Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:25, курсовая работа
Целью исследования является изучение методики семейной досуговой деятельности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть семью как социальный институт, изучить структуру данного социального института;
- изучить функции семьи в современном обществе и то как они могут реализовываться в досуговой деятельности;
- изучить современные концепции организации досуговой деятельности семьи;
- привести пример семейного досугового мероприятия.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Семья как социально-культурный институт.
1.1 Понятие и структура семьи……………………………………………….4
1.2.Функции семьи и их реализация в досуговой деятельности…………11
Глава II. Современные концепции семейного досуга.
2.1 Организация досуга современной семьи………………………….…..17
2.2 Досуговое мероприятие для семьи
«Семья-здоровый образ жизни»……………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………….32
Библиография…………………………………………………………………34
Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис, в общем, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом13.
Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу. Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации.
В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для
13 Бирженюк Г.М., Ефременко Р.А. Клуб и здоровый образ жизни. М.: Современная Россия. 1999. С. 44.
бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массовые виды самодеятельных досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.
Ещё одной особенностью содержательного досуга является восприятие произведений искусства. Люди обращаются к искусству по разному с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени.
В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации. Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток.
Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта.
Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга14.
Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека специфически обусловлены, нежели цели прагматических
14 Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: Автореф. дис канд. пед. наук. / Московск. гос. открыт. пед.ун-т. М. 2000. С. 14.
занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек
руководствуется в основном
целями, связанными с практической
пользой, экономией физических сил,
материальным эффектом своей работы,
то цели досуга человек пытается вывести
за утилитарные рамки. В конечном
счете, цели, безусловно, выполняют
положительные или негативные функции,
связанные с рекреацией, хотя сам
человек видит в них
Главным в досуге является гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам, домашним нагрузкам.
Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы, под которыми следует понимать совокупность внутренних предпосылок и внешних причин, не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные, - вынужденные, так и добровольно принятые, - внутренние.
Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.
Многие проблемы быта и досуга семьи связаны с ее потребительским
15 Бирженюк Г.М. Методическое руководство культурно-просветительной работой. М.: Просвещение. 2007. С. 157.
Бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества
малообеспеченных семей.
Среди социально-бытовых
В системе семейного досуга наблюдается тенденция перемещения ориентации семьи от сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере активной деятельности. Несомненно, подобная тенденция способствует саморазвитию и самоутверждению семьи, обеспечивает ей право на свободу воли и выбора, свою систему ценностей16.
Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию семьи17.
Культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой семьи и каждого её члена, желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей18.
16 Афанасьев Т.М. Семья. М.: Известия. 2005. С. 66.
17 Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М.: Проспект. 2002. С. 105.
18 Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. М.: Академия. 2001. С. 97.
У каждой семьи вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждой свой принцип организации про ведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг19.
В сегодняшней социально-культурной ситуации семейный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей; - в целом социально - экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала людей и общества в целом20.
Система организации семейного досуга определяется интересами и потребностями людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности, но все более сложным, от пассивного отдыха - к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации - к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей - к творчеству и т.п21.
Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если
19 Культурно-досуговая деятельность / под ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ. 1998. С. 55.
20 Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС.1999. С. 182.
21 Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера. 2004. С. 96.
человек не ставит перед собой задачу само совершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.
Самым простым видом досуга является отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. Содержит лишь зачатки позитивного досуга22.
Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.
Таким образом, досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи-динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что
22 Бирженюк Г.М., Ефременко Р.А. Клуб и здоровый образ жизни. М.: Современная Россия. 1999. С. 37.
досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой
концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.
2.2 Досуговое мероприятие для семьи «Семья-здоровый образ жизни».
Появление как можно большего числа людей, ведущих здоровый образ жизни, является одной из задач, стоящих на сегодняшний день перед нашей страной. По этому, мы посчитали нужным в качестве примера досуговой деятельности с семьёй привести именно мероприятие, направленное на пропаганду здорового образа жизни. Целесообразно чтобы в данном мероприятии участвовали дети дошкольного или младшего школьного возраста с родителями. Проведение данного мероприятия актуально в старших группах детских садов, в начальных классах школ.
Название мероприятия: Семья – здоровый образ жизни.
Цель: Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.
Задачи:
1.Организовать совместное
досуговое мероприятие для
2. Развивать способность детей творчески использовать знания и умения по вопросам здорового образа жизни, их двигательный опыт в практических ситуациях. Способствовать укреплению у детей чувства гордости за свою семью, уважение и любовь к ее членам.
3.Воспитывать участие,
сострадание, отзывчивость и
4. Закрепить знания о пользе лекарственных растений и их применении.
5. Вовлечь родителей в подготовку досугового мероприятия.
6. Распространить среди родительской общественности наилучший семейный опыт здорового образа жизни.
Подготовительная работа.
1. Оформление педагогом тезисов и высказываний о здоровье человека: «Здоровье - не всё, но без здоровья - ничто» - Сократ. «Если ты думаешь на год вперёд - посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперёд - посади дерево. Если ты думаешь на век вперёд - воспитай человека» - восточная мудрость. «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд родителей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» - В.Сухомлинский. «Береги глаз - как алмаз», «Если день начать с зарядки - значит, будет всё в порядке» народные поговорки.