Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:15, реферат
Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить предмет культуры, как основы изучения культурологии.
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека.
Введение 3
1. Исторические аспекты теории культуры 3
2. Понятие культуры 3
3 Структура культуры 5
3.1 Материальная составляющая культуры 6
3.2 Духовная составляющая культуры 7
3.3.1 Миф 7
3.3.2 Религия 8
3.3.3 Искусство 9
3.3.4 Философия 10
3.3.5 Наука 10
3.3.6 Идеология 11
3.3.7 Нравственность 12
3.4 Социальные составляющие культуры 13
4 Массовая и элитарная культура 15
4.1.1 Экономические предпосылки и социальные функции "массовой" культуры
16
4.1.2 Философские основы массовой культуры 16
4.2 Элитарная культура как антипод массовой культуры 18
5. Предназначение культуры 19
6. Взаимоотношение культуры, личности и общества 21
7. Заключение 22
Следовательно, в культурологическом подходе материальное производство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения, материальное производство изучается с технократической точки зрения, то есть его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.п.
Материальная культура в
целом, как и материальное производство
в частности, оценивается культурологией
с точки зрения создаваемых ими
средств и условий для
Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным, культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет - культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопичностью и революционизмом.
3.2 Духовная составляющая культуры
Человек по-разному может
реализовать свое творческое начало,
и полнота его творческого
самовыражения достигается
"специализированной" смысловой
и символической системой. Попытаюсь далее
кратко охарактеризовать лишь подлинно
всеобщие формы духовной культуры, в каждой
из которых по-своему выражается суть
человеческого бытия
Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой
В современной культуре можно
уже говорить об относительной их
самостоятельности и о
3.3.1 Миф
Миф есть не только исторически
первая форма культуры, но и изменения
душевной жизни человека, сохраняющееся
и тогда, когда миф утрачивает
свое абсолютное господство. Всеобщая
сущность мифа состоит в том, что
он представляет собой бессознательное
смысловое породнение человека с силами
непосредственного бытия, будь то бытие
природы или общества. Если миф выступает
как единственная форма культуры, то это
породнение приводит к тому, что человек
не отличает смысл от природного свойства,
а смысловую
(ассоциативную связь от причинно-следственной.
Все одушевляется, и природа выступает
как мир грозных, но родственных человеку
мифологических существ - демонов и богов
Миф - наиболее древняя система
ценностей. Считается, что в целом
культура движется от мифа к логосу,
то есть от вымысла и условности
к знанию, к закону. В этом плане
в современной культуре миф играет
архаичную роль, а его ценности
и идеалы имеют рудиментарное
значение. Развитие науки и цивилизации
часто обесценивает миф, показывает
неадекватность регулятивных функций
и ценностей мифа, сущности современной
социокультурной
"героического", что, скажем недоступно
науке. В ценностях мифа чувственное и
рациональное даны синкретно, слитно,
что мало доступно другим средствам культуры
XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко
преодолевать несовместимость смыслов
и содержания, ибо в мифе все условно и
символично
В этих условиях выбор и
ориентация личности раскрепощается и,
следовательно, используя условность,
она может достигать высокой
гибкости, что, например, почти недоступно
религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя
явления окружающего мира, сводит
их к человеческим представлениям.
На этой почве становится возможной
конкретно-чувственная
3.3.2 Религия
Религия, как и миф, выражает
потребность человека в ощущении
своей причастности к основаниям
бытия. Однако теперь свои основания
человек ищет уже не в непосредственной
жизни природы. Боги развитых религий
находятся в сфере
Религия стала доминировать
в культуре вслед за мифом. Ценности
светской культуры и ценности религии
часто не гармоничны и противоречат
друг другу.
