Морфология культуры Республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомить современную молодежь с разными направлениями культуры татарского народа.
Цель, в свою очередь, как представляется, предполагает решение следующих задач:
- изучить морфологию культуры Республики Татарстан.
- как можно шире раскрыть культуру татарского народа.
- изложить изученный материал и донести его до современной молодежи.

Файлы: 1 файл

правильный вариант.docx

— 652.21 Кб (Скачать файл)

Введение

   Актуальность заявленной темы заключается в том, чтобы подробно изучить типичные формы культуры Республики Татарстан, которые характеризуют ее внутреннее строение. Ведь мы живем в этой республике и должны знать историю возникновения культуры, традиций, обычаев и т.д.

   Целью курсовой работы является  ознакомить современную молодежь  с разными направлениями культуры  татарского народа.

   Цель, в свою очередь, как представляется, предполагает решение следующих задач:

- изучить морфологию культуры Республики Татарстан.

- как можно шире раскрыть культуру татарского народа.

- изложить изученный материал и донести его до современной молодежи.

   В ходе работы был использован сравнительный метод научного исследования. Методологическая база исследования носит комплексный характер. Это обусловлено самой спецификой работы, поскольку основу исследования составляют общенаучные методы изучения рассматриваемых проблем – синтез и анализ исторических фактов, системно-структурный и программно- целевой подходы к изучению данных фактов.

   Практическая значимость исследования  состоит в возможности использования  в учебном процессе в средней  школе и в вузе.

   Теоретическую основу исследования составила учебная литература. Также в основу работы были положены труды ученых: Тагирова И.Р. «Культура межнациональных отношений», Абдуллина Я.Г. «Ислам – духовно-идеологическая основа татарской культуры», Ахмадуллина А.Г. «История татарской литературы», Нигмедзянова М.Н. «Татарская народная музыка» и т.д. Каждая из работ ученых очень интересна, достаточно подробно описывает культуру  с первых дней и до современности. Например, в  работе «Культура межнациональных отношений» Тагиров И.Р. рассказывает нам как зарождались межнациональные отношения в Республике Татарстан, а уже Абдуллин Я.Г. в своей работе «Ислам – духовно-идеологическая основа татарской культуры», рассказывает своим читателям о религии которую исповедовали народы проживающие на этой территории.

  Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Морфология культуры.

    Помимо экономической, социальной и политической сфер жизни людей, цивилизация включает очень важный момент - культуру. Степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций.

    Термин «культура» - латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки и каждая из них дает ей свое определение. В самом общем смысле под культурой ученые понимают все виды преобразовательной деятельности, человека и общества, а также ее результаты.

    Теперь мы хотели бы разобраться в таком понятии как «морфология культуры».

    Морфология – это раздел культурологии,  имеющий своим  предметом изучение  типичных форм культуры, характеризующий  ее внутреннее строение как  целостность.

   В рамках деятельной концепции  культуры она может быть структурирована  на основе главных, присущих  всем культурам видов человеческой  жизнедеятельности, иногда называемых  сферами культурного творчества. С этой точки зрения формальная  структура культуры может быть  представлена единством духовной  и материальной культур. В дидактических  целях удобно отделять от собственно  материальной- хозяйственной-физическую  и социальную культуры; таким  образом, морфологический «срез»  культуры может быть представлен  четырьмя элементами:  
 

  1. Материальная  культура.
  2. Духовная культура.
  3. Социальная культура.
  4. Физическая культура.
 

 

    Духовная  культура. 

      Начнем с духовной культуры  как наиболее ярко воплощающей  деятельные способности человека. Как правило, к ней относят  идеологию, науку, мораль, духовное  общение, художественное творчество (искусство) и религию. Духовная  культура вырастает как идеальная  сторона материальной деятельности1. Однако при определенных условиях, будучи объективной, закрепленной в механизмах социальной памяти, духовная культура как устойчивая матрица духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества может играть на различных этапах развития общества ведущую роль.

  

        Материальная культура. 

    Материальная культура создается  в процессе материального производства. Традиционно культуру выделяют  в качестве ее объектов орудия  труда, средства производства, одежду, быт, жилище, средства сообщения  – все то, что получило название искусственной среды обитания человечества и является процессом и результатом материальной деятельности человека

   Материально производственная деятельность  человека лежит в основе его  деятельности в других областях  жизни; вместе с тем результаты  его мыслительной (духовной) деятельности  материализуются, превращаются в материальные объекты – вещи, технические средства, произведения искусства и т.д. Например, наши знания в электронной технике относятся к духовной культуре, а компьютеры, телевизоры, созданные на основе этих знаний, относятся к материальной культуре, следовательно, все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой2.

