Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:50, реферат
Цель работы: понять основные особенности патриархата и матриархата, а так же затронуть виды брачных отношений.
Актуальность данной темы растет с каждым днем, так как между женским и мужским полом шла, идет и будет идти гласная и негласная борьба за право главенствовать или диктовать свои условия. Поэтому, чтобы ближе познакомиться с данной проблемой, я выбрала именно эту тему.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Матриархат…………………………………………………………….……......5
1.1 Понятие «матриархата» и теория возникновения………..…………..…..…5
1.2 Матриархальные общества……..…………………………………………….8
1.3 Матриархат в истории и мифологии……………..………………………….9
2. Патриархат….…………..…………………………………………..................13
2.1 Понятие «патриархат и теория его возникновения………………..……....13
2.2 Патриархальная семья…………..…………………………………...............14
2.3 Патриархат в библии и мифологии…..……...……………………………...15
3. Эндогамия и экзогамия……………….…………………………...................18
Заключение…...……………………………………………………………….….24
Список используемой литературы……………………………………………...25
В библии книга Бытия представляет собой краткую историю человечества. Здесь присутствуют тотемное животное, Ева, олицетворяющая матриархат, и
15
двое мужчин Яхве и Адам. Мужчина занимает доминирующее положение. Бытие это памфлет против тотемизма и матриархата.
Змей и женщина играют гнусную роль, они заслуживают наказания и получают его. Другими словами, у них отобрали рычаги управления жизнью
общества, которыми завладел мужчина. Богиня-мать была «первой производительницей». Слово «первая» имеет важное значение. Женщина обладала первенством по отношению к мужчине. Мужчина не играл никакой роли.
Главная задача составителей книги Бытия заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что женщина не является первым творением, что не она породила мужчину, а он породил ее и что в силу этого она должна занимать подчиненное положение.
Итак, Яхве вначале создал мужчину и только затем женщину. И каким же образом он создал ее? «Бог сотворил Еву, вытащив ребро из тела Адама, пока тот спал».
В оригинальном тексте речь идет не о ребре, но о пенисе.
В древности женские гениталии играли важную роль. Начиная с определенного периода времени объектом почитания и обожествления становится мужской половой орган, как производитель детей, а не женский, которому отныне отводится второстепенная роль.
Молодые боги: все мифологии сходятся в том, что боги-мужчины появились в Пантеоне сравнительно поздно. Они заменили божества-животные и великих богинь.
Переход от женских божеств к мужским произошел не в один день. Специалисты в области истории религий утверждают, что культ мужского бога является продолжением культа великой богини.
Вначале богиню изображали в одиночестве (тем не менее вспомним, что на самых древних изображениях она зачастую предстает беременной).
В эпоху, предшествующую появлению мужских божеств, она уже держит младенца на руках (подобно Деве Марии).
На одном древнем образе богиня сидит на троне, и ребенок лежит у нее на коленях.
На других изображениях мы видим подростка, протягивающего правую руку сидящей богине.
На смену богу-младенцу, богу-подростку, богу-юноше пришел хорошо известный нам бог-старик Зевс, Юпитер, Яхве.
Греки против матриархата. Некоторые кланы, составлявшие греческую нацию, некогда носили названия животных: мирмидоны являлись кланом Муравьев, аркадцы кланом Медведя.
Однако греки эволюционировали быстрее, нежели окружавшие их народы, и приключения Геракла могут в значительной части интерпретироваться как акции против сохранившихся матриархальных или тотемистических общин.
Именно поэтому мы встречаем в греческой мифологии горгон с кабаньими
16
клыками, волосатых змеев, крылатых гарпий посланниц ада...
Одиссей становится жертвой небольших матриархальных групп: колдунья Цирцея превращает его товарищей в свиней с помощью волшебного напитка,
Калипсо удерживает его самого на
своем острове в течение семи лет. Тотемистические
и матриархальные автохтонные народы
греческого архипелага были рассеяны
племенами Лошади, Козы, Быка, пришедшими
с Востока, чей тотемизм носил прогрессивный
и утилитарный характер. [http://www.gumer.info/
17
Глава 3. Эндогамия и экзогамия
В первобытнообщинном обществе отношение к заключению брака было разное. Но все системы брака, как в матриархальных, так и патриархальных племенах, являются эндогамными и экзогамными.
Слово эндогамия происходит от греческих слов endon – внутри, gamos – брак.
Эндогамия – обычай, предписывающий
заключение брака в пределах определенной
общественной группы: племени, касты, рода
и так далее. [http://slovari.yandex.ru/%D1%
Слово экзогамия происходит от греческих слов exw – вне, gamos – брак
Экзогамия – запрет брачных отношений
между членами родственного (род,
фратрия), реже – локального (община)
коллектива в эпоху первобытнообщинного
строя (сохранилась и в более
позднее время). [http://ru.wikipedia.org/wiki/
Эндогамия и экзогамия – термины первобытного права, введенные в 1865 году Мак-Леннаном, в его сочинении «Примитивный брак» («Primitive marriage») и получившие право гражданства в науке.