Например, в понимании смысла жизни, в
миропонимании и т. д. Главное почти во
всякой религии - это вера в Бога или вера
в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо
разумом, рациональным путем. В этом ключе
и формируются все ценности религии. Культура,
как правило, модифицирует становление
религии, но утвердившись, религия начинает
изменять культуру, так что дальнейшее
развитие культуры идет под значительным
влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал,
что религия оперирует в основном коллективными
представлениями и поэтому - сплочение
и связь главные ее регуляторы. Ценности
религии принимаются сообществом единоверцев,
поэтому религия действует прежде всего
через мотивы консолидации, за счет единообразной
оценки окружающей действительности,
жизненных целей, сущности человека. Религия
устанавливает градацию ценностей, придает
им святость и безусловность, что затем
ведет к тому, что религия упорядочивает
ценности по "вертикали" - от земных
и обыденных до божественных и небесных.
Требование постоянного морального совершенства
человека в русле предлагаемых религией
ценностей создает напряжения смыслов
и значений, попадая в которое человек
регламентирует свой выбор в границах
греха и справедливости. Это порождает
тенденцию к консервации ценностей и культурных
традиций, что может вести к социальной
стабилизации, но за счет сдерживания
светских ценностей
Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям и интерпретации в духе времени. Общая тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, то есть освобождения культуры из-под влияния религии.
3.3.3 Искусство
Параллельно с мифом и
религией в истории культуры существовало
и действовало искусство. Искусство
есть выражение потребности человека
в образно-символическом
Приобщение к этому миру, самовыражение
и самопознание в нем составляют одну
из важнейших потребностей человеческой
души
Искусство продуцирует свои
ценности за счет художественной деятельности,
художественного освоения действительности.
Задача искусства сводится к познанию
эстетического, к художественной интерпретации
автором явлений окружающего
мира. В художественном мышлении познавательная
и оценочная деятельность не разделены
и используются в единстве. Работает такое
мышление с помощью системы образных средств
и создает производную
(вторичную) реальность - эстетические
оценки. Искусство обогащает культуру
духовными ценностями через художественное
производство, через создание субъективных
представлений о мире, через систему образов,
символизирующих смыслы и идеалы определенного
времени, определенной эпохи
Искусство рефлексирует мир,
воспроизводит его. Сама рефлексия
может иметь три измерения: прошлое,
настоящее и будущее. В соответствии
с этим возможны различия в типах
тех ценностей, которые создает
искусство. Это ретроценности, которые
ориентированы в прошлое, это
реалистические ценности
, которые "точно" ориентированы к
настоящему, и, наконец, авангардные ценности,
ориентированные на будущее. Отсюда - особенности
их регулятивной роли. Однако, общим для
всех этих ценностей является то, что всегда
они обращены к человеческому "Я".
В этом содержатся как положительные,
так и отрицательные моменты, то есть художественные
ценности, преломляясь в сознании и подсознании
человеческого "Я", могут порождать
как рациональные так и иррациональные
мотивы и стимулы к выбору в поведении
человека
Роль искусства в развитии
культуры противоречива. Оно конструктивно
и деструктивно, оно может воспитывать
в духе возвышенных идеалов и
наоборот.
В целом же искусство, благодаря субъективации,
способно поддерживать открытость системы
ценностей, открытость поиска и выбора
ориентации в культуре, что в конечном
счете воспитывает духовную независимость
человека, свободу духа. Для культуры это
важный потенциал и фактор ее развития.
3.3.4 Философия
Рассуждая о духовных составляющих
культуры, нельзя не упомянуть философию.
Философия стремиться выразить мудрость
в формах мысли (отсюда и ее название,
которое буквально переводится
как "любовь к мудрости").
Философия возникла как духовное преодоление
мифа, где мудрость была выражена в формах,
не допускающих ее критическое осмысление
и рациональное доказательство. В качестве
мышления философия стремится к рациональному
объяснению всего бытия. Но будучи одновременно
выражением мудрости, философия обращается
к предельным смысловым основам, видит
вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом)
измерении. Таким образом, философия выступает
как теоретическое мировоззрение и выражает
человеческие ценности, человеческое
отношение к миру. Поскольку мир, взятый
в смысловом измерении есть мир культуры,
то философия выступает как осмысление,
или, говоря словами Гегеля, теоретическая
душа культуры. Многообразие культур и
возможность разных смысловых позиций
внутри каждой культуры приводят к многообразию
спорящих между собой философских учений.
