Методика организации сесмейного досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение методики семейной досуговой деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть семью как социальный институт, изучить структуру данного социального института;
- изучить функции семьи в современном обществе и то как они могут реализовываться в досуговой деятельности;
- изучить современные концепции организации досуговой деятельности семьи;
- привести пример семейного досугового мероприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Семья как социально-культурный институт.
1.1 Понятие и структура семьи……………………………………………….4
1.2.Функции семьи и их реализация в досуговой деятельности…………11
Глава II. Современные концепции семейного досуга.
2.1 Организация досуга современной семьи………………………….…..17
2.2 Досуговое мероприятие для семьи
«Семья-здоровый образ жизни»……………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………….32
Библиография…………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая по досугу.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

2. Оформление педагогом памятки «Семейный кодекс здоровья», включающую в себя рациональный режим, систематические физкультурные занятия (занятия спортом, закаливание, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье, дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досугов и др.).

3. Подготовка родителями  домашнего задания: 

- Изготовление каждой семьей для своего ребенка самодельного тренажёра или коврика из различных материалов (пуговицы, крышки от фломастеров и др.);

- Рецепты от каждой семьи (компоненты и их приготовление), показать на практике приготовление одного из рецептов; рецепт полезного для здоровья блюда и подготовка ингредиентов для приготовления полезного блюда).

     Ход мероприятия.

     Ведущий: Дорогие, родители и дети, мы с вами сегодня собрались в одну большую добрую компанию, которую мне хотелось бы назвать «большая дружная семья». Вы не против?.. И как водится, в хорошей семье всегда есть о чем поговорить. И я хочу вам рассказать, что человек - совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. Еще мудрый Сократ говорил «Здоровье  - не всё, но без здоровья – ничто». И вряд ли можно найти родителей, которые бы не хотели, чтобы их дети росли здоровыми.

А, по вашему мнению, каков  он здоровый ребёнок?

Высказывания родителей.

       Ведущий: Итак, прежде всего, здоровый ребёнок, если он и болеет, то очень редко и не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям - взрослым и детям. Развитие двигательных качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребёнок достаточно быстр, ловок и силён. Неблагоприятные погодные условия, редкая их смена, здоровому ребёнку не страшны, т.к. он закалён. Это «портрет» идеально здорового ребёнка, какого в жизни встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребёнка близкого к идеалу – задача вполне посильная, всего лишь требуется: с раннего возраста научить ребёнка заботиться о своём здоровье! Для этого нужно формировать навыки и привычки здорового образа жизни в соответствии с возрастом.

      Именно о том, как формировать навыки и привычки здорового образа жизни мы сегодня вам расскажем и покажем:

     Вот так начинается у нас в группе (классе) каждое утро:

С утренней зарядки. После выполнения упражнений гимнастики - речевка:

«Чтобы нам не болеть и не простужаться мы зарядкою всегда будем заниматься» Вдох - выдох! Улыбнись! И на место ты садись!»

     Ведущий: «Если день начать с зарядки - значит, будет всё в порядке!» – так гласит народная поговорка. А ещё говорят: «Движение - жизнь!».

    И сейчас мы проверим: как развиты быстрота, ловкость, скорость, меткость, сила у наших уважаемых родителей - пап и мам. И, конечно же, их детей.

Все задания выполняются  под музыку.

1 задание - Игра разминка: «Найди ухо, найди нос» (выполняют все).

Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой за кончик носа. Затем хлопнуть в ладоши и поменять быстро руки и т.д.

- Молодцы! А теперь займёмся спортом и сыграем в мою любимую игру – волейбол с воздушными шарами!

Шар быстрее вы хватайте,

И к соперникам бросайте!

2 задание - Конкурс «Волейбол с шарами».

