Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:50, реферат
Цель работы: понять основные особенности патриархата и матриархата, а так же затронуть виды брачных отношений.
Актуальность данной темы растет с каждым днем, так как между женским и мужским полом шла, идет и будет идти гласная и негласная борьба за право главенствовать или диктовать свои условия. Поэтому, чтобы ближе познакомиться с данной проблемой, я выбрала именно эту тему.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Матриархат…………………………………………………………….……......5
1.1 Понятие «матриархата» и теория возникновения………..…………..…..…5
1.2 Матриархальные общества……..…………………………………………….8
1.3 Матриархат в истории и мифологии……………..………………………….9
2. Патриархат….…………..…………………………………………..................13
2.1 Понятие «патриархат и теория его возникновения………………..……....13
2.2 Патриархальная семья…………..…………………………………...............14
2.3 Патриархат в библии и мифологии…..……...……………………………...15
3. Эндогамия и экзогамия……………….…………………………...................18
Заключение…...……………………………………………………………….….24
Список используемой литературы……………………………………………...25
необходимо доказать, что тотемизм предшествовал установлению классов и рода и был такой же универсальной стадией, как и экзогамия. Кроме того, теория не сообразуется со многими фактами, например, с запрещением полового общения между отцом и дочерью в материнском роде, где они числятся в различных тотемах, между тестем и невесткой и так далее.
Русский этнограф Николай Харузин, комбинируя теорию Старкэ и теорию тотемизма, выводит экзогамию из бесправного положения женщины в браке и запрета насилия над членом своего тотема: человек намеренно выбирает себе жену из другого тотема, чтобы без страха возмездия со стороны последнего проявлять свое полное господство над ней. Лучшим доказательством своей теории Харузин считает тот факт, что у некоторых племен свободно допускается половое общение с теми женщинами, с которыми брак запрещен, так как, по его мнению, простое половое общение не связано с идеей господства над женщиной.
Против этой теории, помимо возражений, приведенных против Старкэ и Дюркгейма, достаточно говорит тот факт, что экзогамия, по общему правилу, запрещает не только брак внутри тотема, но и простое половое общение.
Эдуард Тайлор находит, что экзогамия явилась результатом сознательного стремления первобытных людей к миру, который в значительной мере гарантировался взаимными браками. «Дикие племена - говорит он, - имели перед собою практическую альтернативу между браками извне и взаимным истреблением». Что экзогамия имела благотворное влияние на социальные отношения - это несомненно, но крайне сомнительно, тем не менее, чтобы мотивы мира создали экзогамию. Для целей мира гораздо целесообразнее были бы ограничения территориальные (т. е. запреты между лицами одной и той же территориальной группы), чем родственные; между тем, соседство и отдаленность не играют никакой роли в брачных запретах. Далее, для целей мира не было надобности различать в брачующихся родах восходящих и нисходящих, с одними дозволять, с другими запрещать браки, различать между детьми братьев и сестер; наконец, следовало бы ожидать поощрения браков между самыми отдаленными по родству лицами, между тем как сам Тайлор констатирует, что наиболее частая форма экзогамии - браки между детьми братьев и сестер.
Наука, таким образом, не выдвинула ни одной вполне удовлетворительной теории происхождения экзогамии. Одно начинает теперь выясняться при изучении брака у первобытных народов: экзогамная регламентация не ограничивается только запретами внутренних браков, но в то же время требует обязательных браков в строго определенных родственных группах. Мало того: как это выяснено Тайлором относительно австралийских племен,
22
самые излюбленные и часто
23
Вывод: Из выше мною сказанного можно сделать вывод, что вокруг этой темы и на сегодняшний день осталось много неизвестного. Большое количество тайн и загадок содержит в себе матриархат. До сих пор не найдено доказательств, подтверждающих на сто процентов существование или отсутствие данного периода в развитии человечества. Так же ученые могут лишь предполагать о примерном переходе от матриархата к патриархату, если таковой вообще был. Что касается моего личного мнения, то я верю что матриархат всё же был. Моя вера укрепляется, опираясь на мифы. Во всех мифах божества-животные и великие богини появились раньше богов-мужчин. Что касается библии, а именно сотворения женщины из ребра мужчины, то этот описанный процесс можно расценить, как патриархальный подход к данному вопросу. Более того, я считаю, что процесс перехода от матриархата к патриархату носит циклический характер и в далеком или недалеком будущем власть перейдет к женщинам, так как уже сейчас мы можем наблюдать прогрессивный рост влияния женщин в современном мире.
Не менее загадочен процесс перехода от эндогамии к экзогамии. Существует множество теорий, но дальше теорий ученые двинуться пока не могут. Эти вопросы и меня очень озадачили, заставляя думать и строить догадки. На самом деле интересно, как же первобытное общество пришло к такому выводу, что половой контакт между родственниками стал запретным?
По завершению реферата для себя я поняла одно: у меня появилось больше вопросов, чем ответов, которые очень хочется получить. Наука не дремлет, не стоит на месте, поэтому я не исключаю такой возможности, что все же мы рано или поздно докопаемся до истины.
24
Список используемой литературы: 1.http://www.gumer.info/
2.http://dic.academic.ru
3.http://ru.wikipedia.org
4. http://dic.academic.ru/
5. http://www.gumer.info/
6. http://www.magister.msk.ru/
7. http://enc-dic.com/
25
Информация о работе Матриархат и патриархат в первобытной культуре