Многообразие понятия «культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:15, реферат

Описание работы

Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить предмет культуры, как основы изучения культурологии.
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека.

Содержание работы

Введение 3
1. Исторические аспекты теории культуры 3
2. Понятие культуры 3
3 Структура культуры 5
3.1 Материальная составляющая культуры 6
3.2 Духовная составляющая культуры 7
3.3.1 Миф 7
3.3.2 Религия 8
3.3.3 Искусство 9
3.3.4 Философия 10
3.3.5 Наука 10
3.3.6 Идеология 11
3.3.7 Нравственность 12
3.4 Социальные составляющие культуры 13
4 Массовая и элитарная культура 15
4.1.1 Экономические предпосылки и социальные функции "массовой" культуры
16
4.1.2 Философские основы массовой культуры 16
4.2 Элитарная культура как антипод массовой культуры 18
5. Предназначение культуры 19
6. Взаимоотношение культуры, личности и общества 21
7. Заключение 22

Файлы: 1 файл

культурология2.docx

— 64.00 Кб (Скачать файл)

 
3.3.6 Идеология

До недавнего времени  особое внимание уделялось еще одному компоненту духовной культуры - идеологии. Впервые наиболее развернуто проблему идеологии поставили и разрешили  немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс. В 
"Немецкой идеологии" и других произведениях они используют категорию 
"идеология" в соответствии с той традицией, которая сложилась в конце XVIII- 
XIX веках, когда этот термин употреблялся в негативном значении, характеризуя "чуждые действительности мечтания" и "ложное сознание". Но К

Маркс и Ф. Энгельс привносят  в анализ идеологии социальные характеристики. Они рассматривают идеологию  как сложное социальное образование, которое формируется и функционирует  в рамках надстроечных систем. Идеология  определяется как функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественное бытие с позиций  интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая  эти интересы

Следовательно, идеология  представляет собой самосознание социального  субъекта: социальных групп, национальных и иных общностей, класса. Только в  идеологии специфические интересы социальных групп, классов и общностей  находят свое осознание, обоснование  и систематизированное выражение. 
Следует также иметь в виду, что те или иные формы общественного сознания принимают идеологический характер только в рамках определенных социальных институтов и представляющих их социальных организаций: государства, политических партий, церкви, корпоративных объединений и т.д. Следует отметить, что противоположную тенденцию выражает гуманизм. В качестве примера идеологического направления - можно привести метод социалистического реализма - это определенный художественный канон. Но этот канон носит ярко выраженный идеологический характер. В характеристике этого метода содержатся сформулированные идеологические установки на процесс художественного творчества, а также предъявляемые к этому творчеству определенные социальные оценки и критерии. Метод социалистического реализма выступал как догматический и потому, что трактовался как единственно верный, закрывающий возможности проявления всех остальных творческих методов

Таким образом, нельзя рассматривать  идеологию только как отдельную  составляющую культуры - это скорее всего больше своеобразная надстройка над самой духовной культурой, так как она пронизывает все области духовной культуры.

 
3.3.7 Нравственность

Нравственность возникает  после того, как уходит в прошлое  миф, где человек внутренне сливается  с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы - долг, стыд, честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.

Возможно мною было уделено  черезмерное внимание духовной составляющей культуры, в ущерб материальной, как известно, согласно марксистско- ленинской философии именно бытие определяет сознание, и этот факт, как правило, актуален, но не стоит забывать и многовековую мудрость: "Вначале было слово...". Поэтому по-моему именно духовная составляющая является основополагающим приводным механизмом развития культуры и общества.

 
3.4 Социальные составляющие культуры

О культуре невозможно говорить и рассуждать как о чем-то абстрактном, оторванном от человека, общества. Культура - прежде всего явление социальное, равно как и включающее в себя социальные компоненты. 
Традиционно принято разделять культуру на материальную и духовную, однако некоторые ее элементы, несмотря на то, что в значительной степени тяготеют к той или другой составляющей культуры, все-таки, пожалуй, можно выделить отдельно

Пожалуй, наиболее значимым компонентом, где сталкиваются материальная и духовная сферы человека является сфера производства, как место, где  человек реализовывает свои внутренний потенциал, где он вступает в определенные отношения с коллективом, производством. В этом контексте хотелось бы рассмотреть  понятие культуры предприятий и  предпринимательства, аспект организационной  культуры

Предприятия, как известно, существуют для того, чтобы производить  материальные блага и услуги. Это  производство связано в определенную технологическую цепочку. Для приведения в действие всех звеньев этой цепочки  на предприятии действует административная система или система управления, в которой весь персонал выполняет  функции руководителей и подчиненных. Однако деятельность предприятий не может осуществляться только на основе технологии или управленческой иерархии. На предприятиях, в организациях действуют  люди. А это значит, что в своей  деятельности они руководствуются  какими-то конкретными ценностями, совершают определенные обряды и  т.д. В этом смысле каждое предприятие  или организация представляет собой  культурное пространство. С позиции  реализации предприятием или предпринимателем конкретной цели культуру предприятия  можно охарактеризовать как специфическую, характерную для данной организации  систему связей, действий, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в  рамках конкретной предпринимательской  деятельности, способа постановки и  ведения Дела. В русле такого подхода  находится определение организационной  культуры или культуры предприятия, данное американским социологом Е.Н. 
Шейном: "Организационная культура есть набор приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. 
Эти правила и приемы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений. 
Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как 
"изначально верные"