Сами явления, которым Леннан дал
имя, были известны и раньше. Еще
в 30-х годах XIX в. Джорж Грей описывал
обычаи австралийцев, запрещавшие брак
между лицами, имеющими одно фамильное
имя или общий тотемный знак, указав
на аналогичный обычай у североамериканских
индейцев, делившихся на тотемные группы
и вступавших в брак только с лицами
не своего тотема. Этому обычаю, наиболее
распространенному между
Первый, выяснивший истинную природу этих институтов, был Морган. Он доказал, что такого резкого разграничения между обоими институтами, какое предполагал Леннан, не существует: в значительной мере они представляют две стороны одного и того же явления. Все те социальные группы, которые
18
Леннан называет экзогамными, в действительности суть только роды, которые Леннан смешивал с племенами, народами и т. п. организмами. На самом деле у всех достоверно изученных первобытных народов экзогамен только род или тотем, внутри которого брак абсолютно запрещен; по отношению ко всем остальным родам племени не только не существует абсолютного запрета брака, но, наоборот, вне племени обычно брак не практикуется и у некоторых племен даже запрещается.
Морган был совершенно прав, утверждая,
что Леннан не доказал в своей
книге ни одного случая «экзогамного
племени». Мало того – и это упустил
из виду Морган: первоначальные формы
экзогамии требовали в то же время
обязательной эндогамии не только внутри
племени, но в одном или нескольких
определенных родах этого племени.
Самые примитивные формы
У массы экзогамных племен – например, у готтентотов, гиляков, батаков, - брак принудителен между сыном сестры и дочерью брата. Эта обязательная эндогамия в определенных родах породила относительную экзогамность отдельных групп родов. У перечисленных выше племен взаимные браки между двумя родами не допускаются, то есть сын сестры может или должен жениться на дочери брата, но брак сына брата на дочери сестры не допускается.
Привычка первобытного человека давать распространительные толкования всякому запрету, всякому табу, значительно усложнила формы экзогамии. Американские фратрии, например, то есть группы родов, представляющие естественные разделения одного разросшегося рода, - экзогамные при известных обстоятельствах, могут разрастись в экзогамное племя. Далее, тотемные запреты часто распространяются не только на лиц, действительно принадлежащих к одному тотемному роду, но на роды, случайно носящие одно тотемное прозвище. В Новой Гренаде, у Панчей, браки запрещены даже между жителями одного и того же селения; но если женщина родилась в другом селении, то родной брат может на ней жениться.
Основной принцип, из
19
к таким исключительным случаям, как внутренние браки в царских семьях (например, в Перу, где цари женились на своих сестрах). Эндогамию в настоящем смысле слова, т. е. дозволенные или даже обязательные браки внутри первичной родственной группы (когда браки допускались между братьями и сестрами и т. д.), новейшие исследователи относят к временам, предшествовавшим образованию рода. Морган относит их к эпохе гипотетической малайской семьи, перешедшей в систему «пуналуа», устранившую браки между родными братьями и сестрами и в свою очередь уступившую место туранской семье и материнскому роду чисто экзогамного характера. Примеры первобытных эндогамных союзов приводятся Куновым среди австралийских негров, где в каждой территориальной группе мужчины и женщины разделены на классы по возрастам, внутри которых брак ничем неограничен, даже между братьями и сестрами.
В противоположность эндогамии, экзогамия
имеет универсальное
Спенсер, основательно опровергший теорию Леннана, выдвигая не менее шаткую теорию, по которой похищенная из чужого племени женщина является наиболее славным и долговечным трофеем. Потому первобытные люди, в глазах которых война и ее трофеи играли такую высокую роль, должны были смотреть на умыкание как на самый почетный способ женитьбы, постепенно вытеснивший все остальные. Против этого достаточно заметить, что экзогамия практикует вовсе не браки с чужеплеменниками, а именно с близкими кровнородственными родами (между детьми братьев и сестер - чаще всего). Леббок тоже выводит экзогамию из умыкания, и столь же неосновательно.
Наибольший успех выпал на долю Моргана, который исходил из естественноисторической точки зрения. Первобытные люди, по его мнению, путем наблюдений убедившись во вредном влиянии на потомство близко
20
кровных браков, постепенно стали ограничивать браки сначала между восходящими и нисходящими, потом между братьями и сестрами, и с этой целью, наконец, замкнулись в экзогамные роды и классы. В доказательство он приводит мнения и легенды самих дикарей, свидетельствующие о ясно сознанном вреде близких браков. Но и эта теория встретила множество возражений, из которых самое сильное заключается в том, что экзогамия вовсе не исключает близких браков: близость родства высчитывается только в одной линии (агнатной или когнатной) , и потому браки, например, единокровных братьев и сестер в материнском роде дозволены, между тем как браки между самыми отдаленными сородичами считаются кровосмесительством.
Каутский выдвинул теорию «симпатии»,
по которой лица близко родственный,
в силу частого столкновения между
собою, не вызывают друг в друге такого
интенсивного полового влечения, как
лица чуждые друг другу. Против этого
достаточно возразить, что у множества
первобытных народов браки
Старкэ видит причину
В самое последнее время мотивы экзогамии стали искать в религиозных представлениях, именно в тотемизме и связанных с ними табу. Первые высказались в этом смысле Робертсон Смит и Фрезер; подробную теорию развил Дюркгейм. Исходя из бесспорных положений тотемизма, что кровь боготворимого тотема и всех членов тотемного союза едина (кровь тотема - табу) всякое прикосновение к ней гибельно, и женщина в период менструаций на том же основании становилась табу. Он заключает, что экзогамия, как запрет браков с лицами своего тотема - прямое следствие страха нарушить табу крови женщины своего тотема при естественной интимности брачных отношений.
Эта теория на первый взгляд очень логична, но для подтверждения ее 21
Информация о работе Матриархат и патриархат в первобытной культуре