Массовые праздники как форма КММ и ТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Массовый праздник предполагает одновременное возникновение многочисленных очагов действия, причем участники сами выбирают интересный для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание на одном определенном объекте, имеющем в данный момент решающее значение.

Содержание работы

Введение.
Массовые праздники как форма КММ и ТП.
Фестивали народного творчества.
Идейно-тематический, композиционный анализ сценария массового праздника.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная Сценарное мастерство.docx

— 88.59 Кб (Скачать файл)

К данной категории фестивалей относятся и музыкальные, которые в свою очередь подразделяются на:

- монографические (посвящены  музыке одного композитора, группы);

- тематические (посвящены  определенной эпохе, жанру или  стилистическому направлению);

- фестивали творчества, исполнительского  искусства (как профессионального, так и самодеятельного творчества)[34, с.112].

Художественный контекст, который является для любого фестиваля доминирующим, во времена нормативного, идеологизированного управления художественными процессами, оказывался едва ли не второстепенным и вспомогательным по отношению к политическим установкам на создание видимости реальности, интернациональности, народности и партийности советской многонациональной культуры. Современные художественные задачи фестивальной практики значительно более многообразны, чем банальное обрамление тех или иных партийно-политических задач, и приведенное определение для современной культурной жизни является совершенно недостаточным.

Попробуем более внимательно рассмотреть особенности фестиваля. Любой, даже самый продолжительный фестиваль, имеет четкие календарные сроки его проведения. Фестивальные мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства страны, региона, города, концертного или театрального зала. Фестиваль как культурная акция предполагает наличие своей аудитории, на которую ориентирована его художественная концепция.

Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения.

Временные характеристики каждого фестиваля определяют его статус в ряду других событий культурной жизни города, региона, страны, взаимодействие с региональной и местной экономикой и культурной инфраструктурой, объемы и источники финансирования, численность постоянно действующего оргкомитета, уровень административных расходов и т.п.

Фестиваль может функционировать и как систематически повторяемая культурная акция и как единовременная. Практика единовременных культурных акций в последние годы используется все меньше и меньше. Это фестивальные проекты, организуемые международными культурными институтами ЮНЕСКО, Международной ассоциацией детских театров. Такие фестивальные проекты не имеют четкой периодичности проведения, их организаторы стремятся каждый последующий фестиваль провести в одной из стран - членов международных институтов[38, с.72-73].

Финансирование такого рода проектов, как правило, ориентировано на следующие источники:

- гранты культурных комиссий  международных политических институтов, таких как ЮНЕСКО, Совет стран  Баренцева Евро-арктического региона;

- гранты самих культурных  организаций и средства их  национальных комитетов;

- средства национальных  комитетов.

Фестивали народного творчества дают мощный всплеск всем направлениям творческой деятельности.

Фестивали народного творчества являются важнейшей формой этнической социализации. Они создают культурную среду, дающую возможность всем этносам почувствовать свою сопричастность к современным процессам. Это и возрождения национальных обычаев, традиций, ремесел.

Фестивали выступают самым доступным способом передачи народной культуры. Способствуют не только возрождению и сохранению культуры этноса, но и консолидации общества, укреплению дружбы и взаимопонимания в республике, важным средством формирования этнической толерантности.

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни Беларуси одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, табу, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме.

Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, подлинно народного характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.

У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается "праздник". В знаменитом сборнике "Пословиц русского народа" празднику посвящено несколько десятков колоритных, емких крылатых высказываний: "У Бога всегда праздник", "Всякая душа празднику рада", "И дурак знает, что в Христов день - праздник"… (В. Даль) [19, с.43].

Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник - не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Не случайно с давних пор всякий народный праздник - не только "неработный день", но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию.

Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое "лицо". Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование народных праздников - дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.

Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей - основной, хотя и двойственный по природе, феномен народного праздника. На фестивале и празднике народного творчества, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному.

Содержание фестиваля или праздника народного творчества основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей. В подавляющем большинстве основные народные праздники всегда приурочивались к началу и завершению сельскохозяйственных работ, в которых принимал участие весь "мир". Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие - аграрным ожиданиям и достижениям, третьи - счастливым семейным датам и т. д., но все они - проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа. Общенародные праздники для многих одаренных личностей - шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия в формах нравственно-религиозной, обрядно-ритуальной, музыкально-песенной или спортивно-физической. Древним грекам праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих потребностей эстетическими средствами. Детские народные праздники - комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных типах культур детские праздники - это праздники взрослых, где детям не запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными персонажами ритуального действия. Детские праздники - не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно-просветительской программы [42, с.63].

В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного праздника (обрядовый) и определенный набор обязательных действий (ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую конструкцию. Обязательными элементами такой конструкции являются:

- "зачин" праздника (яркое  театрализованное зрелище - объявление  о начале торжества);

- "разгул" и "перелом" (воспроизведение участниками многочисленной  череды тех или иных праздничных  обрядов, делящих каждый праздник  на две половины - "до середины" и "после нее");

- "спад" (организованное  завершение праздничного гуляния  с соответствующими каждому празднику  кульминационными по содержанию  ритуалами).

