Матриархат и патриархат в первобытной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:50, реферат

Описание работы

Цель работы: понять основные особенности патриархата и матриархата, а так же затронуть виды брачных отношений.
Актуальность данной темы растет с каждым днем, так как между женским и мужским полом шла, идет и будет идти гласная и негласная борьба за право главенствовать или диктовать свои условия. Поэтому, чтобы ближе познакомиться с данной проблемой, я выбрала именно эту тему.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Матриархат…………………………………………………………….……......5
1.1 Понятие «матриархата» и теория возникновения………..…………..…..…5
1.2 Матриархальные общества……..…………………………………………….8
1.3 Матриархат в истории и мифологии……………..………………………….9
2. Патриархат….…………..…………………………………………..................13
2.1 Понятие «патриархат и теория его возникновения………………..……....13
2.2 Патриархальная семья…………..…………………………………...............14
2.3 Патриархат в библии и мифологии…..……...……………………………...15
3. Эндогамия и экзогамия……………….…………………………...................18
Заключение…...……………………………………………………………….….24
Список используемой литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

реферат.культурология.docx

— 57.40 Кб (Скачать файл)

В 1998 году в Острогорском районе Воронежской  области было открыто уже шесть  могил амазонок. Об этом сообщает газета «Московский Комсомолец» от 11 ноября 1998 года: «Как установили специалисты института, это были женщины 20—25 лет (средняя продолжительность жизни человека в то время составляла 30—40 лет), среднего роста и современного телосложения. В их могилах помимо оружия нашли золотые серьги, детали веретена, костяной гребень с изображением гепарда и практически в каждой гробнице — бронзовое или серебряное зеркало». Судя по деформации бедренных костей, эти женщины много скакали верхом. Во многих курганах были погребены мужчины, в других находились женские скелеты, а рядом с ними лежали богатые погребальные дары и ценное оружие. Эти курганы относятся к той эпохе, когда широко распространился миф об амазонках. Анализ генетического материала помог уточнить, какого пола были кочевники,

9

погребенные в приволжских курганах. В одном из раскопов археологи собрали более 110 наконечников стрел, а ведь это было женское захоронение. Исследователи сделали вывод, что там похоронена очень важная персона. Значит, женщины этого племени шли в бой рядом с воинами-мужчинами, и может быть, даже играли главную роль — были царицами или полководцами.

Следующим источником являются повествования  о жизни каракалпаков, по большей  части проживающие в низовьях реки Амударьи, имеющих много общих  культурных черт со своими соседями-кочевниками — казахами, узбеками, ногайцами, башкирами. В то же время каракалпаки еще в начале XX века сохраняли ряд уникальных культурных явлений, восходящих к наиболее древнему пласту их этногенеза — кругу сако-массагетских племен, обитавших во второй половине 1 тыс. до н. э. — первых веках нашей эры в Арало-Каспийском регионе.

Исторические документы свидетельствуют  о сильных матриархальных традициях  в управлении массагетских племен и  их подразделений, о значительной роли женщин даже в военном деле массагетов. Убедительным подтверждением сообщений  историков об особой роли женщины  в жизни племени является эпическая  поэма каракалпаков «Кырк кыз» — «Сорок девушек», повествующая о подвигах дружины девушек-воительниц. Главной героиней поэмы является их предводительница — прекрасная и отважная пятнадцатилетняя Гулаим. Мотив девицы-богатыря известен в эпосе многих народов, но сюжет о дружине амазонок зафиксирован в Средней Азии только у каракалпаков. Гулаим и ее подруги-сверстницы живут на острове в неприступной крепости, где большую часть времени проводят, упражняясь в воинском искусстве. В тяжелый для родной земли час, когда на нее напал враг, девушки вступают в битву за свободу своего народа и одерживают победу.

Любопытно, что яркий образ девушки-воина  запечатлен у каракалпаков не только в эпических строках, но и в  элементах костюма невесты. Его  основу составляло длинное платье синего цвета, которое девушки начинали носить в 15-16 лет (как раз в возрасте Гулаим). Платье украшалось обильной вышивкой, получившей название «узор кольчуги». В середине XIX в. платье шили из домотканой хлопчатобумажной материи, а до этого из ткани «торка», изготовленной из волокон кендыря — дикой конопли; эта ткань обладала удивительной прочностью и необыкновенной легкостью. Примечательно, что в языке киргизов, имеющих с каракалпаками много общего, слово «торка» обозначало плотную ткань, непробиваемую для стрел, а значит, вполне подходящую для доспехов. Головной убор невесты — саукеле, состоящий из двух частей, напоминает боевой шлем. Нижняя часть,