Дети делятся на две  команды. Натягивается верёвка между  двумя стульями (стойками). С двух сторон верёвки лежат воздушные  шары. Дети по команде перебрасывают  свои шары на сторону противников. После  сигнала к окончанию игры, побеждает  та команда, которая осталась с наименьшим количеством шаров.(по 6 чел.в команде)

3 задание - Игра «Назови ошибку и исправь»

Нам темно. Попросим папу

Нам включить поярче ЛАПУ (лампу)

Сшил себе котёнок тапки 

Чтоб зимой не мёрзли ШАПКИ (лапки)

Здесь хорошее местечко

Протекает рядом ПЕЧКА (речка)

Любопытные мартышки

Собирают с ёлок ФИШКИ (шишки)

4 задание - Конкурс болельщиков.

Отгадать загадки.

1. Не обижен, а надут, 

Его по полю ведут.

А ударят - нипочём,

Не угнаться за... (мячом).

Задание.

Назвать игры с мячом.

2.Эта птица - не синица,

Не орёл и не баклан.

Эта маленькая птица 

Называется... (волан).

Задание. Как называется игра с воланом?

3.На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то ... (лыжи).

4.Кто на льду меня  догонит? 

Мы бежим в перегонки.

И несут меня не кони, а  блестящие ...(коньки).

5.Мне загадку загадали:

Что это за чудеса?

Руль, седло и две педали,

Два блестящих колеса.

У загадки есть ответ 

Это мой ...(велосипед).

6.Вот такой забавный  случай!

Поселилась в ванной - туча.

Дождик льётся с потолка 

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик тёплый, подогретый.

На полу не видно луж.

Все ребята любят...(душ).

    Ведущий: Молодцы! Всё они знают, всё умеют. Но я ещё знаю, что у каждой семьи есть свой секрет. И этот секрет - приготовление вкуснейших блюд. Ребята, а какие же самые вкуснейшие блюда у вас в семье готовят родители?

Ответы детей 

     Ведущий: Это очень здорово: пельмени, котлеты, пироги, ватрушки, салаты… Но секрет-то в том, что какие блюда готовят, чтобы они были действительно не только вкусными, но и полезными для здоровья! Этим секретом хотят поделиться с нами наши уважаемые мамы и папы. Давайте предоставим им эту возможность!

     5 задание: Родители по желанию рассказывают о своем "здоровом блюде” (приготовленное заранее).

    Ведущий: Много у нас накопилось таких рецептов – рецептов о вкусной и здоровой пище. И если кого-то из вас заинтересовала наша информация, то можете легко ею воспользоваться, взяв в руки замечательную «Семейную книгу».

    Ведущий рекламирует подшивку рецептов (домашнее задание для родителей)

    Ведущий: Пришло время с пользой отдохнуть. У меня для вас есть загадки о лекарственных растениях. Попробуйте их отгадать, но по такому правилу: загадку отгадывают дети, а родители - дополняют, где и для чего используется то или иное растение.

«Ты растение не тронь - жжётся больно, как огонь»(крапива)

«Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки. На земле лежат листки – маленькие лопушки»(подорожник)

«Белая корзинка, золотое  донце» (ромашка)

     Ведущий: Назовите травянистые кустарники и растения, которыми можно вылечиться от простуды (брусника, клюква при высокой температуре, смородина при простуде)

     6 Задание. Ведущий: А сейчас я вас познакомлю с некоторыми упражнениями, которые помогают сберечь здоровье!

а) Пальчиковая гимнастика - это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики пальцев рук, координации движений. Пальчиковая гимнастика оказывает положительное воздействие на познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, фантазию и др. (воспитатель вместе с детьми показывает пальчиковую гимнастику, а родители повторяют)

б) Дыхательная гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание, очищает легкие и улучшение их снабжения кислородом. Эти упражнения очень полезны для профилактики ОРЗ (показ детьми, а родители повторяют)

в) Музыкотерапия, которую я активно использую в своей работе: соответствующая музыка звучит при укладывании детей на сон; во время занятий (особенно на занятиях по рисованию, лепке, аппликации); в сводной деятельности). Давайте немного отдохнем сейчас, послушав красивую мелодию; может быть кто-то даже и представит себя где-то…Сядьте поудобнее, закройте глаза и… наслаждайтесь (звучит мелодия). Я думаю, что все приятно отдохнули, представили себя: кто на море, кто летит в космическое пространство, кто просто нежится на песчаном берегу наикрасивейшего озера…

г) Оздоровительно–профилактические упражнения для коррекции ступни,самомассаж суджоками : дети показывают ходьбу босиком: по ребристой доске и по следам на самотканых дорожках; показывают на тренажерах – индивидуальных самодельных ковриках из различного материала упражнения (покачивание с носка на пятку, ходьба на месте, прыжки, бег в чередовании с ходьбой)

    7 задание. Ведущий: А как в наших семьях укрепляют здоровье?

