Многообразие понятия «культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:15, реферат

Описание работы

Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить предмет культуры, как основы изучения культурологии.
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека.

Содержание работы

Введение 3
1. Исторические аспекты теории культуры 3
2. Понятие культуры 3
3 Структура культуры 5
3.1 Материальная составляющая культуры 6
3.2 Духовная составляющая культуры 7
3.3.1 Миф 7
3.3.2 Религия 8
3.3.3 Искусство 9
3.3.4 Философия 10
3.3.5 Наука 10
3.3.6 Идеология 11
3.3.7 Нравственность 12
3.4 Социальные составляющие культуры 13
4 Массовая и элитарная культура 15
4.1.1 Экономические предпосылки и социальные функции "массовой" культуры
16
4.1.2 Философские основы массовой культуры 16
4.2 Элитарная культура как антипод массовой культуры 18
5. Предназначение культуры 19
6. Взаимоотношение культуры, личности и общества 21
7. Заключение 22

Файлы: 1 файл

культурология2.docx

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, культура выводит  человека из мира животного в мир "homo sapiens", человека разумного, осознающего  свое общественно-социальное представление. Кроме этого, культура способна выполнить роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры становится возможным формирование глубинных подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека, то есть формирование архетипов, которые закрепляют поведенческие образцы или модели на психофизиологическом уровне. 
К. Юнг убедительно показал, что архетипы действуют как врожденные психологические структурные образования, которые возникли, однако, в результате культурного развития человека. архетипы служат питательной почвой для творчески продуктивной духовной деятельности человека

И, наконец, рекреативная функция  культуры, которая проявляется в  создании способов и учреждений, где  человек получает возможность восстанавливать  свои духовные силы, обновлять и  приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то, что обычно называется "очищением  души". Это можно делать в театре, а можно и в храме или  на карнавале. в открытой культуре человек свободен в своем выборе и поэтому ему доступны все формы и функции культуры.

 
6. Взаимоотношение культуры, личности  и общества

Наряду с действием  на природу, культура влияет на ход  истории человечества, где она  взаимодействует с обществом, с  социумом

История человечества - более  широкая реальность, чем культура. Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Но в историю человечества входит и разрушительная деятельность человека, например, войны, возникновение которых  всегда сопровождается разрушением  культуры. История, таким образом, включает все виды жизнедеятельности человека - конструктивные и деструктивные, прогрессивные и регрессивные. 
Поэтому тождества между развитием культуры и историей общества не может быть. Однако, верно и то, что культура обнаруживает себя в истории общества и вне этого она непостижима и невозможна. Смысл и содержание культуры невозможно понять, если рассматривать явления культуры вне конкретных исторических рамок, то есть абстрактно. Сущность исторического процесса, конкретной стадии в развитии общества является контекстом, по отношению к которому выявляется конкретный смысл и значение артефактов культуры. Многие исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей

Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало  устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать  кумулятивный характер развития. Кроме  того, общество создало возможности  для публичного создания и использования  ценностей, что привело к возможности  более быстрого их понимания и  апробирования другими членами  общества

Таким образом, общество создает  условия для социального развития человека, то есть человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме  того, общество создает условия для  массового использования ценностей  культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизведения культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны. Культура своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими системами саморегуляции в обществе, такими, как политика, право и т.п., но в отличие от них регулятивы культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбора

Развитие интересов и  потребностей личности может стимулировать  изменение ценностей культуры и  тогда они подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В  целом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда общество менее  динамично и менее открыто, чем  культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся  ценности и в целом возникают  неблагоприятные условия для  развития личности. Возможна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личностного развития вновь  нет оптимальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В  этих условиях возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное  развитие личности

В развитом обществе человек  стремится действовать на основе единства, целостности и тождественности  своего "Я". Европейская культура всегда придавала личностному началу качество безусловности, независимости  от других регулятивов общества, устойчивости и целостности личного мира человека. Только при таком положении личность способна в самой себе находить регулятивы и ценности, которые позволяют  выстоять перед вызовом обстоятельств, придать вызову и обстоятельствам  смысл, опираясь на собственное "Я"; только при таком положении возможно чувство ответственности в осуществлении  своих целей, индивидуализм как  установка на самостоятельное значение человека. Эти идеалы и ценности личностного поведения в обществе культивируются уже с античности в первых идеях рационального и мудрого образа жизни. Затем в христианстве, в идеях и идеалах индивидуального спасения. Далее, в эпоху Возрождения - идеалы гражданского и естественного права, просвещения и научности, рационализма в нравственных и правовых идеалах, и, наконец, в идеалах демократии, открытого общества и открытой культуры, характерных для XX века

Культурное богатство  личности зависит от включения ценностей  в личную деятельности и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условии для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры.

 
7. Заключение

В настоящее время наблюдаются  тенденции гуманизации всех сфер деятельности человека, в том числе  и производственных. Во главу угла ставятся интересы каждого конкретного  человека, личности. Ключевая роль в  процессе гуманитарной подготовке личности отводиться теперь изучению культуры. Данная работа - попытка самостоятельно и с помощью компетентных авторов  изучить и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека, получить представление о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры. К сожалению ограниченность во времени не позволяет более всесторонне и всеобъемлюще рассмотреть вопрос культуры, как одного из величайших феноменов и продуктов жизнедеятельности человека и общества.

Список литературы

 
1.Учебник по истории средних  веков.Из-во"Просвещение",Москва,1984 г 
2.Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18,стр 507-510. 
4.И.М.Тронский "История античной литературы". Из-во "Высшая школа",Москва,1988 г

 


Информация о работе Многообразие понятия «культура»