычно
подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность
культурной продукции. Но это не самая важная черта элитарной
субкультуры. Ее главная функция – производство социального порядка (в
виде права, власти, структур социальной организации общества и
легитимного насилия в интересах поддержания этой организации), а также
обосновывающей этот порядок идеологии (в формах религии, социальной
философии и политической
мысли). Элитарную субкультуру
высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей – шаманов,
жрецов и т.п., очевидно,
является наидревнейшим
профессиональным
личности (любовь к власти, богатству и славе считается "нормальной"
психологией любой элиты). Разрыв между обыденной и специализированной
составляющими этой социальной субкультуры так же, как и в буржуазной
субкультуре, до недавнего времени был не очень велик. Усвоенные с
детства знания и
навыки аристократического
позволяли без
офицера, придворного, чиновника любого ранга, да и монарха. Пожалуй,
лишь функции
ситуация продержалась в Европе до XVIII-XIX веков, когда элитарная
субкультура начала сливаться с буржуазной, превращаясь в высший слой
последней. Одновременно
существенно возросли
профессиональной
привело к возникновению соответствующих учебных заведений (военных,
дипломатических, политико-
3. Основные проявления
и направления массовой
(Источник: А.Я.Флиер МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ)
Среди основных проявлений
и направлений массовой
можно выделить следующие:
индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей,
игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского
потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации,
технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующие цели
явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания
детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной
и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений,
закладывающих основы базовых ценностных установок, официально
пропагандируемых в данном обществе;
массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками
"субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний,
философских и религиозных представлений об окружающем мире, к
историческому
людей, к принятым
в сообществе ценностным
стандартизирует
типовых программ и
редуцирует транслируемые
детского сознания и понимания;
средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие
широким слоям населения текущую актуальную информацию,
"растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий,
суждений и поступков
деятелей из различных
общественной практики
и интерпретирующие эту
ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически
манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем
или иным проблемам в интересах своего заказчика (при этом в принципе не
исключается возможность существования неангажированной журналистики,
хотя практически это такая же нелепость, как и "независимая армия");
система национальной (государственной) идеологии и пропаганды,
"патриотического" воспитания и пр., контролирующая и формирующая
политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп
(например, политико-воспитательная работа с военнослужащими),
манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая
политическую благонадежность и желательное электоральное поведение
граждан, "мобилизационную готовность" общества к возможным военным
угрозам и политическим потрясениям и т.п.;
массовые политические движения (партийные и молодежные организации,
манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и
т.п.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью
вовлечения в политические
акции широких слоев населения,
своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего
смысл предлагаемых политических программ, на поддержку которых людей
мобилизуют методом
нагнетания политического,
религиозного и иного психоза;
массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический
"патриотизм", социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и
паранаучные учения и движения, экстрасенсорика, "кумиромания",
"шпиономания", "охота на ведьм", провокативные "утечки информации",
слухи, сплетни и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций
человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных
оппозиций ("наши – не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных
причинно-следственных
связей между явлениями и
простым и, как правило, фантастическим объяснениям (мировой заговор,
происки иностранных спецслужб, "барабашки", инопланетяне и пр.),
партикуляризирующая сознание (абсолютизирующее единичное и случайное,
игнорируя при этом типичное, статистически преобладающее) и т.п. Это в
конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным
рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем,
дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую
художественную культуру (практически по всем видам литературы и
искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры),
массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до
эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков),
структуры по проведению
организованного
(соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды
массовых шоу. Здесь
потребитель, как правило,
пассивного зрителя (слушателя), но и постоянно провоцируется на активное
включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее (порой
не без помощи допинговых стимуляторов), что является во многих
отношениях эквивалентом все той же "субкультуры детства", только
оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового
потребителя. При этом
используются технические
мастерство "высокого" искусства для предачи упрощенного,
инфантилизированного смылового и художественного содержания,
адаптированного к невзыскательным вкусам, интеллектуальным и
эстетическим запросам
массового потребителя.
культура достигает
эффекта психической
специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального,
физиологического, т.е.
действуя по принципу
его смысловых "перевертышей". Для этой культуры характерно тиражирование
уникального, культурно значимого и сведение его к
обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и
т.п. (опять-таки на основе карнавального принципа профанирования
сакрального);
индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и
исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое
физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а
также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических,
парфюмерных и косметических
услуг для исправления
помимо объективно
необходимой физической
организма, дает индивиду возможность "подправить" свою внешность в
соответствии с актуальной модой на тип имиджа, со спросом на типажи
сексуальных партнеров, укрепляет человека не только физически, но и
психологически (поднимает его уверенность в своей физической
выносливости, гендерной конкурентоспособности и т.п.);
индустрия интеллектуального и эстетического досуга ("культурный" туризм,
художественная
эстетически развивающие
кружки по интересам,
собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было,
научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что
попадает под определение "научно-популярное", интеллектуальные игры,
викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным
знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую
"гуманитарную эрудицию" у населения, актуализирующая взгляды на
торжество просвещенности и гуманности, на "исправление нравов"
посредством эстетического воздействия на человека и т.п., что вполне
соответствут еще сохраняющемуся в культуре западного типа
"просвещенческому" пафосу "прогресса через знание";
система организации,
стимуляции и управления
вещи, услуги, идеи как
индивидуального, так и
(реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формулирующая в общественном
сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни,
интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам
моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в
ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и модели
поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, кулинарные
предпочтения, превращающая процесс безостановочного потребления
социальных благ в
самоцель существования
разного рода игровые
комплексы от механических
электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной
реальности, развивающие
определенного рода
человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно
недостаточных и к выбору в информационно избыточных ситуациях, что
находит применение как в программах подготовки определенных специалистов
(летчиков, космонавтов), так
и в общеразвивающих и
целях:
всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и
иные банки информации, специальных знаний, публичные библиотеки,
"Интернет" и т.п., расчитанные не на подготовленных специалистов в
соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей "с улицы",
что также развивает просвещенческую мифологему о компактных и популярных
по языку изложения компендиумах социально значимых знаний
(энциклопедиях), а по существу возвращает нас к средневековому принципу
"реестрового" построения знания (3).
4.Жанры массовой культуры
Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть
занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и
деньги, затраченные на
нее, давали прибыль.
жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая
фактура продуктов массовой культуры. может быть примитивной с точки