3.3.5 Наука
Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни
Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, существует как особый способ производства объективных знаний
Объективность не включает
в себя оценочного отношения к
объекту познания, то есть наука
лишает объект какого-либо ценностного
значения для наблюдателя. Наука, давая
знания человеку, вооружает его, дает
ему силы.
"Знание - сила!" - утверждал Ф. Бекон
Но для каких целей и с каким умыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура
Гуманистическая ценность,
культурогенная роль науки неоднозначны.
Если ценность науки измерять практическими
последствиями, то она, с одной стороны,
дала компьютер, а с другой - ядерное
оружие. Высшая ценность для науки -
истина, в то время как высшая
ценность для культуры - человек.
Наука, будучи мощным средством рационализации
человеческого труда, может с успехом
"роботизировать" человека. Подавляя
другие формы истин, наука ограничивает
возможности духовного развития. Стремясь
контролировать содержание образования,
наука косвенно контролирует систему
человеческих ориентиров, что ведет в
дальнейшем к созданию условий для формирования
одномерного человека, то есть узкого
и глубокого специалиста
Познание, будучи жизненно важной
потребностью человека, приобрело вид
отчужденной силы человеческого
прогресса, когда оно стало развиваться
в форме науки. Н. Бердяев подчеркивал,
что жажда познания, оторванная от
ценностей, идеалов Добра и Красоты,
оборачивается роком в судьбе
человечества. Поскольку главная
социальная функция науки - усовершенствовать
средства жизнедеятельности человека,
то есть задача повышения эффективности,
постольку она порождает
Самый важный результат научного
прогресса - возникновение цивилизации,
как системы
В определенном смысле, цивилизация и
культура несовместимы.
Технифицированные формы бытия человека
противостоят внутренним началам духовной
сущности человека. Эти начала культура
воплощает в ценностях и идеалах. Культура
- это скорее творческая лаборатория человеческого
духа, в то время как науку скорее можно
понимать как творческую лабораторию
только разума. Первое следствие разрыва
культуры и науки проявляется в нарастающей
подмене духовных смыслов и ценностей
жизни материальны ми результатами прогресса
Современная история человечества без науки не представима
Наука принадлежит современной
культуре, порождает цивилизацию
и, таким образом, связывает их в
целостное образование. Наука превратилась
в фундаментальный фактор выживания
человечества, она экспериментирует
с его возможностями, создает
новые возможности, реконструирует
средства жизнедеятельности человека,
а через это она изменяет и
самого человека.
Творческие возможности науки огромны,
и они все более глубоко преобразовывают
культуру. Можно утверждать, что наука
обладает некоторой культурогенной ролью,
она придает культуре рационалистические
формы и атрибуты. Идеалы объективности
и рациональности в такой культуре приобретают
все более важную роль. Но это ведет к тому,
что вытесняются ценности субъективности:
личностные, эмоциональные и чувственные
компоненты культуры, без них нет реального
человека. Культура всегда нравственно
нагружена, она в этом смысле более органична
сущности человека, а наука более отчуждена,
она более условна. Ценность научного
знания пропорциональна его полезности,
но это по существу, технократическая
характеристика. Наука расширяет пространство
для технократических атрибутов, обогащает
сознание человека технократическими
смыслами и значениями, но это все элементы
цивилизации. Можно утверждать, что в истории
человечества наука действует как цивилизирующая
сила, а культура - как одухотворяющая
сила. Наука создает, по определению В.
Вернадского, ноосферу - сферу разума,
рационального обитания. Рациональность
не всегда укладывается в требования нравственности.
В культуре XX века борьба здесь идет с
нарастанием, и неясно как разрешится
эта ситуация. По этой причине современная
культура не является гармоничной и сбалансированной.
Скорее всего противоречие между рациональностью
и нравственностью не разрешится до тех
пор в истории человечества, пока оно не
выполнит древний завет: "Познай самого
себя!" Наукоемкость культуры возрастает
и это показатель прогресса человеческой
истории. Но "гуманность" тоже должна
расти, ибо это показатель человечности
исторического прогресса. Только синтез
того и другого дает надежду, что будет
построена гуманистическая цивилизация.