Методика организации сесмейного досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение методики семейной досуговой деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть семью как социальный институт, изучить структуру данного социального института;
- изучить функции семьи в современном обществе и то как они могут реализовываться в досуговой деятельности;
- изучить современные концепции организации досуговой деятельности семьи;
- привести пример семейного досугового мероприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Семья как социально-культурный институт.
1.1 Понятие и структура семьи……………………………………………….4
1.2.Функции семьи и их реализация в досуговой деятельности…………11
Глава II. Современные концепции семейного досуга.
2.1 Организация досуга современной семьи………………………….…..17
2.2 Досуговое мероприятие для семьи
«Семья-здоровый образ жизни»……………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………….32
Библиография…………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая по досугу.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава I. Семья  как социально-культурный институт.

1.1 Понятие и  структура семьи……………………………………………….4

1.2.Функции семьи  и их реализация в досуговой  деятельности…………11

Глава II. Современные  концепции семейного досуга.

2.1 Организация  досуга современной семьи………………………….…..17

2.2 Досуговое мероприятие  для семьи 

«Семья-здоровый образ жизни»……………………………………………25

Заключение…………………………………………………………………….32

Библиография…………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       Актуальность темы исследования. Россия ХХI века твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. Для демократического государства важен любой социальный институт, любой коллектив, но наиважнейшим, безусловно, является семья. Именно в семье происходит реальное развитие и функционирование личности. Однако, для того, чтобы это не осталось лозунгом необходимо, чтобы семья могла на практике реально осуществлять свои социальные функции. В отличие от сферы экономики, политики, образования, на семью нельзя оказывать прямое, административное воздействие. Семья является ячейкой общества, от уровня культуры которой во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность современной эпохи, утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности, привить людям здоровый образ жизни, открыть для них мир спорта, искусства, чтения, активного досуга.

     Как уже  говорилось, на семью нельзя оказывать  административное воздействие, но  зато можно оказывать воздействие  воспитательное. Для того, чтобы семья чётко выполняло свои функции необходимо правильное формирование её досуговой деятельности.

     Научный интерес к изучению семьи как социального института воспитания достаточно постоянен и находит отражение в современных социологических, социально-культурных и психолого-педагогических исследованиях. Семья не является застывшим образованием и претерпевает существенные изменения в процессе общественного развития российского общества. Практика свидетельствует, что досуговые интересы современной семьи не разрушаются, они видоизменяются, обретая новые черты, осваивая и утверждая новые ценности, развивая и совершенствуя организационные формы семейного досуга1.

 1 Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. М.: Академия. 2001. С. 24.

      Объектом исследования является современная семья в условиях досуга.

      Предметом исследования является методика организации семейного досуга средствами социально-культурной деятельности.

      Целью исследования является изучение методики семейной досуговой деятельности.

      Для выполнения  поставленной цели необходимо  решить следующие задачи исследования:

- рассмотреть семью как  социальный институт, изучить структуру данного социального института;

- изучить функции семьи  в современном обществе и то как они могут реализовываться в досуговой деятельности;

- изучить современные  концепции организации досуговой  деятельности семьи;

- привести пример семейного  досугового мероприятия.

      Структура работы. Представленная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на два параграфа, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Семья как социально-культурный институт.

      1.1 Понятие и структура семьи.

      Семья - один из древнейших институтов человеческого общества. Она прошла долгий и сложный путь развития: от совместного проживания родом, племенем к большой семье, вмещавшей несколько поколений под одной крышей, а позднее к нуклеарной семье, состоящей лишь из родителей и детей.

     Для каждого  исторического периода свойственны  свои формы, обоснования и отношения  к семье и браку, которые  претерпевали в процессе исторического  развития множество метаморфоз. Однако, это обстоятельство не свидетельствует о том, что в прошлом институт брака обладал какими-то особыми достоинствами или недостатками, которые утрачены сегодня. Брачный союз в прежние годы с юридической точки зрения выглядел намного серьезнее, чем в настоящее время.

