Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:50, реферат
Цель работы: понять основные особенности патриархата и матриархата, а так же затронуть виды брачных отношений.
Актуальность данной темы растет с каждым днем, так как между женским и мужским полом шла, идет и будет идти гласная и негласная борьба за право главенствовать или диктовать свои условия. Поэтому, чтобы ближе познакомиться с данной проблемой, я выбрала именно эту тему.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Матриархат…………………………………………………………….……......5
1.1 Понятие «матриархата» и теория возникновения………..…………..…..…5
1.2 Матриархальные общества……..…………………………………………….8
1.3 Матриархат в истории и мифологии……………..………………………….9
2. Патриархат….…………..…………………………………………..................13
2.1 Понятие «патриархат и теория его возникновения………………..……....13
2.2 Патриархальная семья…………..…………………………………...............14
2.3 Патриархат в библии и мифологии…..……...……………………………...15
3. Эндогамия и экзогамия……………….…………………………...................18
Заключение…...……………………………………………………………….….24
Список используемой литературы……………………………………………...25
______________________________
______________________________
________________________
Реферат по культурологи
Матриархат и патриархат в первобытной культуре
Выполнил (а):
Новосибирск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Матриархат……………………………………………………
1.1 Понятие «матриархата»
и теория возникновения………..………
1.2 Матриархальные общества……..………
1.3 Матриархат в истории и мифологии……………..………………………….9
2. Патриархат….…………..………………………………
2.1 Понятие «патриархат
и теория его возникновения…………
2.2 Патриархальная семья…………..…………
2.3 Патриархат в библии
и мифологии…..……...……………………………
3. Эндогамия и экзогамия……………….……
Заключение…...…………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
2
Введение.
Человечество прошло в своем развитии ряд этапов, каждый из которых отличался определенным уровнем и характером общественных отношений: культурных, экономических, религиозных. Самым крупным и наиболее длительным этапом в жизни человеческого общества было время, когда не существовало государства и права в современном смысле слова. Этот период охватывает первое тысячелетие от появления человека на земле, до возникновения классовых обществ и государств. В науке за ним закреплено название первобытного общества.
Современная антропология доказала, что человек современного, кроманьонского типа существует около 40 тысяч лет. В этот период человеческий род совершал уже преимущественно не биологическую, а социальную эволюцию. Между тем первые государственные образования появились лишь около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа существовали в первой клеточкой человеческой самоорганизации – общине, или ее еще называют первобытно-родовой общиной - род, племя, их объединения. Для этого периода характерны коллективный труд и простейшая кооперация, основывавшаяся не на разделении труда, а на объединении усилий коллектива людей при добывании средств к существованию. В этих условиях труд отдельной личности выступал как общественный, имея целью не удовлетворение потребностей отдельных членов общины, а в обеспечении условий существования общины в целом, поэтому традиционным было уравнительное распределение продукции. Скудость добываемых средств не позволяла образоваться излишкам, следовательно, отсутствовали материальные условия для эксплуатации человека человеком. Впоследствии возник коллектив более высокого уровня – род, представший собой хозяйственное, общественное и идеологическое объединение кровных родственников, ведущих свое происхождение от одного общего предка.
Цель работы: понять основные особенности патриархата и матриархата, а так же затронуть виды брачных отношений.
Актуальность данной темы растет с каждым днем, так как между женским и мужским полом шла, идет и будет идти гласная и негласная борьба за право главенствовать или диктовать свои условия. Поэтому, чтобы ближе познакомиться с данной проблемой, я выбрала именно эту тему.
3
Выполняя данную работу,
поставила перед собой
1) Раскрыть понятия матриархат и патриархат.
2) Выявить, какие же
предпосылки повлияли на
3) Узнать, как выглядел патриархальный и матриархальный строй.
4)Раскрыть понятия эндогамия и экзогамия.
5) Познакомиться с гипотезами о переходе от одних брачных отношений к другим.
4
Глава 1:Матриархат
- Понятие «матриархат» и теория возникновения.
Слово матриархат происходит от латинского слова matris –мать и греческого arche – начало, власть, то есть буквально можно перевести как «женовластие».
В словарях даются такие определения:
1)Матриархат – это такая
форма общества, в котором лидирующую
роль принадлежит женщинам, в особенности
матерям семейств этого общества.[http://ru.wikipedia.
2)Матриархат – это одна
из форм общественного устройства периода
разложения родового строя и перехода
к классовому обществу.[http://dic.academic.
3)Матриархат – это форма правительства, сформированного исключительно из женщин, или в котором доминируют женщины.
[ http://www.forum-volgograd.ru/
Все источники по данной теме, с которыми я столкнулась, утверждают, что на данный момент никаких документальных свидетельств о жизни матриархата нет – государство и письменность создавались везде под властью мужчин. Поэтому вокруг матриархата ходит много домыслов и фантазий, так же как и недопониманий и недомолвок. Любые факты для рассуждения являются косвенными, а любые обряды, предположительно оставшиеся от матриархата, – описаны уже в патриархальном обществе. И вообще все исторические события не могут быть абсолютно достоверными, потому что с течением времени они подвластны изменениям под влияниями различных человеческих мнений, культурных ценностей и многих других факторов.
