Массовые праздники как форма КММ и ТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Массовый праздник предполагает одновременное возникновение многочисленных очагов действия, причем участники сами выбирают интересный для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание на одном определенном объекте, имеющем в данный момент решающее значение.

Содержание работы

Введение.
Массовые праздники как форма КММ и ТП.
Фестивали народного творчества.
Идейно-тематический, композиционный анализ сценария массового праздника.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная Сценарное мастерство.docx

— 88.59 Кб (Скачать файл)

             -  На Сабантуе не только пели и плясали, но и устраивали состязания в силе, ловкости, быстроте. 

              

                  Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе по-прежнему остается национальная борьба на кушаках. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем противника за талию и таким образом ведет борьбу, стараясь положить его на лопатки.                                                                                    

                  - Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя.  Это бег с ложкой и яйцом, перетягивание каната, бой мешками.  Давайте представим себя на этом празднике и попробуем посостязаться.    ( Учащимся предлагается  поучаствовать в играх: бег в мешках, перетягивание каната, бег с ложкой и яйцом.)

Ведущий 1:   Сегодня завершен еще один день знакомства с традициями и культурой  русского, чеченского и татарского народов.

Ведущий 2:    Мы думаем, что за этот день вы узнали много интересного и поучительного. Надеемся, что вы поделитесь своими мыслями и впечатлениями в дневнике фестиваля.     

 

 

                              3 день фестиваля.  

          Знакомство с культурой, традициями и обычаями 

                 народов Мордвы, Чувашии и Калмыкии.

Ведущий 1:   Начинаем третий день нашего фестиваля. Сегодня мы представляем  мордовский, калмыцкий и чувашский народы. 

          (Выходят дети в мордовских национальных костюмах )

Дети:     - Мы – мордовский народ. Проживаем на берегу Камы. 

              (Дети прикалывают эмблему на карту России) 

             - А хотите узнать, почему у нас земли не такие большие?  Об этом рассказывает легенда «Почему у мордвы земли мало». 

                          (Дети рассказывают  легенду) 

           Давным–давно, говорят старики, при устье реки Камы была наша богатая и красивая мордовская земля. Был у нас свой князь. Богатый был, но голова у него была на пустой котелок похожа.  И не понимал глупый князь, что нужно всеми силами оберегать и хранить землю для своего народа. А рядом с нашей землей были соседские земли. Соседские князья были гораздо умнее нашего дурня. Пришли они один раз к нему и говорят: 

  - Слушай, а не продашь ли ты нам свою землю? 

  - Отчего же, продать можно, - отвечает глупый мордовский князь. И договорились они, что соседи принесут много-много денег и большую веревку; сколько смогут они этой веревкой нашей земли окружить, столько и возьмут себе за свои деньги. 

           Принесли соседи деньги и привели трех богатырей – больших, здоровых. На этих богатырей навертели столько веревки, сколько они унести могли.  Начали веревку разматывать и вокруг нашей земли тянуть. И обошла та веревка вокруг всей мордовской земли. Мало земли народу осталось. 

            Очень рассердился народ на князя. Прогнал его от себя. А земли соседям пришлось все-таки сколько-то дать. Вот с тех пор и стало мордовской земли меньше, чем раньше было. А все отчего? Из-за глупого князя.  

Дети:  -  Любим мы и поиграть Наша народная игра – «Мячень кунсема» - Круговой. 

               Мы расскажем правила и попробуем показать игру. А вы, ребята, можете   

                попробовать поиграть в нее в свободное время. 

           ( Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу.  Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удастся, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.)

Дети:  А вы любите отгадывать загадки? А сможете отгадать мордовские загадки?               

          Попробуем!  

     ( Представители мордовского народа по очереди загадывают загадки.  Учащиеся стараются отгадать их) 

        -  Воробьев не сосчитать, а белый гусь один.    (Звезды и месяц) 

        -  Есть у нас маленькая сестрица, в глаза ей 

           заглянешь – и заплачешь.  (Луковица)  

        - Огонь горит, а дыма нет.   (Светлячок)  

        -  Зимой без снегу, а летом со снегом.   (Погреб) 

        - Две сестрицы с одним сердцем живут. (Ножницы).