10

изготовленная из войлока и простеганной на вате ткани, очень плотная и  массивная; она имеет большие  наушные лопасти и выступ, закрывающий переносицу, с нашитой на нем большой металлической бляшкой в виде шипа, которая вместе с другими украшениями, обильно покрывающими поверхность убора, довершает сходство саукеле со шлемом. Интересно отметить, что такой шлем надевает перед сражением одна из героинь поэмы «Сорок девушек». Верхняя часть саукеле представляет собой металлическую шапочку с плоским верхом, которая, как корона, венчает новобрачную. Сохранение в облике саукеле черт царственного головного убора связано с уподоблением брачующейся пары князю и княгине, имевшим широкое распространение в культуре разных народов.

В историографии древних славян также отразились свидетельства  о матриархальной эпохе, которая  предшествовала патриархальному укладу. В частности, в «Чешской хронике», составленной в 1113 г. Козьмой, деканом пражской церкви говорится о происхождении древнего чешского замка Девин, который по преданию был опорным пунктом воинственных женщин, не желавших ни в чем уступать мужчинам. Так же многие исследователи отмечают, что чешское сказание о княгине Либуше также есть отголосок древних событий, ознаменовавших переход от матриархального уклада к патриархальному.

Помимо того:

   1)У латинов царская власть передавалась по женской линии.

   2)В древние времена в Греции такое понятие, как отцовство, было неизвестно. Первый афинский царь Цекропс ввел систему индивидуального брака. Греческие обычаи позволяли мужчине жениться на своей сестре по отцу, но ни в коем случае не на сестре по матери. Понятие родства существовало только для женщин.

    3) Древнем Египте предки определялись по женской линии, и родословную всегда составляла мать семейства. На супруга была возложена лишь одна функция. Женщина была подлинной хозяйкой дома.

    4)в племенах германцев царил патриархат, но, тем не менее, в их жизненном укладе оставались пережитки матриархата. Тацит пишет так: «Племянники были гораздо ближе к дяде по матери, нежели к собственному отцу. Считалось, что это более близкое и более священное родство». В общинах, где сохранились воспоминания о матриархате, дядя играл важную роль. Зачастую он являлся главой семьи.

    5)матриархат оставил следы в Испании, а на юго-востоке Франции

11

сохранился древний обычай, согласно которому наследником является не сын, но зять, рассматриваемый как своего рода служащий при родителях своей  жены. Такой же обычай был некогда столь распространен в Индии, что там даже встречался особый вид брака, называвшийся «служебным».

 [ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/marsir/02.php]

Таким образом, матриархальные отголоски  в той или иной форме встречаются  во всех исторических периодах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Глава 2. Патриархат

2.1 Понятие «патриархат» и теория возникновения.

Слово патриархат происходит от греческих слов pater — отец и archo — управляю, властвую; буквально переводится, как  «отцевластие»

В словарях даются такие определения:

1)Патриархат—  это форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье.[ http://netiquette.narod.ru/d/f5/p54298.html]

Это явление также  известно под именем андрархии или  андрократии. Для патриархата характерно наличие институтов мужской власти и мужских привилегий, а также подчинённое положение женщин.

Теории возникновения  патриархата:

1)Пока роль мужчины в зачатии ребенка не признавалась, женщина, будучи производительницей, доминировала в обществе.Было хорошо известно, что родам предшествует совокупление. Люди полагали, будто трения мужчины и женщины друг о друга вполне достаточно для рождения ребенка. Чем больше соприкосновений, тем больше шансов зачатия. Механизм оплодотворения был неизвестен, и установить взаимосвязь между конкретным мужчиной и новорожденным младенцем не представлялось возможным. Материнство уже почиталось на протяжении тысячелетий до того, как  роль мужчины в зачатии ребенка не открылась и не появилось понятие «отцовство». В результате произошел переход  власти из рук женщины в руки мужчины.

[ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/marsir/02.php]

 

2)Переход от матриархата к патриархату совершался в ходе значительного развития производственных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Повсюду происходит вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение ее труда преимущественно домашней работой.[http://enc-dic.com/word/p/Patriarhat-36047.html]

 

3) История человечества изначально складывалась, как история мужского доминирования, иерархически выстроенные мужской и женский статусы. [http://www.owl.ru/gender/128.htm] Данную точку зрения разделяет, например,

Энтони Гидденс.