Теория матриархата возникла в русле естественнонаучного эволюционизма, развившегося в середине XIX века, как оппозицию патриархальной теории общественного устройства, доминирующего в
5
европейской науке со времен Платона
и Аристотеля. Первым период женского
господства выделил швейцарский
ученый Иоганн Якоб Бахофен в своей
книге «Материнское право», написанной
в 1861году, основываясь на материалах
античной мифологии. Ученый показал, что
в древнейшей истории человечества
первоначально существовал
Создание теории матриархата как порядка, предшествовавшего патриархату, имело для XIX века большое значение, поскольку подрывало идею патриархата, лежавшую в основе европейского общественного устройства. Фридрих Энгельс высоко ценил обе работы и в своем классическом труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанном в 1884году, развил концепцию первобытного коллективизма в моргановском ключе. Все три книги основывались на данных этнологии и антропологии, а к концу XIX века их накопилось еще больше, и внимание к положению женщины в первобытном обществе усиливалось. Однако солидных доказательств существования власти женщин над мужчинами ни этнология, ни археология, ни антропология так и не представили.
В советской литературе существование
матриархата долгое время не ставилось
под сомнение: до сих пор в большинстве
учебников и даже академических
пособиях можно встретить несколько
ироническое описание «господства
женщин». Но в западной антропологии
уже в 50-е годы появилась аргументированная
критика «матриархата» в
Однако в любом случае, в противовес ученым, отрицавшим матриархальный строй, есть ученые, выступающие за право его существования, приводя аргументы, основывающиеся на нескольких видах доказательств:
1)данные, в которых женщина обеспечивала основные средства к существованию;
2)данные об обществах, в которых наличествует матрилинейная система наследования;
3)древние мифы о правлении женщин
6
Все западные специалисты согласны
с тем, что существуют общества, в
которых женщины достигли огромного
социального признания и
Противники теории существования матриархата как этапа развития социума, признают, что в реальности некоторый рост женского статуса все-таки нередко наблюдается на начальном этапе развития культуры земледелия. При этом, они, однако, считают, что неправомерно идентифицировать такой рост со становлением матриархата.
По мнению некоторых исследователей, мотыжное, «огородническое» земледелие произошло от собирательства – типично женского занятия в отличие от мужской охоты. С увеличением роли земледелия в хозяйственной жизни людей увеличилась и роль женщин в обществе. Впоследствии, с переходом от мотыжного земледелия к пахотному земледелию и скотоводству, социальная роль женщин упала. Однако данные утверждения вступают в противоречие с недавними археологическими находками на юге России, Украине и южной Сибири, которые подтверждают высокую роль женщин с жизни древних скотоводческих племен.
По представлениям некоторых эволюционистов, матриархат был тесно связан с культом плодородия – древние люди ассоциировали «мать землю, взращивающую брошенное в нее семя» с женщиной, беременеющей после полового акта.
Получив власть над материальными
ресурсами - злаками, зерном, плодами, женщины
стремились закрепить свою власть и
в духовной сфере. Из обрядов требовалось
исключить всякое упоминание о мужчине,
как о плодоносной, продуктивной
силе. Рожать и плодоносить - привилегия
исключительно женская. И при
матриархате происходило
7
существо (обязательно мужского пола),
коррида - ритуальные игры с обязательным
убийством животного (самца) и пролитием
его крови. В основе религиозных представлений
того времени была вера в «богиню-мать
– прародительницу рода».[ http://www.owl.ru/gender/109.
Общества могут быть признаны матрицентричными
по некоторым признакам, таким как:
матрилинейность, матрилокальность и
авункулизм (такое устройство семейной
иерархии, при котором роль главы
семейства берет на себя дядя по
материнской линии). Иногда в качестве
признаков матрилинейных
Основой типичного матриархального
общества обычно являлась матрилокальная
община численностью иногда приблизительно
в 200—300 человек близких родственников
по женской линии. Ее возглавляет
старшая женщина, иногда ее брат. Внутри
семейно-родовой группы существуют
много мелких семей, состоящих из
женщины-матери и ее детей и внуков.
Из этих семей и складывался
Есть и другой вариант матриархального порядка: племя делится на две половины, в одной живут мужчины, а в другой женщины, каждая половина существует автономно и относительно далеко друг от друга и имеет своего лидера. Родство так же ведется по женской линии. Пересечения обоих половин племени происходит только на период брачных обрядов для зачатия детей. На другие сферы жизни друг друга обе половины племени не влияют.
В матриархальных обществах, где религиозную картину мира формирует язычество, отмечается наличие развитого пантеона женских божеств, а также наличие во главе пантеона богов верховного женского божества, олицетворяющего великую Богиню-мать. Примером может служить одно из
8
древнейших направлений
1.3 Матриархат в истории и мифологии
К наиболее древним литературным источникам,
свидетельствующим о
Информация о работе Матриархат и патриархат в первобытной культуре