Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:38, реферат
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного
труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в
совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
1. Введение………………………………………….….……………………………………………………………………………………………2
2. Понятие массовая и элитарная культура ………. ………………………………………………………………………………3
3. Основные проявления и направления
массовой культуры нашего времени ………………………………………………………………………………………………….6
4. Жанры массовой культуры ……………………………………………………………………………………………………………. 9
5. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам……………………………………………..……..………10
Влияние времени……………………………………………………………………………………………………………………….…… 10
Лексикон или словарь …………………………………………………………………………………………………………………… 11
Авторство………………………………… ……………………………………………………………………………………………………….11
6. Заключение…………………………………………. ………………………………………………………………………………………14
7. Литература………………………………………….. ………………………………………………………………………………………15
зрения элитарной
сделанной, а наоборот, в своей примитивности она должна быть
совершенной — только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало
быть, коммерческий успех.. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с
интригой и перипетиями
и, что самое главное, —
жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры
четко разграничены, и их не так много. Главные из них: детектив,
триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или как его называют
последнее время, «чиллер» (от англ. chill — дрожать от страха),
фантастика, порнография.
Каждый жанр является
своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать,
особенно в кино, где
производство сопряжено с
финансовых вложений.
Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой
культуры должны обладать
жестким синтаксисом —
при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать
глубокий смысл.
В ХХ в. массовая культура заменила фольклор, который тоже в
синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это
показал в 1920-х гг. В. Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и
показавший, что в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая
структурная схема, которую можно формализовать и представить в
логических символах .
Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Зачем это
нужно? Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и
ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован.
Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть
захватывающим и опасным.
Поэтому сюжеты внутри
часто повторяются.
Повторяемость — это свойство мифа - в этом глубинное родство массовая и
элитарной культуры, которая в ХХ в. волей-неволей ориентируется на
архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя
отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы
воскресает в другом,
как умирали и воскресали
боги. Кинозвезды ведь
и есть боги современного
Разновидностью текстов
массовой культуры являются
главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в
массовое сознание, что продуцируют интертексты , но не в себе самих, а в
окружающей реальности . Так, наиболее известные культовые тексты
советского кино —
«Чапаев», «Адъютант его
«Семнадцать мгновений
весны» — провоцировали в
бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про
Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры. формируют вокруг
себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты
про Чапаева и Штирлица
являются частью внутренней
текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми,
элементами повседневной жизни языка.
Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена
сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может.
Случается правда, какой-либо
модернистский или
такой степени осваивается
фундаментальной культурой,
штампом. Тогда он может использоваться текстами массовой культуры. В
качестве примера можно привести знаменитые советские кинематографические
афиши, где на переднем плане изображалось огромное лицо главного героя
фильма, а на заднем
плане маленькие человечки
мельтешили (в зависимости от жанра). Это изменение, искажение пропорций
— штамп сюрреализма.
Но массовым сознанием он
реалистический ,хотя все знают, что головы без тела не бывает, и что
такое пространство, в сущности, нелепо.
Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами
(Источник: А.Я.Флиер МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ)
Я полагаю, что традиционное противопоставление народной и элитарной
субкультур с точки
зрения осмысления их
совершенно неубедительным. Оппозицией народной (крестьянской)
субкультуре представляется городская (буржуазная), а контркультурой по
отношению к элитарной
(культуре эталонов
криминальная (культура социального беспорядка). Разумеется, невозможно
население какой-либо страны полностью "расписать" по тем или иным
социальным субкультурам. Определенный процент людей по разным причинам
всегда находится в промежуточном состоянии либо социального роста
(перехода из сельской субкультуры в городскую или из буржуазной в
элитарную), либо социальной деградации ("опускаясь" из буржуазной или
элитарной "на дно" в криминальную).
5.1. Влияние времени
Первый из них связан с течением времени. Джером Джером в своей книге
“Трое в лодке, не считая собаки” писал: “Ведь все теперешние сокровища
искусства три-четыре
века тому назад были
повседневного обихода. Я часто спрашиваю себя, действительно ли красивы
старинные суповые
тарелки, пивные кружки и
свечей, которые мы так высоко ценим, или только ореол древности придает
им прелесть в наших глазах. Старинные синие тарелки, украшающие теперь
стены наших комнат, несколько столетий тому назад были самой обычной
домашней утварью, а розовые пастушки и желтенькие пастушки, которыми с
понимающим видом
скромно стояли на камине, никем не замечаемые, и матери давали их
пососать своим плачущим младенцам”.
Заурядные произведения
массовой литературы
вырванные из контекста, превращаются в произведения высокой культуры,
будучи правильно введенными
в контекст современного
происходит и с вполне
утилитарными произведениями
двадцатых годов.
И второе: во многих
школах “Преступление и
детектив — элитарная культура, вернее, ее образы легко превращаются в
образы масс-культа, так происходит с героями классической литературы,
становящимися героями
самого народного жанра —
и с литературными сюжетами — например, с историей про то, “как один
студент двух бабок замочил”.