13

У специалистов нет ни единого мнения, ни сколько-нибудь точных данных о том, кто же главенствовал в самом  далеком прошлом. Одни из них считают, что времена палеолита и неолита  – 50-20 тысяч лет тому назад –  были гендерно нейтральными, другие говорят, что на заре истории царил матриархат. Энтони Гидденс утверждает: «Хотя роли, которые играют в различных культурах мужчины и женщины, могут существенным образом различаться, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины». По его мнению, всеобщая распространенность патриархата обусловлена не господством мужской физической силы, а в первую очередь материнскими функциями женщин, ввиду того, что частые роды и хлопоты по уходу за детьми делают их зависимыми от мужчин, в том числе и в материальном отношении. Схожую точку зрения развивает канадская исследовательница О'Брайен. Она доказывает, что идеология мужского превосходства находит свое обоснование не в сексуальных отношениях, а в глобальном процессе человеческого воспроизводства – в интересах рода. И первичное разделение труда, утверждающее патриархальный уклад, тоже совершается в интересах рода. Мужчины и женщины, в ту пору существа родовые, не имевшие представления о своей личной, индивидуальной судьбе, подчиняются его предписаниям. [http://enc-dic.com/enc_psy/Patriarhat-18365.html]

Ни одна из вышеприведенных точек  зрения на характер гендерных отношений  в доисторическую эпоху не получила окончательного признания. Очевидно другое: с началом так называемого исторического времени – примерно 7-5 тысяч лет тому назад, в момент, когда возникает тот тип общественной организации, который социологи определяют как традиционное общество, патриархат является узаконенной системой отношений между мужчинами и женщинами. Разделение труда между ними выстроено по принципу взаимодополняемости, но взаимодополняемости совсем не равноценных ролей. Мужчине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство. Женщине – дом, но и в доме она существо подчиненное. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно четко: он – субъект властных отношений. Она – объект его власти. Как справедливо отмечает Риан Айслер, выстроенные таким образом гендерные отношения – самые фундаментальные из всех человеческих отношений, их матрица «глубочайшим образом воздействуют на все наши институты, … на направление культурной эволюции». [http://enc-dic.com/enc_psy/Patriarhat-18365.html ]

2.2 Патриархальная семья

Ранее считалось, что исторически  патриархальная семья – это форма  семьи, сменившая матриархальную семью. Однако большинство современных

14

исследователей придерживаются мнения, что патриархат господствовал и на ранней стадии развития человеческого общества. Патриархат характеризуется такими признаками как патрилинейность (счет происхождения детей, родства и наследств по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или в доме мужа, выбор места проживания семьи мужа), моногамия (единобрачие) или полигиния (многоженство).

 Вообще патриархальная семейная  община включала в себя 3-5 поколений  ближайших родственников по линии  отца, потомков одного предка, с  женами мужчин данной группы. Таким образом, в семье насчитывалось  до 200-300 человек. Жизнью всех ее членов руководит семейный совет. Повседневным же трудом распоряжается «старший», а женским хозяйством, в которое «старший» не имеет право вмешиваться, распоряжается «старшая», и их положение является пожизненным. Имущество семейной общины считается неделимым и неотчуждаемым. Такая патриархальная семья постепенно перерождается в отцовскую большую семью с неограниченной властью отца. При патриархальном укладе жена воспринималась как «собственность» мужа, поэтому работать вне дома или учиться женщинам запрещалось.  Поскольку жена  являлась имуществом мужа, а дочь – имуществом отца, у многих народов сам брак представлял своего рода «покупку» невесты женихом у ее отца, уплатив ему стоимость женщины, так называемый «калым». Выйти замуж женщина могла только один раз в жизни, однако на мужчин данное право не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как их никто не брал в жены, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика жертвоприношения вдов до сих пор существует в Индии (сати), подобные обряды ранее наблюдались в Китае, у древних германцев и славян.

[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%82]

 

Недалеко от Люнебурга, на севере Германии, было обнаружено захоронение, содержащее скелет мужчины и обугленные останки  женщины лет двадцати.

В Нордхайзене, близ Гарца, были выкопаны скелеты мужчины и женщины. Череп  женского скелета носил на себе следы  ударов, по всей видимости, топора.Эти  гробницы, датируемые несколькими тысячелетиями  до христианской эры, свидетельствуют  о том, что в ту эпоху у германских племен существовал институт брака. После смерти мужа его вдову умерщвляли и погребали вместе с ним. [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/marsir/02.php]

2.3 Патриархат в библии и мифологии.

Информация о работе Матриархат и патриархат в первобытной культуре