Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:15, реферат
Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить предмет культуры, как основы изучения культурологии.
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека.
Введение 3
1. Исторические аспекты теории культуры 3
2. Понятие культуры 3
3 Структура культуры 5
3.1 Материальная составляющая культуры 6
3.2 Духовная составляющая культуры 7
3.3.1 Миф 7
3.3.2 Религия 8
3.3.3 Искусство 9
3.3.4 Философия 10
3.3.5 Наука 10
3.3.6 Идеология 11
3.3.7 Нравственность 12
3.4 Социальные составляющие культуры 13
4 Массовая и элитарная культура 15
4.1.1 Экономические предпосылки и социальные функции "массовой" культуры
16
4.1.2 Философские основы массовой культуры 16
4.2 Элитарная культура как антипод массовой культуры 18
5. Предназначение культуры 19
6. Взаимоотношение культуры, личности и общества 21
7. Заключение 22
Реферат: Многообразие понятия культура
Реферат
Предмет: Культурология
Тема: «Многообразие понятия «культура»
Выполнил:
Morozov Mihail
Mmv@dax.ru
188230, Luga, Rossia
Принял: user.
Введение 3
1. Исторические аспекты теории культуры
3
2. Понятие культуры 3
3 Структура культуры 5
3.1 Материальная составляющая культуры
6
3.2 Духовная составляющая культуры 7
3.3.1 Миф 7
3.3.2 Религия 8
3.3.3 Искусство 9
3.3.4 Философия 10
3.3.5 Наука 10
3.3.6 Идеология 11
3.3.7 Нравственность 12
3.4 Социальные составляющие культуры 13
4 Массовая и элитарная культура 15
4.1.1 Экономические предпосылки и социальные
функции "массовой" культуры
16
4.1.2 Философские основы массовой культуры
16
4.2 Элитарная культура как антипод массовой
культуры 18
5. Предназначение культуры 19
6. Взаимоотношение культуры, личности
и общества 21
7. Заключение 22
Введение
Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить предмет культуры, как основы изучения культурологии.
1. Исторические аспекты теории
культуры
Культура (от латинского cultura
- возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание), исторически определенный
уровень развития общества и человека,
выраженный в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, а
также в создаваемых ими
"воспитанности", главное свое отличие
от "некультурных" варваров. В позднеримскую
эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми
основным смыслом слова "культура",
зародился, а в средние века получил распространение
иной комплекс значений, позитивно оценивающий
городской уклад социальной жизни и более
близкий к возникшему позднее понятию
цивилизация. Слово "культура" стало
ассоциироваться скорее с признаками
личного совершенства, в первую очередь
религиозного. В эпоху Возрождения под
совершенством культуры начали понимать
соответствие гуманистическому идеалу
человека, а в дальнейшем идеалу просветителей
2. Понятие культуры
В обыденном сознании "культура" выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ
Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемый духовный потенциал человека и, во-вторых, осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру
Понятие культуры обозначает
универсальное отношение
Каждая культура есть способ творческой
самореализации человека. Поэтому постижение
иных культур обогащает нас не только
новым знанием, но и новым творческим опытом
Однако, возможно, это только
первый шаг к правильному пониманию
и определению культуры. Как реализуется
универсальное отношение
Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что открываем в мире и в самих себе. Смысл надо отличать от значения, то есть предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным
Например, один из самых важных смыслов - жажда любви - вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируем глубинами души непосредственно (помимо нашего сознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру
Человек наделяет этими смыслами
весь мир, и мир выступает для
него в своей универсальной
(базисных) типа ценностного отношения
мир может выступать для человека как
"свое" и как "чужое" (Мещерякова
Н.А. Наука в ценностном измерении//
Свободная мысль. 1992, N 12 с.34-44). Культура
есть универсальный способ, каким человек
делает мир "своим", превращая его
в Дом человеческого
(смыслового) бытия (Бубер М. Я и Ты. М., 1993.,с.
61,82,94). Таким образом, весь мир превращается
в носителя человеческих смыслов, в мир
культуры.
Пожалуй, даже звездное небо или глубины
океана принадлежат культуре, поскольку
им отдана частица человеческой души,
поскольку они несут человеческий смысл.