Обрядовые традиции народных праздников сохранили свою воспитательную силу "по сей день" и поэтому там, где они еще используются, почти не изменили своей содержательной и организационной специфики в наши дни.

Любой народный праздник создавался в свое время и на века с позиции "рациональности", т. е. разумности. Иначе говоря, имел для народа (помимо эстетического) еще и непременное практическое значение. С одной стороны, народный праздник выполнял развлекательную функцию, а, с другой, "вооружал" молодых - подрастающее поколение - определенными жизненно-практическими знаниями и нравственными убеждениями, устойчивыми положительными эмоциями. Говоря о функционировании традиционных народных праздников в современной жизни, следует отметить, что на сегодня это проблема, так как мы чаще всего имеем дело ни с их настоящими (архаичными, аутентичными) образцами, а с восстановлением отдельных деталей, порою лишь отдаленно напоминающих свой исходный прототип.

С другой стороны, попытка, хоть и не без погрешностей, вернуть праздникам их исконное ритуальное время, возродить традиционные праздничные формы народной культуры - огромная услуга, оказываемая истории прогрессивным человечеством, своеобразный конечно, но по истине бесценный "подарок" поколений предыдущих поколениям последующим. Для поколений же настоящих - это социально-значимое (ликвидирующее дегуманизацию личности и общества) заполнение в сознании людей, возникшего в результате бесконечных государственных реформ и перестроек жизни, культурного вакуума, вызванного, по утверждению специалистов, именно исчезновением из жизни наших современников элементов традиционной народной обрядово - праздничной культуры. В этом смысле проблема рациональной организации народного праздника становится целью изучения специфики вопроса культурологами, педагогами, социологами и др. специалистами [16, с.26].

Фестивали народного творчества проводят по всему миру. К примеру, Международный Фестиваль-конкурс Фольклора в Каталонии (Festival Folclуrico de Cataluсa). Он содействует сохранению и пропаганде национальных традиций, этнической культуры различных национальностей, укреплению межнациональных связей. Международный Фестиваль Фольклора в Каталонии - это культурное мероприятие, направленное на пропаганду мира, дружбы, братских отношений и солидарности народов мира, посредством народного искусства танца и музыки, посредством богатых традиций и почитаемых народных стандартов самовыражения и общения.

Общаясь на языке фантазии и творчества, представители разных народов мира встречаются и, обмениваясь самым сокровенным: творениями культурного и художественного выражения, которые были очерчены их вековыми обычаями. Это помогает им, посредством соучастия и языка творчества, прокладывать путь к новым формам общения. Потому, что нам всем известно, что язык искусства устраняет все имеющиеся преграды: культурные, общественные, экономические, и другие., оставляя уровень общения свободным.

 

Сценарий праздника фестиваль народов России 

 

Тема: «Мы дети твои – Россия»  

Идея:  Формирование  гражданской  позиции младшего школьника, предусматривающую  

              уважительное отношение к культуре малых этносов России 

         Данная цель реализуется  через задачи:

  1. Через момент проживания учащихся в модели «Культурная среда» того или иного народа.

  1. Через расширение знаний, представлений детей о культуре,  обычаях и традициях народов, населяющих Россию.

  1. Через сплочение классного и общешкольного коллектива, формирование традиций школы, развитие творческих способностей детей, их самостоятельности и инициативности;  вовлечение родителей во внеклассную и внеурочную деятельность.

Рекомендации по проведению  мероприятия:

  1. Мероприятие рекомендуется проводить для  начальной школы с привлечением  учащихся среднего и старшего звена.

  1. Сроки проведения мероприятия – 5 дней: 1 день – открытие фестиваля; 2, 3, 4 дни – знакомство с  культурой, обычаями и традициями представляемых народов России;  

 

      5 день  -  подведение итогов и закрытие фестиваля.

3.   Каждый класс заранее изготавливает модель герба, флага представляемого народа,   

     делает эмблемы каждому учащемуся класса, готовит костюмы. 

4.   На этапе подготовки мероприятия необходимо учитывать  контингент учащихся с точки   

     зрения принадлежности к той или иной национальности; активно привлекать детей 

       и родителей разных национальностей к участию в мероприятии, используя их знания, 

       опыт, традиции и обычаи.

 

 

                      1 день:  Открытие фестиваля.

Ведущий 1:        Мы рады вас приветствовать на открытии фестиваля  малых народов России.   

                    Нет на земле ни одного государства, где жило бы столько разных народов, как в     

                        России. На многих десятках языках говорит население нашей великой Родины.  

                        На многих десятках различных языков  учатся дети в школах, поются песни, 

                        печатаются книги.

Ведущий 2:        Миллионы дружных рук укрепляют день за днем силу, могущество и славу 

                         России, строят общее хозяйство, общую культуру.

В незапамятные времена с различных сторон пришли отдельные народы и племена к берегам морей и рек нашей Родины, расселились в лесах, тундрах, в песках горячего юга.  

Информация о работе Массовые праздники как форма КММ и ТП