      История  семьи неразрывно связана с  историей общества. Семья - созидатель  социокультурных ценностей, творец  цивилизации. Воздействуя на отдельные  отношения и ощущая на себе  их влияние, семья выступает  продуктом данного общества, его  своеобразным отражением. С изменением  общества изменяется и семья,  ее уклад, формы, величина, функции2.

      Семья –  ячейка, т.е. малая социальная  группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития

общества. Естественно, чем  выше культура общества, тем выше культура

2 Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание. 1994. С. 77.

семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором  строится вся жизнь, и от того, насколько  добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьей, находится в почти  полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома3.

      Семейные  психологи и другие исследователи  семейных отношений составили  определённую классификацию семей.  На сегодняшний день исследователи осуществляют классификацию семей по следующим признакам:

- по количеству детей: бездетная семья, малодетная и многодетная семья;

- по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная,

семья, т.е. включающая в себя представителей нескольких поколений, большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

- по структуре: с одной брачной парой, с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них, с матерью или отцом с детьми, с одним из родителей и другими родственниками и т.д.;

- по структуре лидерства в семье: эгалитарные, так же называемые демократическими и традиционные, авторитарные семьи;

- по однородности социального состава: в зависимости от наций; уровня образования, профессии и т.д., т.е. социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

-по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

- по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная

3 Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера. 2004. С. 93.

семья;

- по географическому признаку; городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах);

- по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная» семья;

- по характеру проведения досуга; открытые и закрытые (ориентированные на внутридомашний досуг);

- по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, викгимогенная семья4.

      Что касается  структуры семьи, то под ней  понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналогом этому является деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

     Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой - привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

      Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

 4 Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // Социологические исследования. 2003. №2. С. 34.   

 

     Говоря о типах семей, стоит заметить,  что существуют общие принципы

выделения типов семейной организации и семей. В зависимости  от формы брака различают моно- и полигамию. Моногамной семьёй является та, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличии, от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей.

      Рассматривая типы семей, стоит обратиться к самой распространенной современной семье - семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений.

      Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно.

      Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве5.

       Под  неполной семьёй понимается семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья - результат

5 Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС.1999. С. 143.

развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного  ребенка. Сегодня таких семей, где  главой семьи является мать 25%. Эти  семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще всего живет  за чертой бедности, доход женщины  меньше, чем мужчины, а после развода  отец вносит в бюджет только треть  своей зарплаты. Эти семьи нуждаются  в государственной поддержке. И  в самом тяжелом положении  находится семья, где дети рождены  вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком обречены на нищету.

      Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Нередко в такой семье отрицательно влияет на отношения в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Когда рождается желанное дитя, она старается отдалить его от окружения. Другая мать видит в нем препятствие для брака. Отец в такой семье чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка6.

      Семья в  повторном браке - это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены. Подобные браки в XIX в. Были редки, но в XX в. Они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом.

6 Афанасьев Т.М. Семья. М.: Известия. 2005. С. 115.

Стрессовыми могут быть ситуации при решении вопроса о свидании бывшего супруга с детьми, с  бывшими родственниками, дедушками  и бабушками. Эти ситуации требуют  помощи социального педагога. Для  работы с такой семьей необходима психологическая, клиническая, образовательная  и социальная программы. Важно помнить, что в этой семье идет процесс  приспособления к новой жизни, новым  отношениям каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего  три года. Важно обратить внимание на потери, на распределение ролей  в семье, на проблемы каждого члена  семьи и всей семьи. Работая с  супругами этой семьи, социальный работник обращает внимание на распределение  времени, места и денег, затраты  и отношения с приемными детьми. Так как приемные дети требуют  особого внимания, то с ними требуется  и особая образовательная и воспитательная программа, в которой бы учитывалась  их материальное и духовное состояние  в новой семье.

Информация о работе Методика организации сесмейного досуга