Дети:   Послушайте нашу народную песню «Ой луг мой, лужок»                                                                 

            (Звучит фонограмма песни)

Дети:    А чем же мы вас угощать будем? Наши любимые национальные блюда – это  Напиток          из кислого молока – Арям,  Селянка – тушеное мясо с овощами, Тувонь сывель максо марто (печень, жаренная со свининой)                                

   А рецепты этих блюд вы найдете на страничках дневника фестиваля. 

(Арям (напиток)  Кислое молоко разводят холодной кипяченной водой. Подают охлажденным.   Молоко кислое 100, вода 100. 

  Селянка Нарезанные кубиками субпродукты и мясо кладут в порционный горшок, добавляют репчатый лук, морковь и соль и тушат до готовности. Отдельно подают маринованные огурцы. Печень 70, сердце 100, легкие 90, мясо 100, лук репчатый 30, морковь 10, соль.

Тувонь сывель максо марто (печень, жаренная со свининой) Свинину и печень нарезают брусочками и, обжаривают до готовности. Репчатый лук очищают от шелухи, мелко шинкуют и слегка пассеруют. После этого мясные продукты заправляют пассированным луком, солью и перцем. Подают с жареным луком. Свинина 45, печень 35, лук репчатый 20, жир 5, гарнир 150, перец, соль. ) 

Дети :    Мы приехали на фестиваль вместе с нашими соседями – чувашским народом.   Приглашаем их на сцену. 

         (Выходят дети в чувашских народных костюмах)

Дети:   -   Приветствуем вас, дорогие друзья! Живем мы по соседству с мордовским народом   на реке Волге. 

          (Прикрепляется эмблема на карту России) 

           -   С давних времен мы жили в лесных чащах, почитали огонь, воду, солнце, землю, верили в добрых богов и духов во главе с верховным богом Чулт Тура  и в злых существ во главе с Шуйтаном. Почитали домашних духов - "хозяина дома" (херт-сурт) и "хозяина двора" (карта-пусё). Каждая семья хранила домашние фетиши - куколки, прутики и пр. Среди злых духов  чуваши особенно опасались и чтили кирс-метя. Календарные праздники включали зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота, праздник почитания солнца (Масленица), многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам , праздник весенней пахоты (акатуй), летний праздник поминовения мёртвых. После сева проводились жертвоприношения, обряд вызывания дождя, сопровождавшийся купанием в водоеме и обливанием водой, по завершении уборки хлеба - моления духу-хранителю овина. Молодёжь устраивала в весенне-летний период гуляния с хороводами, зимой – посиделки.

Ведущий 1:  Послушайте, какие песни могли звучать на чувашских праздниках. 

               (Звучит музыка «Иволга» - чувашская народная песня.)

Дети:            В далекие времена песен у чувашей было много, но самую свою лучшую песню хранил чувашин в дупле дерева, в чаще леса: он боялся, чтобы ее не похитили враги – попы и помещики. Ездил чувашин к этому дереву по ночам на белом коне. Подъедет он, бывало, свистнет – и в ответ звучит его песня. При ее звуках оживала вся природа, начинали петь птицы и шуметь вековые дубы.                                                Но враг чувашина – черный ворон, птица несчастья и горя, - подкараулил и украл песню. И целую жизнь искал чувашин свое сокровище, но так и умер, не найдя. 

                    Из его могилы вскоре поднялся стройный клен.  Сыновья умершего отца сделали из этого клена гусли и сыграли на них потерянную песню. С тех пор у чувашей и появились гусли – их национальный музыкальный инструмент. 

               Вот как пели наши предки на гуслях о своей тяжелой жизни: 

          (Под звуки гуслей «поется» чувашская песня) 

              Как по Волге-реке,   по степям                                                                                          

              Черной тучей народ идет.          

                Тот народ на город Казань                                                                                                  

              Ведет атаман Пугач.                                            

               Вставайте, вставайте, народы,                                                 

              Народы,  забытые славой!                                                      

               Все, как один, соседи!                                                       

              Мы боярам головы скосили,                                           

             Царя свалить идем.                                                                  

             Вставайте, вставайте, народы,                                          

              Народы,  забытые славой!                                                                

             Выше палаш поднимайте!                                               

           Мордвин и русский, удмурт и чуваш                                       

            Точат нож, топор и палаш!   

Дети:       А наша традиционная игра  «Тили-рам» - Кого вам?.    Попробуем поиграть в эту игру.  