   Анализируя внутреннюю структуру  материальной культуры, в рамках  материальной деятельности следует, прежде всего, выделить хозяйственную (экономическую) деятельность. Она имеет по характеру объекта двоякую направленность – ее объектами выступают и природа, и другие люди.

   Итак, культура является существенной характеристикой жизни общества и следовательно, она неотделима от человека как социального существа.    

   

        Социальная культура. 

  Она  представляет собой производство, развитие и совершенствование  общественных условий жизни человека. Эта культура характеризует деятельность  государства, других социальных  институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие  учреждений и практических действий, которые составляют реальное  «тело» общественного бытия, то, что обычно называют социальной  материей3.

   Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.

    В частности, политическая культура представляет собой совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов.

    В последнее время говорят  о правовой культуре. Ее также можно рассматривать как сферу социальной. Эта культура воплощена в деятельности правовой системе общества, правовом развитии человека, важнейшим показателем которого является его отношение к закону как к культурной ценности4.  

Физическая культура.

    В физической культуре принято выделять четыре сферы.

   Первая- культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений. Сфера естественно-родового отношения мужчины и женщины в известной мере характеризуют ступень общей культуры человека.

   Вторая сфера- физкультура и спорт, включающее развитие физических способностей человека, его телесных проявлений, двигательных навыков и умений. Формы физкультуры многообразны, включают в себя народные виды спорта, гимнастику, массовую физическую культуру, профессиональный спорт.

   Третья сфера- здоровый образ  жизни. Он воплощается в культуре  питания, распорядке дня, организации  труда и досуга, отсутствии вредных  привычек, постоянной заботе о  здоровье человека и его близких.

    Наконец, к физической культуре  можно отнести и деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные функции человеческого организма. Культура врачения и профилактики прямо зависит от уровня знаний и от уровня всей материальной культуры, от состояния материального производства. Все показатели здравоохранения как вида социальной деятельности убедительно подтверждают эту зависимость.

   Подводя итоги сказанному, хотелось  бы подчеркнуть, что феномен  культуры обязан своим происхождением, бытием и функционированием деятельности субъекта (человечества, народов, социальных групп, индивидов). При всем многообразии конкретных форм проявления культура выступает как некое целое, система.

   Таким образом, из всего выше  сказанного мы видим, что любая  культура многогранна и многолика,  ее содержание облечено в разные  формы. В рамках концепции культуры она может быть структурирована на основе главных, присущих всем культурам видов человеческой жизнедеятельности, так называемыми сферами культурного творчества. Мы выделили морфологический «срез» культуры, который состоит из 4 элементов: материальной, духовной, социальной и физической культуры. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Из истории татарской культуры Республики Татарстан.

§1. Социальная культура Республики Татарстан.

  В I главе мы рассматривали морфологию культуры и выделили морфологический «срез» культуры, который состоит из 4 элементов: материальной, духовной, социальной и физической культуры. В этой главе хотелось бы рассмотреть что включает в себя каждый из них?

   И рассматривать мы будем на примере нашей Республики Татарстан и начнем с социальной культуры.

  Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государства Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Значительным было и влияние ислама, принятого в 922 году. Существовавшая в народе руническая письменность была заменена на арабскую, что дало импульс к развитию науки, философии и литературы.

    Ислам создал и укрепил главные традиции татаро-булгарской культуры. Мусульманское духовное родство позволяло волжским булгарам поддерживать торговые и дипломатические отношения с огромным миром ислама, открывало дорогу на Восток - в Священную Мекку, Египет, Турцию, Иран. Образы доисламской языческой мифологии - изображение птиц, животных и, иногда, человека заменяются цветочно-растительным и геометрическим орнаментом, который становится доминирующим. В то время как на Руси в искусстве утверждаются библейско-христианские изобразительные мотивы, в болгарском декоративном искусстве, как и в странах Востока, эстетическим и художественным принципом становится узорность и декоративность. До нашего времени дошли изумительные произведения булгарских мастеров - образцы украшений, работы по бронзе, серебру и золоту.

   Новый этап развития культуры и искусства связан с включением Булгарии в состав Золотой Орды в 1236 году, имперская культура которой представляла собой симбиоз тюркских, монгольских и среднеазиатских культурных традиций с характерной для них пышностью орнамента и богатством декора, с использованием различных драгоценных металлов камней и самоцветов5.

   Особое значение приобретает создание предметов, связанных с убранством коня и экипировкой воина, производство оружия и других, присущих тюркской кочевой среде, художественных изделий. Продолжают развиваться градостроительные традиции Волжской Булгарии. Путешественников и богатых купцов, дипломатов и политиков поражала красота величественных ханских дворцов, соборных мечетей с высокими минаретами, мавзолеев, украшенных изразцами белого и голубого цветов, покрытыми стеклянной глазурью и сусальным золотом.

Информация о работе Морфология культуры Республики Татарстан