Рубрика предполагает публикацию ряда статей, которым можно было бы дать
общий заголовок — “Лексикон массовой культуры”, и начнем мы с понятия
“лексикон”.
5.2. Лексикон или словарь
"Слов модных полный лексикон"
А. С. Пушкин
Лексикон, словарь — вот то, что объединяет людей и мнения. Более того,
именно Лексикон определяет суть высказывания. Иногда даже понятие
“дискурс”, то есть, по Ж.-К. Коке, “сцепление структур значения,
обладающих собственными правилами комбинации и трансформации”*,
используется не в качестве понятия “стиль”, а в качестве понятия
“словарь”.
Один из самых успешных
романов последнего времени
словарь”. Он успешен не только потому, что Милорад Павич предложил новый
метод чтения, не только потому, что роман набит под завязку
парадоксальными метафорами и оснащен детективной интригой и мистикой. Он
популярен еще и потому, что автор угадал тягу современного читателя к
словарю.
Словарь есть пересказ окружающего мира, сведение беспорядка и
разнообразия к алфавитному
порядку. Словарь есть
формализация восприятия.
Именно массовая, но
не элитарная культура
отражаемого, упрощению технологии высказывания.
Словарь, устаревшее название которого — Лексикон, создает идеальный
способ чтения — постоянное (и бесконечное) перечитывание. Тот баланс
между ожидаемым и новым, который приносит успех произведениям массовой
культуры, в словаре присутствует по определению.
А сама актуальная культура создает собственный Лексикон. Обычные слова
становятся архетипическими
понятиями в разговоре о
Примеры: Шпион — совсем не то, что разведчик. Магическое сочетание
“виртуальная реальность” объясняет все и в то же время ничего. Деньги в
массовой литературе значат совсем не то, что в обыденной жизни. Они
превращаются в символ, в двигатель сюжета и вместе с тем становятся все
более и более абстрактными.
Круг замыкается. Надо создавать новый словарь
5.3. Авторство
Понятие Автора —
одно из ключевых понятий
нечто иное, чем, скажем,
“писатель” в традиционном
того, что к массовому
искусству причисляют
драматург попадает в эту интуитивно создаваемую обойму, если по его
пьесе ставится фильм,
причем роль Автора от
в сценариста, переходит к режиссеру. Мало кто знает сценаристов
знаменитых “Титаника”
и “Терминатора”. Зритель
интереснее — массово-
Сценарист буквально остается за кадром.
В литературе ситуация упрощена. Существует Автор книги. Автор массовой
книги — это тот, кем эта книга подписана, а вовсе не тот, кем эта книга
написана. Еще во времена
Дюма обсуждался институт
Имена их безвестны.
Имена их нанимателей
Автор в массовой литературе — прежде всего торговая марка. Иногда это
коллективный псевдоним, что случается сплошь и рядом, а иногда —
организатор производства валовой печатной продукции.
Количество названий книг, выпущенных Барбарой Картленд,— несколько
сотен, почти тысяча. Именно названий — то есть это разные книги. Другое
дело, что это всегда любовные романы, часто с уклоном в историю,
однотипные, предсказуемые, дающие читателю вполне предсказуемые
ощущения. Но этот коммерческий
процесс не может
человеком, тут требуется
аппарат: группа продвижения
товара на рынок
— система литературных
Требуется и аппарат помощников — секретарей, внутренних редакторов,
переписчиков, людей, собирающих информацию в библиотеках и поставляющих
тот самый исторический колорит, который в любовных романах выглядит, как
пакетик специй, вложенный
в однотипные упаковки
Именно этот пакетик
и создает покупательский
“вермишель с грибами” от “вермишели с курицей”.
Так Автор превращается в торговую марку. Потому что на рынок выходит не
книга, содержащая на
последней странице длинный
производителей, а книга, имеющая на обложке одно имя. В этом смысле
“Братья Стругацкие” не два писателя, а один. Понятно, что сотрудники
Автора могут не
только собирать материалы,
расшифровывать надиктованные
Автором магнитофонные кассеты,
писать фрагменты текста, а то и всю книгу. Этика коммерческих отношений
уже снимает пленку
унижения с понятия “
становится просто
работой. Конечно, марки
отвечает за конечный результат — текст, если он относится к нему
придирчиво, как Макдоналдс к своей майонезной и булочной продукции,— это
одно. Если фабрика
поставляет продукт
руководителя не смущает,
что к качественному мясу
свалившаяся в мясорубку,— тут дело другое. То есть на современном
литературном рынке присутствуют как “Запорожцы”, так и “Мерседесы”.
Но в жизни Автора есть и иное обстоятельство.
Происходит настоящая гибель Автора (именно “гибель автора”, а не “смерть
автора” — не путать с известной статьей Барта шестьдесят восьмого). По
Барту, смерть Автора заключается в том, что текст не имеет единственного
автора, состоит из ссылок, а авторство коллективно. Действительно,
настоящий Автор появился в литературе только в новое время (в