               (Вызываются по несколько учеников каждого класса и проводится  чувашская игра:       В игре участвует две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 метров. Первая команда говорит хором : «Тили-рам, тили-рам? – Кого вам, кого вам?» Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду любого из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь, то он сам остается в этой команде.. Заранее до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.                        

Дети:      А угощать мы будем вас пищей из растительных продуктов: супом –шурпе, чечевичной кашей, пирогами с крупой, капустой, чакатом – творожными сырками.

Ведущий:   Спасибо, а мы приглашаем калмыцкий народ. 

                    (Выходят дети в калмыцких национальных костюмах)

Дети:         - Мы живем между Черным и Каспийским морями. (Прикрепляем эмблему на карту России). Нас 330 тысяч.                      

                 -    Когда средь степи - одинок  
    Стою над гладкою равниной  
    И чистотой дышу полынной, -  
    Мне чудится, что я - высок,  
    Я осязаю бесконечность,  
    Душа моя вмещает вечность.  
 
    Где все преграды бытия?!  
    Неразличимы быль и небыль,  
    На свете только степь и небо.  
    На свете - птицы, степь и я!..  
    О, счастье духа, счастье тела -  
    Простор, не знающий предела!

Дети:        Нигде человек, наверное, так глубоко не ощущает свое прикосновение к вечности, как в горах, в степи. Кто хоть раз побывал на бескрайних просторах Калмыкии, тот имел счастливый случай ощутить эту связь.  Аромат пахучих степных трав, бездонное синее небо над головой, громадное пространство перед взором – все нашло свое отражение в народных калмыцких песнях. Послушайте одну из них. 

                        (Звучит народная калмыцкая песня «Здравствуй, степь!»)

Дети:          Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни.     У калмыков существует давным-давно установившийся обычай - с уважением относиться к пожилым людям, старшим товарищам, гостям. На этот счет есть поучительные калмыцкие поговорки: "Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок", "У человека есть старшие, а у шубы - воротник".  
    Эти моральные правила исполнялись из поколения в поколение и выражались в следующем:  
    - когда старший или гость собирался в путь, то молодые готовили его в дорогу и седлали коня;  
    - когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь;  
    - раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился;  
    - когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры;                            - младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос; 
    - пожилым уступали дорогу.

Дети:        Есть у нас еще традиции: когда мы прощаемся, то желаем всем удачи: 

                       "Йовжах хаалгчнь олзятя болж,  
                         Керг - уулчнь куцж,  
                         Морняннь чикнд нар ургаж,  
                         Aim жала эргулж,  
                         Амулн менд хярирхбол!"  
 
                       То есть: "Да будет счастливая твоя дорога,  
                       Да исполнятся твои дела,  
                       Пусть светит на твоем пути солнце,  
                       Чтобы спокойным и здоровым  
                       Ты вернулся домой ".

Ведущий:    Подошел к концу третий день нашего фестиваля. Мы надеемся, что вам было интересно и вы узнали много нового.  Об этом новом вы расскажете на страничках нашего фестиваля.  

                             4 день фестиваля.  

          Знакомство с культурой, традициями и обычаями 

                           народов Коми, Якутии.

Ведущий:      Мы рады приветствовать всех гостей на нашем фестивале народов мира. Сегодня мы познакомимся  с  культурой и традициями народов Коми и Якутии. Первыми начать сегодняшний день предоставляется народу Коми. 

                        (появляются дети в национальных костюмах  коми народа)

Дети:        -  Мы называем  себя  коми морт (коми народ), зыряне. Живем мы севернее мордовского и чувашского народов 

                   (  Прикрепляется эмблема на карту России) 

                 -  У нас к национальной одежде – особое отношение. Одежда у нас – оберег человека, защищающая от болезни, недугов.     Повсеместно бытует представление, что избавиться от болезни можно, "передав" ее другому человеку вместе со своей одеждой или следует отнести "одежду с болезнью или порчей" в лес и оставить на стволе осины или любого засыхающего дерева.  В прошлом у коми категорически запрещалось отдавать посторонним свою одежду даже во временное пользование. По этой причине обветшавшую одежду никогда не выбрасывали, а вывешивали на чердаке или в сарае дома до полного истлевания.  

Информация о работе Массовые праздники как форма КММ и ТП