Родители показывают изготовленное  своими руками оборудование для физич.упражнений.

     Ведущий:

Все ребята смелые, ловкие, умелые.

Всем здоровья мы желаем, витаминами угощаем. (предварительно вымыв руки.)

     Ведущий: Вам, уважаемые родители, на память о нашей встрече, хочу подарить памятку «Семейный кодекс здоровья»(каждой семье вручается памятка)

      Ведущий: Вот наша встреча и подходит к концу! Очень хочется узнать, что же вы узнали для себя нового, что взяли на заметку для себя? Хотели бы вы ещё раз встретиться и поговорить на тему здоровьесбережения? Родители высказывают свое мнение о встрече, её пользе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Семья является  важнейшей частью современного  общества, на которую возложено  множество функции, которая выполняет  множество жизненно важных для  общества целей и задач. Семья  нуждается во всесторонней поддержке,  в том числе и в форме  популяризации проведения совместного семейного досуга.

      Семьи бывают различными и по количеству входящих в семью членов, и по взаимоотношениям между членами, и по количеству (отсутствию) детей, и по ряду других признаков, но проблемы существуют буквально во всех типах семей и эти проблемы по мере возможности необходимо решать, так как роль семьи в современных исторических условиях крайне велика. В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. При этом выбор методики досуговой деятельности напрямую зависит от типа семьи и её структуре. Применяемый к семье метод проведения досуга должен соответствовать составу семьи, возрасту членов семьи и массе других факторов, чтобы пойти данной семье на пользу, а не во вред.

      Совместный семейный досуг является достаточно совершенным механизмом сплочения членов семьи, разрешения конфликтов, достижения общих целей и ценностей. Только когда семья является сплоченным коллективом она в состоянии правильно выполнять те крайне значимые функции, выполнение которых ей присуще. Через досуговую деятельность возможно проведение психолого-педагогических мероприятий учреждениями социально-культурной сферы, для восстановления дефицитарности функций семьи и в первую очередь воспитательной, эмоциональной, социального контроля.

      Выбор мероприятия  семейной досуговой деятельности  должен способствовать развитию  общественных и семейных ценностей,  например, популяризации здорового  образа жизни, должен объединять  представителей разных поколений,  и учитывать их возрастные  особенности. Методика семейной  досуговой деятельности должна  помогать семьям справиться с существующими в них проблемами, например, с тем, что взрослые и дети проводят досуг отдельно и общаются не более одного часа в сутки.

      Семья является  первичной ячейкой общества, но  именно от семьи зависит то, в каком обществе мы будем  жить, поэтому досуговая семейная  деятельность должна воспитывать  в людях только самые лучшие  качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1. Антонов А.И. Депопуляция России и проблемы семьи // Материалы научн.конф. «Россия накануне XXI века: социальные и социально-политические проблемы. М. 2004.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл: Академия. 2002.

3. Афанасьев Т.М. Семья. М.: Известия. 2005.

4. Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: Автореф. дис канд. пед. наук. / Московск. гос. открыт. пед.ун-т. М. 2000.

5. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М.: Проспект. 2002.

6. Бирженюк Г.М., Ефременко Р.А. Клуб и здоровый образ жизни. М.: Современная Россия. 1999.

7. Бирженюк Г.М. Методическое руководство культурно-просветительной работой. М.: Просвещение. 2007.

8. Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // Социологические исследования. 2003. №2. С. 28-39.

9. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Академия. 1994.

10. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. М.: Академия. 2001.

Информация о работе Методика организации сесмейного досуга