Содержание организационной  культуры не является чем-то надуманным или случайным, а вырабатывается в ходе практической предпринимательской  деятельности, связей, взаимодействий и отношений, как ответ на проблемы, которые ставит перед организацией внешняя и внутренняя среда. Это  содержание действует достаточно долго, оно прошло испытание временем. Но для каждого конкретного члена  организации они существуют как  нечто данное. 
Таким образом, культура предприятия выражает определенные коллективные представления о целях и способе предпринимательской деятельности предприятия. Французский социолог Н. Деметр подчеркивает, что культура предприятия - это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами

Каково же содержание организационной  культуры? Ведущую роль в культуре предприятий играют организационные  ценности. Организационные ценности - это предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации. Главные из них: производство продукции, оказание услуг; стабильные долговременные устойчивые отношения с заказчиком; максимальная экономическая эффективность, получение  прибыли является важной организационной  ценностью в условиях товарного  производства; проведение определенной социальной политики, направленной на удовлетворение разнообразных потребностей работников предприятий

Помимо общих ценностей, определяющих функционирование производственных организаций, существует еще целый  набор внутриорганизационных ценностей. 
Организация хорошо выполняет предписанные ей цели лишь при соблюдении в ней определенного функционального и структурного порядка, который является фактором ее стабильности

Порядок в организации  поддерживается трудовым поведением работников, соблюдением ими трудовой и технологической  дисциплины. Дисциплина и представляет собой одну из важных внутриорганизационных  ценностей. Сюда же относится такая  черта трудового поведения, как  исполнительность, высокое чувство  ответственности за выполнение своих  профессиональных и статусных обязанностей, стабильность поведения как отдельного работника, так и целых коллективов

Способность предприятия  создать ключевые ценности, которые  объединят усилия всех структур того или иного предприятия, по мысли  американских специалистов по организационной  культуре П

Питерса и Р. Уотермана  являются одним из самых глубоких источников успешной деятельности предприятия

Формирование ключевых ценностей  или принципов деятельности предприятия  имеет своей главной целью  создать в окружающей среде и  в глазах сотрудников предприятия, его предельный образ, или как  принято сейчас выражаться, 
"имидж предприятия". Эти принципы громогласно провозглашаются в речах основателей или президентов компаний, различного рода информационных документах, включая и рекламные ролики, вывески, табло и т. д. Эти принципы, объединенные в систему, определяются как "кредо" предприятия, его 
"символ веры". Совокупность таких принципов зачастую называют "философией" данного предприятия. Так знаменитая американская компания по производству электронной техники IBM в качестве важнейших принципов своей деятельности особо выдвигают три: 1) Каждый человек заслуживает уважения. 2) Каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно. 
3) Добиваться совершенства во всем. По свидетельству заместителя главного менеджера Дж. Роджерса, эти принципы были провозглашены основателем компании Томасом Дж. Уотсоном-старшим и неуклонно претворялись в жизнь на протяжении всей истории существования этой компании

Большое внимание , по мнению, крупнейшего американского специалиста по проблемам менеджмента и социологии организаций И. Оучи должно уделяться бюрократической культуре на предприятии. Бюрократическая культура основывается на системе власти, осуществляющей регламентацию всей деятельности предприятия в форме правил, инструкций и процедур. Источником власти в данной организации является компетентность. Данная культура эффективна в стабильных, хорошо прогнозируемых ситуациях. В ситуации возрастания неопределенности, в моменты кризиса ее эффективность падает.

4 Массовая и элитарная  культура

Особенности производства и  потребления культурных ценностей  позволили культурологам выделить две социальные формы существования  культуры: массовую культуру и элитарную  культуру. Массовой культурой называется такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все  люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой  аудиторией по различным каналам, включая  и средства массовой информации и  коммуникации

Когда же появилась массовая культура? По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения. Приведу в  качестве примера, наиболее часто встречающиеся в научной литературе: 1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае , на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, "Библия для начинающих"), рассчитанные на массовую аудиторию

2. Истоки массовой культуры  связаны с появлением в Европейской  литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию  читателей за счет огромных  тиражей. Здесь, как правило,  приводят в качестве примера  творчество двух писателей: англичанина  Даниэля Дэфо (1660-1731) - автора широко  известного романа "Робинзон Крузо"  и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т.д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730 - 1812) - создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков "Повести о приключениях английского милорда Георга" и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком

3. Большое влияние на  развитие массовой культуры оказал  и принятый в 
1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века 
- роман

И все-таки все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил  повторять фразу, которая стала  со временем расхожей: "Если Рим дал миру право, Англия 
- парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру"

Феномен появления массовой культуры представляется следующим  образом. 
Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. 
Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века

Конечно, в наши дни масса  существенно изменилась. Массы стали  образованными, информированными. Кроме  того, субъектами массовой культуры сегодня  являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку  люди выступают одновременно и как  индивиды, и как члены локальных  групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект "массовой культуры" может рассматриваться  как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В  свою очередь понятие "массовая культура" характеризует особенности производства культурных ценностей в современном  индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной  индустрией.

 
4.1.1 Экономические предпосылки и  социальные функции "массовой" культуры

Каковы же экономические  предпосылки становления и социальные функции массовой культуры? Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются  в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще  К. Маркс в "Капитале". В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через  призму понятия "товар" все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе

Стремление видеть товар  в сфере духовной деятельности в  сочетании с мощным развитием  средств массовой коммуникации и  привело к созданию нового феномена - массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное  производство - все это во многом означает перенесение в сферу  художественной культуры того же финансово-индустриального  подхода, который царит и в  других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации  тесно связаны с банковским и  промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В  свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших  залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных  и киноэкранов

Информация о работе Многообразие понятия «культура»