Матриархат и патриархат в первобытной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:50, реферат

Описание работы

Цель работы: понять основные особенности патриархата и матриархата, а так же затронуть виды брачных отношений.
Актуальность данной темы растет с каждым днем, так как между женским и мужским полом шла, идет и будет идти гласная и негласная борьба за право главенствовать или диктовать свои условия. Поэтому, чтобы ближе познакомиться с данной проблемой, я выбрала именно эту тему.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Матриархат…………………………………………………………….……......5
1.1 Понятие «матриархата» и теория возникновения………..…………..…..…5
1.2 Матриархальные общества……..…………………………………………….8
1.3 Матриархат в истории и мифологии……………..………………………….9
2. Патриархат….…………..…………………………………………..................13
2.1 Понятие «патриархат и теория его возникновения………………..……....13
2.2 Патриархальная семья…………..…………………………………...............14
2.3 Патриархат в библии и мифологии…..……...……………………………...15
3. Эндогамия и экзогамия……………….…………………………...................18
Заключение…...……………………………………………………………….….24
Список используемой литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

реферат.культурология.docx

— 57.40 Кб (Скачать файл)

необходимо доказать, что тотемизм предшествовал установлению классов  и рода и был такой же универсальной  стадией, как и экзогамия. Кроме  того, теория не сообразуется со многими  фактами, например, с запрещением  полового общения между отцом  и дочерью в материнском роде, где они числятся в различных  тотемах, между тестем и невесткой  и так далее.

Русский этнограф Николай Харузин, комбинируя теорию Старкэ и теорию тотемизма, выводит экзогамию из бесправного положения женщины в браке и запрета насилия над членом своего тотема: человек намеренно выбирает себе жену из другого тотема, чтобы без страха возмездия со стороны последнего проявлять свое полное господство над ней. Лучшим доказательством своей теории Харузин считает тот факт, что у некоторых племен свободно допускается половое общение с теми женщинами, с которыми брак запрещен, так как, по его мнению, простое половое общение не связано с идеей господства над женщиной.

Против этой теории, помимо возражений, приведенных против Старкэ и Дюркгейма, достаточно говорит тот факт, что  экзогамия, по общему правилу, запрещает  не только брак внутри тотема, но и простое  половое общение.

Эдуард Тайлор находит, что экзогамия явилась результатом сознательного стремления первобытных людей к миру, который в значительной мере гарантировался взаимными браками. «Дикие племена - говорит он, - имели перед собою практическую альтернативу между браками извне и взаимным истреблением». Что экзогамия имела благотворное влияние на социальные отношения - это несомненно, но крайне сомнительно, тем не менее, чтобы мотивы мира создали экзогамию. Для целей мира гораздо целесообразнее были бы ограничения территориальные (т. е. запреты между лицами одной и той же территориальной группы), чем родственные; между тем, соседство и отдаленность не играют никакой роли в брачных запретах. Далее, для целей мира не было надобности различать в брачующихся родах восходящих и нисходящих, с одними дозволять, с другими запрещать браки, различать между детьми братьев и сестер; наконец, следовало бы ожидать поощрения браков между самыми отдаленными по родству лицами, между тем как сам Тайлор констатирует, что наиболее частая форма экзогамии - браки между детьми братьев и сестер.

Наука, таким образом, не выдвинула  ни одной вполне удовлетворительной теории происхождения экзогамии. Одно начинает теперь выясняться при изучении брака у первобытных народов: экзогамная регламентация не ограничивается только запретами внутренних браков, но в то же время требует обязательных браков в строго определенных родственных  группах. Мало того: как это выяснено Тайлором относительно австралийских  племен,

22

самые излюбленные и часто обязательные формы экзогамии – это браки  между потомством братьев и сестер, то есть браки между наиболее близкими по крови лицами, так что целью экзогамной регламентации могло именно служить стремление объединять в родовом союзе мужчин и женщин одного общего происхождения - стремление, легко объяснимое важностью роли культа предков в родовом союзе и необходимостью, поэтому избегать приема путем брака чуждых по крови лиц. Если принять во внимание универсальность института культа предков и его огромную роль в жизни рода, то роль его в происхождении экзогамии станет совершенно понятной. [http://omop.su/1000/06/119004.php]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Вывод: Из выше мною сказанного можно сделать вывод, что вокруг этой темы и на сегодняшний день осталось много неизвестного. Большое количество тайн и загадок содержит в себе матриархат. До сих пор не найдено доказательств, подтверждающих на сто процентов существование или отсутствие данного периода в развитии человечества. Так же ученые могут лишь предполагать о примерном переходе от матриархата к патриархату, если таковой вообще был. Что касается моего личного мнения, то я верю что матриархат всё же был. Моя вера укрепляется, опираясь на мифы. Во всех мифах божества-животные и  великие богини появились раньше богов-мужчин. Что касается библии, а именно сотворения женщины из ребра мужчины, то этот описанный процесс можно расценить, как патриархальный подход к данному вопросу. Более того, я считаю, что процесс перехода от матриархата к патриархату носит циклический характер и в далеком или недалеком будущем власть перейдет к женщинам, так как уже сейчас мы можем наблюдать прогрессивный рост влияния женщин в современном мире.

Не менее загадочен процесс  перехода от эндогамии к экзогамии. Существует множество теорий, но дальше теорий ученые двинуться пока не могут. Эти вопросы и меня очень озадачили, заставляя думать и строить догадки. На самом деле интересно, как же первобытное общество пришло к такому выводу, что половой контакт между родственниками стал запретным?

 По завершению реферата для  себя я поняла одно: у меня  появилось больше вопросов, чем ответов, которые очень хочется получить. Наука не дремлет, не стоит на месте, поэтому я не исключаю такой возможности, что все же мы рано или поздно докопаемся до истины.

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Список используемой литературы: 1.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php

2.http://dic.academic.ru

3.http://ru.wikipedia.org

4. http://dic.academic.ru/

5. http://www.gumer.info/

6. http://www.magister.msk.ru/library/babilon/deutsche/marx/engls01r.htm

7. http://enc-dic.com/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25


Информация о работе Матриархат и патриархат в первобытной культуре