Если бы не было этого смысла, то человек
не засматривался бы на ночное небо, поэты
не писали бы стихов, а ученые не отдавали
бы изучению природы все силы своей души
и, следовательно, не совершали бы величайших
открытий. Теоретическая мысль рождается
не сразу, и чтобы она появилась, нужен
интерес человека к загадкам мира, нужно
удивление перед тайнами бытия (не зря
Платон говорил, что познание начинается
с удивления). Но интереса и удивления
нет там, где нет культурных смыслов, направляющих
умы и чувства многих людей на освоение
мира и собственной души
Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.) Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей
В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культуры - это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений
При этом культура и ее смысловая
доминанта могут
3 Структура культуры
Принято делить культуру на
материальную и духовную соответственно
двум основным видам производства -
материального и духовного. Материальная
культура охватывает всю сферу материальной
деятельности и ее результаты
(орудия труда, жилища, предметы повседневного
обихода, одежда, средства транспорта
и связи и другие). Духовная культура охватывает
сферу сознания, духовного производства
(познание, нравственность, воспитание
и просвещение, включая право, философию,
этику, эстетику, науку, искусство, литературу,
мифологию, религию). Гармоничное развитие
культуры естественно предполагает органическое
единство материальной и духовной культур
Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества) Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы
В силу того, что человек,
по своей природе существо духовно-
материальное, он потребляет как материальные,
так и духовные артефакты. Для удовлетворения
материальных потребностей он создает
и потребляет пищу, одежду, жилища, создает
технику, материалы, здания, сооружения,
дороги и т.п. Для удовлетворения духовных
потребностей он создает художественные
ценности, нравственные и эстетические
идеалы, политические, идеологические
и религиозные идеалы, науку и искусство.
Поэтому деятельность человека распространяется
по всем каналам как материальной, так
и духовной культуры.
Вот почему можно рассматривать человека
как исходный системообразующий фактор
в развитии культуры. Человек создает
и использует мир вещей и мир идей, который
вращается вокруг него; и его роль - это
роль демиурга, роль творца, а место его
в культуре - это место центра мироздания
артефактов, то есть центра культуры. Человек
творит культуру, воспроизводит и использует
ее как средство для собственного развития.
Он архитектор, строитель и житель того
природного мира, который называется культурой
мира, "второй природой", "искусственно
созданным" обиталищем человечества.
Это тот мир реальностей, который на планете
Земля до человека не существовал, реальность,
которая возникает, живет и развивается
вместе с человеком и которая будет существовать
до тех пор, пока будет существовать человечество.
3.1 Материальная составляющая
Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека
Материальная культура включает
в себя разнообразные по типам
и формам артефакты, где природный
объект и его материал трансформированы
так, что объект превращен в вещь,
то есть в предмет, свойства и характеристики
которого заданы и продуцированы
творческими способностями
Материальная культура, в
другом смысле слова - это человеческое
"Я", переодетое в вещь; это духовность
человека, воплощенная в форму
вещи; это человеческая душа, осуществленная
в вещах; это материализовавшийся
и опредметившийся дух
В материальную культуру входят
прежде всего разнообразные средства
материального производства. Это энергетические
и сырьевые ресурсы неорганического или
органического происхождения, геологические,
гидрологические или атмосферные составляющие
технологии материального производства.
Это орудия труда - от простейших орудийных
форм до сложных машинных комплексов.
Это разнообразные средства потребления
и продукты материального производства.
Это различные виды материально-предметной,
практической деятельности человека.
Это материально-предметные отношения
человека в сфере технологии производства
или в сфере обмена, то есть производственные
отношения. Однако, следует подчеркнуть,
что материальная культура человечества
всегда шире существующего материального
производства.
В нее входят все виды материальных ценностей:
архитектурные ценности, здания и сооружения,
средства коммуникации и транспорта, парки
и оборудованные ландшафты и т.п.
Кроме того материальная культура
хранит в себе материальные ценности
прошлого - памятники, археологические
объекты, оборудованные памятники
природы и т.п. Следовательно, объем
материальных ценностей культуры шире
объема материального производства,
и уже поэтому нет тождества между материальной
культурой в целом и материальным производством
в частности.
Кроме того, само по себе материальное
производство можно характеризовать в
терминах культурологии, то есть говорить
о культуре материального производства,
о степени его совершенства, о степени
его рациональности и цивилизованности,
об эстетичности и экологичности тех форм
и способов, в которых оно осуществляется,
о нравственности и справедливости тех
распределительных отношений, которые
в нем складываются. В этом смысле говорят
о культуре технологии производства, о
культуре управления и организации его,
о культуре условий труда, о культуре обмена
и распределения и т.п.