Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:25, курсовая работа
Целью исследования является изучение методики семейной досуговой деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть семью как социальный институт, изучить структуру данного социального института;
- изучить функции семьи в современном обществе и то как они могут реализовываться в досуговой деятельности;
- изучить современные концепции организации досуговой деятельности семьи;
- привести пример семейного досугового мероприятия.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Семья как социально-культурный институт.
1.1 Понятие и структура семьи……………………………………………….4
1.2.Функции семьи и их реализация в досуговой деятельности…………11
Глава II. Современные концепции семейного досуга.
2.1 Организация досуга современной семьи………………………….…..17
2.2 Досуговое мероприятие для семьи
«Семья-здоровый образ жизни»……………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………….32
Библиография…………………………………………………………………34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Семья как социально-культурный институт.
1.1 Понятие и
структура семьи………………………………………
1.2.Функции семьи и их реализация в досуговой деятельности…………11
Глава II. Современные концепции семейного досуга.
2.1 Организация
досуга современной семьи………………
2.2 Досуговое мероприятие для семьи
«Семья-здоровый образ жизни»……………………………………………25
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение.
Актуальность темы исследования. Россия ХХI века твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. Для демократического государства важен любой социальный институт, любой коллектив, но наиважнейшим, безусловно, является семья. Именно в семье происходит реальное развитие и функционирование личности. Однако, для того, чтобы это не осталось лозунгом необходимо, чтобы семья могла на практике реально осуществлять свои социальные функции. В отличие от сферы экономики, политики, образования, на семью нельзя оказывать прямое, административное воздействие. Семья является ячейкой общества, от уровня культуры которой во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность современной эпохи, утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности, привить людям здоровый образ жизни, открыть для них мир спорта, искусства, чтения, активного досуга.
Как уже
говорилось, на семью нельзя оказывать
административное воздействие,
Научный интерес к изучению семьи как социального института воспитания достаточно постоянен и находит отражение в современных социологических, социально-культурных и психолого-педагогических исследованиях. Семья не является застывшим образованием и претерпевает существенные изменения в процессе общественного развития российского общества. Практика свидетельствует, что досуговые интересы современной семьи не разрушаются, они видоизменяются, обретая новые черты, осваивая и утверждая новые ценности, развивая и совершенствуя организационные формы семейного досуга1.
1 Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. М.: Академия. 2001. С. 24.
Объектом исследования является современная семья в условиях досуга.
Предметом исследования является методика организации семейного досуга средствами социально-культурной деятельности.
Целью исследования является изучение методики семейной досуговой деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть семью как социальный институт, изучить структуру данного социального института;
- изучить функции семьи в современном обществе и то как они могут реализовываться в досуговой деятельности;
- изучить современные
концепции организации
- привести пример семейного досугового мероприятия.
Структура работы. Представленная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на два параграфа, заключения и библиографического списка.
Глава I. Семья как социально-культурный институт.
1.1 Понятие и структура семьи.
Семья - один из древнейших институтов человеческого общества. Она прошла долгий и сложный путь развития: от совместного проживания родом, племенем к большой семье, вмещавшей несколько поколений под одной крышей, а позднее к нуклеарной семье, состоящей лишь из родителей и детей.
Для каждого
исторического периода
История
семьи неразрывно связана с
историей общества. Семья - созидатель
социокультурных ценностей,
Семья – ячейка, т.е. малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития
общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура
2 Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание. 1994. С. 77.
семьи. Семейное воспитание
имеет огромное значение в воспитании,
образовании и становлении
Семейные
психологи и другие
- по количеству детей: бездетная семья, малодетная и многодетная семья;
- по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная,
семья, т.е. включающая в себя представителей нескольких поколений, большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
- по структуре: с одной брачной парой, с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них, с матерью или отцом с детьми, с одним из родителей и другими родственниками и т.д.;
- по структуре лидерства в семье: эгалитарные, так же называемые демократическими и традиционные, авторитарные семьи;
- по однородности социального состава: в зависимости от наций; уровня образования, профессии и т.д., т.е. социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
-по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
- по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная
3 Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера. 2004. С. 93.
семья;
- по географическому признаку; городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах);
- по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная» семья;
- по характеру проведения досуга; открытые и закрытые (ориентированные на внутридомашний досуг);
- по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, викгимогенная семья4.
Что касается структуры семьи, то под ней понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналогом этому является деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой - привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
4 Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // Социологические исследования. 2003. №2. С. 34.
Говоря о типах семей, стоит заметить, что существуют общие принципы
выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно- и полигамию. Моногамной семьёй является та, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличии, от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей.
Рассматривая типы семей, стоит обратиться к самой распространенной современной семье - семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений.
Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно.
Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве5.
Под неполной семьёй понимается семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья - результат
5 Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС.1999. С. 143.
развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. Эти семьи нуждаются в государственной поддержке. И в самом тяжелом положении находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком обречены на нищету.
Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Нередко в такой семье отрицательно влияет на отношения в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Когда рождается желанное дитя, она старается отдалить его от окружения. Другая мать видит в нем препятствие для брака. Отец в такой семье чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка6.
Семья в повторном браке - это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены. Подобные браки в XIX в. Были редки, но в XX в. Они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом.
6 Афанасьев Т.М. Семья. М.: Известия. 2005. С. 115.
Стрессовыми могут быть ситуации
при решении вопроса о свидании
бывшего супруга с детьми, с
бывшими родственниками, дедушками
и бабушками. Эти ситуации требуют
помощи социального педагога. Для
работы с такой семьей необходима
психологическая, клиническая, образовательная
и социальная программы. Важно помнить,
что в этой семье идет процесс
приспособления к новой жизни, новым
отношениям каждого члена семьи.
Этот процесс продолжается чаще всего
три года. Важно обратить внимание
на потери, на распределение ролей
в семье, на проблемы каждого члена
семьи и всей семьи. Работая с
супругами этой семьи, социальный работник
обращает внимание на распределение
времени, места и денег, затраты
и отношения с приемными